Таинство Крещения Таинство Миропомазания Таинство Покаяния Таинство Причащения Таинство Елеосвещения Таинство Брака Таинство Священства

Новости

04 сентября 2013
Курсы православных экскурсоводов. Совместный проект РПУ и Паломнического центра Московского Патриархата

2013-09-04

Паломнический центр Московского Патриархата и Российский православный университет будут готовить православных экскурсоводов. О совместном проекте рассказывают первый заместитель председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата иеромонах Никодим (Колесников) и ректор РПУ игумен Петр (Еремеев).

— Что такое паломничество? Кто занимается организацией паломничества в России?

Иеромонах Никодим (Колесников): Паломничество — часть религиозной жизни и культуры православного человека. Оно не только дает возможность поклониться святыне, помолиться, но духовно обновляет, просвещает, укрепляет веру и нравственность.

Паломничество — религиозная деятельность, а потому организацию паломнических поездок необходимо признать исключительным правом Церкви. С этой целью в 1999 г. Церковь учредила своего собственного оператора — Паломнический центр Московского Патриархата, который действует по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Центр организует внутреннее, выездное, въездное паломничество и является крупным международным оператором согласно законодательным нормам Российской Федерации. На данный момент это единственная подотчетная Московской Патриархии паломническая структура. Другие известные паломнические операторы являются частными коммерческими организациями, не имеющими к Церкви никакого отношения.

Разработка положения о паломничестве, которое сейчас активно ведется, позволит Паломническому центру Московского Патриархата стать руководящим и координирующим органом паломнических служб региональных епархий и зарубежных организаций, а также источником получения профессиональной информации, образования и переподготовки в сфере религиозного туризма и паломничества.

— С какими трудностями сталкивается Паломнический центр? Есть ли проблема кадров? Как организуется подготовка экскурсоводов (православных гидов)?

Иеромонах Никодим (Колесников): Одна из острых проблем — нехватка православных экскурсоводов. Точнее, нехватка высококвалифицированных специалистов в этой области, имеющих соответствующую подготовку и образование. К сожалению, этой проблемой может «похвастаться» даже наш Центр. Именно это побудило нас приступить к скорейшему решению этой проблемы. В мае 2013 года было подписано соглашение с Российским православным университетом о сотрудничестве. Первым совместным достижением этого проекта является разработка курсов повышения квалификации для православных гидов (руководителей паломнических групп). Весь практический опыт организации поездок, накопленный Паломническим центром, будет передан нашим слушателям. Мы надеемся не только поделиться своими знаниями и наработками, но и найти новых соратников и друзей в деле развития паломничества.

Наше начинание уже получило одобрение Координационного совета по туризму при Министерстве культуры РФ, в заседании которого я совсем недавно принимал участие. Мы надеемся и на активное участие в этом образовательном проекте Комитета по туризму города Москвы, который заинтересован в повышении интереса к знаменитым на весь мир московским храмам и монастырям, в притоке туристов и паломников в столицу. Подготовленные нами экскурсоводы смогут содействовать росту интереса к святыням и памятникам Москвы.

Набор первого потока уже объявлен. Представители экскурсионного сообщества, проживающие в столице и других регионах России, совсем скоро смогут повысить свой уровень профессионализма.

— Как развивается сотрудничество Российского православного университета и Паломнического центра Московского Патриархата?

Игумен Петр (Еремеев): Курсы православных экскурсоводов, запуск которых намечен на октябрь 2013 года, станут первым совместным проектом Российского православного университета и Паломнического центра Московского Патриархата. В реализации этой образовательной программы примут участие наши лучшие специалисты с разных факультетов. Совместно с Паломническим центром мы планируем разработать отдельные образовательные модули, посвященные святыням Москвы, России, Греции и Византии, духовным центрам Европы. Также в планах — совместное проведение ежегодной конференции, посвященной развитию паломничества, и выпуск тематического альманаха.

