Таинство Крещения Таинство Миропомазания Таинство Покаяния Таинство Причащения Таинство Елеосвещения Таинство Брака Таинство Священства

Новости

01 октября 2013
Делегация Русской Православной Церкви принимает участие в международной встрече в Риме «Молитва о мире»

2013-10-01

29 сентября 2013 года в Риме началась международная встреча религиозных и политических лидеров «Молитва о мире». Ежегодно, с первой встречи в Ассизи в 1986 году, мероприятие организуется католической ассоциацией мирян «Община святого Эгидия». На этот раз ассамблея проходит под названием «Мужество надеяться».

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла для участия в форуме направлена делегация Русской Православной Церкви в следующем составе: митрополит Рязанский и Михайловский Павел, архимандрит Антоний (Севрюк), ответственный секретарь приходов Московского Патриархата в Италии, сотрудник Отдела внешних церковных связей священник Алексий Дикарев. От Московского Патриархата во встрече также принимают участие епископ Новокаховский и Генический Филарет (Украинская Православная Церковь) и епископ Гомельский и Жлобинский Стефан (Белорусский экзархат).

Утром делегации некатолических Церквей и общин присутствовали на торжественной мессе в базилике святого апостола Павла «за стенами». Мессу возглавил папский викарий по городу Риму кардинал Агостино Валлини, ему сослужили многочисленные кардиналы, епископы и священники Римско-Католической Церкви.

Вечером того же дня в «Аудиториуме» на via della Conciliazione состоялась церемония открытия международного форума. От лица города Рима и региона Лацио, принимающих в этом году представительную ассамблею, участников приветствовали мэр города Иньяцио Марино и президент региона Никола Дзингаретти.

Затем прозвучали выступления основателя Общины святого Эгидия профессора Андреа Риккарди, премьер-министра Итальянской Республики Энрико Летты, директора Института Земли Колумбийского университета Джеффри Сакса, папского викария по городу Риму кардинала Агостино Валлини и Президента Республики Кабо-Верде Жорже Карлуша Фонсеки. Общим мотивом всех выступлений стала озабоченность политической ситуацией на Ближнем Востоке и в других неблагополучных регионах, в связи с которой встреча религиозных лидеров со всего мира приобретает особое значение. Отказ от безразличия и индивидуализма, активная вовлеченность в миротворческий процесс могут стать решающим фактором в построении ответственных международных отношений. Особая роль в этом принадлежит религиозным лидерам, как показали обращения Папы Римского Франциска, Святейшего Патриарха Кирилла и других в связи с поиском дипломатического решения сирийской проблемы.

Церемония открытия форума завершилась призывом Патриарха Антиохийского и всего Востока Иоанна X молиться о мире в Сирии и во всем ближневосточном регионе.

Работа ассамблеи продолжится до 1 октября.

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru


01 октября 2013
В Храме Христа Спасителя ничего не знают о планирующемся там концерте Александра Пескова

2013-10-01

«У нас даже нет такой информации, что у нас будет выступать Александр Песков», — сказал собеседник портала.

Он также пояснил, что отдельного концерта артиста в любом случае не будет, однако, возможно выступление состоится в рамках какого-то мероприятия.

«В любом случае, пока у нас такой информации нет», — заявили в коммерческом управлении.

Между тем, директор коллектива Александр Волокин подтвердил информацию о выступлении артиста в составе сборного концерта ко Дню учителя.

«Не сольное выступление, а сборный концерт — это большая разница», — заявил он. Он также рекомендовал изучить информацию на сайте, где «все написано». В промежутке между 11.00 и 11.30 обе версии официального сайта артиста были недоступны, после чего там действительно появилась информация о том, что выступление артиста пройдет в рамках благотворительного концерта ко Дню учителя.

Напомним, что предоставлением залов храма для мероприятий, как и прочей коммерческой деятельностью на его территории занимается Фонд Храма Христа Спасителя.

