Таинство Крещения Таинство Миропомазания Таинство Покаяния Таинство Причащения Таинство Елеосвещения Таинство Брака Таинство Священства

Новости

29 января 2014
Слово Блаженнейшего Патриарха Антиохийского Иоанна на открытии XXII Международных Рождественских чтений

2014-01-29

27 января 2014 года в Государственном Кремлевском дворце в Москве Блаженнейший Патриарх Антиохийский и всего Востока Иоанн выступил на открытии XXII Международных Рождественских образовательных чтений «Преподобный Сергий. Русь. Наследие, современность, будущее».

Ваше Святейшество, возлюбленные во Христе братья и сестры!

Прежде всего хочу поблагодарить Ваше Святейшество за прекрасные и добрые слова, которые вдохновляют нас и служат стимулом для нашей Церкви и народа. Мы благодарим Вас и просим у Господа здоровья и благополучия всем организаторам Рождественских чтений. В такие моменты говорит только сердце, ибо я не нахожу слов, чтобы выразить все свои чувства и впечатления за время пребывания в России.

Я приехал к Вам с любовью от ваших братьев — верующих Антиохийской Церкви, и где бы я ни был, в Дамаске ли, Антиохии, Бейруте, Сидоне, Тире, Ираке — отовсюду, где находятся антиохийцы, приношу в своем сердце эту любовь, но вместе с тем  и страдание матерей, стариков и детей.

Рад обратиться к Вам в начале 2014 года от Рождества Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа и поделиться некоторыми мыслями о принципах жизни восточного антиохийского человека. Вы всегда находились с нами в братстве и согласии, были близки нам душой, с симпатией относились к нашим землякам и заботились о благе нашего общества.

Антиохийское христианство было и остается сочной ветвью, могучим стволом христианства. Это крепкий ствол и плодоносная ветвь Церкви Христовой, хранящие святые апостольские традиции и богословие святых отцов, которые живы в сердцах людей, и зерно живой веры, впитавшейся с молоком матери прежде, чем были изданы книги. Антиохийское христианство использовало все средства, чтобы быть ближе к восточному человеку и разделить с ним светлое будущее.

Вера Антиохийской Церкви и ее апостольская ревность вдохновляли последователей Христа, получивших имя христиан. Вера антиохийских христиан поставила на них печать имени Иисуса, которая укрепляет их, несмотря на их слабости, дабы свидетельствовали о Нем везде и повсюду.

Антиохийский христианин подобен Игнатию Богоносцу: сковывают его узы этого мира, бушует волнами житейское море, но он заботится лишь об одном — о вере, которую передаст своим детям. Антиохийская Церковь ему как мать, и это усыновление дает ему возможность бороздить волны сего мира, храня память о ней в своем сердце, что не препятствует этому человеку быть полноценным членом общества, в котором он живет.

Христианин-антиохиец пылает любовью к своей Церкви и просит молиться за нее и за Родину, где бы он ни был.

Антиохийское христианство никогда не было обособленным — наоборот, отличалось многообразием и имело много течений, передавая им движущую мысль. Именно об этом сказал один из наших предшественников-Патриархов: «Антиохия никогда не спит, но всегда бодрствует обновленной творческой мыслью, а богатство богословия, которое приносит она на протяжении веков, является ясным признаком жизни ее духа и мысли».

Антиохийская Православная Церковь, чьими сынами мы являемся, всегда состояла в братских отношениях с другими Церквами, и особенно с Русской Православной Церковью.

Упование и надежда нашего Антиохийского Православного Патриархата ни в ком ином, как в Иисусе. Но это совсем не значит, что Церковь не пользовалась помощью братьев в вере и других людей для укрепления позиций на своей земле, чтобы передать человечеству все наилучшее. Гуманитарная помощь, полученная в эти тяжелые дни от Сестры Русской Церкви, от людей из России, подтверждает наши слова. Мы благодарим каждого брата и сестру в России, оказавших своими пожертвованиями помощь страждущим братьям в Сирии и просим ваших молитв об этой стране, о тех, кто был вынужден покинуть родную землю, кто был похищен и захвачен, о всех стремящихся к миру, который когда-то украшал их жизнь.

Находясь в России, мы вспоминаем слова Нашего предшественника Патриарха Григория (Хаддада), который сто лет назад, в 1913 году, во время встречи с вашим благородным народом воскликнул: «Пусть Бог продлит Свою милость к России!» И мы здесь снова восклицаем: «Да продлит Господь милость к этому благородному народу и великой нации, которая подарила христианству святых и мучеников! Да будет благословенна земля, которая породила преподобного Сергия!»

Ваше Святейшество, позвольте мне обратиться с сердечным поздравлением ко всему русскому народу, который празднует 700-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, и пусть его заступничество всегда будет с нами.

Да будет благословенна священная земля, подарившая христианству Серафима Саровского, Иоанна Русского, Силуана Афонского и всех отцов — мучеников и исповедников.

Да будет благословенна цивилизация, которая подарила человечеству Достоевского, Толстого и Бердяева, которая наполнила наши души веянием человеческого возрождения из земли Русской и обогатила замечательной русской литературой.

