Таинство Крещения Таинство Миропомазания Таинство Покаяния Таинство Причащения Таинство Елеосвещения Таинство Брака Таинство Священства

Новости

02 октября 2013
Православные отмечают память святого благоверного князя Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина

2013-10-02

Церковь чтит память святого благоверного князя Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина.

Князь Феодор, Смоленский и Ярославский, по прозванию Черный, родился в грозную для Руси годину монгольского нашествия, около 1237 — 1239 года. В 1239 году, когда святой воин-мученик Меркурий избавил Смоленск от Батыева пленения, отрока Феодора в городе не было: его увезли и укрыли на время войны в безопасном месте. В следующем, 1240 году умер его отец, князь Ростислав, правнук благоверного князя Ростислава, Смоленского и Киевского.

Старшие братья, наследники, поделили между собой земли отца, выделив младшему — отроку Феодору маленький Можайск. Здесь прошло его детство, здесь учился он Священному Писанию, церковной службе и воинскому искусству.

В 1260 году святой князь Феодор женился на Марии Васильевне, дочери святого благоверного князя Василия Ярославского, и стал князем Ярославским. У них родился сын Михаил, но вскоре святой Феодор овдовел. Он много времени проводил в ратных трудах и походах, сына его воспитывала теща, княгиня Ксения.

В 1277 году соединенные дружины русских князей, среди которых был святой Феодор, в союзе с татарскими войсками, участвовали в походе в Осетинскую землю и во взятии «славного града их Тетякова». Союзные войска одержали в этой войне полную победу.

Дело в том, что со времен святого Александра Невского ханы Золотой Орды, видя несломленную духовную и военную мощь православной Руси, были вынуждены изменить свое отношение к ней, стали привлекать русских князей к союзу, обращаться к ним за военной помощью. Русская Церковь использовала это сближение для христианского просвещения инородцев. Уже в 1261 году стараниями святого Александра Невского и митрополита Кирилла III в Сарае, столице Золотой Орды, была учреждена епархия Русской Православной Церкви.

В 1276 году Константинопольский Собор под председательством патриарха Иоанна Векка отвечал на вопросы русского Сарайского епископа Феогноста о порядке крещения татар и принятии в православие бывших среди них монофизитов и несториан. В эти годы и оказался в Орде святой князь Феодор.

Он вызвал к себе особенное расположение хана Менгу-Темира, почтительно относившегося к Православной Церкви, выдавшего первый ханский ярлык о церковной неприкосновенности митрополиту Кириллу. В летописи сказано: «А князя Феодора Ростиславича царь Менгу-Темир и царица его вельми любяше и на Русь его не хотяше пустити мужества ради и красоты лица его». Три года пробыл святой Феодор в Орде.

Наконец, «царь отпустил его с великой честью», и князь прибыл в Ярославль. К этому времени супруга его, Мария, уже умерла, в городе правила княгиня Ксения с внуком Михаилом. Ярославцы не приняли вернувшегося из Орды князя: «не прияша его во град, но рекоша ему: «Сей град княгини Ксении и есть у нас князь Михаиле».

Святой Феодор должен был вернуться в Орду. Царица, жена хана Менгу-Темира, «его любяше зело и хотяше за него дщерь свою дати». Такой брак имел бы для Руси большое значение. Хан долго не соглашался на него, считая русских князей своими «улусниками» (т. е. вассалами, подданными). Выдать дочь за русского князя, значило признать за ним равное достоинство. И еще важнее: это значило для хана признать превосходство Православия, потому что прежде венчания нужно было, чтобы татарская царевна приняла святое Крещение. Хан пошел на это, слишком важен для него был союз с Русью. Так женился святой Феодор на дочери могущественного хана, нареченной в крещении Анной. «Царь же его весьма чтил и повелел ему садиться напротив себя, построил ему дворец, дал князи и боляре на послужение».

Там, в Орде, и родились у святого Феодора Черного его сыновья — святой благоверный князь Давид и святой благоверный князь Константин. Православие все более укреплялось среди татар, ордынцы усваивали русские обычаи, нравы и благочестие.