Источник: http://www.pravmir.ru/v-xrame-xrista-spasitelya-nichego-ne-znayut-o-planiruyushhemsya-tam-koncerte-aleksandra-peskova/


01 октября 2013
Церковь празднует память преподобной Евфросинии Суздальской

2013-10-01

Православные отмечают память преподобной Евфросинии Суздальской.

Преподобная Евфросиния родилась в 1212 году и была старшей дочерью святого мученика Михаила, великого князя Черниговского. Благоверный князь Михаил и его супруга Феофания долго не имели детей и часто посещали Киево-Печерскую обитель, где молились Богу о даровании им детей. Трижды являлась им Пресвятая Богородица и сказала, что молитва их услышана — родится у них дочь, которую нужно назвать Феодулией, — она будет служительницей Влахернской церкви.

Настало время рождения дочери и нарекли ее, по слову Богоматери, Феодулией. Крестили новорожденную в Киево-Печерской обители, и восприемником ее стал сам игумен.

Феодулия подрастала, и благоверный князь Михаил сам стал учить ее Священному Писанию «по книгам и прочим премудростям». Житие отмечает образованность Феодулии, глубокое знание античной литературы. В этом списке — философы Платон и Аристотель, поэты Гомер и Вергилий, врачи Эскулап и Гален. Воспитывалась Феодулия в глубокой вере и благочестии, превосходя своих сверстниц в красоте и успехами в учении.

В юности увидела она во сне Страшный Суд: море огня и Райские обители. Пресвятая Богородица призывала ее разделить блаженство праведных, а Господь держал в деснице Своей Книгу Жизни. В другом видении ей был показан Киево-Печерский монастырь и иноки его, славящие Господа. В то же время игумении Суздальского монастыря было откровение о том, что к ней должна придти юная дева, которую необходимо принять в обитель.

В 1233 году Феодулия была просватана за святого благоверного князя Феодора Ярославича , родного брата святого Александра Невского. Родители согласились, и Феодулия покорилась родительской воле, но тайно молилась Божией Матери сохранении девства, так как чувствовала призвание к иноческой жизни. И снова Пресвятая Дева в сонном видении повелела послушаться родителей, сказав при этом: «Скверна не коснется твоего тела».

Феодулия отправилась в Суздаль для бракосочетания, но брак не состоялся. Когда гости уже собрались на пир, жених неожиданно скончался.

Феодулия не вернулась домой и умолила игуменью монастыря в честь Положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне принять ее. Игумения согласилась, помня о бывшем ей откровении и 25 сентября, в день преподобной Евфросинии Александрийской, Феодулию постригли с именем Евфросинии. Родители приняли это как волю Божию и покорились.

Вскоре после пострига Евфросиния удостоилась явления Спасителя, который заповедал ей бодрствовать и укрепляться в подвиге.

Евфросиния не занимала начальственной должности в обители, но жизнью своей и подвигами она так возвысила ее значение, что обитель стала лучшим женским монастырем на Руси. Сестры ее почитали, и сама игумения постоянно обращалась за советом. Преподобная предложила разделить монастырь на две половины: девичью и вдовью. Городские жены посещали церковь во имя Пресвятой Троицы на половине вдов, а девицы — главную монастырскую Ризоположенскую церковь, находившуюся на половине дев.

Когда на Руси начались эпидемии и моры, преподобной явилась Божья Матерь и обещала дар исцелений, после чего она начала лечить не только сестер в монастырской больнице, но и приходивших в обитель, с тяжкими недугами. Исцеленная ею девица Таисия приняла постриг в монастыре вместе со своею матерью.

Некоторое время преподобная Евфросиния безмолвствовала, после чего получила от Бога дар пророчества. Она предсказала близкую кончину принявшей ее игумении и мученическую смерть своего отца. Перед нашествием Батыя Господь открыл подвижнице, что беда идет на Русь, что Суздаль будет разорен.

