Таинство Крещения Таинство Миропомазания Таинство Покаяния Таинство Причащения Таинство Елеосвещения Таинство Брака Таинство Священства

Новости

05 декабря 2016
В Москве молитвенно почтили память Святейшего Патриарха Алексия II

2016-12-05

5 декабря 2016 года в Богоявленском кафедральном соборе города Москвы молитвенно почтили память приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия II в день 8-й годовщины со дня его кончины.

Божественную литургию и панихиду в Богоявленском соборе, где погребен 15-й Патриарх Московский и всея Руси, возглавил председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству, наместник Троице-Сергиевой лавры архиепископ Сергиево-Посадский Феогност.

Его Высокопреосвященству сослужили: управляющий Северо-восточным викариатством г. Москвы епископ Подольский Тихон, а также представители столичного духовенства и братия Троице-Сергиевой лавры в священном сане.

За богослужением молились управляющий Юго-западным викариатством г. Москвы, наместник Андреевского ставропигиального монастыря епископ Дмитровский Феофилакт, настоятельницы и насельницы московских монастырей.

Церковные песнопения исполнил сводный хор братии Троице-Сергиевой лавры и Московской духовной академии под управлением игумена Силуана (Баранова).

По окончании Божественной литургии владыка Феогност совершил панихиду у гробницы приснопамятного Патриарха Алексия II и обратился к собравшимся с проповедью, в которой отметил выдающиеся душевные качества почившего — его великодушие и умение прощать, а также призвал присутствовавших всегда иметь перед собой образ приснопамятного Патриарха как примера жизни во Христе.

Источник: Пресс-служба Троице-Сергиевой лавры/Париархия.ru


29 ноября 2016
Рождественский пост в 2016 году: 28 ноября – 6 января 2017 года

2016-11-29

Как был установлен Рождественский пост?
Установление Рождественского поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам христианства. Уже с четвертого века св. Амвросий Медиодаланский, Филастрий, блаженный Августин упоминают в своих творениях Рождественский пост. В пятом веке о древности Рождественского поста писал Лев Великий.

Первоначально Рождественский пост длился у одних христиан семь дней, у других – несколько больше. На соборе 1166 года бывшем при константинопольском патриархе Луке и византийском императоре Мануиле всем христианам было положено хранить пост пред великим праздником Рождества Христова сорок дней.

Антиохийский патриарх Вальсамон писал, что “сам святейший патриарх сказал, что, хотя дни этих постов (Успенского и Рождественского. – Ред.) не определены правилом, понуждаемся, однако, последовать неписаному церковному преданию и долженствуем поститься… от 15 дня ноября”.

Рождественский пост – последний многодневный пост в году. Он начинается 15 (28 – по новому стилю) ноября и продолжается до 25 декабря (7 января), длится сорок дней и потому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей, так же, как и Великий пост. Так как заговенье на пост приходится в день памяти св. апостола Филиппа (14 ноября старого стиля), то этот пост называют Филипповым.

Зачем установлен Рождественский пост?
Рождественский пост – зимний пост, он служит для нас к освящению последней части года таинственным обновлением духовного единения с Богом и приготовлением к празднованию Рождества Христова.

Лев Великий пишет: “Само хранение воздержания запечатлено четырьмя временами, чтобы в течение года мы познали, что непрестанно нуждаемся в очищении и что при рассеянии жизни всегда надо стараться нам постом и милостынею истреблять грех, который приумножается бренностью плоти и нечистотою пожеланий”.

По словам Льва Великого, Рождественский пост есть жертва Богу за собранные плоды.

“Как Господь ущедрил нас плодами земли, – пишет святитель, – так и мы во время этого поста должны быть щедры к бедным”.

По словам Симеона Фессалоникийского, “пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти”.

Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению.

Когда начали праздновать Рождество Христово?
Начало этого праздника относится к временам Апостолов. В Апостольских постановлениях говорится: “Храните, братия, дни праздничные, и, во-первых, день Рождества Христова, которое да празднуется вами в 25-й день десятого месяца” (desembri). Там же сказано: “День Рождества Христова да празднуют, в он же нечаемая благодать дана человекам рождением Божия Слова из Марии Девы на спасение миру”.