Святой Феодор жил в Сарае до 1290 года, когда «пришла ему весть с Руси, от града Ярославля, что его сын первый, князь Михаил преставился». Дав князю богатые дары и большую дружину, хан отпустил его на Русь. Вновь став князем в Ярославле, святой Феодор начал ревностно заботиться об усилении и благоустроении своего города и княжества.

Не порывались связи святого Феодора Черного и с его отчизной — Смоленском, хотя княжить ему там было непросто. Так, в 1297 году святой Феодор ходил походом к Смоленску восстановить свои законные права на Смоленское княжение, захваченное его племянником. Но взять город и стать снова Смоленским князем ему в этот раз не довелось.

Вскоре после того похода святой князь-воин занемог. 18 сентября 1299 года угодник Божий повелел перенести его в Спасо-Преображенский монастырь и принял монашеское пострижение.

По благословению игумена, во исполнение воли умирающего, князя вынесли на монастырский двор. Трогательно испросив прощения у множества собравшихся ярославцев, он мирно почил о Господе 19 сентября 1299 г.

После него в Ярославле правил его сын — святой Давид. Второй из его младших сыновей, святой Константин, видимо, почил ранее. Церковное почитание святого князя Феодора в Ярославской земле началось вскоре после его смерти. В 1322 — 1327 годах по благословению и заказу епископа Ростовского Прохора в память почитаемого Владыкой святого Феодора было написано и украшено миниатюрами знаменитое Феодоровское Евангелие.

5 марта 1463 года были обретены в Ярославле мощи святого князя Феодора и чад его, Давида и Константина.

Житие святого князя Феодора Черного было написано вскоре по обретении мощей иеромонахом Ярославского Спасского монастыря Антонием, по благословению митрополита Московского и всея Руси Филиппа I.

Источник: http://www.pravmir.ru/pravoslavnye-otmechayut-pamyat-svyatogo-blagovernogo-knyazya-feodora-smolenskogo-i-chad-ego-davida-i-konstantina/


01 октября 2013
Делегация Русской Православной Церкви принимает участие в международной встрече в Риме «Молитва о мире»

2013-10-01

29 сентября 2013 года в Риме началась международная встреча религиозных и политических лидеров «Молитва о мире». Ежегодно, с первой встречи в Ассизи в 1986 году, мероприятие организуется католической ассоциацией мирян «Община святого Эгидия». На этот раз ассамблея проходит под названием «Мужество надеяться».

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла для участия в форуме направлена делегация Русской Православной Церкви в следующем составе: митрополит Рязанский и Михайловский Павел, архимандрит Антоний (Севрюк), ответственный секретарь приходов Московского Патриархата в Италии, сотрудник Отдела внешних церковных связей священник Алексий Дикарев. От Московского Патриархата во встрече также принимают участие епископ Новокаховский и Генический Филарет (Украинская Православная Церковь) и епископ Гомельский и Жлобинский Стефан (Белорусский экзархат).

Утром делегации некатолических Церквей и общин присутствовали на торжественной мессе в базилике святого апостола Павла «за стенами». Мессу возглавил папский викарий по городу Риму кардинал Агостино Валлини, ему сослужили многочисленные кардиналы, епископы и священники Римско-Католической Церкви.

Вечером того же дня в «Аудиториуме» на via della Conciliazione состоялась церемония открытия международного форума. От лица города Рима и региона Лацио, принимающих в этом году представительную ассамблею, участников приветствовали мэр города Иньяцио Марино и президент региона Никола Дзингаретти.

Затем прозвучали выступления основателя Общины святого Эгидия профессора Андреа Риккарди, премьер-министра Итальянской Республики Энрико Летты, директора Института Земли Колумбийского университета Джеффри Сакса, папского викария по городу Риму кардинала Агостино Валлини и Президента Республики Кабо-Верде Жорже Карлуша Фонсеки. Общим мотивом всех выступлений стала озабоченность политической ситуацией на Ближнем Востоке и в других неблагополучных регионах, в связи с которой встреча религиозных лидеров со всего мира приобретает особое значение. Отказ от безразличия и индивидуализма, активная вовлеченность в миротворческий процесс могут стать решающим фактором в построении ответственных международных отношений. Особая роль в этом принадлежит религиозным лидерам, как показали обращения Папы Римского Франциска, Святейшего Патриарха Кирилла и других в связи с поиском дипломатического решения сирийской проблемы.

