Таинство Крещения Таинство Миропомазания Таинство Покаяния Таинство Причащения Таинство Елеосвещения Таинство Брака Таинство Священства

Новости

11 сентября 2015
Делегация Русской Православной Церкви приняла участие в межрелигиозном форуме в Албании

6-9 сентября 2015 года в столице Албании Тиране состоялся очередной Форум «Молитва о мире», ежегодно проводимый в разных странах католической Общиной святого Эгидия. Темой мероприятия стал призыв «Мир всегда возможен».

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Форуме приняла участие официальная делегация Русской Православной Церкви в следующем составе: митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий, секретарь Администрации приходов Московского Патриархата в Италии архимандрит Антоний (Севрюк), секретарь Отдела внешних церковных связей по межхристианским отношениям иеромонах Стефан (Игумнов).

В качестве соорганизаторов Форума также выступили Албанская Православная Церковь и Католическая епископская конференция Албании. С приветственными словами к участникам мероприятия обратились Блаженнейший Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий, Президент Албании Б. Нишани и премьер-министр этой страны Э. Рама.

В ходе мероприятия прошли многочисленные круглые столы, посвященные конкретным гуманитарным аспектам, актуальным для нынешнего дня, таким, как положение в Сирии, Ираке и Ливии, проблема мигрантов, вопросы межрелигиозного диалога. С докладами выступили Святейший Патриарх Антиохийский и всего Востока Игнатий Ефрем II (Сиро-Яковитская Церковь), Блаженнейший Патриарх Халдейской Католической Церкви Луис Рафаэль Сако I, представители Поместных Православных Церквей, Римско-Католической Церкви и протестантского мира, мусульманские и иудейские религиозные лидеры, представители буддизма и синтоизма.

Митрополит Кирилловский и Вологодский Игнатий озвучил позицию Русской Православной Церкви по вопросу гонений на христиан в современном мире. В своем докладе он, в частности, отметил, что каждый четвертый христианин подвергается дискриминации: «Не может не вызывать беспокойства вытеснение этнических сербов из Косово, с их родной земли, а также разрушение православных храмов и монастырей, которые являются не только святынями, но и памятниками мирового значения».

Владыка Игнатий констатировал, что сегодня  происходит вытеснение религиозных ценностей в целом, а чаще всего именно христианских нравственных ценностей, на периферию человеческой цивилизации.

По итогам Форума его участниками была подписана совместная декларация, адресованная мировым политическим лидерам, с призывом приложить усилия для решения гуманитарных проблем на планете.

В ходе пребывания в Албании также состоялась встреча делегации Русской Православной Церкви с Чрезвычайным и Полномочным Послом Российской Федерации в этой стране А.Р. Корпушиным.

Источник: Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru 


03 сентября 2015

2015-09-03

Вышла в свет электронная версия журнала «Руководство для сельских пастырей» с 1860 по 1870 гг.


В Киевских духовных школах, по благословению ректора, управляющего делами УПЦ митрополита Бориспольского и Броварского Антония, к 400-летию основания Академии осуществлено издание электронной версии научно-публицистического вестника XIX века «Руководство для сельских пастырей» (1860-1870).
В предисловии ректор Академии, профессор митрополит Антоний говорит:
«В ХІХ – начале ХХ века Киевские духовные школы внесли заметный вклад в развитие отечественной церковной периодики. Как духовная академия, так и духовная семинария в разные годы занимались подготовкой к печати нескольких периодических изданий.
Ныне в рамках празднования 400-летнего юбилея Киевских духовных школ была начата работа по подготовке электронной версии «Руководства для сельских пастырей». Первый диск электронной версии содержит выпуски журнала за первые десять лет его существования (1860-1870)».
Издание заинтересует всех проявляющих интерес к истории, богословию, философии.

Источник: http://www.kdais.kiev.ua/index.php?option=com_content&view=article&id=3363%3A------l---r--1860--1870-&catid=2%3Anews-all&Itemid=44&lang=ru


29 августа 2015
Состоялось братское собеседование Святейшего Патриарха Кирилла с Предстоятелем Александрийской Православной Церкви

2015-08-29

28 августа 2015 года в Патриарших покоях Московского Кремля состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Блаженнейшим Папой и Патриархом Александрийским Феодором II.

Предстоятеля Александрийской Православной Церкви сопровождал епископ Навкратидский Мелетий.

Во встрече приняли участие председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион, представитель Патриарха Александрийского при Патриархе Московском и всея Руси митрополит Киринский Афанасий, заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов, секретарь Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук.

