Таинство Крещения Таинство Миропомазания Таинство Покаяния Таинство Причащения Таинство Елеосвещения Таинство Брака Таинство Священства

Новости

19 марта 2013
18 марта 2013 Слово Святейшего Патриарха Кирилла в понедельник первой седмицы Великого поста

2013-03-19

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Неслучайно мы начинаем Великий пост размышлением об изгнании первых людей из рая. Именно этой теме посвящается сыропустное или Прощеное воскресенье, потому что каждый человек, вступающий на путь преодоления греха, должен понимать, что есть грех и каковы его последствия.

Последствия первородного греха изменили все течение человеческой истории. Мир стал другим. Цели, которые люди ставили и ставят перед собой, которых они пытаются достичь напряжением своих сил, не есть те цели, которые Бог поставил перед человеком. Отказ от этого целеполагания и исказил Божие творение. Грех пролег непреодолимой пропастью между Богом и человеком. Произошло отчуждение человека не только от Бога, но и от окружающего мира, от природы. Божественной гармонии, которую Бог пожелал даровать человеку в его отношениях с окружающим миром, был положен конец. Гармония, образом которой был райский сад, прекратила свое существование. Человек оказался лицом к лицу с природой, и для того чтобы преодолевать силы природы, обеспечивая свое выживание, нужно было очень много трудиться, ибо уже не райские деревья производила земля, а тернии и волчцы. И Господь, напутствуя падшего человека, дает ему заповедь в поте лица добывать хлеб свой (см. Быт. 3:19).

Действительно, с одной стороны это заповедь, с другой ― программа действий. Не будешь добывать в поте лица хлеб ― погибнешь, не сможешь жить. Такие задачи не стояли перед первозданными людьми, таких задач не было в раю. Иное целеполагание, иные задачи сформировали иную систему ценностей, в которой человек постоянно устремляется к достижению материальных благ. И если на заре человеческой истории и в более поздние времена, отстоящие от нас на столетия и тысячелетия, от труда людей зависело само их существование, то по мере развития науки и техники человек стал высвобождать много времени, и отнюдь не все время стало поглощаться заботой о хлебе насущном.

Вспоминая эту заповедь, эту программу действий ― в поте лица добывать хлеб свой ― нельзя забыть и другой, уже новозаветной заповеди, так ясно и сформулированной апостолом Павлом: кто не работает, тот пусть не ест (см. 2 Фес. 3:10). Эта заповедь относится к каждому — вне зависимости от того, в поте лица он зарабатывает свой хлеб или без всякого пота. Заповедь о труде есть Божественная заповедь, дарованная человеку, преступившему закон, — падшему человеку. Это заповедь, которая должна определять образ жизни человека в условиях, в которых оказались все человечество, весь мир, весь космос через грехопадение.

Сегодня мы уже неоднократно молились словами преподобного Ефрема Сирина. И первое прошение его молитвы перекликается с тем, о чем мы сейчас говорим: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности … не даждь ми». Праздность ― это состояние обратное тому, в котором пребывает человек, исполняющий Божию заповедь о труде. Исполнение этой заповеди не означает, что человек должен работать все время без остановки. Для того чтобы каждый мог восстанавливать свои духовные и физические силы, еще в Ветхом Завете была дана заповедь об отдыхе, о седьмом дне (см. Исх. 20:8-11). Мы знаем также, что еврейский народ отмечал особые юбилейные года, когда люди и земля отдыхали (см. Лев. 25:8-12). Эти Божественные установления были даны человеку для того чтобы, трудясь в поте лица, он не губил свое здоровье, чтобы у него хватало сил на что-то еще.

Но по мере того, как люди стали высвобождать все больше времени, на место труда стала приходить праздность. Праздность — это не отдых. Праздность — это не восстановление своих сил. Праздность — это пустое времяпровождение. Но, как замечательно сказал святитель Тихон Задонский, «не может быть праздным человеческое сердце». Действительно, всякая праздность есть лишь иллюзия. Сердце человеческое не терпит пустоты, и в душу праздного человека входит нечто опасное для его духовной, а нередко и физической жизни. Входят дурные помыслы, а вслед за ними — дурные слова, ведь чаще всего от праздности мы пустословим, чаще всего от праздности мы произносим праздные слова, за каждое из которых дадим ответ перед Господом (см. Мф. 12:36). Нередко праздность приводит к тому, что эти пустые, праздные слова начинают наполняться желчью и злобой по отношению к нашим ближним, и вот уже совершается другой грех — грех осуждения.

