Таинство Крещения Таинство Миропомазания Таинство Покаяния Таинство Причащения Таинство Елеосвещения Таинство Брака Таинство Священства

Новости

29 января 2018
Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на VI Рождественских парламентских встречах

2018-01-29

25 января 2018 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с докладом на открытии VI Рождественских парламентских встреч, организованных в Совете Федерации ФС РФ в рамках XXVI Международных Рождественских образовательных чтений «Нравственные ценности и будущее человечества».

Уважаемая Валентина Ивановна! Уважаемые законодатели, сенаторы и депутаты! Дорогие участники Рождественских парламентских встреч!

Сердечно приветствую всех вас. Всегда очень рад нашим ежегодным рождественским встречам на площадках Совета Федерации и Государственной Думы, благодаря которым представители законодательной власти и Церкви имеют возможность обменяться мнениями по наиболее актуальным проблемам. Убежден, что этот заинтересованный диалог, построенный на принципах взаимного уважения и доверия, вносит весомый вклад в созидание общественного мира и благополучия.

Сегодня я хотел бы поделиться с вами некоторыми мыслями и наблюдениями, касающимися нравственного измерения закона и законотворческой деятельности. Эта тема была недавно представлена мной на Ассамблее Межпарламентского союза в Санкт-Петербурге, куда я был любезно приглашен Валентиной Ивановной, для того чтобы обратиться к собранию представителей большей части парламентов мира. Впервые в истории мероприятие такого рода было проведено на территории России. Но тема, которая была мной затронута, очень широкая, и невозможно было покрыть все ее аспекты в одном выступлении. Поэтому сейчас я хотел бы поговорить только об одном из них — о том, как нравственные основы жизни человека могут и должны отражаться в государственном законодательстве в современной повестке дня.

Пока законодательство государства сохраняет фундаментальную приверженность традиционной нравственности, оно служит ограничению зла. Но, если нравственное измерение будет изгнано из законодательства, то закон превратится в опасное орудие дегуманизации общества.

Мы являемся свидетелями того, что называется прогрессом. Есть разные определения понятия «прогресс» и разные точки зрения на то, что этот такое. Однако научно-технический прогресс является реальностью. Мы видим своими глазами, как меняется мир, как развиваются средства связи, как развивается наука, как повышается уровень человеческого потребления, — все это и является проявлением прогресса.

Если же нравственность, как я уже сказал, будет изгнана из законодательной сферы, то закон может стать орудием дегуманизации общества. Тогда парадоксальным образом возникает такое явление, как деградация прогресса. Прогресс — это движение вперед, а деградация — это умаление. Прогресс это расширение и развитие, а деградация — это сужение, это болезнь, которая может привести к застою и даже гибели организма.

Реализуя свой творческий дар, человек меняет себя и окружающий мир. И законотворчество в этом смысле не исключение. Однако этот процесс находится в непосредственной зависимости от духовного и душевного состояния человека. Важно понимать в связи с этим, что законотворчество — это не согласование существующих практик поведения в усредненную норму, не достижение компромисса и баланса среди разнонаправленных интересов общественных сил. Законодательный процесс имеет своей целью нечто гораздо большее. Если бы цель ограничивалась достижением баланса, то, наверное, скоро бы наступил такой момент, когда достаточно было бы подключить мощный суперкомпьютер к парламентским дебатам, чтобы определить алгоритм поиска компромисса, который бы покрывал ожидания большинства. Но, наверное, это никогда не произойдет, ведь речь идет не только о техническом компромиссе. По своему существу законодательство призвано быть подлинным творческим актом, ставящим своей целью созидание максимально благоприятных условий для жизни и развития человеческого сообщества. На компромиссе такую идейную парадигму построить невозможно.

Однако мы видим, как сегодня на наших глазах во многих странах происходит активный процесс отделения нормативной сферы от нравственного базиса, что, как я только что сказал, угрожает превратить законодательство в опасное орудие дегуманизации общества. «Свято место пусто не бывает», говорят в народе. Место вытесненной морали занимает новое представление о свободе как о ценности, существующей вне категорий ответственности и долга. Даже трудно себе представить, что мы дожили до того времени, когда об этом нужно говорить как о проблеме. Всегда было настолько очевидным, что всякое свободное произволение человека имеет своим ограничением ответственность — перед Богом, перед законом, перед товарищами, перед семьей. Сегодня ответственность отрывается от свободы, отделяется от свободы. Свобода провозглашается высочайшей ценностью сама по себе, вне всякого контекста, связанного с ответственностью, в том числе нравственной ответственностью.

