Таинство Крещения Таинство Миропомазания Таинство Покаяния Таинство Причащения Таинство Елеосвещения Таинство Брака Таинство Священства

Новости

10 июля 2019
Впервые в истории заседание Священного Синода Русской Православной Церкви прошло на Валааме

2019-07-10

Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда рассказал об основных решениях, принятых на заседании Священного Синода, состоявшемся 9 июля 2019 года под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в храме святого равноапостольного великого князя Владимира во Владимирском скиту Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря.

Заседание Синода открылось сообщением Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о состоявшихся Первосвятительских визитах в епархии Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации. Со времени последнего заседания Синода Предстоятель Русской Православной Церкви посетил Санкт-Петербургскую, Калининградскую и Черняховскую епархии.

Очень важным назвал В.Р. Легойда принятое на заседании Священного Синода заявление о ситуации в Черногории. В тексте документа выражается глубокая обеспокоенность в связи с ухудшением положения епархий Сербского Патриархата на территории Черногории, где на протяжении нескольких лет единство Православия страдает от раскольнической деятельности так называемой «Черногорской православной церкви», а также содержится призыв к черногорским властям прекратить дискриминацию и подрыв единства Сербской Православной Церкви.

«Священный Синод Русской Православной Церкви выразил братскую поддержку архиереям, духовенству и всем чадам Сербского Патриархата в Черногории, которые, несмотря на трудные условия притеснений, сохраняют верность истине Святого Православия», — сообщил В.Р. Легойда.

Также глава Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ отметил, что на заседании были приняты важные кадровые решения: «Священный Синод постановил удовлетворить прошение митрополита Липецкого и Задонского Никона о почислении его на покой в связи с достижением 75-летия и выразил ему сердечную благодарность за многолетнее служение. Преосвященным Липецким и Задонским, главой Липецкой митрополии, постановлено быть митрополиту Истринскому Арсению, первому викарию Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, с освобождением от занимаемой должности и благодарностью за многолетние труды в Московской епархии».

Другим заметным решением, по словам В.Р. Легойды, стало назначение председателем Синодального отдела по делам молодежи епископа Петергофского Серафима, викария Санкт-Петербургской епархии, с освобождением его от должности ректора Санкт-Петербургской духовной академии. Преосвященному Серафиму постановлено быть епископом Истринским, викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.

В свою очередь, ректором Санкт-Петербургской духовной академии было решено назначить иеромонаха Силуана (Никитина), исполняющего обязанности ректора Сретенской духовной семинарии, с освобождением его от занимаемой должности. Иеромонах Силуан (Никитин) был избран епископом Петергофским, викарием Санкт-Петербургской епархии. Временно исполняющим обязанности ректора Сретенской духовной семинарии назначен архиепископ Верейский Амвросий с сохранением должности ректора Московской духовной академии.

В.Р. Легойда подчеркнул значимость принятого решения об оптимизации учебного процесса в Московской духовной академии и Сретенской духовной семинарии.

«Заслушав доклад Святейшего Патриарха, Священный Синод постановил образовать комиссию в следующем составе: архиепископ Верейский Амвросий, ректор Московской духовной академии, врио ректора Сретенской духовной семинарии; протоиерей Максим Козлов, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви; иерей Давид Шуплецов, проректор по воспитательной работе Сретенской духовной семинарии; протоиерей Николай Скурат, секретарь Ученого Совета Сретенской духовной семинарии. Комиссия должна будет представить соответствующий рапорт Святейшему Патриарху до 1 августа сего года», — отметил В.Р. Легойда.

Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ также отметил, что Синод принял решение об управлении некоторыми епархиями. Так, преосвященным Енисейским и Лесосибирским на вакантную кафедру был избран иеромонах Игнатий (Голинченко), клирик Красноярской епархии, а в Самарской области была образована новая епархия в составе Самарской митрополии — Тольяттинская, выделенная из состава Самарской и Сызранской епархий. Преосвященным Тольяттинским и Жигулевским определено быть епископу Кузнецкому и Никольскому Нестору, с освобождением его от управления Кузнецкой епархией. Временное управление Кузнецкой епархией поручено Преосвященному митрополиту Пензенскому и Нижнеломовскому Серафиму.

«В связи с образованием новой епархии изменилось титулование архиереев: правящему архиерею Самарской епархии постановлено иметь титул "Самарский и Новокуйбышевский", правящему архиерею Сызранской епархии — "Сызранский и Шигонский", а правящему архиерею Тольяттинской епархии — "Тольяттинский и Жигулевский"», — уточнил В.Р. Легойда.

Как сообщил председатель Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, Священный Синод также утвердил подготовленный в Синодальном отделе по делам молодежи документ «Пастырские рекомендации для приходской работы с молодежью, вовлеченной в субкультуры», и постановил направить их в епархии Русской Православной Церкви для использования.