Во втором столетии на день Рождества Христова, 25 декабря (юлианского календаря), указывает Климент Александрийский.

В третьем веке о празднике Рождества Христова упоминает св. Ипполит.

Во время гонений христиан Диоклетианом, в начале четвертого века, в 303 году, 20 000 никодимийских христиан было сожжено в храме в самый праздник Рождества Христова.

С того времени, когда Церковь получает свободу и делается господствующей в Римской империи, праздник Рождества Христова мы находим во всей Вселенской Церкви, как это можно увидеть из поучений св. Ефрема Сирина, св. Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, св. Амвросия, Иоанна Златоустого и других отцов Церкви четвертого века на праздник Рождества Христова.

Никифор Каллист, писатель семнадцатого века, в своей церковной истории пишет, что император Юстиниан в шестом веке установил праздновать Рождество Христово по всей земле.

В пятом веке Патриарх Константинопольский Анатолий, в седьмом Софроний и Андрей Иерусалимские, в восьмом св. Иоанн Дамаскин.Козьма Маиумский и Герман, Патриарх Цареградский, в девятом преподобная Кассия и другие, имена которых нам неизвестны, написали для праздника Рождества Христова многие священные песнопения, которые и ныне звучат в храмах для прославления светло празднуемого события.

Как питаться в Рождественский пост?
Устав Церкви учит, от чего следует воздерживаться во время постов – “все благочестиво постящиеся строго должны соблюдать уставы о качестве пищи, то есть воздерживаться в посте от некоторых брашен [то есть еды, пищи. – Ред.], не как от скверных (да не будет сего), а как от неприличных посту и запрещенных Церковью. Брашна, от которых должно воздерживаться в посты, суть: мясо, сыр, коровье масло, молоко, яйца, а иногда и рыба, смотря по различию святых постов”.

Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, столь же строги, как и Петров пост. Кроме того, в понедельник, среду и пятницу Рождественского поста уставом запрещаются рыба, вино и елей и дозволяется принимать пищу без масла (сухоядение) только после вечерни. В остальные же дни – вторник, четверг, суббота и воскресенье – разрешено принимать пищу с растительным маслом. Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение поста положено только на вино и елей.

От 20 декабря до 25 декабря (старого стиля) пост усиливается, и в эти дни даже в субботу и воскресенье рыба не благословляется. Между тем именно на эти дни приходится празднование гражданского Нового года, и нам, православным христианам, надо быть особенно собранными, чтобы весельем, винопитием и вкушением пищи не нарушить строгость поста.

Постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно. “Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды”, – заповедует Святая Церковь.

Пост телесный, без поста духовного, ничего не приносит для спасения души, даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства от сознания того, что он постится. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с воздержанием от супружеской жизни, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий, просмотра телевизора. Пост не цель, а средство – средство смирить свою плоть и очиститься от грехов. Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой.

Сущность поста выражена в следующей церковной песне: “Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, – напрасно утешаемся неядением: ибо – если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам, никогда не ядушим”.

Некоторые считают, что при современном бедственном положении в России, когда не выплачивают зарплату, когда у многих нет денег, пост не тема для разговора. Напомним слово Оптинских старцев: “Не хотят поститься добровольно – будут поститься недобровольно…”

Источник: http://www.pravmir.ru/rozhdestvenskij-post/


21 ноября 2016
Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с Блаженнейшим Патриархом Александрийским Феодором

2016-11-21

19 ноября 2016 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл встретился с Блаженнейшим Патриархом Александрийским Феодором, прибывшим в пределы Русской Церкви для участия в торжествах по случаю 70-летия Предстоятеля Русской Православной Церкви.

В составе делегации, сопровождающей Блаженнейшего Владыку, ― митрополит Карфагенский Мелетий, представитель Патриарха Александрийского при Патриархе Московском и всея Руси митрополит Киринский Афанасий и протопресвитер Афинодор (Папаэврипиадис).

Со стороны Русской Православной Церкви во встрече, которая прошла в Патриаршей резиденции в Даниловом ставропигиальном монастыре, участвовали председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, епископ Владикавказский и Аланский Леонид, заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов, секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, консультант Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата священник Михаил Асмус, сотрудник ОВЦС священник Анатолий Чуряков.