Руководствуясь таким пониманием свободы, человек не приобретает новые возможности для самореализации личности, а, напротив, переходит в постыдное состояние рабства своим страстям. Но несвободный человек никогда не может стать счастливым.

Мировая история знает немало примеров того, как государства достигали больших успехов в области культурного, экономического или военного развития, но, сколь бы велики ни были эти успехи, даже самые крепкие и мощные империи и страны разрушались под воздействием человеческих страстей, лжи, интриг, коварства, предательства. Мы много об этом говорили в прошлом году, вспоминая события столетней давности в нашей стране. А что это означает? Это означает, что невозможно быть уверенным в успехе дела, надеясь лишь на ограниченные человеческие силы. Как священник, я обязан просто привести слова из Священного Писания: «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж» (Пс. 126:1).

Кто-то скажет: а нужно ли стремиться к идеалу, если в обществе все равно будут присутствовать преступления и предательство, ведь даже самые совершенные законы не способны их полностью исправить? Эти вопросы не должны заводить нас в тупик, приводить к апатии и унынию. Усердный и ответственный труд, личный пример и забота о будущих поколениях никогда не бывают бесполезны. Мы многое испытали, прошли через жестокие и тяжкие годы, но все же остались собой. Остались единым народом, который помнит своих героев, хранит свою веру и культурные традиции. Милостью Божией среди нас были и остаются люди, которые делали и делают верный нравственный выбор вопреки всем обстоятельствам, даже жертвуя жизнью. Они — наш пример.

В ваших руках находится законодательная власть, и вы можете использовать ее во благо общества. И эти труды не будут забыты в истории страны, они останутся и в том «личном деле», с которым каждый из нас пойдет на суд Творца.

Классическое представление о демократии заключается в том, что представительный орган выражает волю народа. Но обратная связь с избирателями не означает потакание человеческим страстям. Если говорить на совсем понятном языке, то популизм — это и есть потакание человеческим страстям. Стремление служить благу и интересам людей не является препятствием для того, чтобы ориентироваться на нравственные требования, даже если порой кажется, что эти требования сегодня не все разделяют. Как гласит народная мудрость, «делай, что должно, — и будь, что будет». А если перевести на язык христианской нравственности: «сделайте всё, от тебя зависящее, а в остальном дайте место Богу». Следование этому принципу помогает нам быть честными перед собой, перед своей совестью, перед своими избирателями, перед Богом.

Будущее нашей страны определяется нашими делами, добрыми или злыми, здесь и сейчас, в каждый момент, когда мы можем явить свою волю. Нам всем нужно помнить важную вещь: мы единый народ, наше будущее зависит от способности быть братьями и сестрами друг другу, защищать тех, кто требует помощи. Это, в первую очередь касается социально уязвимых групп, которые ожидают, что закон станет для них проводником справедливости и милосердия.

С удовлетворением отмечаю поддержку законодателями инициатив Президента, направленных на осуществление ежемесячных выплат в связи с рождением или усыновлением первого и второго ребенка. Кроме того, хочу сказать, что Церковь поддерживала и будет поддерживать любые положительные сдвиги в законодательстве, направленные на поддержание материнства и детства, особенно на преодоление такого страшного явления как сиротство при живых родителях. Считаю также важным поддержать инициативы многодетных семей, выступающих за принятие закона, регулирующего их статус. Это было бы справедливо, особенно на фоне ситуации с созданием в ряде стран специального правового режима для групп лиц нетрадиционной сексуальной ориентации. В западных парламентах подобные законодательные акты принимаются в отношении групп лиц соответствующей ориентации, а у нас почему-то возникают трудности с тем, чтобы придать особый статус многодетным семьям. Думаю, это имело бы огромное символическое значение и всему миру показало бы разницу в подходах; показало бы, как Россия заботится о будущем.

