Таинство Крещения Таинство Миропомазания Таинство Покаяния Таинство Причащения Таинство Елеосвещения Таинство Брака Таинство Священства

Новости

20 июня 2019
Управляющий делами Украинской Православной Церкви встретился со священниками захваченных в Ровенской области храмов

2019-06-20

14 июня 2019 года в Киево-Печерской лавре состоялась встреча управляющего делами Украинской Православной Церкви митрополита Бориспольского и Броварского Антония с 20 священниками приходов Ровенской и Сарненской епархий, храмы которых были захвачены раскольниками. Об этом сообщает Информационно-просветительский отдел УПЦ.

Митрополит Антоний выразил клирикам слова поддержки и передал приветствие от Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия. «Вы все давали присягу священника быть верными Святой Церкви — вы не нарушили данное Богу слово. Сейчас вы остались без храмов, зато с паствой, и это главное. Потому что пастырь и паства — настоящая Церковь», — отметил митрополит Антоний.

Присутствующий на встрече епископ Дубенский Пимен, викарий Ровенской епархии, поблагодарил Его Блаженство и владыку Антония за отеческую поддержку и заботу. «Просим и в дальнейшем молиться за паству в епархиях, которая осталась верной канонической Церкви», — сказал владыка Пимен.

26 марта сего года митрополит Антоний встретился с настоятелями общин Волынской епархии, храмы которых захвачены раскольниками.

Источник: «Православная жизнь»/Патриархия.ru


14 июня 2019
Слово Святейшего Патриарха Кирилла на заседании Высшего Церковного Совета 13 июня 2019 года

2019-06-14

13 июня 2019 года в зале Высшего Церковного Совета кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил заседание Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви. Открывая заседание, Святейший Владыка обратился к членам Высшего Церковного Совета со вступительным словом.

Сердечно приветствую всех членов Высшего Церковного Совета на нашем очередном заседании и по уже сложившейся традиции хотел бы поделиться с вами некоторыми мыслями. Сегодня мы выслушаем отца Кирилла Сладкова, который руководит молодежным направлением в нашей Церкви, и я хотел бы сказать несколько слов на эту тему.

Хорошо известно, что сегодня у нас в храмах достаточно много детей — от младенческого до раннего отроческого возраста. Каждый из нас, кто совершает Литургию, с особенным чувством причащает большое количество младенцев, что создает совершенно особую атмосферу в наших храмах и подвигает нас к заботе о детях, о молодежи. Но вот что происходит: дети, которые вместе с родителями приходят в храм в самом юном возрасте, не остаются в храме автоматически по достижении переходного возраста, значительная их часть вообще перестает ходить в церковь. И возникает вопрос: что же происходит с ребенком, когда его наивная детская вера, особая чувствительность к восприятию богослужения проходит, когда она затмевается другими эмоциями, когда у ребенка возникают иные целеполагания? На мой взгляд, происходит нечто неправильное и даже опасное. Дети переходного возраста очень часто увлекаются другими темами, нечто в окружающем их мире становится настолько притягательным, что испытанное ранее религиозное чувство не выдерживает конкуренции, ребенок погружается в иные сферы деятельности и в иные сферы интересов.

Что же нам делать? Совершенно очевидно, что простого ответа нет, сегодня мы сможем лишь обозначить вопросы. Как мы работаем с детьми того возраста, которые наполняют наши храмы? Именно здесь, я думаю, наша ошибка. Мы видим этих детишек — таких благодатных, радостных, воцерковленных, с бабушками и дедушками, с мамами и папами, — а какая работа с ними ведется? Знает ли священник всех этих детишек? Знаком ли он с семьями? Знает ли он, что в этих семьях происходит? Мне кажется, для того чтобы дети, достигшие переходного возраста, оставались в храме, они уже в радостном младенческом возрасте должны становиться, в меру своих возможностей, ответственными членами прихода, христианской общины. Работа с детьми даже самого юного возраста не может быть исключительно патерналистической, когда мы только гладим по головке и умиляемся. Должны быть выработаны программы очень серьезного воцерковления ребенка, его подготовки к переходному возрасту.