«Также, согласно действующему порядку, Священный Синод утвердил журналы Синода Митрополичьего округа в Республике Казахстан», — заключил В.Р. Легойда. 


08 июля 2019
К 100-летию основания концлагеря в Андрониковом монастыре в Москве на территории некрополя будет открыт мемориал памяти его жертв

2019-07-08

К 100-летию основания концлагеря в Андрониковом монастыре Москвы на территории некрополя будет открыт мемориал национальной памяти на месте расстрелов, которые происходили здесь в 1919-1922 годах.

«В первые годы советской власти здесь был устроен Андрониковский концлагерь, где часто без следствия и суда людей расстреливали прямо у монастырской стены. Дом моей прабабушки стоял недалеко от этого места на берегу реки Яузы, но в то время об этом ничего не было известно, потому что все делалось тайно под покровом ночи, и только теперь при исследовании документов и проведении археологических раскопок стали доподлинно известны факты этих страшных злодеяний. Это должно стать известно», — рассказал автор мемориала народный художник России Салават Щербаков.

В свою очередь, глава движения «Возрождение Спасо-Андроникова монастыря» Сергей Карнаухов отметил, что мемориал способен стать одним из центральных символов столицы, где горожане получат возможность отдать дань памяти героям Куликовской битвы, воинам, павшим в Северной войне, героям Отечественной войны 1812 года, жертвам эпидемии чумы 1771-1773 годов и сотням представителей дворянских родов России, составляющих «славный пантеон строителей и защитников российского государства».

100-летие основания концлагеря в Андрониковом монастыре отмечается в этом году. В июле начнутся памятные мероприятия, которые будут проходить до конца года.


20 июня 2019
Управляющий делами Украинской Православной Церкви встретился со священниками захваченных в Ровенской области храмов

2019-06-20

14 июня 2019 года в Киево-Печерской лавре состоялась встреча управляющего делами Украинской Православной Церкви митрополита Бориспольского и Броварского Антония с 20 священниками приходов Ровенской и Сарненской епархий, храмы которых были захвачены раскольниками. Об этом сообщает Информационно-просветительский отдел УПЦ.

Митрополит Антоний выразил клирикам слова поддержки и передал приветствие от Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия. «Вы все давали присягу священника быть верными Святой Церкви — вы не нарушили данное Богу слово. Сейчас вы остались без храмов, зато с паствой, и это главное. Потому что пастырь и паства — настоящая Церковь», — отметил митрополит Антоний.

Присутствующий на встрече епископ Дубенский Пимен, викарий Ровенской епархии, поблагодарил Его Блаженство и владыку Антония за отеческую поддержку и заботу. «Просим и в дальнейшем молиться за паству в епархиях, которая осталась верной канонической Церкви», — сказал владыка Пимен.

26 марта сего года митрополит Антоний встретился с настоятелями общин Волынской епархии, храмы которых захвачены раскольниками.

Источник: «Православная жизнь»/Патриархия.ru


14 июня 2019
Слово Святейшего Патриарха Кирилла на заседании Высшего Церковного Совета 13 июня 2019 года

2019-06-14

13 июня 2019 года в зале Высшего Церковного Совета кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил заседание Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви. Открывая заседание, Святейший Владыка обратился к членам Высшего Церковного Совета со вступительным словом.

Сердечно приветствую всех членов Высшего Церковного Совета на нашем очередном заседании и по уже сложившейся традиции хотел бы поделиться с вами некоторыми мыслями. Сегодня мы выслушаем отца Кирилла Сладкова, который руководит молодежным направлением в нашей Церкви, и я хотел бы сказать несколько слов на эту тему.

Хорошо известно, что сегодня у нас в храмах достаточно много детей — от младенческого до раннего отроческого возраста. Каждый из нас, кто совершает Литургию, с особенным чувством причащает большое количество младенцев, что создает совершенно особую атмосферу в наших храмах и подвигает нас к заботе о детях, о молодежи. Но вот что происходит: дети, которые вместе с родителями приходят в храм в самом юном возрасте, не остаются в храме автоматически по достижении переходного возраста, значительная их часть вообще перестает ходить в церковь. И возникает вопрос: что же происходит с ребенком, когда его наивная детская вера, особая чувствительность к восприятию богослужения проходит, когда она затмевается другими эмоциями, когда у ребенка возникают иные целеполагания? На мой взгляд, происходит нечто неправильное и даже опасное. Дети переходного возраста очень часто увлекаются другими темами, нечто в окружающем их мире становится настолько притягательным, что испытанное ранее религиозное чувство не выдерживает конкуренции, ребенок погружается в иные сферы деятельности и в иные сферы интересов.

