Таинство Крещения Таинство Миропомазания Таинство Покаяния Таинство Причащения Таинство Елеосвещения Таинство Брака Таинство Священства

Новости

13 декабря 2013
Издательский Совет провел презентацию проекта полного собрания творений святителя Амвросия Медиоланского

2013-12-13

12 декабря 2013 года в пресс-центре газеты «Вечерняя Москва» Издательский Совет Русской Православной Церкви совместно с Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом провел презентацию проекта полного собрания творений святителя Амвросия Медиоланского на русском языке в новом переводе с параллельным латинским текстом.

В первый том вошли две биографии святителя Амвросия — житие, написанное его учеником Павлином, и славянское житие, огласительные слова и ранние творения святого; во второй — сочинения о девстве, о целомудрии и о Божией Матери; в третий — об Исааке или душе, o благе смерти, об Иакове и блаженной жизни, об Иосифе.

В рамках проекта предполагается опубликовать полное собрание творений святителя Амвросия Медиоланского, включая письма.

В презентации приняли участие помощник председателя Издательского Совета иеромонах Макарий (Комогоров), проректор ПСТГУ по международной работе, заместитель председателя редколлегии проекта протоиерей Георгий Ореханов, и.о. руководителя секретариата научно-исследовательских проектов и специальных программ Издательского Совета иеромонах Феоктист (Игумнов), главный редактор и куратор проекта Н.А. Кулькова, директор издательства ПСТГУ Н.В. Демкова.

Пресс-служба ПСТГУ/Патриархия.ru


13 декабря 2013
Церковь празднует память святого апостола Андрея Первозванного

2013-12-13

Святой апостол Андрей Первозванный первым из апостолов последовал за Христом, а затем привел к нему своего родного брата святого апостола Петра. С юности будущий апостол всей душой обратился к Богу. Он не вступил в брак и вместе со своим братом занимался рыболовством. Святой Андрей стал ближайшим учеником Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, который затем сам направил двух своих учеников, будущих апостолов Андрея Первозванного и Иоанна Богослова, ко Христу.

После Сошествия Святого Духа на апостолов, святой Андрей отправился с проповедью Слова Божия в восточные страны. Прошел Малую Азию, Фракию, Македонию, дошел до Дуная, прошел побережье Черного моря, Крым, Причерноморье и по Днепру поднялся до места, где стоит теперь город Киев. Здесь он останавливался у Киевских гор на ночлег. Апостол поднялся на горы, благословил их и водрузил крест. Помолившись, он поднялся еще выше по Днепру и дошел до поселений славян, где был основан Новгород. Отсюда апостол прошел через земли варягов в Рим, для проповеди, и вновь вернулся во Фракию, где в небольшом селении Византии, будущем могучем Константинополе, основал христианскую Церковь.

На своем пути Первозванный апостол претерпел много печалей и мук от язычников: его изгоняли из городов, избивали. В Синопе его побили камнями, но, оставшись невредимым, верный ученик Христов неустанно нес людям проповедь о Спасителе. По молитвам апостола Господь совершал чудеса.

Многие чудеса Господь явил через ученика Своего в городе Патры. Недужные исцелялись, слепые прозревали. По молитве апостола, выздоровел тяжело больной Сосий, знатный горожанин; наложением апостольских рук исцелилась Максимилла, жена правителя Патрского, и его брат Стратоклий. Совершённые апостолом чудеса и его пламенное слово просветили истинной верой почти всех граждан города Патры. Немного оставалось язычников в Патрах, среди них был правитель города Эгеат. Апостол Андрей не раз обращался к нему со словами Благовестия. Но даже чудеса апостола не вразумляли Эгеата. Святой апостол с любовью и смирением взывал к его душе, стремясь открыть ему христианскую тайну вечной жизни, чудотворную силу Святого Креста Господня.

Разгневанный Эгеат приказал распять апостола. Язычник думал опорочить проповедь святого Андрея, если предаст его смерти на кресте, который прославлял апостол. С радостью принял святой Андрей Первозванный решение правителя и с молитвой ко Господу сам взошел на место казни. Чтобы продлить мучения апостола Эгеат приказал не прибивать руки и ноги святого, а привязать их ко кресту. Два дня апостол с креста учил собравшихся вокруг горожан. Люди, слушавшие его, всей душой сострадали ему и потребовали снять святого апостола с креста. Испугавшись народного возмущения, Эгеат приказал прекратить казнь. Но святой апостол стал молиться, чтобы Господь удостоил его крестной смерти. Как ни пытались воины снять апостола Андрея, руки им не повиновались. Распятый апостол, воздав Богу хвалу, произнес: «Господи, Иисусе Христе, приими дух мой». Тогда яркое сияние Божественного света осветило крест и распятого на нем мученика. Когда сияние исчезло, святой апостол Андрей Первозванный уже предал свою святую душу Господу (+ 62). Максимилла, жена правителя, сняла со креста тело Апостола и с честью погребла его.