Для того чтобы приход мог справляться с такими задачами, должны быть хорошо подготовлены священнослужители. Общий уровень подготовки московского духовенства у меня сегодня не вызывает никакой озабоченности. Чем чаще я слышу проповеди, произносимые священниками во время Патриарших богослужений, чем чаще я вижу наше духовенство на телеэкране, тем больше я убеждаюсь в том, что за последние годы несомненно произошел духовный и интеллектуальный рост значительной части духовенства города Москвы. Тем не менее, сталкиваясь с проблемой воспитания детей, в том числе в переходном возрасте, я полагаю, что не всегда духовных, интеллектуальных, культурных ресурсов может хватить у одного священника и у одного прихода. Поэтому я бы предложил интенсифицировать горизонтальные связи между приходами в тематическом плане. Например, близлежащие приходы в пределах одного благочиния могли бы обмениваться опытом работы с детьми раннего и переходного возраста, вырабатывать совместные программы — не только чисто образовательные, но и культурные, развлекательные, спортивные.

Знаю, очень многое уже делается, но чаще всего для подростков, которые приходят в храм самостоятельно и сознательно. Но между этим возрастом, от 15 до 18 лет, и возрастом 10-11 лет пролегает переходный возраст, в котором дети часто покидают приход, не чувствуя никакой с ним связи. Да, ходили с мамой и папой, батюшка хороший, — но в приходскую жизнь эти дети так и не были вовлечены, они к ней не привязались. Думаю, только в том случае, если появятся привлекательные для данного возраста программы, ребенок без всякого принуждения, опираясь лишь на свой собственный интерес, начнет связывать себя с приходом.

Я уж не говорю о том, как важно, чтобы священник смог вовремя переключить что-то в своем сознании, отказавшись от патерналистического языка, с которым он обращался к детям младшего возраста. И у родителей такой же язык, — потому что ребенка младшего возраста этот язык не шокирует, напротив, он для него является очень ясным, понятным. В этом возрасте у ребенка еще мало опыта, у него нет возможности сравнивать, и когда мать или отец говорит назидательно, это закладывается в детское сознание. Так и строится воспитание в раннем детском возрасте — именно на конкретных указаниях ребенку, что можно, что нельзя, что хорошо, что плохо. Но когда он входит в переходный возраст, патерналистическое отношение может вызывать раздражение. И речь идет не только о раздражении по отношении к священнослужителю, — в первую очередь это раздражение чувствуют на себе родители, когда ребенок перестает слушаться, когда у него возникает собственная повестка дня, когда родители перестают быть для него авторитетами, когда авторитетом для него становится кто-то другой, за пределами собственного дома. Священник должен очень остро почувствовать этот переходный возраст и сменить язык и манеру общения с ребенком. Он должен становиться другом для повзрослевших детей. Может быть, это тяжело человеку в рясе, особенно достигшему определенного положения, привыкшему к тому, что он главный начальник на приходе, что его все окружают любовью, уважением. Стать другом для детей — это, конечно, определенный вызов, но если мы хотим, чтобы дети и в переходном возрасте оставались в наших приходах, то священники должны становиться их первыми друзьями. Конечно, тем, кто моложе, это проще сделать, но и пожилые священники могут найти правильный язык для общения с детьми переходного возраста.

Говоря о коммуникационном разрыве между поколениями, важно помнить, что ни ребенок, ни юноша или девушка не стремятся разорвать все связи вокруг себя. Просто те связи, которые предлагают семья, приход, делаются для них неинтересными, и дети уходят в социальные сети. Последние становятся некой планетой для тех детей или молодых людей, для которых родной планетой перестала быть семья и перестал быть приход. Поэтому мне хотелось бы еще раз сказать, что и работа в социальных сетях должна занимать у нас важное место.