Церемония открытия форума завершилась призывом Патриарха Антиохийского и всего Востока Иоанна X молиться о мире в Сирии и во всем ближневосточном регионе.

Работа ассамблеи продолжится до 1 октября.

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru


01 октября 2013
В Храме Христа Спасителя ничего не знают о планирующемся там концерте Александра Пескова

2013-10-01

«У нас даже нет такой информации, что у нас будет выступать Александр Песков», — сказал собеседник портала.

Он также пояснил, что отдельного концерта артиста в любом случае не будет, однако, возможно выступление состоится в рамках какого-то мероприятия.

«В любом случае, пока у нас такой информации нет», — заявили в коммерческом управлении.

Между тем, директор коллектива Александр Волокин подтвердил информацию о выступлении артиста в составе сборного концерта ко Дню учителя.

«Не сольное выступление, а сборный концерт — это большая разница», — заявил он. Он также рекомендовал изучить информацию на сайте, где «все написано». В промежутке между 11.00 и 11.30 обе версии официального сайта артиста были недоступны, после чего там действительно появилась информация о том, что выступление артиста пройдет в рамках благотворительного концерта ко Дню учителя.

Напомним, что предоставлением залов храма для мероприятий, как и прочей коммерческой деятельностью на его территории занимается Фонд Храма Христа Спасителя.

Источник: http://www.pravmir.ru/v-xrame-xrista-spasitelya-nichego-ne-znayut-o-planiruyushhemsya-tam-koncerte-aleksandra-peskova/


01 октября 2013
Церковь празднует память преподобной Евфросинии Суздальской

2013-10-01

Православные отмечают память преподобной Евфросинии Суздальской.

Преподобная Евфросиния родилась в 1212 году и была старшей дочерью святого мученика Михаила, великого князя Черниговского. Благоверный князь Михаил и его супруга Феофания долго не имели детей и часто посещали Киево-Печерскую обитель, где молились Богу о даровании им детей. Трижды являлась им Пресвятая Богородица и сказала, что молитва их услышана — родится у них дочь, которую нужно назвать Феодулией, — она будет служительницей Влахернской церкви.

Настало время рождения дочери и нарекли ее, по слову Богоматери, Феодулией. Крестили новорожденную в Киево-Печерской обители, и восприемником ее стал сам игумен.

Феодулия подрастала, и благоверный князь Михаил сам стал учить ее Священному Писанию «по книгам и прочим премудростям». Житие отмечает образованность Феодулии, глубокое знание античной литературы. В этом списке — философы Платон и Аристотель, поэты Гомер и Вергилий, врачи Эскулап и Гален. Воспитывалась Феодулия в глубокой вере и благочестии, превосходя своих сверстниц в красоте и успехами в учении.

В юности увидела она во сне Страшный Суд: море огня и Райские обители. Пресвятая Богородица призывала ее разделить блаженство праведных, а Господь держал в деснице Своей Книгу Жизни. В другом видении ей был показан Киево-Печерский монастырь и иноки его, славящие Господа. В то же время игумении Суздальского монастыря было откровение о том, что к ней должна придти юная дева, которую необходимо принять в обитель.

В 1233 году Феодулия была просватана за святого благоверного князя Феодора Ярославича , родного брата святого Александра Невского. Родители согласились, и Феодулия покорилась родительской воле, но тайно молилась Божией Матери сохранении девства, так как чувствовала призвание к иноческой жизни. И снова Пресвятая Дева в сонном видении повелела послушаться родителей, сказав при этом: «Скверна не коснется твоего тела».

Феодулия отправилась в Суздаль для бракосочетания, но брак не состоялся. Когда гости уже собрались на пир, жених неожиданно скончался.

Феодулия не вернулась домой и умолила игуменью монастыря в честь Положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне принять ее. Игумения согласилась, помня о бывшем ей откровении и 25 сентября, в день преподобной Евфросинии Александрийской, Феодулию постригли с именем Евфросинии. Родители приняли это как волю Божию и покорились.