В приветственном слове Святейший Патриарх Кирилл поблагодарил Предстоятеля Александрийской Церкви и членов делегации, прибывших на празднование значимой для него даты.

«Мы всегда рады видеть Вас, Ваше Блаженство, ― продолжил Его Святейшество. ― Мы вспоминаем посещения Вами Русской Церкви, и особенно последний визит, когда Вы побывали на Соловках, в Иркутске, Екатеринбурге. Вы посещали места, где до того не бывал ни один Предстоятель, кроме Предстоятеля Русской Православной Церкви».

Отметив, что визит Блаженнейшего Феодора стал большой радостью для многих людей, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал: «Вы, наверное, единственный из Предстоятелей Поместных Православных Церквей, кто путешествует по России как паломник, посещая разные святые места. И это свидетельствует о Вашей любви к России, о том, что Вы связаны с нашей страной, с нашим народом, с нашей Церковью еще со времен Вашего служения в качестве представителя Александрийской Православной Церкви».

Возглавляя ныне Александрийскую Церковь, которая простирает свою юрисдикцию на все страны Африки, Блаженнейший Патриарх Феодор предпринимает много миссионерских поездок по Африканскому континенту, констатировал Его Святейшество, подчеркнув: «И мы видим результаты этой миссии: открываются новые приходы, создаются новые митрополии, новые епархии. Эта миссионерская работа проходит не среди европейцев, которые ― кто-то временно, кто-то постоянно ― живут на Африканском континенте, а среди местных жителей, что весьма ценно».

«Вы возглавляете Александрийскую кафедру, которая исторически связана с греческой культурой, с греческим языком, и, конечно, с Православной Церковью, восходящей к I веку. Но в настоящее время Ваша Первопрестольная кафедра находится на территории Египетского государства, где большинство людей принадлежат к арабской культуре, используют арабский язык, – отметил Святейший Патриарх Кирилл, обращаясь к высокому гостю. – И это, конечно, тоже является очень важным измерением Вашего служения: сохранять традиции своей Церкви, находясь в меньшинстве и устрояя добрые отношения с людьми, принадлежащими к другой культуре и к другой религии».

Жители России воспринимают Египет и его жителей как дружественную страну и дружественный народ, засвидетельствовал Его Святейшество. «Благодарим Бога, что турбулентность, которая охватила арабский мир, в том числе и Египет, для вашего государства прошла с меньшими потерями, в отличие от других арабских стран», ― сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Он выразил уверенность, что состоявшееся восстановление добрых отношений между Россией и Египтом будет способствовать процветанию народов двух стран. «Очень важно, что Александрийская и Русская Церкви играют особую роль в отношениях между нашими странами и народами», ― засвидетельствовал Его Святейшество.

Святейший Владыка также выразил надежду, что ближайшем будущем, когда будут окончательно решены вопросы безопасности полетов между Россией и Египтом, россияне смогут спокойно путешествовать, посещая эту страну для отдыха и для паломничества.

«Ваше Святейшество, я хочу распахнуть сердце, чтобы выразить всю свою радость по поводу того, что мы находимся сегодня здесь… Я приехал из Александрии разделить с Вами празднование Вашего дня рождения и от всей души попросить Христа, чтобы Он даровал Вам многая и благая лета, ― сказал в свою очередь Предстоятель Александрийской Православной Церкви. ― Я приехал не по чувству долга, а по велению сердца. Бог видит, насколько искренне я заверяю Вас в своей любви, уважении и признательности за ту помощь, которую Вы оказываете нашей Патриархии, которая подчас находится в сложном положении».

Блаженнейший Феодор поделился воспоминаниями о первой встрече со Святейшим Патриархом Кириллом: «Впервые мы встретились в 1972 году в богословской школе Ризариев. Я был тогда юным семинаристом, а Вы, в свою очередь, были членом сопровождения Патриарха Пимена, а также сопровождали митрополита Ювеналия, митрополита Питирима. Вы как-то выделялись среди других ― я на это обратил внимание».