Говорю обо всем этом именно потому, что забота о старшем детском возрасте, о юношестве, в целом о молодежи должна быть для нас абсолютным приоритетом. Скажу вещь, может быть, вполне банальную: люди в этом возрасте очень восприимчивы, легко внушаемы, легко организуемы. И мы знаем, что сейчас в нашем обществе происходит. Например, организовали группу молодежи, которая не имела никакого отношения к возведению храма в Екатеринбурге. Мне удалось ознакомиться с тем, какой информацией люди обменивались в социальных сетях, — это была хорошо организованная акция, в которой принимала участие молодежь. Но почему же она так легко поддалась тем, кто призывал отказаться от выбранного участка? Идея построить храм в этом месте была совершенно логична; справа и слева от храма предполагалось разбить парк, а также сделать красивую набережную, по которой могли бы гулять люди. То есть предполагалось превратить это место в самое замечательное место города — и что в результате? А в результате мы получили то, что получили.

Глубоко убежден, что все эти идеи необходимо было представить визуально — не просто ставить заборчик, а разместить на нем виды всего того, что здесь будет построено. Может быть, это не столько вина, сколько недосмотр тех, кто организовывал это строительство. Из всего этого нужно вынести определенные уроки. Если мы начинаем такое доброе дело, как строительство храма, мы должны убедительно представить свой проект людям, ради которых этот храм и строим. Строительство храмов никак не должно становиться предметом борьбы, в том числе политической. А факт, что в данном конфликте присутствовало политическое измерение, совершенно очевиден.

Наши города понесли колоссальный ущерб от тотального разрушения храмов в послереволюционную эпоху, страна практически изменила свое лицо. Мы имеем моральное, историческое право строить и восстанавливать храмы, но нам следует это делать таким образом, чтобы строительство объединяло людей. Думаю, пример Москвы должен быть важным для всей страны. В обезбоженных, лишенных всяких религиозных символов огромных новостройках Москвы сотни тысяч жителей не имели ни одного храма. Сейчас мы наблюдаем, как появляются новые храмы, нередко замечательной архитектуры, — как же они влияют на эстетику условий проживания! И, конечно, дело не только в эстетике, духовный фактор также имеет очень большое значение. Что же происходит? Мы делаем что-то невероятное? Но если в Москве уничтожили «сорок сороков», то почему же не восстановить хотя бы их часть? Так и по всей стране — все уничтожалось под корень. Разве мало было взорванных храмов, монастырей, тех, кто был расстрелян на этих руинах? Поэтому наша общая задача заключается в том, чтобы идти вперед, объединяя людей, укрепляя веру в духовные начала жизни и одновременно развивая добрые отношения и конструктивный диалог с теми, кто не всегда и не вполне с нами согласен.

На этом завершаю свое вступительное слово и приступим к работе.


10 июня 2019
В турецком Измире состоялось первое богослужение для русскоязычных верующих Московского Патриархата

7 июня 2019 года в турецком городе Измир состоялось первое богослужение для русскоязычных верующих Московского Патриархата. Божественную литургию совершил ответственный за окормление русскоязычных верующих в Турецкой Республике священник Георгий Сергеев.

Помещение для совершения службы было предоставлено приходом храма святой Елены Римско-Католической Церкви в Измире.

После окончания богослужения отец Георгий провел встречу с прихожанами, на которой рассказал о взаимоотношениях между Русской Православной Церковью и Константинопольским Патриархатом. В ходе беседы были определены дальнейшие планы по организации регулярных богослужений в регионе.

На следующий день священник Георгий Сергеев совершил Литургию в курортном городе Кушадасы, расположенном в 100 километрах к востоку от Измира. После окончания богослужения впервые в этом населенном пункте состоялось таинство Крещения. Отец Георгий провел беседу с местными жителями, участвовавшими в богослужении. Литургию посетили более 30 человек, многие из которых причастились Святых Христовых Тайн.