Да сохранит Господь Свою милость и мир над Россией и над ее народом!

Ваше Святейшество, так было суждено, чтобы мы нанесли наш мирный визит, когда наш Восток изнемогает от выпавших ему испытаний. Мы призваны, по примеру нашего Искупителя, нести бремя креста с силой Того, Кто в слабости находит крепость. И по твердости нашей веры крест становится победой, ведущей к Воскресению.

Мы продолжаем наш путь, невзирая на вражеские испытания. Но, в конце концов, мы, люди, подвержены слабости, ведь и наш Господь и Учитель, по человеческой немощи, молился, дабы миновала Его чаша креста. Молимся, чтобы Господь помиловал всех нас и даровал мир нашим странам.

Мы неоднократно повторяли и теперь говорим, что дело мира и диалога сильнее и благородней, чем логика борьбы, а приятие другого, несмотря на то, что это дипломатический лозунг, происходит из глубин нашей христианской монашеской литературы.

Напомню историю, которую рассказывают о преподобном Макарии Великом, который однажды случайно увидел в египетской пустыне человеческий череп. Коснувшись его палкой, святой спросил: «Ты где?», — и тот, чей череп лежал в пустыне, ответил: «Я в аду». Тогда Макарий спросил: «Как вы там себя чувствуете?». Последовал ответ: «В страшном мучении, потому что мы связаны спинами и не видим лиц друг друга». Исходя из этого, я скажу, что воскресение Сирии заключается в том, чтобы увидеть, принять другого, а не в том, чтобы обвинять его в неверии.

Воскресение Сирии, ее настоящая весна — это диалог без предварительных условий и политическое решение, которое поможет остановить пролитие крови невинных. А для этого нужно, чтобы все государства внесли вклад в скорейшее развитие мира на сирийской территории, в освобождение захваченных, среди которых — митрополиты Иоанн и Павел, священники и монахини обители в Маалюле, сироты, чья единственная вина заключается в том, что они несли свой крест и были послами мира и примирения.

Странно хвастаться правами человека и подписанием соответствующей Декларации более чем 70 лет тому назад, если мы не видим дел, которые перенесены со страниц документа в реальную жизнь и подтверждены печатью правды. Неверно опираться на нарушения прав человека, чтобы достичь своих целей.

Диалог и принятие другого — единственный путь, следуя которым, мы сможем сохранить дорогую нам страну кедров Ливан. Он достоин того, чтоб его название произносилось с уважением. Пусть же и впредь его белый снег и чистота будут, как прежде, символом непорочных сердец, отражающим умиротворенный взгляд на жизнь и спокойствие его жителей. Нам тяжело видеть там призрак безвластия. Ливан призван быть страной, где отвергается тяготение к власти и утверждается власть любви, потому что человеческая любовь, несмотря на то, что ее не хватает, все равно строит общество и подтверждает принцип патриотизма и совместной жизни всех общин. Поэтому мы повторяем, что жители этой страны призваны отвергать логику большинства и меньшинства, но полагаться на логику единой Родины и совместной жизни, которая объединяет всех под кровом Ливана.

Из России я возношу также молитвы за Ирак, где царят насилие и терроризм, которые, кажется, охватили не только людей, но и камни. Молюсь за Палестину, за Египет и за весь Восток, где отсутствуют сегодня атмосфера спокойствия и дыхание мира. Мы в Антиохии не устаем возносить молитвы и обращаться к людям. Голос наш мирный, но он не будет тихим, обличая тех, кто посягает на мир. Мы не смиримся перед терроризмом и неверием, которые презираем; мы, антиохийские христиане, знаем, что они чужды и традиционному исламу.

Это ислам, с которым мы сосуществовали веками в стране Шам, с представителями которого разделяли наши жизни и наше будущее в братстве, не останавливаясь перед встречавшимися порой трудностями пути, о чем свидетельствуют события истории. Мы привыкли слышать от Нашего предшественника Патриарха Игнатия о человеке, который является частью нашего существования и дополняет его: в нем мы видим сами себя и через него достигаем прикосновения Лика Творца. Восточное христианство видит в исламе исторического партнера на земле, соратника, хранящего арабскую цивилизацию, которую мы строили совместно. Ислам, который мы знаем в наших странах, призван видеть в нас — коренных восточных христианах — мост, связующий с братьями по вере на Востоке и Западе. Все это позволяет нам сказать, что христианство и ислам являются двумя легкими стран Востока, которыми те дышат, они также призваны быть почками, которые очищают людей от всей грязи истории, от экстремистской идеологии, не имеющей никакого отношения к благородству как христианства, так и ислама.

В заключение хочу выразить глубокую благодарность Вам, Ваше Святейшество, Российскому государству, Русской Церкви и народу вашей страны за оказание помощи страдающей Антиохийской Церкви, за усилия, направленные на то, чтобы в Сирии и везде на Востоке распространился мир. Мы очень ценим эти труды, которые являются для нас примером в политических, общественных, международных делах, благодарим за гуманитарную помощь, за прекрасные инициативы вашего благородного народа по отношению к нам.

