Таинство Крещения Таинство Миропомазания Таинство Покаяния Таинство Причащения Таинство Елеосвещения Таинство Брака Таинство Священства

Новости

14 ноября 2014
Патриарх Кирилл: Признание однополых браков ведет к дехристианизации Европы

2014-11-14

Сегодня мы с глубочайшим сожалением вынуждены констатировать свершившийся факт: многие европейские государства отказываются от своей христианской идентичности, - заявил Патриарх Кирилл в Белградском университете на вручении ему диплома почетного доктора наук.

Признание на государственном уровне однополых союзов, а также разрешение абортов, эвтаназии и других общественных явлений, идущих вразрез с евангельскими заповедями, ведет к дехристианизации европейского сообщества, заявил предстоятель Русской Церкви в Белградском университете на вручении ему диплома почетного доктора наук — honoris causa, сообщает РИА Новости.
С 14 по 16 ноября Патриарх Кирилл совершает так называемый мирный визит в качестве Предстоятеля Русской Православной Церкви в пределы Сербской Православной Церкви.
«Сегодня, когда процесс секуляризации, отрицания абсолютной истины, устранения самого понятия греха из общественной жизни и сознания достигает невиданных размеров, мы с глубочайшим сожалением вынуждены констатировать свершившийся факт: многие европейские государства отказываются от своей христианской идентичности. Этот отказ проявляется, в том числе, в поддержке и закреплении на законодательном уровне таких норм общественной жизни, как признание однополых союзов равноценными браку между мужчиной и женщиной, наделение однополых правом усыновления детей, легализация эвтаназии, наделение женщин правами распоряжаться своим телом и плодом так, как им захочется, и многое другое», — подчеркнул Патриарх Кирилл.
Он отметил, что несмотря на то, что все это происходит не по воле европейцев, свидетельством чему стали множественные демонстрации, например, во Франции, отказ от библейских норм стал возможным из-за «возведения прав и свобод человека в идеал и абсолютную ценность», что привело к вытеснению религии из публичного пространства и отказа от норм морали и нравственности.
«Если нравственность становится относительной, тогда свобода становится вседозволенностью. Свобода не может рассматриваться в отрыве от ответственности человека перед Богом, окружающими людьми и самим собой. В равной степени и права не могут существовать без обязанностей, в том числе и нравственных», — добавил предстоятель Русской Православной Церкви.
То, что происходит сегодня в ряде стран Западной Европы, патриарх Кирилл назвал намеренным «демонтажом христианского фундамента европейской цивилизации» и » триумфальным шествием секулярной идеологии». Он также напомнил, что в истории человечества церковь не однажды переживала подобные сложные периоды, когда духовность замещалась «политическими и философскими конструкциями». Последний из них хорошо известен и Русской православной церкви в начале и середине XX века, когда проводился эксперимент по созданию «советского человека», чьи моральные принципы «были оторваны от веры и религии».
Гость из Москвы на встрече со студентами и преподавателями Белградского университета особо подчеркнул, что в нынешней непростой геополитической ситуации укрепление и развитие связей между Россией и Сербией особенно важно и актуально.
«Прочная основа наших связей — не только в общности нашей культуры и истории, но и присущем нашим народам общем взгляде на многие проблемы и вызовы современности, общем мировоззрении, сформированным православной верой», — заключил Патриарх Кирилл.


Источник: http://www.pravmir.ru/patriarh-kirill-priznanie-odnopolyih-brakov-vedet-k-dehristianizatsii-evropyi/


03 ноября 2014
В Казахстане открыт памятник преподобномученице Елисавете Феодоровне

2014-11-03

3 ноября 2014 года в Алма-Атинской епархии прошли торжества, посвященные 150-летию со дня рождения великой княгини преподобномученицы Елисаветы Феодоровны Романовой.

Местом празднования стал единственный в Казахстане храм во имя святых Царственных страстотерпцев, находящийся в поселке Ключи (Карабулак) Талгарского района Алма-Атинской области. Церковь представляет собой уменьшенную копию храма в честь Покрова Божией Матери в крымском городе Ореанда, связанного с судьбой Дома Романовых. В Покровском храме служил святой праведный Иоанн Кронштадтский, в нем молилась преподобномученица Елисавета.