Наш вуз причастен к жизни значимых московских святынь, каждая из которых пользуется особым вниманием и паломников, и туристов, и ученых, историков и краеведов, и простых москвичей, считающих своим долгом хорошо знать историю родного города. Это знаменитый древний Высоко-Петровский монастырь, жемчужины Китай-города — храм апостола Иоанна Богослова и бывший Богоявленский монастырь, Ваганьковский храм, у стен которого нашли упокоение чтимые подвижники благочестия, а также уникальный природно-архитектурный ансамбль Покровского Патриаршего подворья в Покровском-Стрешневе. Мы активно взаимодействуем с другими столичными храмами и монастырями, поэтому Святейший Патриарх доверил нам участие в организации городской культурно-просветительской программы «Сорок сороков». Совместно с Паломническим центром наш университет будет участвовать в разработке тематических, историко-культурологических и краеведческих маршрутов по Москве.

Курсы православных экскурсоводов — это наш первый совместный шаг к углубленному, научно обоснованному изучению и развитию такого направления, как религиозный туризм и паломничество.

Занятия на курсах православных экскурсоводов начнутся 15 октября 2013 года. Лекции и практические семинары будут проходить в корпусах РПУ и Паломнического центра.

Запись на курсы осуществляется по телефону (915) 400-6-400 и по электронному адресу: kursy@poklonnik.ru.

Паломнический центр/Патриархия.ru


04 сентября 2013
Сталин и иерархи: встреча в Кремле

2013-09-04

В ночь с 4 на 5 сентября 1943 года три митрополита Русской Православной Церкви были вызваны в Кремль к Иосифу Сталину. Результатом этой исторической встречи стало избрание нового Патриарха, воссоздание в Советском Союзе духовных школ и амнистия ряда осужденных священнослужителей. Но действительно ли в 1943-м году Сталин изменил свое отношение к Церкви? И что на самом деле заставило его пойти на уступки?

О том, что происходило во время разговора иерархов и Сталина, порталу «Православие и мир» рассказал священник Александр Мазырин, доктор церковной истории, профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.

Предпосылки встречи

- Встрече Сталина и иерархов Церкви во главе с митрополитом Сергием предшествовали 20 с лишним лет жесточайшего террора против Русской Церкви. В ходе него она была почти полностью физически уничтожена.

К началу Второй мировой войны от всего православного епископата на весь Советский Союз оставались четыре архиерея на кафедрах и всего несколько сотен действующих храмов. Но затем началась война, и общая политическая ситуация стала меняться.

На оккупированных немцами территориях в массовом порядке открывались храмы, возрождались монастыри, начинали действовать пастырские школы. Происходило то, что современники называли «вторым крещением Руси». Конечно, нацизм в его античеловеческой сущности с христианством абсолютно не совместим, и в случае победы Германии в войне Православную Церковь ничего хорошего не ожидало. Но в пропагандистских целях немцы старались всячески использовать религиозный фактор. Само нападение на Советский Союз они пытались представить едва ли не как «Крестовый поход».

Поэтому немцы не препятствовали массовому открытию храмов, а лишь мешали их объединению в единую церковную организацию. В этом их политика была похожа на политику большевиков в 20-е годы: всяческое содействие дроблению Церкви. Но, тем не менее, внешний пропагандистский эффект был очень сильный. Храмы на оккупированных территориях открывались тысячами. Сталин должен был что-то этому противопоставить: если храмы открываются при Гитлере, значит, они должны открываться и при нем.

Вторая предпосылка (точнее, необходимое условие) вызова иерархов в Кремль связана с тем, что Московская Патриархия и лично митрополит Серий, возглавлявший ее в то время, буквально с первых часов войны самым активным образом выявили свою патриотическую позицию. К 43-му году у Сталина не было уже никаких оснований сомневаться в ее искренности. Это важный фактор изменения сталинского курса, но нельзя списывать все только на него, как это делалось в советской историографии. На подчеркнуто лояльные позиции по отношению к советской власти Московская Патриархия в лице митрополита Сергия перешла еще в 1927 году. Но это не мешало советской власти в последующие годы уничтожать ее со все возрастающим ожесточением.