Развитие новых технологий приводит к ситуации, когда задачи в сфере экономики и управления реализуются машинами по заранее установленным алгоритмам. Это провозвестник таких общественных изменений, последствия которых заслуживают самой тщательной оценки. То, о чем я сейчас буду говорить, — никакой не алармизм. Стоит только Церкви, Патриарху сказать, что внедрение определенных новшеств, в том числе связанных с развитием электронных средств, несет в себе, кроме пользы, еще и определенные опасные последствия, как тут же на нас обрушиваются с критикой, будто Церковь выступает против прогресса. Нет, мы не против прогресса, но мы обязаны говорить правду даже тогда, когда большинство очаровано какой-то идеей. Должен быть тот, кто скажет, что у прогресса есть и другая сторона. Вот я и хотел бы немного поговорить о проблеме автоматизации и роботизации, которая уже становится программой к действию.

Автоматизация происходит не только в сфере управления. Роботизация и автоматизация огромного количества производственных и бизнес-процессов стала реальностью современности. Машины и программное обеспечение могут заменить человека во многих областях, будучи дешевле, быстрее и надежнее. Работники — это люди, которые болеют, уходят в декрет, совершают ошибки, испытывают депрессию, все чаще проигрывают конкуренцию компьютерам и роботам. Сокращение числа рабочих мест в связи с автоматизацией может привести к серьезным социальным потрясениям, если решение не будет найдено.

Побочное последствие развития новых технологий — комплексная дегуманизация общественных отношений. Отношения в сфере государственного управления всегда были отношениями между людьми, а могут стать  отношениями человека и машины. Дело, в конечном счете, не только в росте безработицы, как уже было сказано, но и в ликвидации человеческих отношений там, где они всегда существовали. Как восполнить этот дефицит, как преодолеть разобщение людей — вопрос, приобретающий все большую остроту.

Не могу не сказать о еще одном явлении, которое сегодня не просто волнует многих людей, — уже многие от него пострадали. В последнее время в мире получили определенное распространение так называемые криптовалюты, в частности, биткойн. Известно, что многие люди закладывают и продают имущество, чтобы быстро обогатиться, скупая криптовалюты. На экране показывают неудержимый рост биткойна по отношению к доллару, и каждый говорит: «Надо же действовать! Надо покупать биткойны!» И ведь покупают, закладывая свое имущество, продавая свои дома. А потом стоимость биткойна за две недели падает, и люди понимают, что потеряли все, что имели. Церковь видит свою задачу в воспитании человека таким образом, чтобы он не был порабощен страстями и стремился к праведному труду, который, конечно, должен достойно вознаграждаться. Но и государство в такой ситуации призвано защитить человека от чрезмерных рисков и даже прямого обмана, в том числе и посредством законодательного регулирования.

Сейчас говорится много правильных слов, но люди ожидают от всех нас реальных дел. Апостол говорит, что «вера без дел мертва» (Иак. 2:26). Забота о человеке является одной из центральных добродетелей, которая способна придать смысл жизни, привести к обновлению духовных сил, к спасению. В заботе, в том числе посредством закона, о тех, кто наиболее уязвим, Церковь видит одну из целей всей законотворческой деятельности. Трудно измерить по этому критерию весь корпус российского права, который находится в состоянии постоянного развития. Здесь нет и не может быть иного ориентира, кроме человеческой совести. И поэтому призываю вас, каждого члена Парламента, подумать о наиболее нуждающихся в нашем обществе и, внимая голосу совести, сделать все возможное для проявления поддержки и принятия законодательных инициатив, направленных на заботу о ближних, на защиту традиционных нравственных ценностей в жизни нашего общества, на помощь тем, у кого нет ни защитников, ни помощников, и нет никакой надежды, кроме государства и Церкви. Я радуюсь, что сегодня и Церковь, и государство сознают важность этой задачи и выстраивают систему взаимоотношений, направленных на оказание поддержки малоимущим гражданам нашей страны. И дай Бог, чтобы и в законодательном творчестве эти заботы о самых слабых нашли свое достойное место.

Благодарю вас за внимание.


25 января 2018
Русской Православной Церкви передан храм в центре Лиссабона

2018-01-25

18-21 января 2018 года епископ Корсунский Нестор совершил архипастырскую поездку по приходам в Португалии.

В первый день поездки архиерей посетил здание католического архидиоцеза, где встретился с патриархом Лиссабона кардиналом Мануэлом Жозе Клементи. 

Епископ Нестор рассказал католическому прелату об истории и современном положении приходов Русской Православной Церкви в Западной Европе. Стороны обменялись мнениями относительно развития православно-католического сотрудничества в разных областях, а также вручили друг другу памятные подарки. 