Обращаясь к высокому гостю, Предстоятель Русской Православной Церкви сказал: «Мы имеем возможность встретиться, поговорить от сердца к сердцу и обменяться мнениями. Я еще раз хотел бы подчеркнуть очень добрый характер отношений между нашими Церквами, и во многом он определяется Вашей личностью: Вы хорошо знаете Россию, русский народ, Русскую Церковь. Вы любите нашу Церковь и наш народ — мы чувствуем это своими сердцами».

Подчеркнув, что Александрийский Патриархат является миссионерской Церковью, ответственность которой простирается на весь африканский континент, Святейший Патриарх Кирилл продолжил: «Русская Церковь также является миссионерской Церковью — как в классическом смысле, потому что нужно просвещать те народы на огромном евразийском континенте, которые еще не стали христианскими, так и с точки зрения необходимости осуществлять сегодня новую миссию среди людей, которые по традиции являются православными, но пока остаются невоцерковленными, а иногда даже некрещеными. Это, конечно, наследие трудного прошлого, через которое мы прошли. Именно поэтому мы сегодня открываем новые епархии, объединяем епархии в митрополии, в том числе и на Дальнем Востоке, в Сибири, на крайнем Севере, поскольку именно эти регионы больше всего пострадали от гонений на Русскую Православную Церковь».

В качестве примера Его Святейшество привел самый большой по территории российский регион — Якутию, где до революции было 200 приходов, но вследствие гонений к концу 80-х — началу 90-х годов остался один приход, и тот находился в маленьком полуразрушенном деревянном доме, который вовсе не был похож на церковное здание. А в некоторых регионах Сибири и Дальнего Востока в советское время не осталось ни одного храма.

«Сегодня мы открываем сотни новых миссий, молодые и энергичные архиереи, которые сейчас трудятся в наших новых епархиях, несут миссионерское служение, — рассказал Предстоятель Русской Православной Церкви, обращаясь к Блаженнейшему Патриарху Александрийскому Феодору. — Когда читаю о жизни вашей Церкви, я вижу, что похожее происходит и на Африканском континенте. Еще раз хочу заверить Вас в том, что мы солидарны с Вашими трудами, понимаем их значение в глобальном масштабе и важность для всего Православия, для всего мира».

Говоря о трудностях и испытаниях, через которые проходит Русская Церковь в настоящее время, Святейший Патриарх Кирилл особо остановился на ситуации на Украине. Так, на Донбассе 80 храмов либо полностью разрушены обстрелами, либо им нанесен большой ущерб. Три священника убиты, один контужен. Три дня назад подверглось обстрелу епархиальное управление в городе Горловке. «Но все наши владыки остаются на месте, вокруг них — верующий народ, они молятся с риском для жизни, — засвидетельствовал Святейший Патриарх. — Один архиерей ночует в епархиальном управлении, но не на кровати, а под своим письменным столом, потому что в любой момент может быть обстрел, и осколком могут убить. Конечно, его спасает не письменный стол, а милость Божия и его собственное мужество — он остается со своим народом. И эти бомбы прилетают не из-за границы, а с Украины. Поэтому налицо глубокий гражданский конфликт, междоусобная война».

«Сегодня мы с Вами молились за Украину и украинский народ», — обратился Его Святейшество к Блаженнейшему Патриарху Феодору, отметив, что такие молитвы совершаются во всех храмах на каждом богослужении.

«Наша Церковь, в отличие от Греко-Католической Церкви и раскольнических групп, не поддерживает какую-то одну сторону конфликта, потому что наши верующие — и на востоке, и на западе, — констатировал Святейший Владыка. — И мы считаем, что наша миссия — это миссия примирения. Мы не должны вдохновлять одних на борьбу с другими. Как Патриарх Тихон отказался от того, чтобы занять одностороннюю позицию в гражданской войне, которая началась после революции, так и наша Украинская Православная Церковь отказывается от принятия односторонней позиции. Мы знаем, что Патриарх Тихон оказался прав, и если бы он эту позицию не занял, то трудно понять, что произошло бы с Церковью и с Православием. Поэтому уверены, что позиция, которую занимают сегодня митрополит Онуфрий, епископат нашей Церкви, духовенство и верующий народ, — единственно правильная. Ее оценит весь украинский народ, и оценит очень скоро».

Однако, с сожалением отметил Святейший Патриарх Кирилл, эту позицию сегодня не воспринимают власти Украины, и поэтому каноническая Украинская Православная Церковь подвергается нападкам. Более 30 храмов захвачены раскольниками. Сравнительно недавно двумя выстрелами в голову был убит один из священников; также совершено убийство пожилой монахини. «Все это свидетельствует о том, что Церковь не находится в благоприятном положении, — считает Его Святейшество, — но она продолжает нести свое свидетельство — единственно правильное свидетельство о необходимости мира и примирения на Украине».

