Таинство Крещения Таинство Миропомазания Таинство Покаяния Таинство Причащения Таинство Елеосвещения Таинство Брака Таинство Священства

Новости

23 мая 2013
Патриарх Кирилл: Религиозное чувство вне истинной веры растрачивается на поклонение ложным кумирам

2013-05-23

22 мая 2013 года, в праздник перенесения мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Преображенском соборе Николо-Угрешского ставропигиального мужского монастыря.

По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Ваше высокопреподобие, отец игумен Варфоломей, наместник этой святой обители! Дорогие отцы, братья и сестры!

Я всех вас сердечно поздравляю с великим праздником — с днем памяти святителя и чудотворца Николая. Этот весенний праздник в честь святителя установлен по поводу переноса его мощей из малоазийского города Миры Ликийские в итальянский горд Бари. Это произошло тогда, когда велика была угроза уничтожения святынь в Малой Азии. До конца не ясна вся история, связанная с перенесением мощей. Об этой истории пишут целые книги и исследования. Некоторые даже считают, что перенос мощей произошел при непосредственном участии русского государства. Существует много гипотез, и нам не следует сейчас на них останавливаться и их разбирать. Но совершенно очевидно, что если бы мощи оставались в Малой Азии (в то время там было неспокойно, христиане потеряли всякую власть и всякий контроль над политической ситуацией), любыми последствиями это могло бы обернуться для целостности святых мощей. Они оказались на Западе, в итальянском городе Бари.

И сегодня тысячи и тысячи паломников из России посещают град Барский для того, чтобы поклониться святым мощам святителя Николая, которые источают драгоценное ароматное миро. Эти кости источают дивную целебную и ароматную влагу, состав которой не может быть раскрыт никакими научными способами и средствами. Раз в году это святое миро собирается с костей святителя Николая и затем разбавляется водой, и в маленьких сосудиках распространяется среди верующих людей.

Святитель Николай сотворил великие чудеса при жизни, и после смерти он творит эти чудеса. Чудо — это не фокус, и чудо — это не есть действие, противоположное законам бытия. Но нередко, чтобы совершилось чудо, законы приостанавливаются силой Божественной благодати. И по молитвам святителя Николая это происходит очень часто. И именно потому в стране нашей так почитается этот угодник Божий, что обращаем мы к нему свои молитвы и в ответ получаем просимое — иногда совершенно неожиданное, необъяснимое, не могущее быть оправданными ни обстоятельствами, ни логикой жизни, ни самими законами бытия. И вот тогда мы свидетельствуем, что в нашей жизни произошло чудо.

Мы называем святителя Николая правилом веры. Именно с этих слов начинается тропарь всем святителям, то есть святым, которые пребывали в епископском сане. И к святителю Николаю эти слова особо относятся, потому что он был правилом веры. Правило — это некая норма. И для того чтобы понять, почему святителя Николая мы называем нормой веры, нужно обратить внимание вот на что.

Каждый человек обладает религиозным чувством. Религиозное чувство соприродно человеку, то есть является частью его природы, подобно тому, как и нравственное чувство является частью нашей природы. Нет человека без нравственного чувства, нет и без религиозного чувства.

Но тогда возникает вопрос: а почему же так много людей неверующих, если религиозное чувство соприродно человеку? И ответ заключается в следующем: не каждый человек реализует религиозное чувство посредством религиозной веры. Происходит это по многим причинам — в силу воспитания, окружающей среды, идеологических факторов, моды или просто неспособности иногда пойти против течения, обычаев, предрассудков. И такие люди, теряя религиозную веру, но сохраняя религиозное чувство, начинают его реализовывать вне всякой веры.

И мы знаем, во что выливается проявление религиозного чувства вне религиозной веры. Это поклонение кумирам, будь то политические деятели, или звезды музыкального мира, или еще какие-то властители душ. Люди поклоняются кумирам, эксплуатируя свое религиозное чувство, они впадают в экстаз. Посмотрите на эти огромные, собирающие десятки тысяч людей, так называемые музыкальные концерты, которые вводят людей в состояние дикого животного экстаза. Это и есть проявление религиозного чувства, потому что эти люди, достигшие экстаза, боготворят источник этого настроения — того или иного актера или ту или иную личность.