Еще одним важнейшим фактором стал вопрос о взаимоотношениях с западными союзниками и, в частности, жизненно важный для Советского Союза вопрос открытия второго фронта. На западе общественное мнение довольно скептически относилось к политике своих правительств, направленной на союз с СССР. И одним из главных раздражителей западного общественного мнения было то, что в Советском Союзе нет свободы совести. Сталинскому правительству было важно доказать обратное. И одних лишь пропагандистских книг – таких, например, как книга «Правда о религии в России», вышедшая в Москве в 1942 году – было недостаточно. Речь в этой и других книгах шла о том, что верующие в Советском Союзе пользуются полной религиозной свободой, а гонения на Церковь происходят на оккупированных территориях.

Иными словами, правды в этих книгах было немного и их заверения были недостаточно убедительны. Нужны были вещественные доказательства. Особенно накануне Тегеранской конференции, где Сталин рассчитывал получить гарантии скорого открытия второго фронта. Тогда же, перед конференцией, в Москву должна была прибыть высокопоставленная делегация Англиканской Церкви. Сталин хотел, чтобы со стороны Московской Патриархии ее приняли по высшему разряду, «по-патриаршьи». Ему было нужно, чтобы делегация вернулась домой с самыми лучшими впечатлениями. Это стало непосредственным поводом ускорить тот внешний поворот в церковной политике, который назревал.

Встреча

- Делегация, возглавляемая архиепископом Йоркским, должна была прибыть в Москву в середине сентября. В конце августа Патриарший Местоблюститель митрополит Сергий, который до этого почти два года провел в принудительной эвакуации в Ульяновске, получил разрешение вернуться в столицу. Ему дали знать, что нужно быть готовым к важным событиям.

В Москву был вызван и митрополит Алексий (Симанский) из Ленинграда. Третий из митрополитов Николай (Ярушевич) — формально, он был митрополитом Киевским и Галицким — и так практически всю войну находился в Москве и был в наиболее близких контактах с властью. Эти трое священнослужителей и были приглашены к Сталину.

Встреча состоялась в Кремле, в ночь с 4 на 5 сентября 1943 года, и продолжалась почти два часа. Со стороны правительства присутствовали Сталин, Молотов и полковник госбезопасности Карпов – человек, который возглавлял подразделение по борьбе с Церковью. Человек страшный: в годы «Большого террора» Карпов был одним из самых лютых следователей, применявшим самые бесчеловечные методы в своей работе. Тогда это, конечно, не афишировалось, но стало известно уже в наше время. Впоследствии, Карпов поддерживал относительно неплохие отношения с Патриархом Алексием I. Такая метаморфоза объяснялась тем, что Карпов был исполнительным функционером и действовал в русле тех указаний, какие поступали сверху. Когда установка была уничтожать Церковь, он уничтожал ее. В 43-м году последовала другая установка – создать декорум религиозного благополучия – и Карпов действовал уже в соответствии с ней. Собственно, в этом суть сталинского поворота: в тот момент Сталину было выгодно использовать Московскую Патриархию в интересах советской политики. Это совсем не означало, что гонения на Церковь после этого прекратились.

Встреча началась с того, что Сталин одобрил патриотическую деятельность митрополитов и поинтересовался, какие нужды испытывает Церковь. Затем затронули целый ряд практических вопросов.

Первым из них было восстановление нормально функционирующего высшего церковного управления и избрание Патриарха. Сталин поинтересовался, каким будет патриарший титул. Исторический титул Московских Патриархов, вплоть до Патриарха Тихона включительно, звучал как «Патриарх Московский и всея России» (некогда к этому прибавлялось еще и «всех Северных стран»). Словосочетание «всея России», видимо, не очень нравилось Сталину, и иерархи предложили изменить титул на «Патриарх Московский и всея Руси» (альтернатива – «всего СССР», которую в 20-е годы власти пытались навязать Патриарху Тихону, звучала бы с церковного амвона совсем дико).