Он особо обратил внимание собеседника на прозвучавшие в день недавнего государственного праздника слова митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия: «Я считаю, что владыка митрополит Онуфрий произнес в присутствии властей пророческую речь. Он действительно был голосом Божиим и говорил правду о необходимости примирения людей, о том, что никакими войнами нельзя исцелить этот конфликт. Я очень надеюсь, что Предстоятели Церквей будут сегодня вместе с Украинской Православной Церковью, чтобы не давать никакого повода врагам Церкви считать, что Поместные Православные Церкви косвенно поддерживают раскол и недостаточно поддерживают каноническое Православие».

Православная солидарность в отстаивании Божией правды, неполитизированная позиция Церкви являются единственно правильным выбором и должны распространяться не только на Украину, но на любое другое место, где присутствует Православная Церковь, уверен Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. «Я прошу Ваших молитв о Блаженнейшем митрополите Онуфрии, епископате, духовенстве и верующем народе Украины, о мире на этой благословенной земле», — сказал Святейший Владыка, пожелав Предстоятелю Александрийской Православной Церкви помощи Божией в миссионерском служении и пастырской заботе о многонациональной пастве, в числе которой есть и русские православные верующие.

Со своей стороны Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский Феодор II выразил искреннюю благодарность своему собрату — Святейшему Патриарху Кириллу. «Я нахожусь в России в рамках неофициального визита, но чувствую себя как дома. Я чувствую, что я нахожусь среди людей, которые меня любят и которых люблю я. Я знаю этот язык, культуру и черпаю здесь силы. Прежде чем начать в сентябре серию серьезных и далеких путешествий, я решил получить благословение у великого миссионера святителя Иннокентия Иркутского, жизнь которого меня всегда приводила в умиление. Хотелось также помолиться преподобным Зосиме и Савватию Соловецким, потому что сегодня исполняется 30 лет с того момента, когда я прибыл в Россию».

Рассказывая о своей миссионерской деятельности, Предстоятель Александрийской Православной Церкви отметил: «Однажды я посещал епархию на Мадагаскаре и очень часто передвигался пешком. Я также передвигался в пределах Мадагаскара на лодке, чтобы доплыть туда, куда человеку бывает очень трудно добраться. Когда день склонится к закату и наступает ночь, я ощущаю некое умиротворение и радуюсь тому, что Господь сподобил меня быть в положении апостола, миссионера. Я ощущаю внутренний мир. Перед Вами, Ваше Святейшество, лежит задача внутренней миссионерской деятельности — Вы должны заново христианизировать народ. Вы говорите с народом как апостол, как святой князь Владимир для того, чтобы снова возгреть в сердцах людей надежду на спасение. А я должен благовествовать Христа тем народам, которые никогда о Нем не слышали. И прежде всего мы проповедуем Христа в рамках миссионерской деятельности».

Как отметил Блаженнейший Владыка, уже многие сотни лет назад Предстоятели Александрийской Церкви бывали в древнем Московском Кремле, например, святой Патриарх Мелетий Пигас, Патриарх Сильвестр. «Они приезжали для того, чтобы обратиться за помощью к Русской Церкви, которая никогда их не оставляла в беде, — подчеркнул высокий гость. — В качестве примера можно привести Патриарха Христофора II, который прибыл на интронизацию Патриарха Алексия I. В знак этой дружбы я также хотел присутствовать на Вашей интронизации».

«Сегодня я пришел в умиление, когда слышал, как Вы молились за Украину, — продолжил Блаженнейший Патриарх Феодор, отметив, что в свое время прожил десять лет на украинской земле. — Я хорошо знаю украинский народ и Украину, потому что очень много раз бывал в разных городах, в том числе тех, где сейчас идет война. Я ел тот же хлеб, который едят эти люди, останавливался в их скромных жилищах. Я был в монастырях, общался с их насельниками, пел с ними. Поверьте, Ваше Святейшество, мое сердце преисполнено боли. Я знаю настоящий украинский народ: он стойко держится Православия и хранит верность Своей Матери — Русской Церкви».

Предстоятель Александрийской Церкви рассказал, что бывая на Украине уже после своего избрания на Патриарший престол, он в проповедях, обращаясь к украинскому народу, подчеркивал: «Вы должны пребывать в одном доме — в Русской Православной Церкви».