В 1238 году войска Батыя опустошили Суздаль. Преподобная Евфросиния с сестрами дни и ночи молилась о спасении обители, и монастырь уцелел. Враги не смогли подойти к монастырю.

Когда отец отправлялся в Орду, где его ожидало мученичество, Евфросиния в письме к нему убеждала, твердо стоять за веру, чтобы он «…не склонился на волю цареву» и советовала ему слушаться боярина Феодора, которого назвала «философом из философов». После казни отца и боярина Феодора 20 сентября 1346 года оба они предстали перед ней, поведали о своей мученической кончине и благодарили за укрепление и молитвенную помощь в смертный час.

После кончины игумении преподобная Евфросиния продолжала духовное руководство обителью, сохраняя в ней строгий порядок. Вся дальнейшая жизнь ее — подвиг полного самоотречения, строжайшего выполнения монашеских обетов. Уже при жизни народ почитал её праведной за материнскую отзывчивость и благодатные дары.

Незадолго до кончины преподобной в Суздале случилось предсказанное ею землетрясение, во время которого она увидела на небе Пресвятую Богородицу, умолявшую вместе со святыми Сына Божия о спасении града и людей в нем. После этого события явились ей отец, и боярин Феодор, известившие о близкой кончине. Преподобная стала готовиться. Болела она недолго. Причастившись Святых Христовых Тайн, сказала: «Слава Тебе Пресвятая Троица! Упование наше, Пресвятая Богородица, помоги мне! Господи, в руки Твои предаю дух мой!», перекрестилась и отошла в жизнь вечную 25 сентября 1250 г. Семнадцать лет назад, в этот же день она приняла пострижение.

При гробе ее верующие стали получать благодатную помощь и по благословению патриарха Адриана 18 сентября 1698 года совершилось прославление преподобной. Нетленные мощи ее почивали в соборной церкви Ризоположенского монастыря.

Источник: http://www.pravmir.ru/cerkov-prazdnuet-pamyat-prepodobnoj-evfrosinii-suzdalskoj/


30 сентября 2013
Церковь чтит память святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

2013-09-30

Православная Церковь вспоминает святых мучениц Веру, Надежду, Любовь и их мать Софию.

Вера, Надежда и Любовь, воспитанные в глубокой вере своей матерью, Софией, пострадали во время правления императора Адриана (117 -138). Девочкам было 12, 10 и 9 лет. Их мучили на глазах матери, требуя отречься от Христа и поклониться Артемиде, но они остались непреклонны.

После мученической кончины дочерей София собрала их останки, похоронила и пребывала возле их могилы. Через три дня она скончалась. Христиане погребли тело ее на том же месте. Мощи святых мучениц с 777 года покоятся в Эльзасе (Страсбург), в церкви Эшо.

Источник: http://www.pravmir.ru/cerkov-chtit-pamyat-svyatyx-muchenic-very-nadezhdy-lyubovi-i-materi-ix-sofii/


30 сентября 2013
Итоговый документ III Общецерковного съезда руководителей епархиальных отделов социальной направленности, духовников и главных сестер сестричеств милосердия

2013-09-30

Участники III Общецерковного съезда руководителей епархиальных отделов социальной направленности, духовников и главных сестер сестричеств милосердия, прошедшего по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Москве 23-25 сентября 2013 года, обсудили основные проблемы церковного социального служения, а также ход реализации постановлений Архиерейского Собора 2013 года в сфере церковной социальной работы, и пришли к следующим выводам.

Социальная работа в новообразованных епархиях. В новообразованных епархиях социальная деятельность Церкви нуждается в особой поддержке — методической и организационной. Как подчеркивалось на Архиерейском Соборе 2013 года, социальной работе в епархии и на приходе необходимо учиться. Мы одобряем инициативу Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви (далее — ОЦБСС) по проведению онлайн-семинаров и стажировок по различным направлениям социального служения и призываем всех клириков и мирян, участвующих в церковной социальной работе, более активно использовать имеющиеся возможности для обмена опытом и получения необходимых знаний.