Далее встал вопрос, о дате выборов Патриарха. Сталин потребовал, чтобы это решили «большевистскими темпами», т.е. созвали Собор буквально за три дня. И действительно задача была решена – с привлечением спецсредств и военной авиации. В ночь на 5 сентября состоялась встреча, а уже 8 сентября открылся Собор. На нем было всего 19 архиереев – все, кто мог быть привлечен на Собор в тот момент. В некоторых популярных книгах можно прочитать, что почти все были доставлены туда из лагерей. Это неверно. К тому времени, почти все они уже были на кафедрах и совершали служение. Из мест заключения непосредственно перед Собором был освобожден лишь один из девятнадцати епископов. Итогом Собора, как мы знаем, стало избрание Патриархом митрополита Сергия. Также быстро

Собор решил и вопрос избрания Синода при Патриархе. Следующим на встрече обсудили вопрос подготовки новых кадров духовенства. Сталин спросил: «Почему у вас не хватает кадров?» — хотя, причину прекрасно знал. Кадры были уничтожены по его же указанию в годы «Большого террора». Но митрополит Сергий нашелся с ответом. «Одна из причин состоит в том, что мы готовим священника, а он становится маршалом Советского Союза», — сказал он, намекая на юношеское обучение Джугашвили-Сталина в семинарии. Ответ понравился, Церкви было разрешено открыть Богословский институт в Москве и пастырские училища в ряде городов.

Осмелев, иерархи подняли вопрос амнистии осужденных священнослужителей. Сталин ответил: «Предоставьте список. Мы рассмотрим». Позже список действительно предоставили, в нем были 26 имен, преимущественно, архиереев. Рассмотрение списка затянулось – якобы, из-за того, что Патриархия сообщила монашеские имена архиереев, а нужны были мирские. Но в действительности проблема была в том, что среди фигурантов списка на тот момент в живых оставался только один. Патриарх Сергий, подавая прошение об амнистии, не знал, что почти все, о ком он ходатайствовал, были расстреляны.

Далее иерархи просили об открытии храмов там, где их было совсем мало или не оставалось вовсе, о разрешении издавать церковный журнал, о свечных мастерских. «Вождь народов» отвечал благодушно. «Журнал Московской Патриархии», закрытый в 1935-м, вскоре возобновил выход, а на местах кое-где открылись храмы, хотя их число было на порядок меньшим, чем на территориях, подвергшихся фашистской оккупации.

Затем Сталин поднял вопросы бытового плана. Патриархии было выделено здание бывшего немецкого посольства в Чистом переулке. Легко решились вопросы и с выделением легковых автомобилей и продуктов. И, наконец, когда все это было решено, Сталин сказал: «Если у вас больше нет к Правительству вопросов сейчас, может быть, они появятся потом». Для этой связи, а точнее для контроля над Церковью, был учрежден специальный орган, т.н. Совет по делам РПЦ при СНК. Во главе его поставили упомянутого выше чекиста Карпова.

Поначалу штат Совета был небольшим: там были сам Карпов, его заместитель и еще несколько человек. Но постепенно штат разросся. Карпов подбирал из коллег по службе в НКГБ, и в итоге Совет превратился в своего рода филиал органов госбезопасности.

Все важнейшие решения, касавшиеся жизни Православной Церкви, подлежали согласованию с Советом, на местах работали его уполномоченные. С ними архиереи были обязаны согласовывать свои действия – назначение благочинных, настоятелей храмов. В итоге получалось, что Русская Православная Церковь через этот Совет де-факто оказалась встроена в систему государственных органов, хотя формально ленинский декрет об отделении Церкви от государства никто, разумеется, не отменял.