Вскоре после пострига Евфросиния удостоилась явления Спасителя, который заповедал ей бодрствовать и укрепляться в подвиге.

Евфросиния не занимала начальственной должности в обители, но жизнью своей и подвигами она так возвысила ее значение, что обитель стала лучшим женским монастырем на Руси. Сестры ее почитали, и сама игумения постоянно обращалась за советом. Преподобная предложила разделить монастырь на две половины: девичью и вдовью. Городские жены посещали церковь во имя Пресвятой Троицы на половине вдов, а девицы — главную монастырскую Ризоположенскую церковь, находившуюся на половине дев.

Когда на Руси начались эпидемии и моры, преподобной явилась Божья Матерь и обещала дар исцелений, после чего она начала лечить не только сестер в монастырской больнице, но и приходивших в обитель, с тяжкими недугами. Исцеленная ею девица Таисия приняла постриг в монастыре вместе со своею матерью.

Некоторое время преподобная Евфросиния безмолвствовала, после чего получила от Бога дар пророчества. Она предсказала близкую кончину принявшей ее игумении и мученическую смерть своего отца. Перед нашествием Батыя Господь открыл подвижнице, что беда идет на Русь, что Суздаль будет разорен.

В 1238 году войска Батыя опустошили Суздаль. Преподобная Евфросиния с сестрами дни и ночи молилась о спасении обители, и монастырь уцелел. Враги не смогли подойти к монастырю.

Когда отец отправлялся в Орду, где его ожидало мученичество, Евфросиния в письме к нему убеждала, твердо стоять за веру, чтобы он «…не склонился на волю цареву» и советовала ему слушаться боярина Феодора, которого назвала «философом из философов». После казни отца и боярина Феодора 20 сентября 1346 года оба они предстали перед ней, поведали о своей мученической кончине и благодарили за укрепление и молитвенную помощь в смертный час.

После кончины игумении преподобная Евфросиния продолжала духовное руководство обителью, сохраняя в ней строгий порядок. Вся дальнейшая жизнь ее — подвиг полного самоотречения, строжайшего выполнения монашеских обетов. Уже при жизни народ почитал её праведной за материнскую отзывчивость и благодатные дары.

Незадолго до кончины преподобной в Суздале случилось предсказанное ею землетрясение, во время которого она увидела на небе Пресвятую Богородицу, умолявшую вместе со святыми Сына Божия о спасении града и людей в нем. После этого события явились ей отец, и боярин Феодор, известившие о близкой кончине. Преподобная стала готовиться. Болела она недолго. Причастившись Святых Христовых Тайн, сказала: «Слава Тебе Пресвятая Троица! Упование наше, Пресвятая Богородица, помоги мне! Господи, в руки Твои предаю дух мой!», перекрестилась и отошла в жизнь вечную 25 сентября 1250 г. Семнадцать лет назад, в этот же день она приняла пострижение.

При гробе ее верующие стали получать благодатную помощь и по благословению патриарха Адриана 18 сентября 1698 года совершилось прославление преподобной. Нетленные мощи ее почивали в соборной церкви Ризоположенского монастыря.

Источник: http://www.pravmir.ru/cerkov-prazdnuet-pamyat-prepodobnoj-evfrosinii-suzdalskoj/


30 сентября 2013
Церковь чтит память святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

2013-09-30

Православная Церковь вспоминает святых мучениц Веру, Надежду, Любовь и их мать Софию.

Вера, Надежда и Любовь, воспитанные в глубокой вере своей матерью, Софией, пострадали во время правления императора Адриана (117 -138). Девочкам было 12, 10 и 9 лет. Их мучили на глазах матери, требуя отречься от Христа и поклониться Артемиде, но они остались непреклонны.

После мученической кончины дочерей София собрала их останки, похоронила и пребывала возле их могилы. Через три дня она скончалась. Христиане погребли тело ее на том же месте. Мощи святых мучениц с 777 года покоятся в Эльзасе (Страсбург), в церкви Эшо.

Источник: http://www.pravmir.ru/cerkov-chtit-pamyat-svyatyx-muchenic-very-nadezhdy-lyubovi-i-materi-ix-sofii/


 
 
© 2011 Православное богословие
Разработка сайта - Студия web-дизайна Stoff