Призываем также руководителей социальных отделов в митрополиях оказывать на местах помощь организаторам социального служения новых епархий, входящих в митрополии.

Обращаем внимание, что при открытии новых храмов желательно сразу же озаботиться и социальными нуждами паствы в этих новообразованных приходах и выбирать из числа прихожан помощников по социальной деятельности.

Обучение социальных работников. Рекомендуем всем руководителям епархиальных социальных отделов регулярно направлять церковных социальных работников на обучение в ОЦБСС, информировать о такой возможности благочинных, настоятелей храмов, игуменов и игумений монастырей. Детальные сведения о программе обучения и стажировок можно найти на официальном сайте ОЦБСС — в разделе http://www.diaconia.ru/webinars. Также обращаем внимание на возможность получения профильного образования в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете, в котором существует отделение социальной работы, и в Православном институте св. ап. Иоанна Богослова на кафедре психологии социальной работы. Желательно, кроме того, изыскивать возможности для обучения социальной работе внутри епархии — в тех Духовных учебных заведениях, где имеются программы по Основам социального служения, или же в рамках тренингов, проводимых церковными НКО, имеющими большой опыт работы.

Ресурсы приходской социальной работы. В деяниях Архиерейского Собора 2013 года содержится указание на необходимость достойной оплаты труда приходских работников, в том числе ответственных за социальную работу. Обращаем внимание благочинных и настоятелей храмов, что координация и организация социальной работы сегодня невозможна без быстрой оперативной связи и доступа к информации. Необходимо оборудовать рабочие места церковных социальных работников компьютером, интернетом и телефоном — то есть тем, без чего невозможно вести эту работу в современных условиях и на должном уровне.

Современные механизмы финансирования церковных благотворительных начинаний. Обращаем внимание, что, в частности, в России были приняты правила предоставления социально ориентированным некоммерческим организациям поддержки за счет бюджетных средств. Это позволяет православным общинам, образовательным учреждениям и общественным объединениям получать субсидии на развитие своей общественно полезной деятельности из федерального или регионального бюджетов. Однако, к сожалению, до сих пор церковные проекты недостаточно активны в привлечении такого финансирования или же им не удается выигрывать грантовые конкурсы из-за недостаточной подготовленности бухгалтеров и руководителей проектов. Необходимо повышать уровень управленческих кадров церковных НКО, чтобы не проигрывать в конкуренции со светскими НКО, иметь возможность получать гранты, отчитываться на должном уровне, без чего невозможно системное финансирование в дальнейшем. Обращаем внимание, что у приходов есть возможность учреждать социально ориентированные НКО как отдельные юридические лица. Целесообразно также изучать и использовать эффективный зарубежный опыт привлечения ресурсов к благотворительности, а также проходить обучение в имеющихся на сегодня во многих государствах на канонической территории Русской Православной Церкви ресурсных центрах, специализирующихся на поддержке благотворительных организаций.

Сотрудничество церковных социальных служб. Любая социальная проблема имеет комплексный характер и для ее решения необходим всесторонний, комплексный подход. Поэтому для организации эффективной социальной помощи различным группам нуждающихся необходимо тесное взаимодействие и сотрудничество церковных социальных служб, различных отделов и структур (включая епархиальные отделы религиозного образования и катехизации, тюремного служения, миссионерские службы и др.), а также продуктивное соработничество с общественными и государственными организациями социальной направленности. Такое сотрудничество может дать церковным инициативам и проектам необходимые квалифицированные кадры, методики и другие ресурсы.