Я хочу с благодарностью приветствовать Его Превосходительство господина Президента России Владимира Путина и ныне лично поблагодарить Ваше Святейшество за все, что Вы делаете для блага Церкви и народа. И через Вас хочу также приветствовать весь русский народ, молясь, чтобы вы всегда трудились во славу великой России.

Мы благодарим Вас и просим у Господа всем организаторам Рождественских чтений здравия и благополучия.

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru


29 января 2014
Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на Рождественских парламентских встречах в Совете Федерации РФ

2014-01-29

28 января 2014 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял участие в Рождественских парламентских встречах, которые прошли в рамках XXII Международных Рождественских образовательных чтений в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Уважаемая Валентина Ивановна! Уважаемые члены нашего высокого собрания!

Я хотел бы сердечно всех вас приветствовать и выразить особенную благодарность Валентине Ивановне, руководителям комитетов, аппарату Совета Федерации в связи с возможностью провести здесь слушания в рамках Рождественских чтений. Отрадно, что сегодня здесь присутствуют не только сенаторы, но и депутаты Государственной Думы, главы митрополий, епархиальные архиереи, руководители и представители региональных законодательных собраний.

Надеюсь, что проведение подобных встреч станет доброй традицией, и я благодарю Вас, Валентина Ивановна, за предложение, которое Вы сейчас сделали. Полагаю, что площадка Совета Федерации и Государственной Думы — это очень важное место реального диалога между Церковью и светской властью. В парламентах осуществляется интеллектуальный процесс, разрабатываются законы, а значит, формируется теория стратегического развития страны. И как важно и для Церкви, и для других традиционных религий России иметь реальный живой диалог с теми людьми, кто вовлечен с полной ответственностью в этот процесс.

Мы собрались в год 700-летия преподобного Сергия, и мы знаем, какое огромное значение этот святой имеет для нашего народа, для становления нашего государства, нашего национального самосознания. Но я хотел бы сейчас сказать о чем-то другом. Преподобный Сергий и его святые родители, Кирилл и Мария, являлись и являются до сих пор особым примером подлинной христианской семьи, члены которой связаны крепкими духовными узами, а родители осознают свою ответственность за детей на протяжении всей жизни. Преподобный, в котором с детства воспитывали любовь к Родине, неслучайно стал Игуменом Русской земли и общенациональным духовным лидером. Патриотизмом, готовностью людей жертвенно служить на благо Отечества всегда славилась наша страна. Благодаря таким своим сыновьям, как преподобный Сергий, она обретала независимость, крепла; благодаря таким людям развивалось наше духовное, культурное и национальное самосознание.

Русская Православная Церковь, свидетельствуя о непреходящих евангельских идеалах и ценностях, всегда призывала и будет призывать людей руководствоваться этими ценностями в своей семейной, общественной и профессиональной жизни и деятельности. Учение Христово в течение веков глубоко укоренялось в русской душе. Неслучайно религиозный мыслитель и философ Николай Онуфриевич Лосский указывал: «Русская идея — христианская идея».

В связи с этим нельзя не сказать о значимости взаимодействия Церкви и законодательной власти — как в центре, так и в регионах. Я хотел бы высказать свою точку зрения на то, какое значение имеет сейчас Совет Федерации. Мы видим, как возрастает авторитет верхней палаты российского парламента. Совет Федерации становится местом реального диалога между регионами, местом, где представители регионов могут озвучивать свои проблемы и продвигать свои законодательные инициативы. Считаю, что в федеральном государстве, каковым является Россия, Совет Федерации имеет совершенно особый статус и особое значение, и в связи с этим я хотел бы еще раз подчеркнуть важность развития диалога через Совет Федерации, в том числе с регионами.

Не стремясь подменить органы власти, Церковь, однако, оставляет за собой право давать нравственную оценку принимаемым законопроектам и уже действующим правовым актам. Потому что Церковь состоит, в первую очередь, из граждан РФ, у которых есть свой взгляд на происходящее, есть свое мироощущение, есть потребность и желание разделять свои взгляды, убеждения и точки зрения, в том числе, с представителями власти. Особенно это важно в наши дни, когда размываются понятия добра и зла, когда вообще исчезает такое понятие, как грех, то есть нарушение некоей законодательной нормы, и на место традиционных моральных норм нашего народа приходят псевдоидеалы, чаще всего навязываемые извне, но очень часто при этом бездумно воспринимаемые и нашими людьми. Помня об этом, Церковь оценивает не только нормотворчество, но и все процессы, происходящие в жизни страны, от экономики до культуры; и в большинстве случаев голос Церкви совпадает с голосом народа, с чаяниями его души, а иначе и быть не может, потому что в Церкви — не кто иной, как наш народ.

Совет Федерации часто именуют палатой регионов. К сожалению, сегодня мы нередко становимся свидетелями того, как носители разрушительных идеологий — от потребительства до псевдорелигиозного экстремизма — пытаются оказывать давление на власти республик, краев и областей. Чтобы предотвратить распространение ложных идей, противоречащих традиционным понятиям о морали и нравственности, считаю полезным разработать формы системного взаимодействия между представителями Православной Церкви, других религиозных объединений, государства и общественности на региональном уровне.

