Таинство Крещения Таинство Миропомазания Таинство Покаяния Таинство Причащения Таинство Елеосвещения Таинство Брака Таинство Священства

Новости

01 ноября 2016
Члены Высшего Церковного Совета вознесли молитву о жертвах крушения самолета на Синае

31 октября 2016 года в зале Высшего Церковного Совета кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла началось заседание Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви.

Открывая заседание, Святейший Владыка вспомнил о произошедшей год назад трагедии: «Сегодня ровно год со дня катастрофы, которая произошла над Синаем, когда погибли по злому человеческому умыслу наши соотечественники. Я просил бы начать заседание провозглашением "Вечной памяти"».

Святейший Патриарх Кирилл и члены Высшего Церковного Совета вознесли молитву о упокоении погибших в результате авиакатастрофы: «Во блаженном успении вечный покой подаждь Господи усопшим рабом Твоим в авиационной катастрофе по злой человеческой воле убиенным и сотвори им вечную память».

31 октября 2015 года на Синайском полуострове потерпел крушение самолет А-321 авиакомпании «Когалымавиа», летевший из Шарм-эль-Шейха в Санкт-Петербург. Погибли все находившиеся на борту пассажиры и члены экипажа — 224 человека.

Источник: Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси


12 октября 2016
В Киеве проходит ХIV Международный фестиваль православного кино «Покров»

9 октября 2016 года в Национальной опере Украины им. Т.Г. Шевченко в Киеве состоялось открытие ХIV Международного фестиваля православного кино «Покров». В этом году девизом кинофорума стали слова из соборного послания святого апостола Иакова «Вера без дел мертва» (Иак. 2:26).

В торжественной церемонии открытия фестиваля принял участие Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий.

Блаженнейшего владыку сопровождали председатель Синодального отдела по делам молодежи Украинской Православной Церкви епископ Обуховский Иона, председатель Синодального информационно-просветительского отдела Украинской Православной Церкви епископ Ирпенский Климент.

По словам Блаженнейшего владыки, фестиваль «Покров» помогает напомнить людям о том, что «мир нуждается в добре, и что мы все должны стараться творить добрые дела». Предстоятель Украинской Православной Церкви отметил, что добро по своей сущности всегда остается неизменным, но формы его воплощения меняются в разные эпохи. «Сегодня мир наполнен противостоянием, взаимной враждой, нетерпением, — продолжил митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий. — Именно эти факторы часто влияют на социальное положение людей. Многих они приводят в духовное уныние, некоторые впадают в отчаяние, а некоторые начинают проявлять свою агрессию и делать не то, что следовало бы делать».

Блаженнейший владыка подчеркнул, что главная задача нынешнего кинофестиваля «показать, что есть пути преодоления тех проблем, с которыми мы встречаемся в своей земной жизни».

Перед началом церемонии открытия зрителям были представлены видеосюжеты о социальной помощи нуждающимся в Одесской и Запорожской епархиях, а также об отдельных проектах православного волонтерского движения «Молодость неравнодушна». По словам Его Блаженства, в этих небольших роликах показаны примеры того, как можно сегодня совершать добрые дела.  Блаженнейший митрополит Онуфрий отметил, что несмотря на то, что часто для того, чтобы помочь другим, нужны финансовые, материальные и физические ресурсы, заниматься благотворительностью может каждый человек.

«Даже немощный человек может помочь тому, кто находится в беде, если он помолится или просто посочувствует ближнему, — подчеркнул Предстоятель Украинской Православной Церкви. — Сегодня зла много, а добра не хватает. Зло побеждается только добром, поэтому мы должны стараться делать добро — как можем и как умеем».