В продолжение встречи Блаженнейший Патриарх Александрийский Феодор рассказал собеседнику о своей просветительской и душепопечительской деятельности на Африканском континенте. «На протяжении минувших месяцев я более тридцати дней находился в Танзании. Приходилось идти пешком и сплавляться по реке в старой лодке для того, чтобы добраться до отдаленных городов и деревень. Девять часов я находился в лодке, дабы встретиться с людьми на берегу озера Виктория, ― вспоминал Предстоятель Александрийской Православной Церкви. ― Но мою душу переполняла радость, потому что я ощущал Вашу поддержку, словно Вы мне говорили: «Ваше Блаженство, продолжайте Ваше миссионерское служение». От имени всех африканцев я хочу Вам сказать огромное спасибо за помощь, которую Вы нам оказываете».

«Я Ваш давний друг и брат. Наша дружба ― во имя Христа, и она останется навсегда», ― сказал Блаженнейший Владыка Святейшему Патриарху Кириллу.

Предстоятель Александрийской Православной Церкви упомянул о новой епископии, основанной в географическом центре Африки. «Моя главная мечта ― создать академию, в которой получат возможность учиться богословию молодые люди со всей Африки, и открыть типографию, в которой можно было бы печатать книги на 256 языках для того, чтобы простой, бедный человек имел возможность познакомиться со словом Христа», ― признался Его Блаженство.

Рассказывая Святейшему Патриарху Кириллу о жизни Александрийского Патриархата, Блаженнейший Патриарх Феодор остановился, в частности, на результатах работы завершившегося накануне заседания Священного Синода, в работе которого принимали участие архипастыри со всей Африки.

В числе иных тем Его Блаженство также упомянул о состоявшейся на днях встрече с делегацией Московского Патриархата, совершавшей паломничество к древним общехристианским святыням Египта. Это паломничество было организовано в контексте развития диалога между Русской Православной Церковью и Коптской Церковью в рамках деятельности соответствующей двусторонней комиссии.

В ходе беседы получило развитие обсуждение затронутых тем, также были рассмотрены вопросы двусторонних отношений и общеправославного сотрудничества.

По завершении встречи Блаженнейший Патриарх Александрийский Феодор подарил Предстоятелю Русской Православной Церкви митру.

Памятным даром высокому гостю стало богослужебное облачение, изготовленное по греческому образцу, и девятитомное собрание сочинений Святейшего Патриарха Кирилла. Книги Его Святейшества и архиерейские посохи были вручены митрополиту Карфагенскому Мелетию и митрополиту Киринскому Афанасию, протопресвитер Афинодор (Папаэврипиадис) получил в дар памятный крест.

Источник: Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru


21 ноября 2016
В день 70-летия Святейшего Патриарха Кирилла в Храме Христа Спасителя прошло торжественное богослужение

2016-11-21

20 ноября 2016 года, в Неделю 22-ю по Пятидесятнице, в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл вместе с Предстоятелями и представителями Поместных Православных Церквей, сонмом архиереев и духовенства Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию. В этот день Предстоятелю Русской Православной Церкви исполнилось 70 лет.

Богослужение возглавили: Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II, Блаженнейший Патриарх Святого Града Иерусалима и всей Палестины Феофил III, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II, Святейший Патриарх Сербский, Архиепископ Печский, Митрополит Белградо-Карловацкий Ириней, Блаженнейший Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостом II, Блаженнейший Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий, Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши Савва, Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Ростислав, Блаженнейший Архиепископ Вашингтонский, Митрополит всей Америки и Канады Тихон.

Предстоятелям сослужили:

главы делегаций Поместных Православных Церквей ― митрополит Галльский Эммануил (Константинопольская Православная Церковь); митрополит Тырговиштский Нифон (Румынская Православная Церковь); митрополит Западно- и Среднеевропейский Антоний (Болгарская Православная Церковь); митрополит Димитриадский Игнатий (Элладская Православная Церковь);

постоянные члены Священного Синода Русской Православной Церкви ― Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий; митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий; митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир; митрополит Астанайский и Казахстанский Александр, глава Митрополичьего округа в Республике Казахстан; митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, глава Среднеазиатского митрополичьего округа; митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший экзарх всея Беларуси; митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата;

собор архиереев Русской Православной Церкви, представители Поместных Православных Церквей при Московском Патриаршем Престоле, главы синодальных учреждений и зарубежных представительств Московского Патриархата, наместники и настоятели мужских монастырей Русской Православной Церкви, члены делегаций Поместных Православных Церквей в священном сане, члены Епархиального совета г. Москвы, духовенство Московской епархии.