Особо важным предметом такого сотрудничества должно стать сохранение института семьи и традиционных ценностей, без которых она не может существовать. Неслучайно тема семьи становится одной из главных на этих Парламентских встречах.

Стремительные изменения, происходящие в современном мире, бросают серьезные вызовы духовному благополучию личности и семьи. Последние десятилетия Церкви и государству приходится бороться с рядом социальных проблем: это сиротство, алкоголизм, наркомания, бытовая преступность, демографический кризис. Думаю, что корни многих этих проблем нужно искать именно в семейном неблагополучии или в отсутствии семьи. Беспокоит и укоренившееся в общественном сознании снисходительное отношение к нарушению супружеской верности, разрушению целостности семьи, следующим из этого разводам, абортам, оставлению детей родителями.

Сегодня само понятие семьи испытывается на прочность. Дискредитация института христианского брака, связанная с отказом от традиционной морали, является весьма болезненной для российского общества, ибо расшатывание семейных устоев приводит к нарушению преемственности поколений и утрате исторического опыта. Даже в некоторых с виду благополучных семьях воспитанию детей уделяется недостаточно внимания. Многие родители в погоне за карьерным ростом и материальной выгодой забывают о своей ответственности за ребенка, о необходимости проявлять любовь и заботу о нем. Все это негативно сказывается на воспитании детей, которые в подобных условиях остаются оторванными от духовных и культурных традиций своего народа, складывавшихся на протяжении веков. Очень важно, чтобы ребенок с самого юного возраста усвоил твердые представления об истинных ценностях, научился различать добро и зло и противостоять искушениям.

Когда мы используем такое слово, как искушение, мы прибегаем к терминологии Церкви. Для некоторых людей это как ветер по крыше, который не задевает человека внутренне. Поэтому я бы иначе сказал об этой проблеме. Речь идет о формировании сильной личности. А что такое сильный человек? Это человек, способный отстаивать свою внутреннюю автономию, свою свободу. Это человек, способный не уступать тем влияниям, которые могут разрушить его внутреннюю автономию, внутреннюю силу. Именно так искушение воздействует на инстинктивное начало человека, разрушая нравственную целостность личности. Вопрос целостности, интегральности личности, связанный, в том числе, со способностью отражать искушения, — это вопрос формирования сильной и свободной личности, формирования, если хотите, героической личности. А без героев не может существовать общество.

Что мы имеем в виду, когда говорим о традиционных ценностях? Традиционные, а лучше сказать, вечные ценности — это ценности веры, любви, долга, ответственности, солидарности. Это ценности, восходящие еще к дохристианскому представлению о естественных нравственных нормах, которые установлены не людьми и потому не зависят от конкретных условий общественного бытия. Это нормы, вложенные Богом в природу человека. И ведь никто не может опровергнуть идею объективной нравственности, не зависящей от внешних обстоятельств. Утверждение, что нравственность сформировалась в результате эволюционного процесса, в том числе политического, культурного, не соответствует истине. «Не убий» звучит одинаково и для папуаса, и для американца, и для русского. И если бы культурная эволюция определяла нравственную природу человека, то не было бы общечеловеческих ценностей, о которых так любят говорить, в том числе, люди либеральных взглядов. Само понятие общечеловеческих ценностей обращает наше внимание на Божественную природу нравственности. А если человек создан в соответствии с этим Божиим замыслом, то разрушение нравственного начала есть разрушение человеческой личности. Вот почему я говорю, что нравственный закон восходит не к христианству или к исламу. Он восходит к самым первым шагам человеческой цивилизации, потому что нравственный закон вписан Богом в человеческое сердце. Этот закон действительно вписан в саму структуру мироздания, и потому отвергнуть его значит встать на путь, ведущий к разрушению и личности и общества.

В наше время мы все чаще сталкиваемся с системой воззрений, которая ставит в центр мироздания изолированного индивидуума и рассматривает любые его действия и предпочтения как равно приемлемые — до тех пор, пока они не причиняют вреда другим, то есть пока закон исполняется. А затем восклицаем: что делать с преступностью, что делать с коррупцией? Да ничего не делать, если нутро гнилое. Никаким законом не остановить эту преступность. Эксперименты с нравственностью оборачиваются социальной нестабильностью, конфликтами, ростом преступности, всем тем кошмаром, от которого страдает современное общество. Нельзя на вагон возлагать ответственность, если паровоз испорчен. Никакого движения вперед не будет. Это не значит, что не надо совершенствовать законодательную систему, — это абсолютно правильный путь. Но эта работа должна идти вместе, рука об руку с нравственным воспитанием личности и общества.

Можно с уверенностью сказать, что тот, кто разделяет подобные релятивистские убеждения относительно нравственности, буквально не видит дальше своего носа. Вред, причиняемый действиями и поступками, не обязательно видим и осязаем: он может наноситься не отдельным людям, а обществу в целом, и уже потом возвращаться в виде бед и несчастий в жизнь отдельных людей. Последствия неправильных решений, принятых в соответствии с ложным целеполаганием, могут оказаться просто катастрофическими, но при этом проявляться не сразу же, а спустя какое-то время, спустя десятилетия.