В память преподобномученицы Елисаветы прошел крестный ход из поселка Жетыген и села Байсерке, предваривший совершение праздничной Божественной литургии, которую в храме Царственных страстотерпцев возглавил митрополит Астанайский и Казахстанский Александр.

Главе Казахстанского митрополичьего округа сослужили: викарий Астанайской епархии епископ Талдыкорганский Нектарий; епископ Усть-Каменогорский и Семипалатинский Амфилохий; благочинный храмов Алма-Аты протоиерей Валерий Захаров; настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» протоиерей Евгений Воробьев; клирик Покровского храма протоиерей Александр Милованов; руководитель Информационного отдела Митрополичьего округа протоиерей Евгений Иванов; настоятели и духовенство храмов Иссыкского и Отеген-Батырского благочиний.

За богослужением молились: настоятельница Иверско-Серафимовского монастыря игумения Любовь (Якушкина) с сестрами обители; секретарь Казахстанского митрополичьего округа, Заслуженный деятель искусств России О.Н. Овчинников, многочисленные паломники из городов и сел Алма-Атинской области, а также студенты Алма-Атинской духовной семинарии.

Принять участие в торжествах прибыл Генеральный консул Российской Федерации в Алма-Ате А.М. Демин.

На заупокойной ектении были помянуты все невинно пострадавшие за православную веру «в годину лютых гонений от безбожников умученные и убиенные; от голода, холода, ран и непосильных работ скончавшиеся».

После отпуста Литургии со словами поучения к собравшимся обратился митрополит Александр. Глава Православной Церкви Казахстана поздравил Преосвященных архипастырей, священнослужителей, монашествующих и мирян со 150-летием со дня рождения великой подвижницы — княгини Елисаветы Феодоровны. В своей проповеди иерарх подробно рассказал о жизненном пути преподобномученицы Елисаветы, ее подвигах и страданиях.

Во внимание к усердному церковному служению и в связи с 50-летием со дня рождения настоятель храма во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского поселка Жетыген Алма-Атинской области протоиерей Вадим Алексеев, трудами которого возводился Страстотерпческий храм, был награжден орденом преподобноисповедника Севастиана Карагандинского.

В связи с празднуемым событием митрополит Александр вручил церковные награды жертвователям и благоукрасителям церкви во имя святых Царственных страстотерпцев.

После церемонии награждения при пении тропаря преподобномученице Елисавете архипастыри и все участники богослужения проследовали на площадь перед храмом, где состоялось открытие и освящение памятника царственной подвижнице и мученице.

Монумент святой, представляющий собой несколько видоизмененную копию памятника преподобномученице Елисавете в Марфо-Мариинской обители в Москве, установлен с южной стороны храма. Памятник изготовлен из бронзы казахстанской компанией «Версаль» (художники-дизайнеры Д.В. Мучак и Е.Ю. Гресс); работы велись в течение 2-х лет под непосредственным контролем директора компании А.И. Абрамова.

После того, как с памятника был снят белый покров, митрополит Александр прочитал молитву на освящение монумента. Глава Православной Церкви Казахстана окропил скульптурное изображение подвижницы святой водой.

Иерархи при пении величания преподобномученице Елисавете возложили к памятнику букеты цветов.

Источник: Митрополичий округ в Казахстане/Патриархия.ru


03 ноября 2014
В день памяти новомучеников и исповедников земли Белорусской Патриарший экзарх всея Беларуси возглавил Литургию в Воскресенском кафедральном соборе города Борисова

2014-11-03

2 ноября 2014 года, в Неделю 21-ю по Пятидесятнице, день памяти новомучеников и исповедников земли Белорусской, Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Заславский Павел и епископ Борисовский и Марьиногорский Вениамин совершили Божественную литургию в Воскресенском кафедральном соборе города Борисова.