По итогам встречи, которая прошла в атмосфере взаимопонимания, было подписано соглашение о долгосрочной безвозмездной аренде православной общиной Лиссабона католического храма в центре португальской столицы. Храм Sao Domingos находится в престижном прибрежном квартале Лапa. 

В тот же день епископ Нестор в сослужении благочинного и клириков португальских приходов совершил в переданном храме чин великого освящения воды.


25 января 2018
Состоялось торжественное открытие XXVI Международных Рождественских образовательных чтений

2018-01-25

24 января 2018 года в Государственном Кремлевском дворце в Москве состоялось торжественное открытие XXVI Международных Рождественских образовательных чтений «Нравственные ценности и будущее человечества».

Церемонии открытия предшествовала Божественная литургия в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя, за которой молились участники чтений.

Открытие форума возглавил председатель Международных Рождественских чтений Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

В числе почетных гостей на церемонии в Государственном Кремлевском дворце присутствовали: первый заместитель председателя Совета Федерации ФС РФ Н.В. Федоров, первый заместитель председателя Государственной Думы ФС РФ А.Д. Жуков, первый заместитель руководителя Администрации Президента РФ С.В. Кириенко, министр иностранных дел РФ С.В. Лавров, министр образования и науки РФ О.Ю. Васильева, министр культуры РФ В.Р. Мединский, министр РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий В.А. Пучков, министр внутренних дел РФ В.А. Колокольцев, первый заместитель министра образования и науки РФ В.В. Переверзева, полномочный представитель Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе, председатель Совета при Президенте РФ по делам казачества А.Д. Беглов, президент Российской академии образования Л.А. Вербицкая, заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам региональной безопасности и информационной политики А.С. Горбенко и др.

В зале находились более 6 тысяч человек: члены Священного Синода и Высшего Церковного Совета, главы митрополий, епархиальные архиереи и духовенство Русской Православной Церкви, представители Поместных Православных Церквей, члены Межрелигиозного совета России, члены Оргкомитета Международных Рождественских образовательных чтений, главы и представители дипломатических ведомств, полномочные представители Президента Российской Федерации в федеральных округах, руководители федеральных служб Российской Федерации, руководители департаментов федеральных министерств и ведомств, главы регионов, ректоры и представители около 300 российских и зарубежных вузов, директоры общеобразовательных организаций.

На центральном экране Государственного Кремлевского дворца был показан видеоролик «Традиционные нравственные ценности».

После краткого вступительного слова председателя Оргкомитета чтений, председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия с докладом выступил Святейший Патриарх Кирилл.

Приветствие Президента Российской Федерации В.В. Путина огласил первый заместитель руководителя Администрации Президента РФ С.В. Кириенко.

Приветствие председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева зачитал министр культуры Российской Федерации В.Р. Мединский.

Приветствие председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.И. Матвиенко огласил первый заместитель председателя Совета Федерации ФС РФ Н.В. Федоров.

Первый заместитель председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации А.Д. Жуков огласил приветствие председателя российского парламента В.В. Володина.

К собравшимся обратился министр иностранных дел Российской Федерации С.В. Лавров.

Затем выступила министр образования и науки Российской Федерации О.Ю. Васильева.

Приветствие мэра российской столицы С.С. Собянина огласил заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы А.Н. Горбенко.

В завершение официальной части был показан видеоролик «Будущее человечества. Будущее России», после чего состоялся концерт.

Трансляция пленарного заседания осуществлялась на телеканалах «Россия-24», «Союз», «Спас», на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru, а также на портале «Православное образование» и официальном сайте Рождественских чтений.

***

Международные Рождественские образовательные чтения ― это крупнейший церковно-общественный форум, уникальное по значимости явление в сфере образования, культуры, социального служения, духовно-нравственного просвещения, патриотического воспитания и других значимых направлений церковной и общественной жизни.

На заседании Высшего Церковного Совета 17 февраля 2017 года было принято решение о проведении XXVI Международных Рождественских образовательных чтений с 24 по 26 января 2018 года в Москве, была определена основная тема форума ― «Нравственные ценности и будущее человечества».

Традиция проведения форума возникла в 1992 году, когда в Москве впервые прошла конференция православных педагогов столицы. Сегодня это глобальное, широкомасштабное мероприятие, которое ставит перед собой задачи не только развития православного образования и духовно-нравственного просвещения общества, но и переосмысления с позиции православного мировоззрения различных вопросов науки, культуры, социальной и молодежной работы, межгосударственных и межконфессиональных связей.