Несколько столетий спустя, при императоре Константине Великом, мощи святого апостола Андрея были торжественно перенесены в Константинополь и положены в храме Святых Апостолов рядом с мощами святого евангелиста Луки и ученика апостола Павла — апостола Тимофея.

Источник: http://www.pravmir.ru/cerkov-prazdnuet-pamyat-svyatogo-apostola-andreya-pervozvannogo/


12 декабря 2013
Разъяснения Минэкономразвития РФ о добровольном характере получения универсальной электронной карты

2013-12-12

Министерство экономического развития Российской Федерации направило ответ на письмо председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина. В своем письме, адресованном органам государственной власти, отец Всеволод сообщил о фактах дискриминации граждан, которые по тем или иным причинам отказались принимать УЭК, и просил обеспечить добровольность принятия универсальной электронной карты, а также возможность предоставления всех социальных благ лицам, которые по тем или иным причинам не пожелают принимать упомянутую карту.

Письмо подписано заместителем директора Департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития П.В. Малковым.

В соответствии с письмом Аппарата Правительства Российской Федерации от 22 октября 2013 года № П48-2467м Департамент государственного регулирования в экономике Минэкономразвития России (далее — Департамент) рассмотрел обращение по вопросу регламентации отказа от получения универсальной электронной карты и в части своей компетенции сообщил следующее.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года № 437, Минэкономразвития России является органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности.

Минэкономразвития России не уполномочено осуществлять разъяснение и толкование нормативных правовых актов.

В связи с этим Департамент вправе лишь высказать позицию по вопросам, изложенным в обращении, не обязательную для правоприменения.

Основными целями введения универсальной электронной карты (далее — УЭК) гражданина является повышение качества предоставления государственных (муниципальных) услуг и исполнения государственных (муниципальных) функций, предусматривающих взаимодействие с гражданами или организациями, а также повышение эффективности и результативности деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

УЭК является учетным документом, каждая карта имеет соответствующий номер, идентифицирующий не человека, а саму пластиковую карту, необходимый для доступа к информации, используемой для удостоверения прав пользователя картой на получение государственных и муниципальных услуг, а также иных услуг, оказание которых осуществляется согласно законодательству Российской Федерации.

В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее — Федеральный закон) УЭК выдаются гражданам на основании заявлений о выдаче универсальной электронной карты с 1 января по 31 декабря 2013 года включительно. Таким образом, до 31 декабря 2013 года УЭК может быть получена только по заявлению гражданина.

Также статьей 26 Федерального закона предусмотрено, что в течение срока, установленного нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и составляющего не менее шестидесяти дней со дня публикации в общероссийском или региональном печатном издании, выходящем не реже одного раза в неделю, извещения о выпуске УЭК гражданам, не подавшим до 1 января 2014 года заявлений о выдаче им указанной карты и не обратившимся с заявлениями об отказе от получения УЭК, гражданин вправе обратиться в орган (организацию), определенный (определенную) субъектом Российской Федерации, с заявлением об отказе от получения УЭК.

Отказ гражданина от получения и использования УЭК не влечет за собой утрату права гражданина на получение государственных (муниципальных) услуг в установленном законодательством порядке. Таким образом, гражданин сохраняет возможность получения государственных (муниципальных) услуг традиционным способом, то есть путем непосредственного обращения гражданина в соответствующие государственные органы, предполагающие его личное присутствие при подаче заявления на получение той или иной услуги.

Одновременно отмечено, что получение УЭК не является обязательным, и гражданин имеет право отказаться от использования УЭК в любое время после получения карты. В случае отказа гражданина от использования УЭК такая карта подлежит аннулированию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Контактная информация определенных субъектом Российской Федерации органов (организаций) размещена на официальном сайте федеральной уполномоченной организации (gosuslugi.ru, в разделе «для граждан»).

Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества/Патриархия.ru


12 декабря 2013
Необходимость памятника митрополиту Иоанну всё-таки вызывает сомнения

2013-12-12

Заявление Дмитрия Азарова о том, что «необходимость установки памятника митрополиту Иоанну Снычёву не вызывает сомнений ни у кого», а речь идёт лишь о том, где и какой монумент устанавливать, не соответствует действительности. В открытом письме самарскому мэру ряд представителей гуманитарной общественности заявляет, что установка памятника Снычёву «стала бы позорным несмываемым пятном на всем облике нашего города».