«Ваше Святейшество, мы не руководители государства – мы люди Божьи, которые проповедуют мир и любовь, — сказал далее высокий гость. — Я хотел бы Вас заверить, что древний Александрийский Патриархат, Александрийская Церковь следует древнему установленному порядку: мы всегда поддерживаем канонического Предстоятеля — Блаженнейшего митрополита Онуфрия. А если в будущем вам потребуется наша помощь, вы обязательно ее получите, потому что в нашей Церкви мы придерживаемся канонического порядка. Мы должны уважать и хранить этот порядок, если хотим, чтобы Господь проливал на нас Свою любовь. Политики приходят и уходят, а Православие и наша вера остаются. Мы пишем историю».

Высказав слова благодарности за теплое гостеприимство, которое он ощутил во время паломнического визита в Русскую Православную Церковь, Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский Феодор II подчеркнул: «Хочу, чтобы Вы знали, что завтра я уезжаю с сердцем, исполненным любовью и благодарностью».

В ходе беседы также затрагивалась тема положения христиан в различных регионах мира, ситуация в странах Северной Африки. Предстоятель Александрийской Церкви отметил важную роль России в стабилизации ситуации, значимость солидарности Русской Церкви со страдающими людьми в различных регионах мира.

«Я переживаю те трудности, которые переживают народы Северной Африки, — сказал Блаженнейший Патриарх Феодор. — Я верю в ту роль, которую играют Россия и Русская Церковь, и хотел бы поблагодарить за поддержку моей второй родины — Египта. Молюсь, чтобы Господь даровал Вам многая лета, потому что Ваше благословение доставляет радость».

Источник: Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru


28 августа 2015
Церковь празднует Успение Божией Матери

2015-08-28

После Вознесения Господа Матерь Божия оставалась на попечении апостола Иоанна Богослова, а в его отсутствие жила в доме его родителей близ горы Елеонской. Для апостолов и всех верующих Она была утешением и назиданием.

Беседуя с ними, Матерь Божия поведала о чудесных событиях Благовещения, бессеменного зачатия и нетленного от Нее рождения Христа, Его младенчества и всей земной жизни. Подобно апостолам, Она насаждала и утверждала Христианскую Церковь Своим присутствием, словом и молитвами. Благоговение апостолов к Пресвятой Деве было чрезвычайно. По приятии Святого Духа в знаменательный день Пятидесятницы они пребывали в Иерусалиме около 10 лет, служа спасению иудеев и желая чаще видеть и слышать от Нее Божественные слова. Многие из новопросвещенных верою даже приходили из дальних стран в Иерусалим, чтобы видеть и слышать Пречистую Богородицу.

Во время гонения, воздвигнутого Иродом на юную Церковь Христову (Деян. 12, 1-3), Пресвятая Дева Мария вместе с апостолом Иоанном Богословом в 43 году удалилась в Ефес, в котором проповедовать Евангелие выпал жребий апостолу Иоанну Богослову. Она была также на Кипре у святого Лазаря Четверодневного, там епископствовавшего, и на Святой Горе Афонской, о которой, как говорит святой Стефан Святогорец, Матерь Божия пророчески сказала: “Это место будет Мне в жребий, данный Мне от Сына и Бога Моего. Я буду Заступница месту этому и Богу о нем Ходатаица”.

Благоговение древних христиан к Матери Божией было так велико, что они сохранили все о Ее жизни, что только могли заметить из Ее слов и деяний, и даже передали нам о Ее внешнем виде.