Работа XXVI Международных Рождественских образовательных чтений будет вестись по 16 направлениям, участники обсудят многие насущные проблемы, среди которых просветительское и социальное служение, вопросы образования и воспитания, жизнь Церкви и святоотеческая традиция, история православного храмостроительства и другие.

Рождественские чтения проходят под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Чтения начались 24 января 2018 года Божественной литургией в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя, которую возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

25 и 26 января пройдет работа по направлениям. Заявки на участие в мероприятиях чтений поступили из всех регионов России, стран ближнего и дальнего зарубежья.

25 января состоятся VI Рождественские Парламентские встречи в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Они будут посвящены обсуждению актуальных вопросов социального взаимодействия, общественного служения, исторического пути России, современного развития государства. Планируется участие сенаторов, руководителей Федерального Собрания, аппарата Правительства Российской Федерации, глав профильных думских комитетов, руководителей синодальных отделов, сотрудников министерств и ведомств.

Некоторые мероприятия чтений в этом году отмечают свои юбилеи. Так, в 20-й раз в рамках чтений в Кремле пройдет конференция «Церковные древности». В этом году она будет посвящена истории и святыням Архангельского собора Московского Кремля. Оргкомитет конференции возглавляет генеральный директор Музеев Московского Кремля Е.Ю. Гагарина. Также в 20-й раз состоится конференция «Православное краеведение и просвещение», посвященная в этом году подвигу женщин в истории Церкви, поскольку в 2018 году отмечается 100-летие образования первого в России Союза православных женщин.

В рамках Международных Рождественских образовательных чтений состоится награждение победителей Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью «За нравственный подвиг учителя» и Всероссийского конкурса детского творчества «Красота Божьего мира», а также проходившего в 2017 году по благословению Святейшего Патриарха Кирилла конкурса детского творчества, посвященного празднованию 100-летия открытия Всероссийского Церковного Собора и Патриаршей интронизации святителя Московского Тихона.

26 января, в 16.30, состоится церемония закрытия чтений.

В работе чтений участвуют более 15 тысяч человек из России, ближнего зарубежья, Соединенных Штатов Америки, Великобритании, Германии, Канады, Франции, Швейцарии, а также Греции и Грузии.

Более 60 архиереев возглавляют мероприятия чтений.

Число отдельных мероприятий, в том числе проходящих в рамках более крупных конференций, с каждым годом увеличивается. В этом году в программе заявлено около 190 мероприятий. Среди них и небольшие мастер-классы продолжительностью 1,5-2 часа, и большие двухдневные научные конференции.

Мероприятия чтений примут Государственная Дума Российской Федерации, Общественная палата Российской Федерации, Храм Христа Спасителя и другие храмы Москвы, Патриарший дворец Московского Кремля, Московский городской дом учителя, МГУ им. Ломоносова и другие вузы Москвы, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный и Российский православный университеты, образовательные, культурные и духовно-просветительские центры, школы, музеи ― всего свыше 70 площадок.

В последние годы чтения включают в себя региональный этап, в котором принимают участие все регионы России, а также епархии Русской Православной Церкви за рубежом, и международный этап, который, по сложившейся традиции, проходит в Москве в конце января.

Организатором и координатором проведения чтений многие годы является Синодальный отдел религиозного образования и катехизации, которым руководит митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий, председатель Оргкомитета Международных Рождественских образовательных чтений. В организации и проведении чтений участвуют все синодальные структуры Русской Православной Церкви.

Синодальные отделы проводят семинары повышения квалификации для руководителей епархиальных структур. Участники чтений могут посетить мероприятия культурной программы ― выставки, спектакли, кинопоказы, экскурсии по музеям. Все это отражено в программе чтений и на официальном сайте чтений, где по окончании форума размещаются материалы конференций, секций, семинаров и круглых столов.


23 января 2018
Митрополит Волоколамский Иларион совершил Литургию старым чином в московском храме Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором

2018-01-23

22 января 2018 года, в день празднования святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России, чудотворца, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия, председатель Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в московском храме Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором. Храм входит в комплекс Черниговского Патриаршего подворья, в зданиях которого размещается ОЦАД.