В Священном Писании говорится, что вера без дел мертва. «Мы живем в православном государстве, мы все знаем о Боге и знаем, что вера, которая человека питает, — это вера в Бога. Действительно, есть земные ориентиры, на которых мы можем сосредоточить свое внимание, но они переменчивы и преходящи, а Бог неизменен. Вера в Бога — это есть то, что человека оживляет, дает человеку стимул для того, чтобы творить, трудиться и приносить себя в жертву ради ближнего своего. И эта наша вера в Бога должна быть подтверждена нашими добрыми делами», — заключил митрополит Онуфрий.

Затем Блаженнейший владыка вручил награды волонтерам православного движения «Молодость неравнодушна». Молодые люди, которые уже много лет координируют социальную работу православной молодежи по таким направлениям, как помощь детям-сиротам и онкобольным детям, опека престарелых, работа в пенитенциарных учреждениях и т.д., получили ордена Украинской Православной Церкви святителя Луки Крымского.

Во время торжественного мероприятия собравшихся также приветствовали руководители проекта кинофестиваля «Покров»: епископ Обуховский Иона и протоиерей Александр Акулов.

В заключение с приветственным словом выступил президент фестиваля, народный депутат Украины А.Л. Деркач, который объявил об официальном открытии кинофорума.

Затем состоялась премьера художественного фильма «Монах и бес». Перед началом просмотра режиссер картины Н.Н. Досталь поздравил присутствующих и рассказал об истории создания фильма.

Всего в этом году на главные призы фестиваля претендуют 56 анимационных, документальных и художественных фильмов из Украины, Белоруссии, Грузии, Польши и России. Полный перечень кинокартин опубликован на официальном сайте кинофорума.

Церемония закрытия и награждения победителей фестиваля «Покров» состоится 12 октября в 18.00 в Доме кино. Вход на конкурсные показы и закрытие свободный.

Фестиваль православного кино «Покров» был основан по благословению приснопамятного Блаженнейшего митрополита Владимира (Сабодана, †2014) в 2003 году. За 13 лет существования проекта десятки тысяч людей увидели сотни кинокартин. В 2013 году была организована онлайн-трансляция на сайте фестиваля, благодаря чему православные фильмы посмотрели около 40 тысяч интернет-пользователей.

Источник: Патриархия.ru


21 сентября 2016
Рождество Пресвятой Богородицы

2016-09-21

Об этом событии не сказано в Писании, подробности его известны из апокрифического текста середины II века «Протоевангелие Иакова».

Согласно существующему Преданию, однажды святой праведной Анне явился Ангел Господень и сказал: «Твоя молитва услышана Богом, и ты зачнешь и родишь дочь благословенную, выше всех земных дочерей. Ради Нее благословятся все роды земные. Нареки Ее Мария».

Принято считать, что место, где произошло Рождество Богородицы, находится в Иерусалиме. Однако в Русской Православной Церкви получила распространение версия, которой придерживался святитель Димитрий Ростовский: о том, что родители Девы Марии жили в Назарете и там-то она и родилась.

Источник: http://www.pravmir.ru/articles-new/rozhdestvo-presvyatoy-bogoroditsyi/


10 сентября 2016
Усекновение главы Предтечи: церковные традиции и околоцерковные суеверия

2016-09-10

День усекновения главы святого Иоанна Предтечи, величайшего пророка, Крестителя Господа Иисуса Христа, – особенный день в жизни Церкви.

Позорнейшим пятном в истории человечества был тот день, в который под мечом палача упала святейшая глава Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, величайшего из рожденных женами, по слову Господа нашего Иисуса Христа. Упала глава его, и была принесена на диавольский пир, и была отдана плясавшей девице, и она отнесла ее матери своей, ученице диавола – Иродиаде. И наслаждался сам диавол зрелищем того, как эта его окаянная ученица со злобной усмешкой колола иглой язык отрубленной головы Предтечи… (свт. Лука Войно-Ясенецкий)

Тот день – день жестокой расправы над пророком –  был днем великого греха и великой скорби.

Иродиада ненавидела Крестителя, обличавшего ее беззаконный союз с Иродом. Она искала любой способ, чтобы погубить Иоанна Крестителя и “бесилась”, как о том поется в песнопениях Церкви.