В канун праздника Патриарший экзарх всея Беларуси совершил всенощное бдение в Свято-Духовом кафедральном соборе города Минска. Его Высокопреосвященству сослужили: управляющий делами Минской экзархии архимандрит Антоний (Доронин), избранный во епископа Слуцкого и Солигорского, и клирики кафедрального собора. Богослужебные песнопения исполнил соборный хор под управлением Виталия Соболевского. Проповедь после чтения Евангелия произнес клирик собора протодиакон Владимир Назаров. Во время богослужения Патриарший экзарх совершил чин хиротесии во иподиакона проректора по учебной работе Минской духовной академии, доктора богословия монаха Сергия (Акимова).

Праздничное богослужение 2 ноября было также посвящено официальному вступлению епископа Вениамина в должность управляющего новообразованной Борисовской и Марьиногорской епархией. По окончании Литургии митрополит Павел сообщил о решении образовать Борисовскую епархию, которое было принято 23 октября сего года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви. Митрополит Павел поздравил епископа Вениамина с назначением на должность управляющего епархией.

Архипастырям сослужили: инспектор Минских духовных академии и семинарии, избранный во епископа Молодечненского и Столбцовского, архимандрит Павел (Тимофеенков); архимандрит Антоний (Доронин); благочинные и духовенство епархии.

Богослужение посетили председатель Борисовского районного исполнительного комитета В.В. Миранович, начальник главного управления идеологической работы, культуры и по делам молодежи Минского областного исполнительного комитета Р.И. Трухан и начальник главного управления идеологической работы, культуры и по делам молодежи Борисовского районного исполнительного комитета Л.И. Горнак.

Богослужебные песнопения исполнил хор Воскресенского собора под управлением диакона Михаила Сидорова.

Во время Литургии Патриарший экзарх совершил диаконскую хиротонию монаха Сергия (Акимова).

Проповедь перед причастием произнес клирик Воскресенского собора диакон Димитрий Качановский.

По окончании богослужения Патриарший экзарх обратился к духовенству и прихожанам храма со словом. Митрополит Павел отметил, что жизненный подвиг новомучеников и исповедников земли Белорусской является для нас ярким примером для подражания. Совсем недавно жили они на этой земле, но, когда настало время исповедовать имя Христово, подобно христианам первых веков, они мужественно своей смертью засвидетельствовали свою веру, любовь и преданность Богу.

Владыка Павел поздравил причастников с принятием Святых Христовых Таин и преподал всем архипастырское благословение.

После праздничной трапезы состоялась встреча архиереев с отцами благочинными Борисовской епархии. Были обсуждены вопросы административного, литургического и финансового характера, связанные с образованием новой епархии.

По материалам официального сайта БПЦ

Источник: Патриархия.ru


03 ноября 2014
Вышло в свет новое исследование по древнерусской певческой традиции

30 октября 2014 года в помещении воскресной школы Никольского храма в Покровском г. Москвы состоялась презентация снабженного научным комментарием издания певческой книги «Праздники» инока Иосифа Ловзунского, одного из первопустынников севернорусского Поморья.

Созданная в 60-е годы XVII века рукопись, уникальная для своего времени, имеет в науке и практике особое значение, поскольку позволяет прикоснуться к древнерусской певческой традиции без посредства более поздних старообрядческих и пореформенных источников и, вместе с тем, с очевидностью свидетельствует о преемстве традиции старообрядцев-поморцев от Древней Руси. Публикация содержит полное цветное факсимильное воспроизведение памятника.

Издание осуществлено Патриаршим центром древнерусской богослужебной традиции на средства Нижегородской митрополии, которые были выделены по благословению митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия, члена Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством при Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата. Книга вышла в свет в Издательстве Московской Патриархии.

На презентации, которую вел руководитель Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции, секретарь Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством иерей Иоанн Миролюбов, выступили автор научного исследования рукописи, головщик Покровского храма в Рубцове кандидат искусствоведения В.Ю. Григорьева, научный рецензент монографии, главный научный сотрудник Государственного исторического музея доктор филологических наук Е.М. Юхименко, сотрудник Института научной информации по общественным наукам РАН А.Н. Старицын, а также многочисленные гости. Они высказали пожелание, чтобы в Патриаршем центре древнерусской богослужебной традиции и в дальнейшем развивались исследования по музыкальной медиевистике.