Добровольческое движение. Мы видим особую перспективность и важность развития добровольческого служения. Волонтерские группы должны создаваться при каждом приходе, благочинии, церковной социальной службе. При этом желательно иметь на уровне епархии координационный центр, который помогал бы имеющимся и возникающим добровольческим инициативам с обучением добровольцев, решением организационных вопросов, а также в осуществлении совместных инициатив. Таким образом все небольшие волонтерские группы могут быть объединены в единую сеть — для сотрудничества и для совместного участия в крупных акциях, проектах и программах — координируемую епархиальными социальными отделами. Координаторов добровольческого служения готов принять на обучение Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению. Отдел также может дистанционно консультировать координаторов добровольцев на местах при возникновении трудностей.

По опыту участников съезда, приходская молодежь с готовностью принимает участие в добровольческих начинаниях (благотворительные праздники, ярмарки, помощь многодетным семьям, субботники по уборке, поздравление с праздниками пациентов больниц, детей, инвалидов и престарелых в социальных учреждениях). Эти акции привлекают внимание и нецерковной молодежи, которая таким образом получает возможность познакомиться с церковной жизнью.

Защита материнства и детства. Деятельность центров/отделов/инициатив по защите материнства и детства не должна ограничиваться только противоабортным направлением, эта работа должна включать реальную духовную, социальную и материальную помощь всей семье, включая и отцов. Данный вид работы должен быть направлен на создание мира и гармонии в семье в целом, включая предотвращение домашнего насилия, повышение ответственности родителей, а также повышение статуса отца в семье.

Помощь в чрезвычайных ситуациях. Участники съезда констатируют необходимость более тесной координации действий епархий с Синодальным отделом по церковной благотворительности во время ЧС федерального значения. Силами ОЦБСС также должно быть организовано обучение епархиальных руководителей социальных отделов и бухгалтеров правилам отчетности по общецерковным сборам и требованиям к документальному оформлению. Настоятельно необходимо, чтобы отчеты о сборе средств и тратах своевременно публиковались на сайтах епархий.

Участники съезда заинтересованы в том, чтобы силами Синодального ОЦБСС были разработаны типовые инструкции по организации помощи во время ЧС для священнослужителей, сестер милосердия и церковных социальных работников.

Помощь инвалидам. Для полноценного окормления инвалидов, живущих в семьях или находящихся в социальных учреждениях, необходимо постоянное повышение уровня образования участвующих в работе с инвалидами священников, прихожан и добровольцев. Прихожане и социальные работники должны знать, как принять в храме инвалида той или иной категории, как не устраниться, не отвергнуть его, а сделать равноценным членом церковной общины.

Церковь должна делать все возможное для сохранения семей, воспитывающих детей-инвалидов, (часто семьи распадаются, когда выясняется, что родившийся ребенок – инвалид) и оказания им духовной, социальной, педагогической, психологической, а также материальной поддержки. Необходимо организовывать на приходах группы добровольцев, готовых и способных осуществлять сопровождение семей с детьми-инвалидами и взрослыми инвалидами.

Необходимо способствовать созданию в храмах доступной среды для инвалидов разных категорий с целью обеспечения их полноценного участия в богослужениях и интеграции в церковную жизнь приходов. Возможно привлечение молодых инвалидов в качестве добровольцев к приходским работам в зависимости от состояния их здоровья, наличия медицинских показаний и желания потрудиться.

Для улучшения социальной адаптации и интеграции молодых инвалидов в общество следует способствовать созданию для них защищенных (специально созданных для инвалидов) рабочих мест, а также мастерских при храмах и монастырях.

Необходимо развивать добровольческую деятельность в домах-интернатах для детей-инвалидов и психоневрологических интернатах в целях содействия инвалидам в реабилитации, социализации и интеграции в общество.