И этот день служится Всенощное бдение: верующие проводят день в молитве, стараясь отогнать от своего сердца раздражение и злобу на ближнего.

Дочь Иродиады Саломия исполнила такой бесстыдный танец, что помрачилось сознание Ирода, и он бросил к ее ногам все – любое ее желание будет исполнено!

И верующие исключают из своей жизни в этот день шумные веселья, в этот день не совершается и Таинство Венчания.

Ломились столы от изысканных мясных яств, полнились чаши вином, мутился рассудок, и в шуме пиршества звенели слова Саломии: «Дай мне на блюде голову Иоанна Крестителя».

В Церкви этот день – строгого поста, не вкушается мясо, молочные продукты, рыба. Цель однодневного поста в этот день – напомнить о том, к каким страшным последствиям приводит страсть невоздержания.

“Не будем мы сообщниками чревоугодия Ирода, – напоминает нам Типикон (церковный устав). – Как можем мы почтить Усекновение Крестителя? Будем есть мясо или другую изысканную пищу? А Креститель жил в безводной и бестравной пустыне – ни хлеба не ел, ни другой еды не имел. Вино пьем? А он не пил ни вина, ни другого питья мирского. Столом и одром его была земля, вкушал он только акриды (стручки рожкового дерева, по другим источникам – род съедобной саранчи) и дикий мед. Вместо чаши – пригоршни воды, текущей из камня. Поэтому проведем этот день в посте и молитве”

Но настоящий смысл этого дня и тех трудов, которые берут на себя верующие, часто забывается: в народе распространяются суеверия. Распространены поверья о том, что в день Усекновения главы Предтечи нельзя вкушать пищу круглой формы и использовать рубящие и режущие предметы – эти суеверия,  к сожалению, широко распространенное среди малоцерковных людей, не имеют никакого основания в традициях Церкви, им не следует придавать никакого значения.

Источник: http://www.pravmir.ru/useknovenie-glavy-predtechi-cerkovnye-tradicii-i-okolocerkovnye-sueveriya/


15 августа 2016
Успенский пост

2016-08-15

Начинается Успенский пост янтарным медовым Спасом, центр его – Преображение Господне, заканчивается лазурным праздником Успения Божией Матери.

14 августа начинается Успенский пост – самый короткий из всех постов, он длится всего две недели. Заканчивается он 27 августа.

“В отличие от того, что считают и чувствуют многие, период духовного напряжения (скажем, во время Великого поста или говения) Успенский пост – время радости, потому что это время возвращения домой, время, когда мы можем ожить. Успенский пост – это должно быть время, когда мы отряхиваем с себя все, что в нас обветшало и омертвело, для того чтобы обрести способность жить, – жить со всем простором, со всей глубиной и интенсивностью, к которым мы призваны.

Пока нам недоступен, непонятен этот момент радости, у нас будет получаться чудовищная и кощунственная пародия; мы, будто бы во имя Божие, превратим жизнь в сплошное мучение для самих себя и для тех, кому придется расплачиваться за наши бесплодные потуги стать святыми” (митрополит Антоний Сурожский)

Дни Успенского поста уже считаются осенними, и, действительно – они открывают врата нового времени года, а завершают церковный год: 14 сентября по новому стилю – церковное новолетие. Успенский пост – единственный, посвященный Богородице: он начинается за две недели до праздника Успения Пресвятой Богородицы. Успенский пост почти такой же строгий, как и Великий пост: рыба разрешается только в Праздник Преображения Господня.

Праздник Успения, к которому готовит нас Успенский пост – один из самых неожиданных для светского миропонимания праздников: что празднуется? Разве можно праздновать смерть?! Но славянское слово «успение» означает сон. Смысл праздника Успения в том, что нет больше той смерти, которая ждала каждого до Воскресения Христова, после нет больше скорби о смерти, нет перед ней страха.