Если проанализировать образ жизни современного обезбоженного человека, посмотреть, к чему приводит праздное времяпровождение, то можно с легкостью убедиться, что в этой праздности, как в питательной среде, развиваются страшные бактерии, несовместимые с подлинной жизнью человека. Эти бактерии умножают зло, и, если не применять духовно-лекарственных средств, они способны поразить весь человеческий организм. Праздность — это некое затхлое болото, в котором возбуждаются опасные для человека духовные организмы.

Именно поэтому слова апостола Павла «кто не работает, тот пусть и не ест» являются не только констатацией Божественной справедливости, но и заповедью трудиться. И доказательством тому мы имеем два очень важных евангельских отрывка. Один из них — это знаменитая заповедь о талантах (см. Мф. 25:14-30). Господь будет с нас спрашивать по результатам наших трудов. Ведь тот, кто закопал один талант, закопал его потому, что праздность была для него дороже, чем труд, — и ушел осужденным. А те, кто умножал Богом данные таланты своим трудом, снискали Божественную милость.

А другой отрывок — это удивительное по силе речение Самого Господа, на которое мы не всегда обращаем внимание, вернее, обращаем внимание скорее на последнее слово, содержащееся в этой исполненной великого смысла фразе: «Приидите ко мне, все труждающиеся и обремененные» (Мф. 11:28). Почему же мы обращаем внимание лишь на заключительное слово и под обремененностью понимаем нашу немощь, наши болезни, наши слабости, наши обиды — ведь сперва говорится: «приидите ко мне, все труждающиеся, — и Я успокою вас»?

Труд есть величайшая христианская добродетель. Это особенно нужно помнить в обителях, где есть только два поля деятельности — труд и молитва, и где не может быть никакого пространства для праздности. Жизнь монаха несовместима с праздностью. Праздность в жизни инока — это верный признак опасного духовного заболевания. Но то, что верно и правильно для иночествующих, правильно и верно для всех, в том числе и для современных людей, которые, опираясь на достижения разума, на технологии, на финансы, могут с легкостью высвобождать время для праздности. Мы знаем, что многие социальные беды, которые сегодня обрушиваются на наш народ, — и алкоголизм, и наркомания, и распутство — нередко связаны с праздным и пустым времяпровождением.

Если труд есть некое оружие, некий механизм, способ работы над самим собой и движения вперед, к победам, то праздность есть духовное саморазоружение человека. Праздный человек откладывает от себя всякое оружие, которое ему необходимо в борьбе с пороками. Он отказывается от всяких духовных механизмов, предается праздности и погибает. Неслучайно преподобный Ефрем в первых словах своей богодухновенной молитвы призывает нас просить Господа, чтоб Тот благодатью Своею оградил нас от порока праздности. Аминь.

Патриархия.ru


16 марта 2013
Прощённое Воскресенье

2013-03-16

У всех сегодня я прошу прощенья –
Прощёное сегодня воскресенье,
Хотя я и не помню поимённо,
Кого обидел тихо или вздорно,
Кого открыто обижал, кого-то тайно,
Иной раз с умыслом, а иногда случайно.
Прошу у тех, кого я обижал за дело,
Подначивая мягко и умело,
Ещё у тех, кого обидел грубо,
И кто-то плакал, кто-то скалил зубы.
Я до сих пор уверен, кто-то злится
За прозвища, что уж не отцепиться,
Что в эпитафию теперь войдут, возможно,–
Простите, если это только можно.
Прошу у всех, кто любит, ненавидит,
Кто обижал меня и кто ещё обидит,
Прошу у тех, кто не ответит никогда:
Простите меня раз и навсегда!
Но как непонимания стена
Вокруг, лишь гробовая тишина.
И вся душа уже моя в смятении,
Нет, не прощёное сегодня воскресенье!
И вновь неверие в душе моей горит…
Вдруг голос тихий: – Бог тебя простит.