По преданию, основанному на словах священномучеников Дионисия Ареопагита († 3 октября 96 г.) и Игнатия Богоносца († 20 декабря 107 г.), святитель Амвросий Медиоланский в творении “О девственницах” писал о Матери Божией: “Она была Девою не телом только, но и душою, смиренна сердцем, осмотрительна в словах, благоразумна, немногоречива, любительница чтения, трудолюбива, целомудренна в речи. Правилом Ее было – никого не оскорблять, всем благожелать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомысленной, любить добродетель. Когда Она хоть бы выражением лица обидела родителей, когда была в несогласии с родными? Когда погордилась пред человеком скромным, посмеялась над слабым, уклонилась от неимущего? У Нее не было ничего сурового в очах, ничего неосмотрительного в словах, ничего неприличного в действиях: телодвижения скромные, поступь тихая, голос ровный; так что телесный вид Ее был выражением души, олицетворением чистоты. Все дни Свои Она обратила в пост: сну предавалась только по требованию нужды, но и тогда, как тело Ее покоилось, духом Она бодрствовала, повторяя во сне читанное, или размышляя о приведении в исполнение предположенных намерений, или предначертывая новые. Из дома выходила только в церковь, и то в сопутствии родных. Впрочем, Она хотя и являлась вне дома Своего в сопровождении других, но лучшим стражем для Себя была Она Сама; другие охраняли только тело Ее, а нравы Свои Она блюла Сама”. По преданию, сохраненному церковным историком Никифором Каллистом (ХIV в.), Матерь Божия “была роста среднего или, как иные говорят, несколько более среднего; волосы златовидные; глаза быстрые, с зрачками как бы цвета маслины; брови дугообразные и умеренно-черные, нос продолговатый, уста цветущие, исполненные сладких речей; лицо не круглое и не острое, но несколько продолговатое; кисти рук и пальцы длинные… Она в беседе с другими сохраняла благоприличие, не смеялась, не возмущалась, особенно же не гневалась; совершенно безыскусственная, простая, Она нимало о Себе не думала и, далекая от изнеженности, отличалась полным смирением. Относительно одежд, которые носила, Она довольствовалась их естественным цветом, что еще и теперь доказывает Ее священный головной покров. Коротко сказать, во всех Ее действиях обнаруживалась особая благодать”. (Никифор Каллист заимствовал свое описание у святителя Епифания Кипрского, († 12 мая 403 г.); Письмо к Феофилу об иконах. Перевод текста святителя Епифания помещен в Великих Четиих-Минеях митрополита Макария. М., 1868, сентябрь, с. 363).

Обстоятельства Успения Божией Матери известны в Православной Церкви от времен апостольских. В I веке о Успении Ее писал священномученик Дионисий Ареопагит. Во II веке сказание о телесном переселении Пресвятой Девы Марии на Небо находится в сочинениях Мелитона, епископа Сардийского. В IV веке на предание об Успении Матери Божией указывает святитель Епифаний Кипрский. В V веке святитель Ювеналий, Патриарх Иерусалимский, говорил святой благоверной греческой царице Пульхерии: “Хотя в Священном Писании нет повествования об обстоятельствах кончины Ее, впрочем мы знаем об них из древнейшего и вернейшего предания”. Это предание с подробностью собрано и изложено в церковной истории Никифора Каллиста в ХIV веке.

Ко времени Своего блаженного Успения Пресвятая Дева Мария опять прибыла в Иерусалим. Слава Ее как Матери Божией уже распространилась по земле и многих завистливых и гордых вооружила против, которые покушались на Ее жизнь; но Бог хранил Ее от врагов.

Дни и ночи Она проводила в молитве. Нередко Пресвятая Богородица приходила ко Святому Гробу Господню, воскуряла здесь фимиам и преклоняла колена. Не раз покушались враги Спасителя препятствовать посещать Ей святое место и выпросили у первосвященников стражу для охраны Гроба Спасителя. Но Святая Дева, никем не зримая, продолжала молиться пред ним. В одно из таких посещений Голгофы пред Нею предстал Архангел Гавриил и возвестил о Ее скором переселении из этой жизни в жизнь Небесную, вечно блаженную. В залог Архангел вручил Ей пальмовую ветвь. С Небесной вестью возвратилась Божия Матерь в Вифлеем с тремя Ей прислуживавшими девами (Сепфорой, Евигеей и Зоилой). Затем Она вызвала праведного Иосифа из Аримафеи и учеников Господа, которым возвестила о Своем скором Успении. Пресвятая Дева молилась также, чтобы Господь послал к Ней апостола Иоанна. И Дух Святой восхитил его из Ефеса, поставив рядом с тем местом, где возлежала Матерь Божия. После молитвы Пресвятая Дева воскурила фимиам, и Иоанн услышал голос с Небес, заключавший Ее молитву словом “Аминь”. Божия Матерь заметила, что этот голос означает скорое прибытие апостолов и Святых Сил Бесплотных. Апостолы, число которых и исчислить нельзя, слетелись, говорит святой Иоанн Дамаскин, подобно облакам и орлам, чтобы послужить Матери Божией. Увидев друг друга, апостолы радовались, но в недоумении взаимно спрашивали: для чего Господь собрал их в одно место? Святой Иоанн Богослов, с радостными слезами приветствуя их, сказал, что для Божией Матери настало время отойти ко Господу. Войдя к Матери Божией, они увидели Ее благолепно сидящей на ложе, исполненную духовного веселия. Апостолы приветствовали Ее, а затем поведали о их чудесном восхищении с места проповеди. Пресвятая Дева, прославляла Бога, что Он услышал Ее молитву и исполнил желание Ее сердца, и начала беседу о предстоящей Ее кончине. Во время этой беседы также чудесным образом предстал и апостол Павел с учениками своими: Дионисием Ареопагитом, дивным Иерофеем, Божественным Тимофеем и другими из числа 70 апостолов. Всех их собрал Святой Дух, чтобы они сподобились благословения Пречистой Девы Марии и благолепнее устроили погребение Матери Господней. Каждого из них Она призывала к Себе по имени, благословляла и хвалила веру и их труды в проповедании Христова Евангелия, каждому желала вечного блаженства и молилась с ними о мире и благостоянии всего мира.