Мы знаем, что и в древности религиозное чувство реализовывалось вне религиозной веры посредством поклонения различным истуканам, рукотворным богам. Сами люди создавали бога, называли его богом и поклонялись ему, расточая свое религиозное чувство. Религиозное чувство может быть заглушено в человеке или разрушено, так же как и нравственное чувство. Мы же знаем людей с прожженной совестью, когда всякая нравственная основа разрушена. Вот так же могут быть и люди с полностью разрушенным религиозным чувством, но не потому что они не имели его от рождения, а потому что рукотворно, сознательно или несознательно сами разрушили в себе это чувство.

А почему же мы называем святителя Николая правилом веры? А потому что он действительно содержал некую норму веры — норму, определенную не людьми, а Самим Богом. Бог через Сына Своего Господа Иисуса Христа передал эту норму веры апостолам, Своим ближайшим ученикам. А те — своим ученикам, которых позже стали называть епископами. И те преемственно передавали эту норму веры из поколения в поколение.

Вот эту веру мы и называем православной. Она была защищена на Вселенских Соборах, участником первого из которых был святитель Николай. Несмотря на огромное сопротивление тех, кто желал бы разрушить всякую правую веру, она прошла через горнило испытаний, через страшные гонения, через попытки полного уничтожения верующих людей. Как ни одна организация в мире, Церковь, которой была вручена эта норма веры, страдала на протяжении двух тысяч лет. И само существование Церкви, то что мы сегодня, в XXI веке, собираемся с вами, чтобы прославить правило веры и образ кротости святителя Николая в этой возрожденной из руин величественной обители — разве это не является свидетельством того самого чуда, с которого мы начали сейчас нашу беседу? Это ведь тоже вопреки всяким законам логики, вопреки возможностям человеческого разума и человеческой психики, когда возрождается то, что было полностью уничтожено и растоптано. Разве в этом возрождении не имеем чуда веры!?

И Православная Церковь хранит это правило веры. Человек — свободное существо, и свое религиозное чувство он может проявлять и, действительно, проявляет по-разному. Но очень важно, чтобы проявление этого чувства давало человеку возможность спасти себя. Спастись — это означает быть с Богом, вне зависимости от того, здоровый ты или больной, богатый или бедный, знают тебя люди или ты совсем безвестный человек, жил ты тысячу лет тому назад, живешь ты сейчас или будешь жить через века в будущем. Носители православной веры, правой веры, нормы веры имеют возможность, развивая свое религиозное чувство и реализуя его через веру истинную, достигать Бога, чувствовать Его присутствие, наслаждаться Его благодатью, которая творит чудеса.

Вот почему важно, чтобы наша свобода, которую Господь дал каждому, не определяла ложных проявлений религиозного чувства, чтобы эта свобода, которую каждый человек имеет, не направляла религиозное чувство в опасные ложные русла, двигаясь по которым человек устремляется не к спасению, а к погибели.

Мы молимся святителю и Чудотворцу Николаю, который есть правило веры, о том, чтобы по его молитвам Господь не переставал приклонять милость к нам, чадам исторической Руси — России, Украины, Белоруссии, других стран, которые связаны с Киевской купелью Крещения. Чтобы Господь укреплял народ наш в истинной вере, в способности, если нужно, эту веру защищать, в способности, если нужно, идти против течения, чтобы, сохраняя веру, сохранять самою возможность жить с Богом.

Верим, что святитель и Чудотворец Николай, столь сильный своим предстательством пред Господом, поможет нам, слабым, недостойным людям, сохраняя свое религиозное чувство, реализовывать его в правой вере, в той самой вере, образом которой он был.

Его молитвами пусть хранит Господь землю нашу, обитель сию и всех, кто с верой прибегает к великому имени святителя и чудотворца Николая. Аминь.