Источник: Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru


14 октября 2014
Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на собрании игуменов и игумений Русской Православной Церкви в Троице-Сергиевой лавре

2014-10-14

8 октября 2014 года в актовом зале Московской духовной академии в Свято-Троицкой Сергиевой лавре Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял участие в собрании игуменов и игумений Русской Православной Церкви. Святейший Владыка представил доклад «Вклад преподобного Сергия в устроение монашеской жизни и монастырей на Руси».

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Владыка Феогност! Досточтимые отцы игумены, матушки игумении, братия и сестры! 

Хотел бы, во-первых, выразить чувство глубочайшего удовлетворения в связи с тем, что впервые в новейшей истории нашей Церкви проходит собрание игуменов и игумений монастырей Московского Патриархата. Уверен, всем нам есть о чем поговорить, но самое главное — очень важно, что мы все вместе молились сегодня у раки преподобного Сергия в его обители. Общая молитва всех игуменов и игумений — это уже событие особого исторического значения, а если вспомнить, что за каждым из вас целые дружины иночествующих, то можно сказать, что сегодня все монашествующие нашей Церкви присутствуют в «Большой келье преподобного Сергия». Сорадуюсь великому торжеству — 700-летию со дня его рождения. Хотел бы поделиться с вами своими мыслями, в том числе о значении преподобного Сергия Радонежского для современного монашества.

Вопрос о том, как устроить монашескую жизнь, всегда стоял перед людьми, которые избирали для себя путь молитвы и уединения, отречения от мира. Некоторые отвечают на этот вопрос очень просто — принимают обеты и исполняют все, что предписывается. Другие пытаются создать для себя особые условия, которые бы способствовали, по их разумению, более динамичному духовному развитию, ускорению духовного роста. А некоторые вообще мало о чем думают — облачаются в монашеские одежды, вовлекаются в монастырскую жизнь, а жизнь сама диктует свои законы и сама определяет свое течение. И первые, и вторые, и третьи — все они принадлежат нашему монашескому братству, и, может быть, никогда за всю историю Церкви не было у этого братства таких вызовов извне и таких искушений, как сегодня. Поэтому, когда ко мне обращаются некоторые из игуменов или игумений и говорят о трудностях управления монастырями, то, давая им те или иные советы, я всегда думаю, что сам факт сегодняшнего нашего с вами существования в этом бурлящем житейском море есть явление Божественной благодати и милости, и за каждый день, прожитый совместно в монашеской общине, мы должны благодарить Господа. Но одновременно мы должны задумываться о том, кто мы сегодня, каково наше значение, куда мы идем, какие задачи перед нами стоят, и, что самое главное, мы должны задумываться о том, что является фундаментальным, основным в монашеской жизни. Вот мне бы и хотелось поговорить об этом самом основном, фундаментальном. 

Отречение от земной суеты, на первый взгляд, непременно приводит к уединенной, отшельнической жизни. Однако развитие монашества в этом направлении порой порождало различные нестроения, из которых самым опасным было выпадение из жизни Церкви, что побудило уже святителя Василия Великого закрепить особые правила для монашествующих. Разнообразие исторических и географических условий, а также особенности личного подвига и степеней духовного возраста привели к выработке трех основных способов устроения иноческой жизни, о которых вы хорошо знаете, — это монастырь с общежительным уставом, скит и отшельничество. 

Жизнь в скиту соединяет в себе достоинства и общежития, и отшельничества: насельники, имея общее имущество, богослужебный круг и послушания, живут по двое-трое в некотором отдалении друг от друга, достигая тем самым уединенности, но имея общего наставника — скитоначальника. Однако скит и даже монастырь может держаться не только общежительного, но и идиоритмического, т.е. особножительного устава, согласно которому каждый монах живет своим хозяйством, самостоятельно определяет себе послушания, а общее богослужение бывает лишь по воскресным и праздничным дням. 