Проведение служб стало возможным при содействии Ассоциации изучения русского языка и культуры им. А.И. Солженицына в Измире (Турция) и ее руководителя Андрея Пономарева.

Город Измир, известный с III тысячелетия до Рождества Христова под названием Смирна, являлся некогда одним из крупнейших центров христианского мира. Смирнская Церковь — одна из семи, упоминаемых в Откровении святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Сам святой апостол Иоанн некоторое время жил в Смирне и рукоположил ее первым епископом своего ученика святого Вукола. Епископом Смирнским был и другой ученик святого апостола Иоанна священномученик Поликарп. В средние века Смирна пережила несколько завоеваний. В начале XIV века город стал частью Османского государства. В настоящее время в регионе проживает более 10 тысяч русскоговорящих людей.


07 июня 2019
В праздник Вознесения Господня Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в кафедральном соборе Архангела Михаила г. Черняховска

2019-06-07

6 июня 2019 года, в праздник Вознесения Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Черняховскую епархию Калининградской митрополии.

В кафедральном соборе Архангела Михаила г. Черняховска Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию. Это первое Патриаршее богослужение в кафедральном соборе Черняховска.

Его Святейшеству сослужили: митрополит Тверской и Кашинский Савва, управляющий делами Московской Патриархии; архиепископ Калининградский и Балтийский Серафим; епископ Черняховский и Славский Николай; протоиерей Марьян Позунь, секретарь Калининградской митрополии; протоиерей Сергий Алексиевич, секретарь Черняховской епархии, настоятель храма преподобного Сергия Радонежского г. Черняховска; протоиерей Никифор Мельник, благочинный Неманского округа Черняховской епархии, настоятель собора Трех святителей г. Советска Калининградской области; священник Сергий Евтягин, старший священник кафедрального собора Архангела Михаила г. Черняховска; священник Александр Волков, руководитель Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси; духовенство Черняховской епархии.

Богослужение посетили: первый заместитель председателя правительства Калининградской области — руководитель аппарата правительства А.Б. Родин, заместитель полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Р.В. Балашов, главный федеральный инспектор в Калининградской области С.В. Елисеев, председатель Калининградской областной Думы М.Э. Оргеева, глава администрации МО «Черняховский городской округ» С.В. Булычев.

Среди молившихся были настоятельницы женских монастырей Черняховской епархии — Елисаветинского монастыря в поселке Приозерье игумения Елисавета (Кольцова) и монастыря в честь иконы Божией Матери «Державная» в поселке Изобильное игумения София (Херхенредер), а также сестры этих обителей.

Богослужебные песнопения исполнил сводный хор Калининградской и Черняховской епархий, регент — Е.В. Шевлекова (г. Калининград), хормейстер — А.В. Евтягина (г. Черняховск).

На сугубой ектении были вознесены прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов.

После сугубой ектении Святейший Патриарх Кирилл совершил молитву о мире на Украине.

Проповедь перед причастием произнес священник Дионисий Гриценко, настоятель храма святого праведного Иоанна Кронштадтского г. Славска Калининградской области.

Затем было совершено славление празднику Вознесения Господня.

По окончании богослужения епископ Черняховский Николай приветствовал Святейшего Владыку и преподнес Его Святейшеству икону Архангела Михаила.

Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

В дар общине кафедрального собора в память о первом Патриаршем богослужении, совершенном в нем, Святейший Владыка передал точную копию Донской иконы Божией Матери.

«Радуюсь возможности быть сегодня в Черняховске. Еще раз хочу повторить, что для меня лично это очень важное событие — помолиться в том храме, в котором были мерзость и запустение и который вашими молитвами, трудами воссиял этой замечательной красотой», — сказал Святейший Владыка, передавая образ.

«Молясь перед этой святыней вспоминайте и вашего Патриарха, молитесь и о том, чтобы вера укреплялась в ваших сердцах, в сердцах ваших детей и внуков, и чтобы процветала Церковь Божия, присутствующая здесь, на Черняховской земле», — напутствовал верующих Предстоятель Русской Церкви.