Апостол Павел, воспевший победу словами древнего пророка: “Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?”, говорит: “для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение” (Фил 1.21 ). И после отшествия от земной жизни Пресвятая Богородица не оставляет мира: “В Рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси Богородице…” – напоминает церковное песнопение.

По церковному преданию Богородица узнала о времени своего перехода из этого мира, она готовилась к этому переходу постом и усиленной молитвой, хотя она и не нуждалась в очищении души или исправлении – вся ее жизнь была образцом святости и жертвенности. Православные постятся и подражая подвигу Пресвятой Богородицы, желая хотя бы отчасти уподобиться ее чистоте, и восхваляя ее.

В Церкви особо подчеркивается, что пост кардинально отличается от вегетарианства или обычной диеты: это в первую очередь воздержание ради Христа – как в телесных удовольствиях, так и в душевных развлечениях. Верующие стараются с помощью Божией победить определенный свой недостаток, вернуть мир и согласие в те отношения с ближними, где они утеряны.

Успение – один из самых любимых на Руси праздников: со времени святого князя Владимира Успенские храмы стали появляться по всей Руси: соборный Киевский храм, Десятинная церковь была посвящена Успению Богородицы. К XIV в. Успенские храмы как главные церкви были построены в Суздале, Ростове, Ярославле, Звенигороде. Главный Московский храм, основанный в Кремле в XIV веке, также был освящен во имя Успения Богородицы.

После Вознесения Господа Иисуса Христа на Небо Пресвятая Дева в основном жила в области Иерусалима, посещая места, где проповедовал и совершал чудеса Ее Сын. Особенно она любила посещать Гефсиманский сад и подолгу молилась там, откуда Христа повели на суд и на крестные страдания. Молилась Пресвятая Дева об обращении к вере упорствующего иудейского народа и о новых церквях, устрояемых апостолами в разных странах, она и сама много проповедовала благую весть Воскресения Христова.

И вот в конце одной такой молитвы предстал перед Ней Архангел Гавриил, который не раз являлся Ей, возвещая веления Божии. Сияющий радостью, Он сообщил Ей, что через три дня закончится путь Ее земной жизни, и Бог возьмет Ее в Свои вечные обители. При этом Он дал Ей райскую ветвь, блистающую неземным светом. Воротясь с Елеонской горы, Богоматерь стала готовиться к отходу из этой жизни.

Наступил час, когда Богоматерь должна была преставиться. В комнате пылали свечи, а на украшенном одре возлежала Богоматерь, окруженная любившими Ее людьми. Вдруг храмина озарилась необыкновенным светом Божественной славы и в необычном свете сошел с неба Сам Господь Иисус Христос, окруженный Ангелами и душами ветхозаветных праведников.
Богоматерь, взирая на Своего Сына, как бы сладко засыпая, без всякого телесного страдания, предала в Его руки Свою чистую душу. Позже, вспоминая это событие, Церковь в одном и своих песнопений воспевает: “Ангелы, успение Пречистой видевши, удивишася: како Дево восхищается от земли на Небо.”

Согласно преданию, во время погребения Богоматери апостолы несли одр, на котором покоилось Ее Пречистое тело, а огромное количество верующих, окружая процессию, пели священные песни. Апостол Фома не успел на погребение Богородицы и ему позволили войти в пещеру, где была погребена Богородица, чтобы он смог поклониться ей в последний раз. Но, войдя в пещеру, они увидели только Ее погребальные пелены, издающие приятное благоухание, самого же тела Богоматери там не оказалось. Пораженные этим непонятным исчезновением Ее тела, они поняли, что Сам Господь соизволил прежде всеобщего воскресения взять на Небо пречистое тело.

Успенский пост установлен с древних времен христианства – упоминания о нем известны с 450 г.

Источник: http://www.pravmir.ru/uspenskij-post-2/


 
 
© 2011 Православное богословие
Разработка сайта - Студия web-дизайна Stoff