Монастырь преподобного Сергия, в котором мы с вами находимся, прошел эти два этапа. Сначала он был идиоритмическим или особножительным, как и большинство обителей в Русской Православной Церкви того времени, т.е. после монголо-татарского нашествия: в житии преподобного Сергия мы читаем, как он сам за своеобразную плату — черствый хлеб — строит сени келии одному из братии. На втором этапе игумен Радонежский вводит в своем монастыре общежитие как высший или, лучше сказать, более возвышенный тип иноческой жизни, восходящий к апостольской общине. Общежительный монастырь предполагает общую трапезу, общие труды, общее имущество, послушания, получаемые от настоятеля, ежедневный круг богослужений и, естественно, одного духовного руководителя — игумена или игумению. Но даже эти характерные черты общежительного устава — не самые главные. Главное, чтобы у членов общежития, по слову Писания, были «одно сердце и одна душа» (Деян. 4:32). А все, что я перечислил: общая трапеза, общее имущество, даже общая молитва, — это средства, направленные на то, чтобы формировалась монашеская община, живущая одной жизнью.

Мы знаем, что само по себе общежитие не всегда спасает общину от внутреннего разделения, от наличия у монахов различных интересов и от потери собственно общежительного духа, как не спасает и от того, чтобы у насельников появлялись собственное имущество, чуть ли не зарплата, отпуска, собственное времяпровождение, выпадающее из самого принципа общежительного устава. Попробуй скажи монаху или монахине, привыкшим жить в таком «общежительном» монастыре, что это неправильно, что этого делать нельзя, что отъезд из монастыря должен быть исключительным явлением, а не отпуском, и что никакого отпуска у монашествующих в принципе быть не может, потому что все отпуска закончились с отложением волос, — тебя не поймут, на тебя обидятся, особенно монахини: «ну как же так, я тут пашу, а у меня отпуска нет...» Так атмосфера мира врывается в наше общежитие, которое должно жить по своим законам — тем самым, по которым преподобный Сергий перестроил свой монастырь; а на деле, к сожалению, общежития как такового и не получается.

Конечно, чтобы создать такое братство или сестричество, необходим немалый духовный и нравственный авторитет. Таким авторитетом в избытке обладал преподобный Сергий. Прославив Триединого Бога еще в утробе матери, он был Его служителем всю свою жизнь. Главной святыней монастыря была Троицкая церковь; по образу Пресвятой Троицы он устраивал и жизнь его насельников, призывая любовью и единением противостоять ненависти и разделениям мира сего.

Насадив в своей обители общежительный устав, Преподобный тем самым придал мощный свежий импульс развитию всего русского монашества. Из 150 обителей, появившихся в Северо-Восточной Руси с 1340-го по 1440 год, несколько десятков были основаны учениками и собеседниками аввы Сергия, и это были монастыри общежительного типа, по примеру Троицкого монастыря Преподобного. Общежитие стало рассматриваться как более совершенная, а потому и более предпочтительная форма организации монашества в Русской Церкви, к которой должна стремиться каждая обитель. И сегодня для дальнейшего возрождения подлинной иноческой жизни важно глубокое усвоение современными монастырями общежительных принципов. Основные, повторюсь, — это послушание всей братии игумену или игумении, общность имущества, нестяжательность, ежедневные богослужения, в которых участвуют, подчеркиваю, все насельники обители.

Думаю, не было бы преувеличением сказать, что возрождение русского монашества в значительной степени зависит, в том числе, и от игумений и игуменов нынешних обителей. Пусть примером для вас остается преподобный Сергий, явивший высочайший образец игуменского служения. Он поистине стал всероссийским игуменом, наставником наставников. Если же мы не будем стараться «жить по преподобному Сергию», подражать ему, то нам будет трудно, а может, и невозможно по-настоящему возродить подлинный общежительный дух и стиль жизни наших монастырей.