Епископу Николаю Святейший Владыка вручил памятный крест, изготовленный к 10-летию Поместного Собора Русской Православной Церкви 2009 года и интронизации Святейшего Патриарха Кирилла.

Всем участникам богослужения были розданы иконки Спаса Нерукотворного с Патриаршим благословением.

***

Храм Архангела Михаила в Черняховске — бывшая протестантская реформаторская кирха, построенная в 1886-1890 годах по проекту кенигсбергского архитектора Фридриха Адлера в новороманском стиле. Первый камень был заложен в 1883 году (в честь 300-летия предоставления городу Магдебургского права) на площади, получившей наименование Маркграфенплац. Высота задния 60 метров.

Кирха использовалась как гарнизонная. Внешняя часть кирхи выполнена из обожженного кирпича темно-коричневого цвета с красноватым оттенком. Крыша была покрыта шифером. Внутреннее убранство кирхи было выполнено из горного песчаника, крышка алтаря — из дуба. Кирха имела орган с 45 звучащими тонами, часы, а также 4 колокола общим весом 35 центнеров.

После Великой Отечественной войны в здании кирхи в разное время располагались клуб, склад, спортивный зал. К 1986 году здание оказалось заброшенным. Кроме того, в здании произошел пожар, были уничтожены балконы, паркетный пол. В 1989 году в аварийном состоянии кирха была передана православной общине г. Черняховска.

21 октября 2016 года Священный Синод принял решение об образовании Черняховской епархии. С этого момента храм Архангела Михаила стал кафедральным собором новообразованной епархии.


05 июня 2019
Представитель Русской Православной Церкви принял участие в торжествах по случаю дня памяти мучеников Холмских и Подляшских в Польше

2019-06-05

2 июня 2019 года в городе Холм (Республика Польша) прошли торжества по случаю праздника Собора святых мучеников Холмских и Подляшских и 30-летия архиерейской хиротонии архиепископа Люблинского и Холмского Авеля. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в торжествах принял участие митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор.

Глава Смоленской митрополии вместе с архиепископом Люблинским Авелем и другими иерархами Польской Православной Церкви и других Православных Церквей, прибывшими на празднество, совершил торжественное богослужение в кафедральном соборе святого апостола Иоанна Богослова.
По окончании Литургии состоялся крестный ход с мощами святых мучеников Холмских и Подляшских.

По возвращении в храм митрополит Исидор огласил поздравительный адрес Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и вручил архиепископу Авелю орден преподобного Серафима Саровского II степени.

***

Собор святых мучеников Холмских и Подляшских был прославлен Архиерейским Собором Польской Православной Церкви в 2003 году. В него вошли исповедники, пострадавшие за веру в 1942-1945 годах, когда православное население края было почти полностью уничтожено либо депортировано. В составе Собора святых новомучеников прославлены протопресвитер Василий Мартыш, протоиерей Павел Швайко и его супруга Иоанна, священник Николай Голец, священник Лев Коробчук, священник Петр Огризенко, священник Сергий Захарчук, монах Игнатий, а также бесчисленные исповедники и мученики, «чьих имен не знаем, а ведомы они только Всемогущему Богу». Были утверждены литургические тексты и икона новых святых. Празднование Собора Святых Мучеников Холмских и Подляшских установлено в первое воскресенье июня.

Холмские торжества прославления мучеников Холмских и Подляшских 7-8 июня 2003 года стали крупнейшим церковным праздником в истории Православия на Холмщине и Подляшье. Еще никогда не собирались здесь одновременно представители такого большого количества Поместных Православных Церквей, впервые служилась Божественная литургия с участием 19 архиереев.

Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 6 октября 2003 года празднование Собора мучеников Холмских и Подляшских было включено в месяцеслов Русской Православной Церкви с установлением памяти в первое воскресенье июня, как и в Польской Церкви.


 
 
© 2011 Православное богословие
Разработка сайта - Студия web-дизайна Stoff