12 марта 2013
КИЇВ. В рамках підготовки святкування 1025-ї річниці Хрещення Київської Русі Українській Православній Церкві передано старовинний хрест ХVII cт. з часткою Хреста Господнього та частками угодників Божих

12 березня в рамках підготовки святкування 1025-ї річниці Хрещення Київської Русі Українській Православній Церкві передано старовинний хрест ХVII cт. з часткою Животворящого Хреста Господнього та частками святих угодників Божих.


У домовому Свято-Миколаївському храмі при резиденції Предстоятеля Української Православної Церкви у Святій Успенській Києво-Печерській Лаврі Блаженнішому Митрополиту Київському і всієї України Володимиру святиню передала голова Синодального відділу «Церква і Культура» та завідуюча музеєм «Православна Україна» ігуменя Серафима (Шевчик). На церемонії передачі був присутній секретар Предстоятеля УПЦ архієпископ Переяслав-Хмельницький і Вишневський Олександр.


За благословенням Блаженнішого Митрополита Володимира цей хрест буде знаходитися у Київській Митрополії як одна з головних святинь урочистостей 1025-ї річниці Хрещення Київської Русі.



***

Хрест знаходився у Благовіщенському соборі Московського Кремля, а згодом у зібранні графів Шереметьєвих. Наприкінці ХХ століття святиня була передана Церкві. Хрест містить напис: «Сей святый хрест со святыми мощами построен…во славу Творца всяческим Христа Бога нашего. А часть Животворящего Древа Креста Господня и мощей святых частиц апостолов пророков святителей и преподобных и праведных мучеников. Водружены в сем кресте благословением Благовещенского собора Великих Государев». Загалом у хресті знаходиться 66 часток мощей святих угодників Божих: пророка Даниїла, апостолів Матфея, Марка, Луки, Андрія Первозванного, Варфоломія, Филипа, Варнави, Тита, Лазаря Чотириденного, святого Ігнатія Богоносця, первомученика і архідиякона Стефана, богопраматері Анни, немовлят від Ірода вбитих, великомучеників Димитрія Солунського, Георгія Побідоносця, Пантелеімона Цілителя, Артемія, Прокопія, мучеників Уара, Меркурія, Мини, Арефи, Вакха, Іоанна, безсрібників Косьми та Даміана, Феодора Тирона, Феодора Стратилата, преподобномучениці Фекли, великомучениць Параскеви П’ятниці, Анастасії Римлянині, Варвари, Татіани, Христини, царя Костянтина Великого, Никифора патріарха Цареградського, святителів Василія Великого, Іоанна Златоуста, Григорія Богослова, Спиридона Триміфунтського, Варсонофія Казанського, преподобних Іоанна Ліствичника, Елладія, Іоанна Дамаскіна, Єфрема Сиріна, Мартирія Печерського, Пафнутія Боровського, Пімена Великого, Євфимія Великого, Євстафія Плакиди, Григорія Якрякайського, Григорія Солунського, Тихона Чудотворця, Михаїла Малеіна, Іоанна Милостивого, Михаїла Синайського, Іакова Персиянина, Григорія Декаполита, Давида Солунського, князів Володимира Київського, Олександра Невського, Михаїла Чернігівського, Всеволода Псковського, Феодосії Дівиці, частина ризи від мощей Сергія Радонезького.


06 марта 2013
В день 400-летия избрания на царство Михаила Федоровича Романова Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Успенском соборе Кремля

2013-03-06

6 марта 2013 г. 14:52
6 марта 2013 года, в день 400-летия избрания на царство Михаила Федоровича Романова, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля.