Последствия

- Встреча Сталина и иерархов, несомненно, ознаменовала собой внешний перелом в государственной политики в отношении Церкви. Контроль оставался очень жестким, но Московская Патриархия почувствовала себя свободнее: уже не стоял вопрос о ее скором уничтожении, можно было пытаться возрождать церковные структуры, к чему и приступили.

В то же время, репрессии против священнослужителей продолжались и в последующие годы. Один из показательных случаев — арест в ноябре 1943 года святителя Афанасия (Сахарова) с группой священников и мирян. По мере наступления Красной армии разворачивались гонения и против духовенства, отметившегося на оккупированных территориях. Практически все, кто активно проявил там себя в церковном служении (например, в известной Псковской миссии), подверглись репрессиям, хотя и не все сразу.

Особенно гонения усилились после 1948 года. Последние годы жизни Сталина были временем нового антицерковного натиска. Но в отличие от довоенных сталинских гонений, послевоенные осуществлялись скрытно. А, кроме того, они уже не затрагивали собственно Московскую Патриархию. Патриарх Алексий I получал ордена Трудового Красного знамени, митрополит Николай (Ярушевич) ездил по всему миру, выступая в защиту советской политики, «Журнал Московской Патриархии» переполнялся здравницами Сталину. Внешнему наблюдателю картина могла показаться почти идиллической. Но те факты, которыми мы располагаем сейчас, позволяют утверждать: кардинального переворота в политике Сталина по отношению к Церкви не произошло. Сталин как был богоборцем, так и остался им до конца своей жизни.

Записал Михаил Боков

Источник: http://mirvsem.com.ua/admin/news/news_add.php


04 сентября 2013
Архиепископ Владикавказский Зосима совершил Литургию в стенах спортзала школы № 1 г. Беслана

2013-09-04

Вчера, 3 сентября, в девятую годовщину развязки бесланской трагедии, архиепископ Владикавказский и Аланский Зосима совершил Божественную литургию в стенах спортзала школы № 1 г. Беслана. Для совместной молитвы на месте трагедии собрались жители Беслана, других городов республики, родственники погибших и бывшие заложники, сообщает «Православная Осетия».

После чтения Евангелия архиепископ Зосима произнес проповедь о наказании и прощении.

«Кара Божия всегда настигает злодеев, а мы должны думать о живых и погибших и делать все, чтобы зло не повторилось. Очень важно, чтобы наши сердца не очерствели и мы не озлобились. Если мы научимся побеждать зло молитвой за носителей зла, то мир вокруг нас станет добрее», — сказал иерарх.

Он отметил, что в мире не осталось равнодушных к произошедшему девять лет назад чудовищному злодеянию, и призвал всех внести свою лепту в строительство храма в честь Новомучеников и исповедников Российских, возводимого рядом со школой.

Впервые Литургия была совершена на этом месте в 2012 году по просьбе представителей общественной организации «Матери Беслана». Тогда же было решено, что Божественная литургия в стенах школы будет совершаться ежегодно.

Источник: http://www.pravmir.ru/arxiepiskop-vladikavkazskij-zosima-sovershil-liturgiyu-v-stenax-sportzala-shkoly-1-g-beslana/


04 сентября 2013
4 сентября Православные празднуют память преподобного Исаакия Оптинского

2013-09-04

Преподобный Исаакий (в миру Иван Иванович Антимонов) родился в Курске 31 мая 1810 года в патриархальной купеческой семье, пользовавшейся неизменным уважением горожан за безупречную честность и строгий христианский уклад жизни, милосердие к бедным и благоукрашение городского храма.

Мысль об уходе в монастырь долгие годы вызревала в душе благочестивого юноши, вынужденного помогать отцу в торговых делах. К тридцати шести годам она окончательно окрепла. Этому способствовало также поступление в монашество его старшего брата Михаила.