Настал третий час, когда должно было совершиться Успение Божией Матери. Пылало множество свечей. Святые апостолы с песнопениями окружали благолепно украшенный одр, на котором возлежала Пречистая Дева Богородица. Она молилась в ожидании Своего исхода и пришествия Своего вожделенного Сына и Господа. Внезапно облистал неизреченный Свет Божественной Славы, пред Которым померкли пылавшие свечи. Видевшие ужаснулись. Верх помещения как бы исчез в лучах необъятного Света, и сошел Сам Царь Славы, Христос, окруженный множеством Ангелов, Архангелов и других Небесных Сил с праведными душами праотцев и пророков, некогда предвозвещавших о Пресвятой Деве. Увидев Своего Сына, Божия Матерь воскликнула: “Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе, Спасе Моем, яко призре на смирение рабы Своея” – и, поднявшись с ложа для встречи Господа, поклонилась Ему. Господь приглашал Ее в обители Вечной Жизни. Без всякого телесного страдания, как бы в приятном сне, Пресвятая Дева предала душу в руки Своего Сына и Бога.

Тогда началось радостное Ангельское пение. Сопровождая чистую душу Богоневесты с благоговейным страхом как Царицы Небесной, Ангелы взывали: “Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах! Се Царица, Богоотроковица, прииде, возьмите врата, и Сию премирно подъимите Присносущую Матерь Света; Тоя бо ради всеродное человеком спасение бысть. На Нюже взирати не можем и Той достойную честь воздати немощно” (стихира праздника на “Господи, воззвах”). Небесные врата возвысились, встретив душу Пресвятой Богородицы, Херувимы и Серафимы с радостью прославили Ее. Благодатное лицо Богоматери сияло славой Божественного девства, а от тела разливалось благоухание.

Дивна была жизнь Пречистой Девы, дивно и Успение Ее, как воспевает Святая Церковь: “Бог вселенной показует на Тебе, Царица, чудеса, превышающие законы природы. И во время Рождения Он сохранил Твое девство, и во гробе соблюл от истления тело Твое” (канон 1, песнь 6, тропарь 1). Благоговейно и со страхом лобызая пречистое тело, апостолы освящались от него и исполнялись благодати и духовной радости. Для большего прославления Пресвятой Богородицы всемогущая сила Божия исцеляла больных, с верою и любовию, прикасавшихся к священному одру. Оплакав свою разлуку с Матерью Божией на земле, апостолы приступили к погребению Ее пречистого тела. Святые апостолы Петр, Павел, Иаков с другими из числа 12 апостолов понесли на своих плечах одр, на котором возлежало тело Приснодевы. Святой Иоанн Богослов шел впереди с райской светозарной ветвью, а прочие святые и множество верных сопровождали одр со свечами и кадилами, воспевая священные песни. Это торжественное шествие началось от Сиона через весь Иерусалим в Гефсиманию.

При первом его движении над пречистым телом Богоматери и всеми провожавшими Ее внeзапно появился обширный и светозарный облачный круг, наподобие венца, и к лику апостолов присоединился лик Ангельский. Слышалось пение Небесных Сил, прославлявших Божию Матерь, которое вторило земным голосам. Этот круг с Небесными певцами и сиянием двигался по воздуху и сопровождал шествие до самого места погребения. Неверующие жители Иерусалима, пораженные необычайным величием погребального шествия и озлобленные почестями, воздаваемыми Матери Иисуса, донесли о том первосвященникам и книжникам. Пылая завистью и мщением ко всему, что напоминало им Христа, они послали своих слуг, чтобы те разогнали сопровождавших, и самое тело Матери Божией сожгли. Возбужденный народ и воины с яростью устремились на христиан, но облачный венец, сопровождавший по воздуху шествие, опустился к земле и как бы стеною оградил его. Преследователи слышали шаги и пение, но никого из провожавших не видали. Многие из них были поражены слепотой. Иудейский священник Аффония из зависти и ненависти к Матери Иисуса Назорея хотел опрокинуть одр, на котором возлежало тело Пресвятой Девы, но Ангел Божий невидимо отсек его руки, которые прикоснулись к гробу. Видя такое чудо, Аффония раскаялся и с верою исповедал величие Матери Божией. Он получил исцеление и примкнул к сонму сопровождавших тело Богоматери, став ревностным последователем Христа. Когда шествие достигло Гефсимании, там с плачем и рыданием началось последнее целование пречистого тела. Лишь к вечеру святые апостолы могли положить его во гроб и закрыть вход в пещеру большим камнем. Три дня они не отходили от места погребения, совершая непрестанные молитвы и псалмопения. По премудрому смотрению Божию апостолу Фоме не суждено было присутствовать при погребении Матери Господней. Придя в третий день в Гефсиманию, он с горькими слезами повергся пред гробовой пещерой и громко выражал сожаление о том, что не удостоился последнего благословения Матери Божией и прощания с Ней. Апостолы в сердечной жалости о нем решились открыть пещеру и доставить ему утешение – поклониться святым останкам Приснодевы. Но, открыв гроб, они нашли в нем одни только Ее погребальные пелены и убедились таким образом в дивном вознесении Пресвятой Девы с телом на Небо.