Что же нам делать? Совершенно очевидно, что простого ответа нет, сегодня мы сможем лишь обозначить вопросы. Как мы работаем с детьми того возраста, которые наполняют наши храмы? Именно здесь, я думаю, наша ошибка. Мы видим этих детишек — таких благодатных, радостных, воцерковленных, с бабушками и дедушками, с мамами и папами, — а какая работа с ними ведется? Знает ли священник всех этих детишек? Знаком ли он с семьями? Знает ли он, что в этих семьях происходит? Мне кажется, для того чтобы дети, достигшие переходного возраста, оставались в храме, они уже в радостном младенческом возрасте должны становиться, в меру своих возможностей, ответственными членами прихода, христианской общины. Работа с детьми даже самого юного возраста не может быть исключительно патерналистической, когда мы только гладим по головке и умиляемся. Должны быть выработаны программы очень серьезного воцерковления ребенка, его подготовки к переходному возрасту.

Для того чтобы приход мог справляться с такими задачами, должны быть хорошо подготовлены священнослужители. Общий уровень подготовки московского духовенства у меня сегодня не вызывает никакой озабоченности. Чем чаще я слышу проповеди, произносимые священниками во время Патриарших богослужений, чем чаще я вижу наше духовенство на телеэкране, тем больше я убеждаюсь в том, что за последние годы несомненно произошел духовный и интеллектуальный рост значительной части духовенства города Москвы. Тем не менее, сталкиваясь с проблемой воспитания детей, в том числе в переходном возрасте, я полагаю, что не всегда духовных, интеллектуальных, культурных ресурсов может хватить у одного священника и у одного прихода. Поэтому я бы предложил интенсифицировать горизонтальные связи между приходами в тематическом плане. Например, близлежащие приходы в пределах одного благочиния могли бы обмениваться опытом работы с детьми раннего и переходного возраста, вырабатывать совместные программы — не только чисто образовательные, но и культурные, развлекательные, спортивные.

Знаю, очень многое уже делается, но чаще всего для подростков, которые приходят в храм самостоятельно и сознательно. Но между этим возрастом, от 15 до 18 лет, и возрастом 10-11 лет пролегает переходный возраст, в котором дети часто покидают приход, не чувствуя никакой с ним связи. Да, ходили с мамой и папой, батюшка хороший, — но в приходскую жизнь эти дети так и не были вовлечены, они к ней не привязались. Думаю, только в том случае, если появятся привлекательные для данного возраста программы, ребенок без всякого принуждения, опираясь лишь на свой собственный интерес, начнет связывать себя с приходом.

Я уж не говорю о том, как важно, чтобы священник смог вовремя переключить что-то в своем сознании, отказавшись от патерналистического языка, с которым он обращался к детям младшего возраста. И у родителей такой же язык, — потому что ребенка младшего возраста этот язык не шокирует, напротив, он для него является очень ясным, понятным. В этом возрасте у ребенка еще мало опыта, у него нет возможности сравнивать, и когда мать или отец говорит назидательно, это закладывается в детское сознание. Так и строится воспитание в раннем детском возрасте — именно на конкретных указаниях ребенку, что можно, что нельзя, что хорошо, что плохо. Но когда он входит в переходный возраст, патерналистическое отношение может вызывать раздражение. И речь идет не только о раздражении по отношении к священнослужителю, — в первую очередь это раздражение чувствуют на себе родители, когда ребенок перестает слушаться, когда у него возникает собственная повестка дня, когда родители перестают быть для него авторитетами, когда авторитетом для него становится кто-то другой, за пределами собственного дома. Священник должен очень остро почувствовать этот переходный возраст и сменить язык и манеру общения с ребенком. Он должен становиться другом для повзрослевших детей. Может быть, это тяжело человеку в рясе, особенно достигшему определенного положения, привыкшему к тому, что он главный начальник на приходе, что его все окружают любовью, уважением. Стать другом для детей — это, конечно, определенный вызов, но если мы хотим, чтобы дети и в переходном возрасте оставались в наших приходах, то священники должны становиться их первыми друзьями. Конечно, тем, кто моложе, это проще сделать, но и пожилые священники могут найти правильный язык для общения с детьми переходного возраста.

Говоря о коммуникационном разрыве между поколениями, важно помнить, что ни ребенок, ни юноша или девушка не стремятся разорвать все связи вокруг себя. Просто те связи, которые предлагают семья, приход, делаются для них неинтересными, и дети уходят в социальные сети. Последние становятся некой планетой для тех детей или молодых людей, для которых родной планетой перестала быть семья и перестал быть приход. Поэтому мне хотелось бы еще раз сказать, что и работа в социальных сетях должна занимать у нас важное место.