За богослужением, которое совершалось древнерусским чином, архипастырю сослужили руководитель Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции, настоятель Покровского храма в Рубцове, секретарь Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством протоиерей Иоанн Миролюбов, заведующий кафедрой церковно-практических наук Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия священник Михаил Желтов, а также клирики старообрядных приходов Русской Православной Церкви из города Москвы и Московской области, Киевской митрополии, Тихвинской, Ростовской и Новочеркасской, Нижнетагильской, Кузнецкой, Иваново-Вознесенской, Лысковской, Витебской, Ростовской епархий.

В их числе сослужащего духовенства единоверческих старообрядных приходов — архимандрит Иринарх (Денисов), архимандрит Ахилла (Шахтарин), игумен Кирилл (Сахаров), иеромонах Сергий (Гапонов), иеромонах Антоний (Аненко), иеромонах Варсонофий (Яшин), протоиерей Евгений Саранча, протоиерей Борис Кицко, протоиерей Сергий Гончаров, протоиерей Георгий Крылов, протоиерей Виктор Баденков, иерей Андрей Фастов, иерей Алексей Гугливатый, иерей Сергий Чиж, иерей Даниил Хохоня, иерей Валерий Булычев, иерей Сергей Комаров, иерей Сергий Ефременко.

В алтаре молился проректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры по учебной работе иеромонах Иоанн (Копейкин).

За богослужением молились учредитель благотворительного Фонда святителя Григория Богослова В.С. Якунин, исполнительный директор фонда, член Наблюдательного совета Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции Л.М. Севастьянов.

После сугубой ектении митрополит Иларион вознес молитву о мире на Украине.

В архипастырском слове по завершении Божественной литургии владыка сказал:

«Всех вас, дорогие отцы, братья и сестры, поздравляю с этим днем, когда мы вспоминаем святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси чудотворца.

Подвиг христианской жизни и христианского свидетельства может иной раз стоить человеку самой жизни. В дни, когда царь Иван Грозный ввел на Руси опричнину и несправедливо подверг многих людей репрессиям и казням, святитель Филипп  встал на защиту правды Божией. Он не побоялся грозного царя, ибо перед своим духовным взором имел только одного Царя — Господа Иисуса Христа. Именно Ему он служил от юности своей, Ему посвятил все свои силы и отдал всю свою жизнь. И когда настало время засвидетельствовать перед грозным царем о правде Божией, он бесстрашно встал на защиту этой правды. И жизнь его окончилась мученически: по приказу царя он был сначала свергнут с митрополичьего престола, затем заточен, и в конце концов удушен царским опричником Малютой Скуратовым.

Всякий раз, вспоминая эту историю из жизни нашего русского государства, мы прославляем святителя Божия как человека, который явил нам тот образ действий, по которому и нам надлежит соизмерять свою жизнь. Не всякого из нас Господь призывает к свидетельству именно такого рода, даруя нам возможность жить во времена благополучные и мирные, когда между Церковью и земной властью установлены добрые взаимоотношения.

Но за свою 2000-летнюю историю Церковь неоднократно переживала эпохи гонений и времена мученичества. Эти времена еще помнят и многие из нас, когда исповедание святой православной веры было подвигом и когда человек, открыто исповедующий веру, нередко рисковал своей жизнью, а иной раз и жизнью своих близких.

Мы живем в благополучные времена, но это не значит, что нам следует расслабиться и успокоиться. Господь все равно ожидает от нас подвига свидетельства о Его правде. Эта правда Божия раскрывается через наше богослужение, доброделание, через исполнение заповедей Божиих, а если необходимо, то и через свидетельство о Боге и о правде Его перед внешним миром.

Я хотел бы сегодня сердечно приветствовать собравшихся здесь клириков единоверческих старообрядных приходов Русской Православной Церкви. Впервые, думаю, в таком количестве собрались вместе клирики, несущие служение по старому обряду. Мы еще поговорим сегодня о значении старого обряда на семинаре, который также впервые проводится в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых Кирилла и Мефодия.

Церковь Христова сильна своими традициями, своим благочестием, своей древностью и тем, что, несмотря на различные веяния времени, мы все сохраняем ту правду Божию, которую получили от Господа Иисуса Христа и Его святых апостолов.

Неслучайно наша Церковь называется Единой, Святой, Соборной и Апостольской. Каждое из этих слов имеет особое значение.