Помощь наркозависимым. Наиболее насущнымивопросами этого направления церковного социального служения сегодня являются: проблема кадров, организация новых реабилитационных центров по типовым проектам, взаимодействие с государством и НКО, юридическое обеспечение реабилитации наркозависимых. По итогам обсуждения участники съезда пришли к следующим выводам:

— важно структурировать оказание помощи наркозависимым и их родственникам как отдельное направление социального служения на епархиальном уровне;
— назрела потребность в объединении существующих церковных реабилитационных структур в единую сеть для повышения эффективности и качества помощи наркозависимым и их близким;
— необходимо развивать систему образовательных мероприятий в целях подготовки и переподготовки кадров для церковной системы оказания помощи наркозависимым, в т.ч. разработку и внедрение программы для Духовных учебных заведений.

Популяризация трезвости. Одной из главных угроз здоровью населения является злоупотребление алкоголем. В связи с этим долг Церкви — возрождать в общественном сознании отношение к трезвости как нравственной ценности. Христиане при этом призываются быть примером трезвой жизни. В практической области необходимо сосредоточиться на следующих направлениях:

создание при монастырях и приходах братств, обществ, общин трезвости, информационных и консультационных центров, горячей телефонной линии, домов трудолюбия, реабилитационных центров, клубов и школ трезвости, групп само- и взаимопомощи, адаптации к трезвой жизни;
осуществление профилактических и реабилитационных программ с участием священнослужителей, специалистов и добровольных помощников;
сотрудничество с государственными и общественными организациями, ведущими антиалкогольную деятельность в рамках совместных проектов;
популяризация идей трезвости среди подростков и молодежи.
Помощь бездомным. Участники съезда отметили остроту вопроса об оказании помощи бездомным, поскольку жизнь именно этих людей больше всего зависит от неравнодушия и милосердия окружающего общества. Пока только в 47 епархиях есть православные приюты для бездомных и социальные столовые. Необходимо, чтобы в каждом крупном городе епархии, знакомом с проблемой бездомности, был организован центр срочной социальной помощи бездомным, включающий в себя благотворительную столовую, кабинет социальной помощи и небольшой социальный приют. Необходимо, чтобы хотя бы в одном храме каждого города социальные работники могли бы проконсультировать бездомного и помочь ему добраться до ближайшего епархиального или государственного центра помощи бездомным, а в случае отсутствии такого в епархии - по мере сил помогли бы решить социальные проблемы обратившегося человека.

Одна из актуальнейших задач — организация реабилитации бездомных, возвращение их в социум. Для этого необходимо создавать многоступенчатую систему реабилитации бездомных. Кроме того, нужно вести кропотливую работу с обществом, чтобы изменить отношение к бездомным как к отверженной категории населения.

Сестричества милосердия. Практически все направления церковного социального служения в той или иной мере связаны с работой сестричеств и групп милосердия, при том что одним из главных направлений социальной деятельности сестричеств остается работа медицинского профиля (патронажная служба, уход за больными, духовная помощь в медицинских учреждениях). Рекомендуем церковным социальным работникам организовать свою деятельность в тесном сотрудничестве с сестричествами милосердия.

Духовные основы милосердия. Нельзя забывать, что конечная цель церковной социальной работы — спасение бессмертной души каждого из подопечных, раненых грехом и злом, распространенными в мире. Важно, чтобы духовники, окормляющие церковные социальные проекты, неустанно напоминали сотрудникам, что главный смысл церковной социальной деятельности — не в количестве нуждающихся людей, которым будет оказана помощь, а в том, чтобы стяжать в сердце и явить миру любовь к адресатам нашего служения, любовь, личностно направленную, предполагающую умение видеть не только в нуждающемся, но и в коллегах, начальниках, родных неповторимую личность, образ Божий.

Основой нашей работы должна быть совместная молитва, жизнь в Таинствах Церкви, смиренное принятие трудностей служения, надежда на помощь Божию, трезвенное отношение к социальным проблемам и стремление, по слову апостола Павла, понести тяготы друг друга (Гал. 6:2).

Москва, 25 сентября 2013 года

Диакония.ru/Патриархия.ru


 
 
© 2011 Православное богословие
Разработка сайта - Студия web-дизайна Stoff