На богослужении присутствовали: председатель Государственной Думы ФС РФ В.В. Володин, первый заместитель руководителя Администрации Президента РФ С.В. Кириенко, заместитель председателя Правительства РФ — руководитель аппарата Правительства РФ С.Э. Приходько, министр культуры РФ В.Р. Мединский, полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе А.Д. Беглов, член Совета Федерации ФС РФ А.А. Клишас, председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по международным делам Л.Э. Слуцкий, мэр Москвы С.С. Собянин, депутат Государственной Думы ФС РФ В.И. Ресин, представители государственных и общественных организаций.

В Храме Христа Спасителя молились председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда, игумены и игумении монастырей, сотрудники синодальных учреждений, представители православных молодежных организаций, многочисленные верующие.

За Литургией пели: Патриарший хор Храма Христа Спасителя, регент И.Б. Толкачев; братский хор Свято-Троицкой Сергиевой лавры, регент архимандрит Глеб (Кожевников); сводный детский хор воскресных и церковных музыкальных школ Москвы и Подмосковья под управлением Варвары Волковой.

Прямая трансляция богослужения осуществлялась Информационным агентством Русской Православной Церкви на телеканалах «Спас», «Союз» и «Царьград», а также на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru. Трансляцию комментировал сотрудник Московской Патриархии Н.И. Державин.

На малом входе Божественной литургии за усердное служение Церкви Божией и во внимание к 25-летию архиерейской хиротонии архиепископ Виленский и Литовский Иннокентий был возведен в сан митрополита .

В сан архиепископа были возведены:

за усердное служение Церкви Божией в Калининградской епархии епископ Калининградский и Балтийский Серафим;
за усердное служение Церкви Божией в Брестской епархии епископ Брестский и Кобринский Иоанн;
за усердное служение Церкви Божией в Майкопской епархии епископ Майкопский и Адыгейский Тихон;
за усердное служение Церкви Божией епископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии, управляющий приходами в Юго-Восточной Азии;
за усердное служение Церкви Божией в Салехардской епархии епископ Салехардский и Ново-Уренгойский Николай;
за усердное служение Церкви Божией в Костромской епархии епископ Костромской и Галичский Ферапонт.
В сугубую ектению были включены особые прошения о здравии Предстоятеля Русской Церкви.

После сугубой ектении Святейший Патриарх Кирилл вознес молитвы о мире на Украине. Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий прочитал молитву о Святейшем Патриархе Кирилле.

По окончании Божественной литургии митрополит Онуфрий зачитал поздравительный адрес членов Священного Синода Русской Православной Церкви Святейшему Патриарху Кириллу.

В завершение поздравления митрополит Онуфрий сказал: «Ваше Святейшество, в день Вашего семидесятилетия Священный Синод просит Вас возложить на себя знаки высшей награды Русской Православной Церкви ― ордена святого апостола Андрея Первозванного».

Согласно Положению о наградах Русской Православной Церкви, утвержденному Архиерейским Собором 2013 года, Патриарх Московский и всея Руси при восшествии на Патриарший Престол «как Верховный начальник всех орденов возлагает на себя знаки ордена святого апостола Андрея Первозванного». На момент интронизации Святейшего Патриарха Кирилла действовало Положение о наградах, в котором подобного пункта не было. Святейший Патриарх Кирилл с благодарностью принял от Блаженнейшего митрополита Онуфрия знаки ордена.

Затем Святейшего Владыку приветствовал председатель Государственной Думы ФС РФ В.В. Володин, который, в частности, сказал: «Ваше Святейшество! Знаем, что Вас поздравил наш Президент Владимир Владимирович Путин. Сегодня он находится в зарубежной поездке. Со своей стороны, просим Вас разрешить поздравить Вас с замечательным, особым днем Вашей жизни. Вы более 7 лет являетесь Предстоятелем Русской Православной Церкви. Сложно переоценить Вашу деятельность. Вы очень многое делаете в плане сохранения наших традиций, наших духовных ценностей. Большое количество проектов сегодня Русская Православная Церковь во главе с Вами реализует в области культуры, образования. Неоценим Ваш вклад в миротворческую деятельность. Говоря о Вашей деятельности, очень сложно перечислить все ее грани... Позвольте пожелать Вам здоровья в Вашем служении на благо нашей страны».