Церковь едина, потому что, несмотря на различия во взглядах людей, в их мировоззрении, в их социальном положении, она объединяет всех тех, кто добровольно захотел последовать за Христом. Она объединяет все приходы и все епархии по всему миру. Это единство невозможно поколебать ничем. И если происходит в Церкви какой-либо раскол, то это не Церковь раскалывается надвое или на несколько частей, а отдельные группы людей по тем или иным причинам отходят от Церкви. Церковь же по-прежнему сохраняет свое единство.

Церковь является святой не потому, что состоит из святых людей. Если бы Господь хотел иметь Церковь, состоящую из одних святых, у которой нет проблем и конфликтов, то, наверное, Он создал бы ее из ангелов, а не из людей. Но так как Церковь создана из людей, а несть человек иже жив будет и не согрешит, и все мы носим на себе человеческую плоть, и все мы подвержены разного рода грехам и соблазнам, то святость Церкви обеспечивается не нашей святостью, а святостью Самого Бога, Который ее создал. Сам Господь Иисус Христос — краеугольный камень нашей Церкви. На Нем зиждется все церковное здание, а мы лишь кирпичики в этом здании.

Каждый из нас важен для Бога. Но не мы даем Церкви святость, а она дает ее нам. И в Церкви мы приобщаемся к этой святости через церковные Таинства и наипаче через Святое Причащение, когда внутрь своего тела принимаем Тело Господа и когда частью нашей крови становится Животворящая Кровь Господа нашего Иисуса Христа.

Церковь является соборной, ибо управляется собором епископов, и служение в ней совершается соборно; в Церкви сохраняется наследие Вселенских и Поместных Соборов древней Церкви. А все новые вопросы, которые надлежит решить, так же решаются соборно. И все мы в той или иной степени участвуем в этом соборном церковном делании.

И, наконец, Церковь является апостольской, потому что в основании своем имеет апостольскую веру. И каждая Поместная Церковь возводит свое бытие к тому или иному апостолу. Как, например, Русская Православная Церковь свое бытие возводит к святому апостолу Андрею Первозванному, а другие Церкви имеют начало от других апостолов. Но еще более важно то, что апостольское учение сохраняется в Церкви.

Я хотел бы всем нам пожелать, чтобы мы, независимо от того, какого обряда придерживаемся, старого или обычного (я не хочу называть обычный обряд новым, ибо это другой извод того же древнего православного обряда) — независимо от того, как мы молимся, сколькими перстами крестимся, осознавали себя членами Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, о которой Господь наш Иисус Христос сказал, что врата ада не одолеют ее (Мф. 16:18). Пусть Господь помогает каждому из нас на тех местах, где мы несем свое служение, укрепляет нас в наших трудах, а Пресвятая Богородица покрывает от всякого зла честным Своим омофором. Пусть молитва святого Иоанна Предтечи, в храме которого мы сегодня собрались, и молитва святителя Филиппа, чью память мы сегодня торжественно празднуем, укрепляет нас на жизненном пути. Аминь».


17 января 2018
В 200-ю годовщину преставления атамана Донского казачьего войска М.И. Платова в Патриаршем Вознесенском войсковом всеказачьем соборе Новочеркасска совершена панихида

2018-01-17

16 января 2018 года, в день 200-летия преставления атамана Донского казачьего войска, основателя Новочеркасска и строителя Патриаршего Вознесенского войскового всеказачьего собора г. Новочеркасска графа Матвея Ивановича Платова в нижнем храме-усыпальнице Патриаршего собора была совершена панихида по приснопамятному герою Отечественной войны 1812 года.

Панихиду возглавил благочинный приходов Новочеркасского округа протоиерей Олег Добринский. Его Высокопреподобию сослужили настоятель Патриаршего собора протоиерей Георгий Сморкалов, руководитель отдела по работе с казачеством Ростовской епархии протоиерей Сергий Маштанов, духовник Новочеркасского казачьего округа протоиерей Герман Киселев, клирики Новочеркасского благочиния Ростовской епархии.

За богослужением молились: первый заместитель губернатора Ростовской области, атаман войскового казачьего общества (ВКО) «Всевеликое войско Донское» Виктор Гончаров, заместитель губернатора Ростовской области Михаил Корнеев, глава администрации Новочеркасска Игорь Зюзин, глава Городской думы Юрий Лысенко, атаман Новочеркасского казачьего округа ВКО «Всевеликое войско Донское» Александр Иванченко, ректор Южно-Российского государственного политехнического университета им. М.И. Платова (ЮРГПУ НПИ) Владимир Передерий, атаманы казачьих округов ВКО «Всевеликое войско Донское», представители депутатского корпуса Городской думы, городской администрации, преподаватели ЮРГПУ (НПИ) и общественности Новочеркасска, духовенство Новочеркасского благочиния, студенты учебных заведений города, воспитанники Новочеркасского суворовского военного училища МВД РФ, кадеты Донского императора Александра III казачьего кадетского корпуса г. Новочеркасска, учащиеся городских школ.