Вот почему наши с вами ошибки — ошибки депутатов, ошибки священников, ошибки учителей — это не ошибки хирурга. Ошибка хирурга видна сразу — летальный исход. Ошибки, которые мы делаем, сразу не видны. Но они наносят колоссальный ущерб жизни личности и общества. Вот почему велика ответственность тех, кто обращается со словом к народу и призывает его к достижению тех или иных целей.

Приверженность традиционным ценностям предполагает гораздо более широкий взгляд на мир. Мы видим в человечестве не кучу песка, где отдельные песчинки могут пересыпаться произвольным образом, а органическое единство, в котором люди включены в различные общности: семьи, профессиональные группы, народы, страны, цивилизации. И благополучие отдельных людей тесно связано с благополучием тех общностей, которые они составляют. Благополучие общества, в свою очередь, невозможно без сохранения у людей четких и ясных представлений об обязательствах по отношению друг к другу и по отношению к стране, в которой они живут.

Патриотизм — это средство и способ выживания, способ формирования общности, которая называется народом. Если мы разрушаем любовь к своей стране, мы пилим сук, на котором сидим. Только люди, которые действительно дальше своего носа не видят, могут пропагандировать идеи релятивистского отношения к национальной традиции, к национальной культуре, к национальной самобытности и к любви к Отечеству.

Традиционные ценности, таким образом, согласны с учением Христовым, но они не являются исключительно христианскими: мы разделяем их с приверженцами других традиционных религий, которых я хотел бы поприветствовать в этом зале, — наших старых друзей, с которыми мы вместе работаем на протяжении десятилетий. Мы разделяем эти ценности и со многими нравственно здоровыми людьми, которые вообще не причисляют себя к какой-либо религии, а живут по закону совести, — это наши единомышленники.

Церковь и государство — разные установления, перед которыми стоят разные задачи. Церковь заботится о вечном спасении людей, государство — о благоустроении их земной жизни. Но есть области, в которых наша деятельность пересекается. Ведь Церковь ищет не только вечного, но и временного блага людей; для той же цели — прочного, долговременного блага — существует и государство. Сообразуясь с естественными нравственными нормами, государство не делается религиозным. Оно делается благоразумным попечителем об общем благе.

Говоря о сохранении института семьи, хотел бы предложить на государственном уровне пресечь попытки изменить российское законодательство, признающее браком именно союз между мужчиной и женщиной. В ответ на широкую международную дискуссию по этому вопросу мы решительно заявляем: брак — это союз мужчины и женщины, основанный на любви и взаимопонимании, для рождения детей.

Церковь готова поддерживать все государственные и общественные институты в их стремлении укрепить нравственные ценности и сохранить духовные традиции нашего народа. Данная позиция обусловлена побуждениями, которые исходят из самой природы христианства, а не стремлением так или иначе повлиять на политическую ситуацию. При этом я глубоко убежден в том, что созидательный потенциал Русской Православной Церкви и других традиционных религий в России далеко не исчерпан, да и не может быть исчерпан.

Сегодня у Православной Церкви есть все возможности реализовывать совместные образовательные, культурные, информационные проекты вместе с региональными органами власти. И одна из главных сфер такого партнерства — образование, воспитание, работа с молодежью.

На сегодняшний день наша совместная деятельность уже выражается во взаимодействии епархиальных структур с региональными органами управления образованием. Однако соработничество Церкви и государства на местах необходимо расширять. Полагаю важным, чтобы представители епархий наладили тесную связь с профильными комитетами и комиссиями региональных законодательных собраний для осуществления совместных проектов.

Хотелось бы обратить внимание на то, что материальное обеспечение многих негосударственных православных детских садов, школ и образовательных центров оставляет желать лучшего. В итоге бремя содержания данных учреждений возлагается на плечи родителей, многие из которых являются многодетными и не всегда могут обеспечить образование и досуг своих детей. При этом стоит отметить, что большинство православных школ дает очень высокий уровень знаний и создает наиболее благоприятный нравственный климат для воспитания ребенка. Думаю, что региональные власти могли бы проработать возможности регулярного и справедливого финансирования таких образовательных учреждений, которые реализуют государственный образовательный стандарт.

Несколько слов хотелось бы сказать и о тех людях, которые совсем недавно вступили или собираются вступить в брачный союз. Мы видим немалые усилия со стороны государства, направленные на поддержку молодых семей. Уверен, что данная помощь должна осуществляться во всех регионах страны. Она может выражаться и в обеспечении молодых специалистов рабочими местами, и в предоставлении возможности получить дополнительное образование, и в поощрении рождения детей, и в социальных гарантиях молодым семьям, в льготах на приобретение жилья. Я хотел бы еще раз сказать, что многое в стране делается, и мы являемся свидетелями добрых и правильных перемен в этой области. Но еще многое предстоит сделать, чтобы обеспечить поступательный рост народонаселения.