Митрополит Галльский Эммануил зачитал поздравление Святейшего Патриарха Константинопольского Варфоломея.

К участникам богослужения обратился Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

В галерее Храма Христа Спасителя Святейшего Патриарха Кирилла с юбилеем поздравили участники молодежного движения «Православные добровольцы» и православная молодежь столицы.

Источник: Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси


01 ноября 2016
Святейший Патриарх Кирилл: В программу воскресных школ должно входить то, что вводит ребенка в соприкосновение с реальной жизнью

2016-11-01

«В программе воскресных школ должны появляться образовательные курсы, которые вводят ребенка в контакт с реальными предметами, которые развивают мышление и конкретные навыки», — заявил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, открывая 31 октября 2016 года заседание Высшего Церковного Совета в Москве.

Предстоятель Русской Православной Церкви обратил внимание на то, что современные дети по-иному воспринимают образовательный процесс. «С большим интересом посещаю православные гимназии, воскресные школы, общаюсь с учащимися и вижу, как изменилось их сознание и отношение к учебному процессу, — сказал Святейший Владыка. — В наше время ребенок просто усваивал, в той или иной степени, с тем или иным интересом, то, что ему рассказывали преподаватели. Но современный ребенок погружается в интерактивную среду, он сам участвует в образовательном процессе, у него действительно изменилось отношение к образованию».

«Есть еще одна особенность, которая, вероятно, связана с общим ускорением темпов жизни: от образования дети и их родители ждут скорейшего результата, не так, как это было в наше время. Все эти изменения в психологии ребенка, в психологии родителей мы, конечно, должны учитывать», — отметил Предстоятель Русской Церкви.

При этом, по мнению Его Святейшества, в воскресных школах не следует копировать старый способ образования, когда преподаватель рассказывает, дети слушают, что-то запоминают, потом отвечают. «В той или иной степени эта старая традиция всегда будет сохраняться, но нам нужно усиливать именно интерактивную часть работы»», — подчеркнул Святейший Патриарх.

Сегодня дети активно пользуются современными электронными устройствами, что имеет как положительные, так и отрицательные стороны. «С самого раннего детства дети привыкают к гаджетам, и это, конечно, содействует их скорейшему развитию. Но есть проблема: они погружаются в виртуальную реальность», — сказал Святейший Владыка.

Именно поэтому, по словам Его Святейшества, в программу воскресных школ должны входить предметы, которые вводили бы ребенка в соприкосновение с реальной жизнью, в частности, очень важным является приобщение детей к труду.

«Посещая разного рода мероприятия, в том числе молодежные, я обратил внимание на то, какой интерес вызывают практические занятия, на которых участникам прививаются определенные трудовые навыки, — продолжил Святейший Патриарх. — Я неожиданно для самого себя увидел, насколько увлекает людей, когда, например, что-то лепят из глины, строгают, собирают. Например, строят деревянную часовню — сотни людей собираются в центре города посмотреть, как обрабатывается бревно, как возводится обыденный храм или часовня. Нам следует обратить внимание на это обстоятельство».

Для повышения интереса к богослужениям следует привлекать детей к участию в них, полагает Предстоятель Русской Церкви. «Обратите внимание, с каким с удовольствием дети принимают участие в богослужениях. Одно дело, когда ребенок всю службу стоит и просто созерцает, и другое — когда он в алтаре, на клиросе, у подсвечника, за требным столом как-то помогает. Мы должны очень хорошо продумать возможность вовлечения детей в практическую литургическую деятельность», — призвал Святейший Владыка.

«Все это связано с тем, что нахождение в виртуальной реальности создает у ребенка дефицит практических дел… Мы должны учесть специфику современной детской психологии и постараться использовать дефицит, о котором я сказал, и для развития интереса детей к религиозному образованию, и для приобщения их к литургическому благочестию», — добавил Святейший Патриарх.

Источник: Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси


 
 
© 2011 Православное богословие
Разработка сайта - Студия web-дизайна Stoff