К саркофагу героя был возложен венок из живых цветов.

Перед богослужением к собравшимся обратился протоиерей Олег Добринский, отметивший значительный вклад графа М.И. Платова в историю государства Российского, а также российского казачества.

«Авторитет личности атамана Платова во все годы был непререкаем для донских казаков. Блестящий военачальник, "слуга Царю, отец солдатам", основатель и первый строитель столицы казачества города Новочеркасска, он явил пример для подражания в служении Отечеству и любви к Тихому Дону, — отметил отец Олег. — Перед именем и достоинством его преклонили главу прославленные полководцы Европы. Ближайший сподвижник Суворова и Кутузова, граф Платов был овациями встречен Парижем и Лондоном, он стал первым русским, кому присвоили звание почетного доктора Оксфордского университета».

Со словами, посвященными памяти атамана М.И. Платова, к присутствовавшим обратились атаман ВКО «Всевеликое войско Донское» Виктор Гончаров, глава администрации Новочеркасска Игорь Зюзин, глава Городской думы Юрий Лысенко, ректор ЮРГПУ (НПИ) им. М.И. Платова Владимир Передерий, воспитанник Донского императора Александра III казачьего кадетского корпуса г. Новочеркасска Егор Михайлов.

***

Патриарший Вознесенский войсковой собор, в нижнем храме которого хранятся останки атамана М.И. Платова и других выдающихся деятелей донского края, был заложен в день основания самого города, 18 (30) мая 1805 года. Фактически строительство началось 1 октября 1811 года. Автором проекта стал архитектор Алоизий Руска. После того как в 1818 году братья Руска покинули Россию, строительство собора продолжил архитектор Амвросимов. В 1846 году при сведении главного купола неожиданно обрушилась часть храма. То же самое произошло в 1863 году со вторым вариантом собора, строившимся по проекту И.О. Вальпреде.

В 1891 году казаками было принято решение приступить к строительству третьего здания храма. Академик архитектуры А.А. Ященко разработал проект, который 24 марта 1891 года был Высочайше утвержден. Строительство и оформление храма было полностью завершено к 1904 году, однако здание освятили и открыли только 6 мая 1905 года.

Первоначально все купола собора были покрыты червонным золотом, а главный крест инкрустирован горным хрусталем. Высота центрального купола с крестом достигает 74,6 метров. В советское время с куполов было снято позолоченное медное покрытие, и здание постоянно подвергалось действиям природной стихии — заливалось, засыпалось снегом, также была выведена из строя система отопления. В 1934 году Вознесенский собор был закрыт, само здание использовалось как склад.

Храм был вновь открыт в 1942 году, во время немецкой оккупации. В послевоенные годы в подвальных помещениях находился продуктовый склад, а наверху шли богослужения.

В 2001 году начались крупномасштабные реставрационные работы. В 2005 году, к 200-летию Новочеркасска и 100-летию открытия собора, реставрация фасада здания была успешно завершена. Оборудована система подсветки и проекций библейских сюжетов на фасад. В 2010-2011 годах купола были вновь покрыты золотыми листами, а в крест вставлен камень из горного хрусталя. К 2015 году в соборном храме подошла к завершению основная часть внутренних реставрационных работ.

В нижнем храме-усыпальнице в честь Покрова Пресвятой Богородицы покоятся останки графа М.И. Платова, героев Отечественной войны 1812 года генералов Василия Васильевича Орлова-Денисова, Ивана Ефремовича Ефремова, героя Кавказской войны генерала Якова Петровича Бакланова, а также архиепископа Донского и Новочеркасского Иоанна (Доброзракова). В 2014 году соборному храму присвоен статус Патриаршего — с этого времени храм именуется Патриаршим Вознесенским войсковым всеказачьим собором.

По материалам сайта Ростовской епархии


 
 
© 2011 Православное богословие
Разработка сайта - Студия web-дизайна Stoff