Источник: http://www.pravmir.ru/patriarx-kirill-religioznoe-chuvstvo-vne-istinnoj-very-rastrachivaetsya-na-poklonenie-lozhnym-kumiram/


23 мая 2013
23 мая - память воина-мученика Евгения Родионова, силой Креста посрамившего диавола

2013-05-23

Женя Родионов родился в 1977 году. Был крещен в детстве скорее по традиции. Но в 12 лет он сознательно надел на себя крестик и уже не снимал его. Начал ходить на службы в церковь. Не стал, подобно многим сверстникам, уклоняться от армии. Призван был в 1995 году. Попал в плен на чеченско-ингушской границе, где служил: боевики, замаскированные под видом машины "скорой помощи", коварно захватили трех солдат с блокпоста. Евгений мог бы спасти свою жизнь, перейдя в мусульманство и сняв крест (так поступали некоторые), но 19-летний солдат выбрал мученическую смерть христианина: после трехмесячных пыток он был обезглавлен боевиками в день его рождения. Мать его, Любовь Васильевна Родионова, позже с огромным трудом и риском разыскала и выкупила его останки. Для того, чтобы найти и перезахоронить тело сына, ей пришлось испытать много горя, страданий и унижений, встретить равнодушие, непонимание и предательство со стороны тех, кто по своему долгу должен был ей помочь. Домой мать привезла сына в день памяти Мелитинских мучеников. Они были римскими легионерами-христианами, и за отказ отречься от Православной Веры им были отсечены головы. Один из них носил имя Евгений. Похоронен на кладбище села Сатино под Подольском, его могила стала местом паломничества. Ширится почитание Евгения Воина как святого. А Любовь Васильевна возложила на себя обязанность помогать нашим воинам в Чечне. Через ее руки уже прошли десятки тонн одежды, продуктов, подарков, которые она везла нашим солдатам в Чечню, на границу, в госпитали. Священник Тимофей Сельский пишет о воине Евгении: «Трудно служить своему отечеству, во главе которого стоят его предатели. Но все же именно это служение способно вдруг совершить в человеке удивительное нравственное преображение. Несколько таких примеров дала чеченская война, когда пленные русские ребята отказывались принять ислам и становились мучениками за Христа, хотя в мирной жизни, кажется, особо не усердствовали к церкви... И вот - предварили нас во Царствии Божием со всеми нашими познаниями в области экклезиологии. Что возвело их сразу на высоту святости? - Конечно, особая благодать Божия, поданная в ответ не на что-то духовное, а на чисто душевное - на русскую верность долгу, на усердие человека служивого, который не стремится спрятаться в частную жизнь».

Жизнеописание воина Евгения Родионова.

По воспоминаниям Любовь Васильевны Родионовой, мамы Новомученика.