Группа докторов и кандидатов наук, литераторов и социологов (под письмом в настоящее время значатся 23 подписи) считают, что «последовательный антисемитизм был не просто пунктиком Иоанна Снычёва, но его базовой идеологией, теоретической и практической программой действий, основанной на дремучем невежестве и некритически усвоенной традиции антисемитских фальшивок типа «Протоколов сионских мудрецов». Благо, что в самой Русской православной церкви в своё время открещивались от взглядов этого ревностного крайне правого деятеля в силу их очевидной одиозности, сочетавших сталинизм неосергианства и черносотенный имперский патриотизм».

Напомним, что Иоанн Снычёв приехал в Куйбышев 15 сентября 1960 года, будучи определён священником и ключарём Покровского кафедрального собора. 25 ноября 1965 года постановлением Священного Синода назначен епископом Сызранским и викарием Куйбышевской епархии, временно управляющим Ульяновской епархией. С 1969-го до июля 1990 года служил епископом Куйбышевским и Сызранским.

Одиозную всероссийскую известность Иоанн Снычёв получил лишь после того, как стал митрополитом Ленинградским и Ладожским, когда был объявлен своим помощником и пресс-секретарём Константином Душеновым духовным лидером националистической оппозиции. В 2010 году Душенов был осуждён на три года за совершение действий, «направленных на возбуждение ненависти и вражды…».

Митрополит Иоанн Снычёв ратовал за причисление к лику святых Ивана Грозного, который был для него идеалом правителя, и оправдывал опричнину. В своих книгах и статьях позволял себе откровенные ксенофобские и антисемитские заявления. Скончался он 2 ноября 1995 года на банкете в честь 5-летия банка «Санкт-Петербург» в гостинице «Северная корона».

Скандал вокруг увековечения в Самаре памяти митрополита Иоанна Снычёва разгорелся после того, как в конце ноября этого года глава Самары Дмитрий Азаров отменил постановление экс-мэра Виктора Тархова об установке памятника митрополиту в сквере на площади Куйбышева, сославшись на нарушение формальных процедур.

Однако уже 6 декабря самарский градоначальник встретился с представителями двух инициативных групп. Как сказано в официальном пресс-релизе мэрии, «общественный комитет по увековечиванию памяти просветителя» настаивает на монументе, чей проект разработал ныне покойный скульптор Вячеслав Клыков. Установить его предложено в одном из скверов площади имени Куйбышева. Альтернативный вариант есть у Попечительского совета по увековечиванию памяти митрополита Иоанна, сопредседателями которого являются экс-мэр Самары Виктор Тархов и депутат Губернской Думы Александр Колычев. Они представили проект парного памятника, изображающего отца Иоанна и его наставника, предшественника на посту митрополита Куйбышевского и Сызранского — владыку Мануила. Совет предложил установить этот монумент на Ильинской площади (угол улиц Красноармейской и Арцыбушевской).

Дмитрий Азаров резюмировал состоявшееся обсуждение следующим заявлением: «Широкое обсуждение позволит нам отделить тех людей, которые действительно хотят увековечить память Иоанна Снычева, от тех, кто хочет реализовать свои амбиции. Нам на самом деле нужно соломоново решение. Сегодня прозвучала правильная мысль о том, что делать это надо быстро, не затягивать опять на годы. Выбор вправе сделать городское сообщество. После совета с Общественной палатой, депутатами будет организовано обсуждение двух проектов и мест их расположения».

Источник: http://zasekin.ru/neobhodimost-pa/


12 декабря 2013
Последование Святаго Елеа, совершаемое поскору (в новой редакции)

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл утвердил предложение председателя комиссии Межсоборного присутствия по вопросам богослужения и церковного искусства архиепископа Егорьевского Марка о внесении изменений в текст «Последования Святаго Елеа, совершаемого поскору» (принят Священным Синодом 25-26 декабря 2012 года, журнал № 130).

Последование Святаго Елеа, совершаемое поскору (в новой редакции)
ПОСЛЕДОВАНИЕ СВЯТАГО ЕЛЕА,
совершаемое поскору

Священник, облечен в епитрахиль и поручи (аще возможно, то и в фелонь), начинает: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков.
И начало обычное.