Авва Сергий был для братии настоящим духовным отцом — известно, как он заботился о внутреннем состоянии насельников. Благодаря послушанию ему братия представляла собой крепкую, единодушную монашескую семью. И в настоящее время очень большое значение имеет общение игумена или игумении с монашествующими. Это общение укрепляет единство братии, рождающееся от опыта совместной жизни в обители, от участия в богослужении, от общего приобщения от единой Чаши Христовой. Преподобный всегда был рядом со своими учениками, участвовал в их жизни, разделял с ними тяготы и невзгоды, являл образец смирения, простоты, кротости, воздержания, христианской любви. В подвигах и трудах он был первым из братии. Каждый день Преподобныйприходил на богослужение, не позволяя никому уклоняться от общей церковной службы. В его лице братия видела убедительный пример того, как следует проводить иноческую жизнь.

Но что было главным в служении аввы Сергия? Благодаря чему он сам смог достичь святости и зажечь в сердцах других людей пламень любви к Богу, взрастить многих святых? Источником его духовной силы был молитвенный подвиг. Он сам был первым в свершении этого подвига. Он никогда не опускал келейного правила, с особенным усердием молясь о своих учениках, и сподобился от Бога видения о будущем умножении братии.

Как важно помнить нашим игуменам и игумениям, что главной их молитвой должна быть молитва о братстве или о сестричестве! У нас есть настолько большие монастыри, что игумен или игумения не могут во время своей молитвы перечислить всех насельников. А вообще неплохо было бы взять за подвиг каждый день поименно молиться за всех, и тогда этой молитвой игумен или игумения будут соединяться духовно с каждым насельником своей обители. Ну а если количество такое большое, что никак невозможно всех перечислить, то нужно разделить эти имена, но регулярно молиться за каждого из тех, которых Бог вручил водительству игумена или игумении.

Своих учеников Преподобный стремился научить именно молитве, внутреннему, умному деланию. В XIV веке это делание переживало свой расцвет благодаря деятельности преподобного Григория Синаита и святителя Григория Паламы. Авва Сергий получал послания от учеников этих выдающихся подвижников-исихастов и был особенно связан со святителем Киприаном Московским, в свое время подвизавшимся на Афоне. Также он был близок с учеными монахами, переводившими творения византийских исихастов на славянский язык. Видения преподобного Сергия говорят о родственности его глубокого мистического опыта с опытом подвижников-исихастов. При жизни игумена Радонежского в его обители активно переписывали творения прпп. Иоанна Лествичника, Исаака Сирина, Симеона Нового Богослова, Григория Синаита и других. После повечерия каждый брат должен был безмолвно удаляться в свою келью и там прилежно молиться и творить рукоделие; игумен же часто обходил братские кельи и наблюдал, чем заняты иноки, не почитая за чрезмерный труд прийти, посмотреть, поговорить, может быть, совместно воздохнуть ко Господу. О высоте и силе молитвенного подвига в Троице-Сергиевой обители свидетельствует и ее дальнейший необычайный духовный расцвет, который напрямую связан с развитием умного делания. Это мы видим и на примере более поздних русских подвижников: преподобных Нила Сорского, Паисия Величковского, Серафима Саровского, Оптинских старцев. Причем на Руси умное делание развивалось преимущественно в рамках общежительного монашества. Очень важно подчеркнуть: не в отшельничестве, а именно в рамках общежительного монашества, потому что стиль жизни монастырей был таким, что он располагал монахов к умному деланию. Жизнь монастыря организовывалась так, чтобы каждый, помимо трудов на благо братства или сестричества, имел время для личного молитвенного подвига. Так было в русских монастырях, воспринявших духовную эстафету от преподобного Сергия.

Сегодня в наших обителях нужно возрождать молитвенное делание, и прежде всего сами игумены и игумении призваны быть образцом молитвы, ибо именно в ней сила монашества. Главное достояние любого монастыря — это христолюбивое и добродетельное братство во главе с игуменом или игуменией. И наша основная цель — сделать так, чтобы современные обители были училищами подлинного благочестия и святости.