Что лучше: быть убитым, но остаться в живых для будущих поколений, или заживо погибнуть, как Иуда? Этот вопрос нам - живущим в 21 веке. Этот вопрос, наверное, задавал себе, находясь в заточении, восемнадцатилетний солдат Евгений Родионов, которого бригадный генерал «казнил за упрямство» в самый день его рождения, 23 мая, в великий праздник Вознесения Христова. Бамут, где их убили, был взят на следующий день после казни. Им не хватило одного дня. Родионова Любовь Васильевна: «Женя родился в поселке Чеберлей Пензенской области, что в переводе означает "чистая" или "родниковая вода". Может быть именно поэтому он умел замечать всю красоту, созданную Богом, потому что вскормлен ей был, вспоен водой, красивыми лесами, выращенными бабушкой. Я всегда чувствовала себя... за ним. Он, казалось бы, ребенок семилетний, а я была за ним. Он был мне опорой, надеждой, он был мне братом, другом. Очень верным и все понимающим и, наверное, все прощающим. Дав слово, он всегда его держал. Но если он не был уверен, что выполнит, он его просто не давал. Мне кажется, это была все-таки отличительная черта. Он дал мне слово, уезжая на Кавказ, что он вернется на полгода раньше... Он вернулся... в цинковом гробу.., но ровно на полгода раньше. 21 мая 84-го года мы переехали в Подмосковье, в поселок Курилово. Мы шли по тропинке, в одной руке у меня была большая сумка с самыми необходимыми вещами, а за другую руку держался Женя. Ему на тот момент было семь лет. Мы шли и я думала: "Боже, как мы будем здесь выживать - без друзей, без знакомых, без родных, в совершенно новом незнакомом месте!" Я поделилась этим с Женей, на что он мне очень открыто, светло улыбнулся, сказал: "Мама, мы приехали сюда не выживать, мы приехали сюда ЖИТЬ. Посмотри, как здесь красиво!" Мне часто задают вопрос: "Каким он был?" - Обычным. Я не считаю, что он был каким-то особенным, выдающимся. Но было то, что, может быть, его как-то все-таки отличало от других детей, потому что у нас, в нашей семье, в семье мужа, не пришло с войны восемь человек. Он знал всех поименно. Он знал, где, кто, как погиб...» Священник Георгий Ханов, автор книг о Евгении Родионове: «Меня всегда поражало, что с детских лет Евгению воспитывалось огромное уважение к воинам. Вот есть даже такая фотография, когда Евгений изображен с детьми, гуляющими на улице, сфотографировался вместе с ними, с детьми его возраста, и только у Евгения на шапке солдатская кокарда. Первая идея, которая возникла, это написать книгу о солдате. Но книгу о реальном солдате, книгу не о вымысле, а о реальном солдате, который есть, который еще не так давно, может быть, ходил по этой земле, который общался с друзьями. Когда вот мы встретились с мамой, она сказал замечательные слова, и эти слова мы положили в основе лейб-мотива нашей книги: "Солдат умирает не тогда, когда его убивают, а когда его забывают. Они живы, пока мы их помним. Мы перед ними в долгу. А долги надо платить памятью и любовью..." Вот этой памяти и любви всегда учила мама Жени Родионова. «Так получилось, что с семи лет мы с ним остались одни. И вот я его ребенком не помню. Я всегда помню, что в моем доме был маленький мужчина, очень ответственный, потому что детство его с семилетнего возраста выпало на тяжелое время, время талонов, время сумасшедших очередей, время того, что чтобы получить квартиру, его мама, я, должна была работать на двух-трех работах. И ему всем хозяйством дома приходилось заниматься самому. После девяти классов он вынужден был пойти работать, поскольку четко определенной профессии еще не было, кроме того, он видел, как мне тяжело. Мы только что получили новую квартиру, и у нас не было ничего. Для того, чтобы как-то вот мне помочь, не говоря каких-то громких слов, он просто пошел работать на мебельное предприятие. Дело в том, что вся наша семья связана с лесом, с деревом и с мебелью. Его отец, его дед были плотниками, столярами; его бабушка 55 лет выращивала лес; я работала технологом деревообработки, и он пошел по нашим стопам. Он свое плечико - хрупкое, еще мальчишеское, - подставил мне, когда ему было шестнадцать лет... КРЕСТИК Когда ему было лет десять-одиннадцать, он вернулся с летних каникул с крестиком на шее. Для меня это был УДАР. Я просто думала, что все, мир мой рухнул, что как это у меня, члена партии с двадцатилетним стажем, такой ребенок верующий, что меня все осудят и над ним будут смеяться, издеваться. То есть это пришла в дом беда... Потом с годами я поняла, что такое беда и как она пахнет... А он с большим достоинством как-то отверг все мои вот эти настойчивые притязания и просьбы снять этот крестик. И сколько я помню, вот с этого времени никто и никогда не видел его без крестика. ...Веревочка уже истлела, а бурые пятна крови так и остались... Когда его еще взяли в армию, он не знал, что попадет в пограничные войска, но конечно, где-то в глубине души каждый мальчик мечтает стать, ну, десантником, моряком, наверное. Я не знаю, у него, по-моему, не было такого определенного желания. Я просто помню его письмо и помню его звенящий голос по телефону: "Мама, я не просто солдат, я - пограничник!" - Вот это его была такая гордость». Священник Георгий Ханов, автор книг о Евгении Родионове: «В ночь с 13 на 14 февраля 1996 года на пост пограничников в составе Евгения Родионова, Александра Железнова, Андрея Трусова и Игоря Яковлева напали бандиты. Боевики были старше и опытнее, схватка была ожесточенной. Лишь истоптанный снег и кровь на снегу в эту морозную ночь оставались немыми свидетелями происходившего. Сто дней и ночей длились пытки и издевательства. Но это не сломило воли молодых солдат. Их казнят. 23 мая, в день церковного праздника Вознесения и в день рождения Евгения Родионова. Женя, за отказ снять православный крест и изменить вере, был обезглавлен».