Вечером в тот же день, когда апостолы собрались в доме для подкрепления себя пищей, им явилась Сама Матерь Божия и сказала: “Радуйтесь! Я с вами – во все дни”. Это так обрадовало апостолов и всех бывших с ними, что они подняли часть хлеба, поставляемую на трапезу в память Спасителя (“часть Господа”) и воскликнули: “Пресвятая Богородица, помогай нам”. (Этим было положено начало чину возношения панагии – обычаю возношения части хлеба в честь Матери Божией, который и доныне хранится в монастырях.)

Пояс Богоматери, Ее святые одежды, хранимые с благоговением и разделяемые по лицу земли на части, творили и творят чудеса. Ее многочисленные иконы всюду изливают токи исцелений и знамений, а святое тело Ее, взятое на Небо, свидетельствует о нашем будущем пребывании с ним. Оно не оставлено случайным переменам преходящего мира, но несравненно более возвышено преславным вознесением на Небеса.

Праздник Успения Пресвятой Богородицы с особой торжественностью совершается в Гефсимании, на месте Ее погребения. Нигде сердце так не печалится при разлучении с Матерью Божией и нигде так не ликует, убеждаясь в Ее предстательстве за мир.

Святой Град Иерусалим отделяется от Елеонской (Масличной) горы долиной Кедрона или Иосафата. У подножия Елеонской горы находится Гефсиманский сад, масличные деревья которого плодоносят и сейчас.

Святой Богоотец Иоаким преставился 80-летним старцем через несколько лет после Введения во храм Пресвятой Девы. Святая Анна, оставшись вдовой, переселилась из Назарета в Иерусалим и жила близ храма. В Иерусалиме она приобрела два имения: первое у Гефсиманских ворот, а второе – в долине Иосафата. Во втором поместье она устроила склеп для почивших членов семьи, где и была погребена вместе с Иоакимом. Там, в Гефсиманском саду, Спаситель часто молился со Своими учениками.

Пречистое тело Матери Божией было погребено на семейном кладбище. С самого погребения Ее христиане благоговейно чтили гроб Матери Божией и устроили на том месте храм. В храме хранились драгоценные пелены, которыми были повито пречистое и благоухающее тело.

Святой Патриарх Иерусалимский Ювеналий (420-458) утверждал перед императором Маркианом (450-457) достоверность предания о чудесном восшествии Матери Божией на Небо и послал его супруге, святой Пульхерии († 453; память 10 сентября), погребальные пелены Матери Божией, которые взял из Ее гроба. Святая Пульхерия положила эти пелены во Влахернском храме.

Сохранились свидетельства, что в конце VII века над подземным храмом Успения Пресвятой Богородицы существовала верхняя церковь, с высокой колокольни которой был виден купол Храма Воскресения Господня. Следов этой церкви ныне не видно. В IХ веке близ подземного Гефсиманского храма была выстроена обитель, в которой подвизались более 30 монахов.

Большим разрушениям подвергся храм в 1009 году от гонителя святых мест Хакима. Значительные изменения, следы которых остались и поныне, произвели крестоносцы в 1130 году. В ХI-ХII веках исчезла из Иерусалима часть вырезанного камня, на котором Спаситель молился в ночь Его предания. Эта часть камня до VI века находилась в Гефсиманской базилике.