И вот еще о чем хотел бы сказать. Преподобный Сергий устроил Троицкий монастырь в тяжелейшее время. Но ведь не только он устраивал тогда монастыри — много их было на Руси. Совсем недавно, читая исторические тексты, описывающие ту эпоху, особенно XIII век, я был поражен: в каком кошмаре, в какой ненависти тогда жили люди! XIII век, который, как мы знаем, был прежде всего веком татаро-монгольского нашествия, был одновременно апогеем междоусобной борьбы — страшной, кровавой, жестокой, изуверской борьбы между братьями. Князья словно с ума сошли, как с цепи сорвались и были готовы за клочок земли убивать своих родственников, убивать своих православных братьев. Кровью покрылась русская земля. Достаточно прочитать не житийное повествование о московском князе Данииле, а исторические исследования эпохи, чтобы убедиться, что даже самый мирный князь, который никогда не был великим полководцем, который всячески уклонялся от борьбы, и то был вовлечен в кровавую мясорубку. Причем никто не мог понять, на чьей стороне нужно быть — справа, слева, с тем или другим родственником… И вот я задал себе вопрос: XI, XII, XIII века — это 300 лет междоусобицы на православной Руси. А где же была Церковь? Что Церковь делала? Монахи наши что делали? А все они сидели по монастырям и молились. Неужели для них было безразлично пролитие рек братской православной крови? Очевидно, каждый считал: я в монастыре спасаюсь, я молюсь, это мое главное дело, — и не предотвращал междоусобную брань…

В чем подлинное историческое значение преподобного Сергия? Он был первым, кто от молитвенного опыта, а не от боярской мудрости проникся мыслью о необходимости преодолеть ненавистную рознь мира взиранием на Святую Троицу. В его опыте соединилось личное молитвенное измерение с необходимостью этот внутренний опыт перенести на всю территорию страшных междоусобиц. И он вышел на общественное служение, подобно Христу-Спасителю, Который также вышел на общественное служение в 30 лет, и мы знаем, что благодаря огромному молитвенному, духовному потенциалу преподобного Сергия русские князья объединились, и произошла великая победа на Куликовом поле. Когда Дмитрий Донской пришел сюда, в эти стены, к преподобному Сергию и стал просить благословения на бой, преподобный Сергий хорошо знал, что было за войско у Мамая. Оно во много крат превосходило возможности русских. Это было профессиональное, хорошо вооруженное войско, и с человеческой точки зрения нужно было бы сказать: «Князь, куда же ты идешь? Разгромят тебя, да и союзников у тебя нет...» Но что делает Преподобный? Он, во-первых, собирает союзников, он объединяет войска. А почему князья объединяются? Потому что верят старцу, ведь не кого-то из князей он поддерживает по прагматическим соображениям, но говорит от своего духовного опыта, призывая объединиться. И как же мы выиграли на Куликовом поле? Cилой Божией, силой молитвы и в результате мощного объединительного действия, совершенного преподобным Сергием.

Молитва, духовная жизнь в обителях, к которой я вас призываю, не должна быть только вашим достоянием. Вы должны копить внутреннюю силу, чтобы в любой момент эта сила могла послужить Церкви, преодолевая расколы, разделения, ереси, потому что монахи — хранители Православия. И эта сила должна сработать, если понадобится, в любой момент, чтобы объединить наш народ, чтобы преодолеть разномыслия и гражданские конфликты. Если подражать преподобному Сергию, то во всем подражать! Вот главный урок, который нам дает преподобный Сергий: как сила молитвы, сила духовного подвига способна преобразить внешнюю, даже мирскую жизнь. И если следовать его примеру, то наши монастыри действительно будут иметь огромное значение для жизни всего народа, для спасения людей.

А почему мы собрались именно сейчас, а не десять или двадцать лет назад? Думаю, это тоже некий сигнал свыше. Мы должны хорошо подумать о своем призвании, о своем служении, мы не должны выйти из этих стен такими же, какими сюда вошли. Мы должны выйти с новым, обновленным чувством своего призвания, с желанием возродить и укрепить наше монашество, потому что если монашество ослабнет, ослабнет Церковь, ослабнут жизненные силы нашего народа. Мы с вами призываемся к великому деланию, основоположником которого был святой преподобный богоносный отец наш Сергий, игумен Радонежский, чудотворец. Всех вас сердечно приветствую в связи с замечательным событием, участниками которого мы являемся. Спаси Господи.

Источник: Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси


 
 
© 2011 Православное богословие
Разработка сайта - Студия web-дизайна Stoff