Посем Аллилуиа, глас 6.
Стих 1: Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене.
Стих 2: Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь.
Таже тропари, глас 6: Помилуй нас, Господи, помилуй нас! — всякаго бо ответа недоумеюще, сию Ти молитву, яко Владыце, грешнии, приносим: Помилуй нас.
Слава: Господи, помилуй нас, на Тя бо уповахом! Не прогневайся на ны зело, ниже помяни беззаконий наших, но призри и ныне яко благоутробен, и избави ны от враг наших — Ты бо еси Бог наш, и мы людие Твои, вси дела руку Твоею, и имя Твое призываем.
И ныне: Милосердия двери отверзи нам, благословенная Богородице, надеющиися на Тя да не погибнем, но да избавимся Тобою от бед — Ты бо еси спасение рода христианскаго.

И абие тропарь, глас 4: Скорый в заступлении един сый, Христе, скорое свыше покажи посещение страждущему рабу Твоему (или страждущей рабе Твоей), избави недугов, и горьких болезней; воздвигни во еже пети Тя и славити непрестанно, молитвами Богородицы, Едине Человеколюбче.

Таже:
Миром Господу помолимся.
Господи, помилуй.
О свышнем мире и спасении душ наших, Господу помолимся.
Господи, помилуй.
О мире всего мира, благостоянии Святых Божиих Церквей и соединении всех, Господу помолимся.
Господи, помилуй.
О Великом господине и отце нашем Святейшем Патриарсе КИРИЛЛЕ, и о господине нашем (высоко-)преосвященнейшем митрополите (или: архиепископе, или: епископе) имярек, честнем пресвитерстве, во Христе диаконстве, и о всем причте и людех, Господу помолимся.
Господи, помилуй.
О еже благословитися елею сему силою и действом и наитием Святаго Духа, Господу помолимся.
Господи, помилуй.
О рабе Божии (или: о рабе Божией) имярек, и о еже в Бозе посещении его (или: ея), и еже приити на него (или: на ню) благодати Святаго Духа, Господу помолимся.
Господи, помилуй.
О еже избавитися ему же (или: ей же) и нам от всякия скорби, гнева и нужды, Господу помолимся.
Господи, помилуй.
Заступи, спаси, помилуй, и сохрани его (или: ю) и нас, Боже, Твоею благодатию.
Господи, помилуй.
Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.
Тебе, Господи.

И абие иерей влагает вино (или воду) в елей, благословляет его и глаголет молитву:
Господи, милостию и щедротами Твоими исцеляяй сокрушения душ и телес наших; Сам Владыко, освяти елей сей, якоже быти помазующимся от него во исцеление, и в пременение всякия страсти, скверны плоти и духа, и всякаго зла; да и в сем прославится Твое Пресвятое Имя, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков, аминь.

Таже: Вонмем. Мир всем.
И духови твоему.
Премудрость.
Прокимен, глас 1: Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя.
Стих: Радуйтеся праведнии о Господе, правым подобает похвала.

Премудрость.
Соборнаго послания Иаковля чтение (зачало 57)
Вонмем.
Братие, образ приимите злострадания и долготерпения, пророки, иже глаголаша именем Господним. Се блажим терпящия: терпение Иовле слышасте, и кончину Господню видесте, яко многомилостив есть Господь, и щедр. Прежде же всех, братия моя, не кленитеся ни небом, ни землею, ни иною коею клятвою. Буди же вам, еже ей, ей, и еже ни, ни: да не в лицемерие впадете. Злостраждет ли кто в вас: да молитву деет. Благодушствует ли кто: да поет. Болит ли кто в вас: да призовет пресвитеры церковныя. И да молитву сотворят над ним, помазавше его елеем во Имя Господне. И молитва веры спасет болящаго. И воздвигнет его Господь, и аще грехи будет сотворил, отпустятся ему. Исповедайте убо друг другу согрешения, и молитеся друг за друга, яко да исцелеете: много бо может молитва праведнаго поспешествуема.

[ Мир ти.
И духови твоему. ]

Аллилуиа, глас 8.
Стих: Милость и суд воспою Тебе, Господи.

Премудрость, прости. Услышим святаго Евангелия.
От Марка святаго Евангелия чтение (зачало 23).
Слава Тебе, Господи, слава Тебе.
Вонмем.
Во время оно, призва Иисус обанадесяте, и начат их посылати два два: и даяше им власть над духи нечистыми. И заповеда им, да ничесоже возьмут на путь, токмо жезл един: ни пиры, ни хлеба, ни при поясе меди: Но обувени в сандалия, и не облачитися в две ризе. И глаголаше им: идеже аще внидете в дом, ту пребывайте, дондеже изыдете оттуду. И елицы аще не приимут вы, ниже послушают вас, исходяще оттуду, оттрясите прах, иже под ногами вашими, во свидетельство им. Аминь глаголю вам: отраднее будет Содомом и Гоморром в день судный, неже граду тому. И изшедше проповедаху, да покаются: и бесы многи изгоняху. И мазаху маслом многи недужныя, и исцелеваху.
Слава Тебе, Господи, слава Тебе.