По материалам православных интернет-ресурсов, док. фильм «Сто шагов в небеса», «Русь-Фронт»


Источник: http://www.novorossia.org/religia/856-xristianskij-voin-muchenik-evgenij-rodionov.html
© Новороссия.org

Евгений Родионов пока не канонизирован


23 мая 2013
Два грузинских священника обвиняются в срыве гей-парада

2013-05-23

23 мая. ПРАВМИР. Двум представителям духовенства Грузинской православной церкви предъявлены обвинения в посягательстве на право проведения собраний и манифестаций в связи с событиями, которые развернулись в центре Тбилиси 17 мая. Речь идет о священнике храма Пресвятой Троицы (Самеба) архимандрите Антимозе (Тамазе Бичинашвили) и настоятеле женского монастыря Иона-Торнике Эристави игумене Иотаме (Иракли Басилая), сообщает «Седмица RU».

Следствие ведется по части 1 статьи 161 УК Грузии — посягательство на право собраний и манифестаций, незаконное воспрепятствование с применением силы, что предполагает лишение свободы до двух лет.

Патриархия Грузии, которая уже начала внутреннее расследование событий 17 мая в центре Тбилиси, пока воздерживается от комментирования обвинений, предъявленных двум представителям духовенства.

«Посмотрим, какая будет обстановка, какие материалы есть у правоохранительных органов. То, что кто-то держит в руках стул, ничего не значит, главное, было или нет что-то совершено с использованием этого стула. Если будут доказательства, наверно, будет и административное наказание», — заявил агентству пресс-секретарь Патриархии священник Михаил Ботковели.

Акция в защиту прав ЛГБТ, в которой 17 мая приняли участие несколько десятков человек, была сорвана ее противниками. К 13.00, когда была анонсирована акция, в знак протеста в центре Тбилиси собрались несколько десятков тысяч человек, в частности, представители духовенства, паства и представители общественных организаций. По данным Минздрава Грузии, в результате столкновений пострадали 28 человек, среди них — трое полицейских и одна журналистка.

В распространенных телекомпаниями 17 мая кадрах видно, как во время начавшихся в центре Тбилиси беспорядков один из представителей духовенства бежал, держа в руках табуретку.

Источник: http://www.pravmir.ru/dva-gruzinskix-svyashhennika-obvinyayutsya-v-sryve-gej-parada/


23 мая 2013
Портал Учебного комитета начинает публикацию пособий в помощь учащимся и преподавателям духовных школ

2013-05-23

Официальный портал Учебного комитета (http://www.patriarchia.ru/db/text/65966.html) Русской Православной Церкви начинает публикацию учебных пособий в помощь учащимся и преподавателям духовных учебных заведений.

Данные учебные пособия, рекомендованные к печати Учебным комитетом, могут быть использованы преподавателями при составлении учебных курсов и учащимися при освоении предмета.

Учебный комитет/Патриархия.ru


22 мая 2013
Украина пригласила на празднование 1025-летия Крещения Руси Вселенского Патриарха Варфоломея II

2013-05-22

22 мая. ПРАВМИР. 21 мая по благословению митрополита Киевского и всея Украины Владимира делегация Украинской Православной Церкви в составе Управляющего делами УПЦ митрополита Бориспольского Антония и секретаря Предстоятеля УПЦ архиепископа Переяслав-Хмельницкого и Вишневского Александра посетила Константинополь, где встретилась с архиепископом Константинополя — Нового Рима Вселенским Патриархом Варфоломеем II. Со стороны украинского государства во встрече принял участие советник Президента Украины — Руководитель Главного управления по вопросам гуманитарного развития Администрации Президента Юрий Богуцкий. Об этом сообщается на официальном сайте УПЦ.

Представители Украинской Православной Церкви и Украинского государства познакомили Вселенского Патриарха с программой юбилейных мероприятий по случаю 1025-летия Крещения Киевской Руси, который отмечается в Украине на высшем церковном и государственном уровне. Патриарху Варфоломею было передано приглашение принять участие в торжествах от Президента Украины Виктора Януковича.

Напомним, в рамках празднования 1025-летия Крещения Руси Украину посетит Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Празднование 1025-летия Крещения Руси предварительно назначено на 26 июля.

Источник: http://www.pravmir.ru/ukraina-priglasila-na-prazdnovanie-1025-letiya-kreshheniya-rusi-vselenskogo-patriarxa-varfolomeya-ii/


 
 
© 2011 Православное богословие
Разработка сайта - Студия web-дизайна Stoff