Русская Православная Церковь со своей стороны также осуществляет благотворительную деятельность в отношении семей, имеющих низкий уровень доходов или попавших в трудную жизненную ситуацию. Надеюсь на поддержку этой церковной социальной работы.

В заключение хотел бы отметить, что ни Церковь вместе с другими религиозными общинами, ни государственная власть, ни общественные институты не могут диктовать людям то, как им необходимо строить семейную жизнь и воспитывать детей. Однако и Церковь, и государственная власть, и общественные институты могут и должны совместными трудами утверждать в обществе неприятие таких явлений, как разводы, аборты, безответственность в отношениях мужчины и женщины, и создавать условия, при которых возможно формирование духовно здоровых, нравственных и сильных личностей.

Еще раз благодарю Вас, уважаемая Валентина Ивановна, и всех присутствующих за возможность поделиться некоторыми мыслями. Надеюсь, что сегодняшняя встреча будет свидетельствовать о том, что не только Церковь, но и государство, и общество осознают необходимость координировать усилия во всех сферах деятельности: законодательной, образовательной, просветительской. Уверен, что пути преодоления многих нынешних трудностей необходимо искать в опыте и традициях нашего народа, который во все времена не мыслил своей жизни без Бога, без Его вечной правды.

Желаю всем собравшимся плодотворных дискуссий, успехов в ваших высоких, ответственных и столь нужных для страны делах и помощи Божией во всем.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси


27 января 2014
До України прибули Дари волхвів

2014-01-27

24 січня до України прибула  велика християнська святиня – Дари волхвів. Ковчег доставила делегація афонського монастиря святого Павла, яку очолює  ігумен обителі архімандрит Парфеній.

Святиню в аеропорту  «Бориспіль» зустріли вікарій Київської Митрополії єпископ Боярський Феодосій та  координатор привезення Дарів волхвів в Київ, секретар Київської єпархії по місту Києву протоієрей Віктор Іващук.

З аеропорту святиню було доставлено до Києво-Печерської Лаври, де біля Святих воріт обителі її зустріли: єпископи Макарівський Іларій, Ірпінський Климент, Бородянський Варсонофій, Фастівський Даміан та Васильківський Миколай, столичне духовенство, викладачі та студенти Київських духовних шкіл, Міністр культури України Леонід Новохатько, керівництво та співробітники Національного Києво-Печерського історико-культурного заповідника на чолі з директором Любомиром Михайлиною,  численні вірні.

В Успенському соборі перед  ковчегом з Дарами волхвів був відслужений подячний молебень, який, з благословення Блаженнішого Митрополита Київського і всієї України Володимира, очолив єпископ Ніжинський і Прилуцький Іриней.

Наприкінці богослужіння, єпископ Макарівський Іларій подякував від імені Предстоятеля Української Православної Церкви та православних українців ігумену монастиря св. Павла на Афоні та Фонду свт. Василія Великого за привезення до Києва великої християнської святині.

«Господь дає нам можливість не тільки відчути, а й навчитися любові до ближнього, — зокрема сказав єпископ Іларій. — Це також можливість для нас навчитись у волхвів, які були язичниками, але знайшли Істину Христову у любові, віднайти цю любов, прагнути єдності у Христі. Не опускатися до звіроподібного стану, ненависті, люті і бажання нищити іншу людину, а прагнути єдності, любові та злагоди. Нехай у серці кожного народиться Христос, а з ним і любов».

Після молебню святиня була перенесена до Стефанівського приділу собору, де перебуватиме до 30 січня.

Зазначимо, що поблизу Києво-Печерської Лаври для обігріву паломників, які прийдуть вклонитися Дарам волхвів, стоять автобуси, а також встановлені туалети.

***

З 6 по 13 січня  ковчег із Дарами волхвів перебував у Храмі Христа Спасителя в Москві. До святині  прийшли більше 400 тисяч чоловік.

З 14 по 17 січня  святиня перебувала в Новодівочому монастирі в Санкт-Петербурзі. За чотири дні їй вклонилися 165 тисяч чоловік.

З 18 по 24 січня  Дари були виставлені в Будинку Милосердя. Вклонилися Дарам волхвів близько 200 тисяч людей.

***

Про поклоніння волхвів, що принесли дари – золото, ладан і смирну – Богонемовляті Христу, йдеться в Євангелії від Матфея. Дари волхвів – це одна з небагатьох реліквій, пов`язана із земним життям Спасителя, що збереглася до сьогоднішнього дня.

Згідно з переказами, відображеними в письмових візантійських джерелах, Дари волхвів разом зі Своєю чесною ризою і поясом передала Єрусалимській Церкві Сама Пресвята Богородиця. В Єрусалимі вони перебували до IV століття, за імператора Східної Римської імперії Аркадія (395-408) були перенесені в столицю Візантії — Константинополь.

В афонський монастир св. Павла святиню було передано в 1470 році, після захоплення Константинополя турками.