Говорю обо всем этом именно потому, что забота о старшем детском возрасте, о юношестве, в целом о молодежи должна быть для нас абсолютным приоритетом. Скажу вещь, может быть, вполне банальную: люди в этом возрасте очень восприимчивы, легко внушаемы, легко организуемы. И мы знаем, что сейчас в нашем обществе происходит. Например, организовали группу молодежи, которая не имела никакого отношения к возведению храма в Екатеринбурге. Мне удалось ознакомиться с тем, какой информацией люди обменивались в социальных сетях, — это была хорошо организованная акция, в которой принимала участие молодежь. Но почему же она так легко поддалась тем, кто призывал отказаться от выбранного участка? Идея построить храм в этом месте была совершенно логична; справа и слева от храма предполагалось разбить парк, а также сделать красивую набережную, по которой могли бы гулять люди. То есть предполагалось превратить это место в самое замечательное место города — и что в результате? А в результате мы получили то, что получили.

Глубоко убежден, что все эти идеи необходимо было представить визуально — не просто ставить заборчик, а разместить на нем виды всего того, что здесь будет построено. Может быть, это не столько вина, сколько недосмотр тех, кто организовывал это строительство. Из всего этого нужно вынести определенные уроки. Если мы начинаем такое доброе дело, как строительство храма, мы должны убедительно представить свой проект людям, ради которых этот храм и строим. Строительство храмов никак не должно становиться предметом борьбы, в том числе политической. А факт, что в данном конфликте присутствовало политическое измерение, совершенно очевиден.

Наши города понесли колоссальный ущерб от тотального разрушения храмов в послереволюционную эпоху, страна практически изменила свое лицо. Мы имеем моральное, историческое право строить и восстанавливать храмы, но нам следует это делать таким образом, чтобы строительство объединяло людей. Думаю, пример Москвы должен быть важным для всей страны. В обезбоженных, лишенных всяких религиозных символов огромных новостройках Москвы сотни тысяч жителей не имели ни одного храма. Сейчас мы наблюдаем, как появляются новые храмы, нередко замечательной архитектуры, — как же они влияют на эстетику условий проживания! И, конечно, дело не только в эстетике, духовный фактор также имеет очень большое значение. Что же происходит? Мы делаем что-то невероятное? Но если в Москве уничтожили «сорок сороков», то почему же не восстановить хотя бы их часть? Так и по всей стране — все уничтожалось под корень. Разве мало было взорванных храмов, монастырей, тех, кто был расстрелян на этих руинах? Поэтому наша общая задача заключается в том, чтобы идти вперед, объединяя людей, укрепляя веру в духовные начала жизни и одновременно развивая добрые отношения и конструктивный диалог с теми, кто не всегда и не вполне с нами согласен.

На этом завершаю свое вступительное слово и приступим к работе.


10 июня 2019
В турецком Измире состоялось первое богослужение для русскоязычных верующих Московского Патриархата

7 июня 2019 года в турецком городе Измир состоялось первое богослужение для русскоязычных верующих Московского Патриархата. Божественную литургию совершил ответственный за окормление русскоязычных верующих в Турецкой Республике священник Георгий Сергеев.

Помещение для совершения службы было предоставлено приходом храма святой Елены Римско-Католической Церкви в Измире.

После окончания богослужения отец Георгий провел встречу с прихожанами, на которой рассказал о взаимоотношениях между Русской Православной Церковью и Константинопольским Патриархатом. В ходе беседы были определены дальнейшие планы по организации регулярных богослужений в регионе.

На следующий день священник Георгий Сергеев совершил Литургию в курортном городе Кушадасы, расположенном в 100 километрах к востоку от Измира. После окончания богослужения впервые в этом населенном пункте состоялось таинство Крещения. Отец Георгий провел беседу с местными жителями, участвовавшими в богослужении. Литургию посетили более 30 человек, многие из которых причастились Святых Христовых Тайн.

Проведение служб стало возможным при содействии Ассоциации изучения русского языка и культуры им. А.И. Солженицына в Измире (Турция) и ее руководителя Андрея Пономарева.

Город Измир, известный с III тысячелетия до Рождества Христова под названием Смирна, являлся некогда одним из крупнейших центров христианского мира. Смирнская Церковь — одна из семи, упоминаемых в Откровении святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Сам святой апостол Иоанн некоторое время жил в Смирне и рукоположил ее первым епископом своего ученика святого Вукола. Епископом Смирнским был и другой ученик святого апостола Иоанна священномученик Поликарп. В средние века Смирна пережила несколько завоеваний. В начале XIV века город стал частью Османского государства. В настоящее время в регионе проживает более 10 тысяч русскоговорящих людей.


 
 
© 2011 Православное богословие
Разработка сайта - Студия web-дизайна Stoff