И вот в 1847 году он покинул отчий дом и поступил послушником в скит знаменитой уже тогда своими старцами Введенской Оптиной пустыни, в укладе которой было принято духовное окормление каждого брата у старца.

Послушник Иоанн был вверен Оптинскому старцу преподобному Макарию, имя которого было известно далеко за пределами обители. Под его духовным руководством прошли годы послушания.

Неукоснительно выполнял он положенное всякому послушнику келейное правило, причем впоследствии, по принятии рясофора в 1851 году и пострижении в мантию в 1854 году, все более и более ревностно относился к совершенствованию своего внутреннего духовного мира, не давая себе поблажек ни в чем: был строг в понуждении себя к умному деланию, посещению монастырских богослужений и ограничивал себя в еде и отдыхе.

Избегая честолюбивых мыслей и остерегаясь поэтому всякого возвышения, исключительно за послушание своему духовному отцу, старцу Макарию, он принял в 1855 году рукоположение в иеродиакона, а затем, в 1858 году, — в иеромонаха.

В 1860 году, уже тяжело больной, преподобный старец Макарий, предчувствуя близкий конец, завещает своему духовному сыну, преподобному Исаакию, перейти под руководство великого Оптинского старца Амвросия, ученика блаженного старца Макария. А еще через два года, в 1862 году, после смерти настоятеля Оптиной пустыни старца Моисея, преподобный Исаакий становится его преемником.

Под его мудрым управлением Оптина пустынь во второй половине XIX века становится одним из процветающих монастырей России.

Уже будучи игуменом, а позже, в 1885 году, архимандритом, преподобный не совершал без благословения старца никаких монастырских дел и учил этому братию. «Отцы и братия! Нужно ходить к старцу для очищения совести», — часто повторял он. Так, благоговейно, почти до умаления себя, стоял он со всеми в очереди к своему духовнику, преподобному старцу Амвросию, и беседовал с ним, стоя на коленях, как простой послушник.

В последние годы жизни настоятеля многие скорби выпали на его долю. Особенно тяжело пережил он отъезд старца Амвросия в Шамординскую общину.

Здоровье его стало заметно слабеть, и он келейно принял пострижение в схиму. Вскоре отошел ко Господу великий старец преподобный Амвросий, и на настоятеля, преподобного Исаакия, последовали тайные доносы о неспособности его, по преклонным годам и болезни, управлять обителью. И хотя братия единодушно встала на защиту своего настоятеля, силы его уже угасали.

Умирал он тихо, окруженный плачущими чадами своими, которым дал последнее наставление: «Любите Бога и ближних, любите Церковь Божию, в службе церковной, в молитве ищите благ не земных, а небесных; здесь, в этой святой обители, где вы положили начало иноческой жизни, и оканчивайте дни свои». Преподобный отец наш Исаакий почил о Господе 22 августа/4 сентября 1894 года.

Источник: http://www.pravmir.ru/pravoslavnye-prazdnuyut-pamyat-prepodobnogo-isaakiya-optinskogo/


02 сентября 2013
В Киеве пройдет международная конференция «Духовное и светское образование: история взаимоотношений — современность — перспективы»

2013-09-02

22-23 октября 2013 года по благословению Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира в Киеве пройдет V Международная научно-практическая конференция «Духовное и светское образование: история взаимоотношений — современность — перспективы», посвященная 1025-летию Крещения Руси.

Организатор форума — Киевская духовная академия.

Особое внимание на конференции планируется уделить осмыслению 25-летнего периода возрождения Православной Церкви на Украине.

Телефоны для справок: + 38 (044) 255-11-83, +38 (044) 255-11-79, факс: +38 (044) 255-12-07. E-mail: kda-orgkom@i.ua.

Подробнее о форуме см. на сайте КДА.

Патриархия.ru


 
 
© 2011 Православное богословие
Разработка сайта - Студия web-дизайна Stoff