Золото, принесене волхвами, – це 28 невеликих золотих пластин-підвісок у формі трапецій, чотирикутників і багатокутників, прикрашених витонченим, філігранно виконаним орнаментом. Малюнок на жодній із платівок не повторюється.

Ладан і смирна, принесені роздільно, колись були з’єднані в невеликі, завбільшки з маслину, кульки темного кольору. Їх збереглося біля сімдесятьох. З’єднання це дуже символічне: ладан і смирна, принесені Богові й Людині, з’єднані так само нерозривно, як у Христі з’єдналися дві природи – Божественна й людська.

Священні предмети зберігаються в ковчегах. Один з ковчегів і був принесений в Україну.

Источник: http://church.ua/2014/01/25/anons-24-sichnya-do-ukrajini-pribuvayut-dari-volxviv/


27 января 2014
В рамках Рождественских чтений состоялся круглый стол «Здоровье нации: Православие, физическая культура и спорт»

26 января 2014 года в Центральном музее физической культуры и спорта Министерства спорта Российской Федерации председатель Миссионерской комиссии при Епархиальном совете г. Москвы, заместитель председателя Братства православных следопытов иеромонах Димитрий (Першин) возглавил секцию Международных Рождественских образовательных чтений «Здоровье нации: Православие, физическая культура и спорт».

В работе также приняли участие: сопредседатель — директор управления инновационным развитием молодежи Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма Е.А. Истягина-Елисеева, генеральный директор санатория «Русь» С.Н. Бризецкий, директор школы лидеров Челябинского общества «Трезвение» И.С. Валитова, координатор программ Братства православных следопытов А.Н. Астахова, сотрудник методического отдела Музея физической культуры и спорта Е.А. Романов, представители молодежных организаций.

В ходе круглого стола обсуждались вопросы пропаганды здорового образа жизни среди населения, проблемы и насущные задачи подготовки молодежных лидеров для программ спортивной, туристической и общественной направленности, вопрос взаимодействия государственных учреждений и общественных организаций в сфере популяризации спортивных и оздоровительных программ.

Иеромонах Димитрий (Першин) рассказал о регулярных и календарных мероприятиях, проводимых Братством православных следопытов, таких, как летние и зимние лагеря, походы, ежегодная международная акция «Вифлеемский огонь», ежегодный Георгиевский парад «Дети победителей».

«В педагогике основная идея — это служение. Надо не только самому что-то уметь, чтобы преподавать это другим, но и передавать навыки служения ближним. Современная массовая культура выбрасывает молодежь из рамок жизни, делает их пластичными и управляемыми, лишает самостоятельности, — отметил отец Димитрий. — В Братстве православных следопытов учат не только туристическим и походным навыкам выживания, таким как разведение костра и вязание узлов, — большое внимание уделяется патриотическому и нравственному воспитанию. В Братстве детям и подросткам преподается история Православия, катехизис, английский язык, классическая русская и зарубежная литература. Не обходят вниманием и современные кинопроизведения и книги. Мы показываем, что мир Православия гораздо шире самого Православия в религиозном понимании, мы находим отголоски православной мысли в произведениях Льюиса, Толкиена, Роулинг, в песнях современных рок-музыкантов».

Также отец Димитрий рассказал о туристическо-культурной программе «По следам преподобного Сергия», разработанного Братством при поддержке Лиги здоровья нации и приуроченной к празднованию 700-летия святого, отмечаемого в нынешнем году. Летом 2013 года был апробирован пеший маршрут от Москвы до Сергиева Посада. Планируется, что подобные маршруты проложат между другими городами Подмосковья, связанными с памятью преподобного и его учениками. Главная идея маршрута в его универсальности — в походе могут участвовать как верующие люди, так и те, кто интересуется историей и природой родного края. Программа носит культурно-просветительский характер, но для желающих может стать и паломнической. Кроме того, в разных регионах маршруты могут быть адаптированы к местным ландшафтам и реализовываться как пешие, конные, велосипедные или автобусные.

О том, как подобный маршрут для инвалидов реализуется Министерством спорта Российской Федерации и различными общественными организациями, рассказал С.Н. Бризецкий: «Спортивно-патриотический марафон "Сильные духом" проходит в разных регионах России. Люди с ограниченными способностями имеют возможность побывать в разных городах. Схема марафона такая: сначала организаторы проверяют обустроенность региона для инвалидов, затем участники марафона прибывают туда на автобусе и какую-то часть маршрута проходят самостоятельно, а по завершении их опять забирает автобус, и марафонцы отправляются в следующий пункт назначения. В некоторых городах в ходе марафона проходят спортивные состязания по различным видам спорта».

По словам иеромонаха Димитрия, подобные маршруты должны быть модульными, чтобы «люди ходили по достопримечательностям и святыням России, а не ездили специально для этого в Испанию, например».

Планируется, что к концу года будет выпущен путеводитель с описанием маршрутов и обучающий фильм по программе «По следам преподобного Сергия».