Но, несмотря на разрушения и изменения, общий первоначальный крестообразный план храма сохранился. При входе в храм по бокам железных дверей стоят четыре мраморных колонны. Чтобы войти в храм, надо спуститься по лестнице из 48 ступеней. На 23-й ступени на правой стороне находится придел в честь святых Богоотцев Иоакима и Анны с их гробницей, а напротив, на левой стороне – часовня праведного Иосифа Обручника с его гробницей. Правый придел принадлежит Православной Церкви, а левый – Армяно-Григорианской (с 1814 года).

Храм Успения Матери Божией имеет следующие размеры: в длину 48 аршин, в ширину 8 аршин. Ранее в храме кроме дверей были и окна. Весь храм украшен множеством лампад и приношений. В усыпальницу Матери Божией ведут два маленьких входа: входят западными дверьми, а выходят северными. Усыпальница Пречистой покрыта драгоценными занавесами. Погребальное ложе Матери Божией высечено из камня по образу древнееврейских гробниц и очень сходно с Гробом Господним. За усыпальницей находится алтарь храма, в котором ежедневно совершается Божественная литургия на греческом языке.

Масличные деревья на восточной и северной сторонах храма в VII-VIII веках приобрели православные у турок. Католики приобрели масличные деревья на восточной и южной сторонах в 1803 году, а армяно-григориане – на западной стороне в 1821 году.

12 августа в Малой Гефсимании в 2 часа ночи настоятель Гефсиманского храма совершает Божественную литургию. По окончании литургии в 4 часа утра настоятель в полном облачении совершает краткий молебен перед светлой плащаницей, возлагает ее на руки и торжественно несет вплоть до храма в Гефсимании, где находится святая гробница Матери Божией. Все члены Русской Духовной Миссии в Иерусалиме во главе с начальником Миссии ежегодно участвуют в перенесении святой плащаницы, называемом “литанией”.

Чин погребения Матери Божией в Гефсимании начинается по обычаю утром 14 августа. Множество народа во главе с архиереями и клириками отправляются от Иерусалимской Патриархии (возле Храма Воскресения Христова) в печальный путь. По узким улочкам Святого Града погребальная процессия движется в Гефсиманию. В первых рядах шествия несут икону Успения Пресвятой Богородицы. По дороге икону встречают богомольцы, лобызают лик Пречистой и подносят к иконе детей разных возрастов. За духовенством в два ряда шествуют чернецы – монахи и монахини Святого Града: греки, румыны, арабы, русские. Шествие, продолжительностью около двух часов, завершается параклисом в Гефсиманском храме. Перед престолом, за усыпальницей Матери Божией, сооружается возвышенность, на которой в благоухающих цветах и миртах, покрытая драгоценными пеленами покоится плащаница Пресвятой Богородицы.

“О дивное чудо! Источник Жизни во гробе полагается, и лествица к Небеси гроб бывает…” – здесь, у гроба Самой Пречистой, эти слова пронзают своим первоначальным смыслом и печаль растворяется радостью: “Благодатная, радуйся, с Тобою Господь, подаяй мирови Тобою велию милость!”

Многочисленные паломники, прикладываясь к иконе Успения Пресвятой Богородицы, по древнему обычаю, наклонившись, проходят под ней.

В день отдания праздника (23 августа) снова совершается торжественное шествие. В обратный путь святая плащаница Пресвятой Богородицы переносится духовенством во главе с настоятелем-архимандритом Гефсимании.

Источник: http://www.pravmir.ru/tserkov-prazdnuet-uspenie-bozhiey-materi/


28 августа 2015
В продолжение паломнического визита в Русскую Православную Церковь Патриарх Александрийский Феодор прибыл в Москву

2015-08-28

Продолжается паломнический визит Блаженнейшего Папы и Патриарха Александрийского Феодора II в Русскую Православную Церковь. Вместе с Блаженнейшим Владыкой в Россию прибыл епископ Навкратидский Мелетий; в ходе поездки по стране Предстоятеля Александрийской Православной Церкви сопровождает также наместник московского Новоспасского ставропигиального монастыря епископ Воскресенский Савва.

Совершив паломничество в Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный монастырь, посетив иркутскую землю и Урал, вечером 27 августа 2015 года Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский Феодор II прибыл в Москву.

В аэропорту «Внуково-3» высокого гостя встречали председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион, представитель Патриарха Александрийского при Патриархе Московском и всея Руси митрополит Киринский Афанасий, заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов, руководитель Патриаршей службы протокола протоиерей Андрей Милкин и секретарь Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук.

28 августа, в праздник  Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Блаженнейший Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершат Божественную литургию в Успенском соборе Московского Кремля.

Источник: Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru


 
 
© 2011 Православное богословие
Разработка сайта - Студия web-дизайна Stoff