Его Святейшеству сослужили: митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей; архиепископ Егорьевский Марк, руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям; епископ Штутгартский Агапит; епископ Дмитровский Феофилакт; епископ Бронницкий Игнатий, председатель Синодального отдела по делам молодежи; епископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению; протоиерей Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; архимандрит Тихон (Шевкунов), наместник Сретенского ставропигиального монастыря; архимандрит Савва (Тутунов), заместитель управляющего делами Московской Патриархии; протоиерей Всеволод Чаплин, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества; протоиерей Владимир Силовьев, руководитель Издательства Московской Патриархии; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь кафедрального соборного Храма Христа Спасителя; протоиерей Александр Дасаев, благочинный Воскресенского округа г. Москвы; протоиерей Анатолий Кожа, благочинный Параскево-Пятницкого округа г. Москвы; протоиерей Анатолий Родионов, благочинный Влахернского округа г. Москвы; протоиерей Олег Корытко, руководитель референтуры Московской Патриархии; иеромонах Никон (Белавенец) и другие клирики г. Москвы.

На богослужении присутствовали глава Российского императорского дома великая княгиня Мария Владимировна, праправнук императора Александра III П.Э. Куликовский, предводитель Российского дворянского собрания князь Г.Г. Гагарин, первый заместитель председателя комитета Государственной Думы РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций М.Ю. Маркелов.

Пели Московский Синодальный хор под управлением Алексея Пузакова и хор Академии хорового искусства под управлением Алексея Петрова.

Проповедь перед причастием произнес протоиерей Артемий Владимиров, настоятель храма Всех святых в Красном Селе г. Москвы.

За Литургией были вознесены молитвы «об упокоении душ усопших рабов Божиих приснопамятных правителей Святыя Руси, благоверных князей и княгинь, царей и цариц, и всех во власти бывших, попечение имевших о непорочной вере и с прилежанием, в вере христианского закона, управлявших страною нашею», при этом поименно были перечислены цари, императоры и императрицы Дома Романовых.

По окончании Литургии был совершен краткий молебен царственным страстотерпцам — царю Николаю II, царице Александре и царственным чадам Алексию, Ольге, Татиане, Марии и Анастасии.

Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом.

Затем состоялся крестный ход в Архангельский собор, который является усыпальницей многих правителей России, в том числе Романовых. В соборе была совершена лития об упокоении душ российских правителей, «на месте сем упокоения и во иных местех погребенных», с поименным перечислением правителей из династии Романовых.

Крестный ход в Архангельский собор сопровождался «проводным торжественным звоном» (для процессий). После литии в Архангельском соборе был совершен викториальный царский звон, возрожденный звонарями Кремля и Храма Христа Спасителя на основе звона в сцене коронации в опере «Борис Годунов» М.П. Мусоргского. Он был исполнен на колоколах первого, второго и третьего ярусов колокольни Ивана Великого с использованием колокола «Реут», установленного на Успенской звоннице. Колокол «Реут», самый древний тысячепудовый колокол России, был отлит мастером Андреем Чоховым в 1622 году. Надпись на колоколе содержит упоминание царя Михаила Федоровича Романова и его отца, патриарха Филарета Никитича Романова.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси


28 февраля 2013
Блаженніший Митрополит Володимир звернувся до осіб, котрі захопили Воскресенський храм на Печерську

2013-02-28

В Свято-Воскресенській церкві зчинилося непорозуміння і уже біля місяця не звершуються богослужіння. Наступає Великий піст і хочеться побажати всім вам, щоби ви найшли істину, яка вас об`єднує, а не розділяє. Я прикликаю вас всіх від цього мирного становища і прошу Сергія Васильовича, а також духовенство і всіх вірних, найти в собі сили перемогти ту ситуацію, яка не повинна бути в Церкві. Бо Церква - храм Божий, де ми зустрічаємся з Богом. Я хочу прикликати на вас Боже благословення, щоб мир Христовий господствував у ваших серцях, щоб ви найшли між собою мужність і силу, щоб храм був у вас храмом і братська любов була справжньою християнською любовью. Я закликаю вас до мира і любові особливо на передодні посту. Дайте можливість, від кого залежить, щоб храм став знову храмом і не викликав соблазну своїм станом на сьогоднішній день. Я вірю, що так воно буде, що ви виконаєте Указ Священноначалія і страх Божий запанує серед вас. Нехай люди знову моляться там як молились і Бог нехай усіх благословить.


 
 
© 2011 Православное богословие
Разработка сайта - Студия web-дизайна Stoff