Также отец Димитрий рассказал о подготовке волонтеров по программе «Школа здоровья», реализуемой при поддержке Лиги здоровья нации. Проект нацелен на подготовку и сертификацию молодежных лидеров, организующих работу с разными целевыми аудиториями как в светской, так и в церковной среде: детьми, молодежью, пожилыми людьми, людьми с ограниченными возможностями, студентами и преподавателями системы среднего и высшего образования.

В продолжение работы секции выступила Е.А. Истягина-Елисеева, которая рассказала о перспективах дальнейшего сотрудничества Министерства спорта с православными детско-юношескими общественными организациями в деле воспитания подрастающего поколения и разработки Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса, который по поручению Президента России В.В. Путина должен быть внедрен в систему среднего образования. «Важно прививать детям не только физическую культуру, но и нравственность, давать им духовные основы, поэтому мы считаем важным сотрудничество с Русской Православной Церковью», — отметила Е.А. Истягина.

Пресс-служба Братства православных следопытов/Патриархия.ru


27 января 2014
Святейший Патриарх Кирилл возглавил церемонию открытия XXII Международных Рождественских чтений

2014-01-27

27 января 2014 года в Государственном Кремлевском дворце в Москве состоялось торжественное открытие XXII Международных Рождественских образовательных чтений «Преподобный Сергий. Русь. Наследие, современность, будущее».

Церемонию открытия и первое пленарное заседание возглавил председатель Международных Рождественских чтений Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Почетным гостем Чтений, посвященных 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, стал Блаженнейший Патриарх Великой Антиохии и всего Востока Иоанн Х. После пения «Царю Небесный» Предстоятель Антиохийской Православной Церкви благословил открытие форума.

В президиуме Чтений также присутствовали: председатель Оргкомитета чтений, председатель Организационного комитета по подготовке празднования 700-летия со дня рождения прп. Сергия Радонежского, глава Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий; председатель Государственной Думы ФС РФ С.Е. Нарышкин; полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе А.Д. Беглов; первый заместитель председателя Совета Федерации А.П. Торшин; министр образования и науки РФ Д.В. Ливанов; министр регионального развития РФ И.Н. Слюняев; статс-секретарь — заместитель министра иностранных дел РФ Г.Б. Карасин; заместитель министра культуры РФ Г.П. Ивлиев; руководитель Департамента межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями г. Москвы Ю.В. Артюх; главный ученый секретарь президиума Российской академии образования Ю.П. Зинченко.

На открытии присутствовали архиереи и священнослужители Русской Православной Церкви, представители Поместных Православных Церквей, государственных органов и общественных организаций, сотрудники синодальных структур и преподаватели церковных учебных заведений, работники высших учебных заведений и научно-исследовательских учреждений России и зарубежья.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к участникам заседания с докладом.

А.Д. Беглов огласил приветствие Президента Российской Федерации В.В. Путина и выступил с сообщением по теме форума.

Блаженнейший Патриарх Антиохийский Иоанн обратился к собравшимся с приветственным словом.

Затем прозвучало выступление С.Е. Нарышкина.

Д.В. Ливанов зачитал приветствие председателя Правительства РФ Д.А. Медведева и выступил с докладом.

А.П. Торшин огласил приветствие председателя Совета Федерации ФС РФ В.И. Матвиенко. К участникам мероприятия обратился И.Н. Слюняев. Приветствие министра иностранных дел РФ С.В. Лаврова зачитал Г.Б. Карасин. От лица министра культуры РФ В.Р. Мединского выступил Г.П. Ивлиев. Приветствие мэра Москвы С.С. Собянина огласил Ю.В. Артюх.

С докладом выступил председатель Оргкомитета чтений, председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий.

Затем состоялась церемония награждения лауреатов Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира». Патриаршие грамоты и подарки вручили Святейший Патриарх Кирилл и министр образования и науки РФ Д.В. Ливанов.

Победителями конкурса стали:

в номинации «Основная тематика» в возрастной группе до 8 лет — Елена Булат, г. Санкт-Петербург, Санкт-Петербургская епархия;
в номинации «Основная тематика» в возрастной группе с 9 до 12 лет — Серафим Царев, Нижегородская область, г. Семенов, Городецкая епархия;
в номинации «Основная тематика» в возрастной группе с 13 до 17 лет — Екатерина Носкова, Курганская область, г. Макушино, Курганская епархия;
в номинации «Православная икона» — Марина Мельник, г. Москва, Московская городская епархия;
в номинации «Роспись по фарфору» — Мария Чеботарева, г. Кемерово, Кемеровская епархия.
Также Святейший Патриарх Кирилл и Д.В. Ливанов наградили победителя Всероссийского конкурса в области воспитания, педагогики, работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя»: диплома I степени была удостоена А.Н. Скворцова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель ОПК средней общеобразовательной школы № 5 г. Таганрог Ростовской области, за организацию духовно-нравственного воспитания в рамках образовательного учреждения.

Во внимание к архипастырским трудам и в связи с 50-летием со дня рождения Святейший Патриарх Кирилл вручил митрополиту Меркурию Патриаршую грамоту.

Завершилось пленарное заседание концертом.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси


 
 
© 2011 Православное богословие
Разработка сайта - Студия web-дизайна Stoff