И ектения:
Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй.
Господи, помилуй, трижды.
Еще молимся о милости, жизни, мире, здравии, спасении, посещении и оставлении грехов раба Божия (или: рабы Божией), имярек.
Господи, помилуй, трижды.
О еже проститися ему (или: ей) всякому согрешению, вольному и невольному, Господу помолимся.
Господи, помилуй, трижды.
Яко милостив и человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.
Аминь.

И молитва: 
Владыко Вседержителю, Святый Царю, наказуяй и не умерщвляяй, утверждаяй низпадающия, и возводяй низверженныя, телесныя скорби исправляяй человеков; молимся Тебе, Боже наш, яко да наведеши милость Твою на елей сей, и на помазующияся от него во Имя Твое: да будет им во исцеление души же и тела, и во очищение и изменение всякия страсти, и всякаго недуга, и язи, и всякия скверны плоти и духа. Ей, Господи, врачебную Твою силу с небесе низпосли, прикоснися телеси, угаси огневицу, укроти страсть, и всякую немощь таящуюся. Буди врач раба Твоего (или: рабы Твоея) имярек, воздвигни его (или: ю) от одра болезненнаго и от ложа озлобления цела и всесовершенна (или: целу и всесовершенну), даруй (или: ю) его Церкви Твоей благоугождающа и творяща (или: благоугождающу и творящу) волю Твою.
Твое бо есть, еже миловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

И по молитве вземлет иерей стручец и, омочив и во святый елей, помазует болящаго крестообразно: на челе, на ноздрях, на ланитех, на устех, на персех, на руках на обе стране, глаголя молитву сию:

Отче Святый, Врачу душ и телес, пославый Единороднаго Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, всякий недуг исцеляющаго и от смерти избавляющаго, исцели и раба Твоего (или: рабу Твою) имярек, от обдержащия его (или: ю) телесныя и душевныя немощи, и оживотвори его (или: ю) благодатию Христа Твоего. Молитвами Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы, и Приснодевы Марии: предстательствы честных Небесных Сил безплотных: силою Честнаго и Животворящаго Креста: честнаго славнаго пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна: святых славных и всехвальных апостолов: святых славных, и добропобедных мучеников: преподобных и богоносных отец наших: святых и исцелителей безсребренников, Космы и Дамиана, Кира и Иоанна, Пантелеимона и Ермолая, Сампсона и Диомида, Фотия и Аникиты: святых и праведных богоотец Иоакима и Анны: и всех святых.
Яко Ты еси Источник исцелений, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, со Единородным Твоим Сыном, и Единосущным Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

По скончании же помазания иерей, взем святое Евангелие, и разгнув е, возлагает писмены на главе больнаго, и глаголет молитву сию:
Царю Святый, благоутробне и многомилостиве Господи Иисусе Христе, Сыне и Слове Бога Живаго, не хотяй смерти грешнаго, но яко обратитися, и живу быти ему. Не полагаю руку мою грешную на главу пришедшаго (или: пришедшия) к Тебе во гресех, и просящаго (или: просящия) у Тебе нами оставление грехов; но Твою руку крепкую и сильную, яже во святом Евангелии сем, еже держу на главе раба Твоего (или: рабы Твоея) имярек: и молюся Ти, и прошу милостивное и непамятозлобное человеколюбие Твое, Боже, Спасителю наш, пророком Твоим Нафаном покаявшемуся Давиду о своих согрешениих оставление даровавый, и Манассиину еже о покаянии молитву приемый: Сам и раба Твоего (или: рабу Твою) имярек, кающагося (или: кающуюся) о своих си согрешениих, приими обычным Твоим человеколюбием, презираяй вся его (или: ея) прегрешения.
Ты бо еси Бог наш, Иже и седмьдесят крат седмерицею оставляти повелевый падающим в грехи: зане яко величество Твое, тако и милость Твоя, и Тебе подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Снемше же Евангелие с главы больнаго, дает целовати е.

И начинает чин, егда случится вскоре вельми больному дати Причастие.

Аще же ни, Слава, и ныне: Господи, помилуй (трижды) Благослови.
И отпуст:
Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере; силою Честнаго и Животворящаго Креста; святаго славнаго и всехвальнаго апостола Иакова, брата Божия и перваго архиереа Иерусалимскаго, и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и Человеколюбец.


Источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/3435044.html


 
 
© 2011 Православное богословие
Разработка сайта - Студия web-дизайна Stoff