Таинство Крещения Таинство Миропомазания Таинство Покаяния Таинство Причащения Таинство Елеосвещения Таинство Брака Таинство Священства

Новости

10 мая 2018
Святейший Патриарх Кирилл совершил благодарственный молебен в Благовещенском соборе Кремля по случаю вступления в должность Президента России В.В. Путина

2018-05-10

7 мая 2018 года в Благовещенском соборе Московского Кремля Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил молебное пение по случаю вступления в должность Президента Российской Федерации В.В. Путина.

В этот день в Большом Кремлевском дворце состоялась торжественная церемония вступления В.В. Путина в должность Президента России. Церемонию посетил Святейший Патриарх Кирилл. Позже на Соборной площади Кремля состоялся смотр Президентского полка и встреча В.В. Путина с волонтерами и представителями молодежных организаций, по окончании которой Президент направился в Благовещенский собор Кремля.

Святейший Патриарх встретил В.В. Путина у входа в собор. Глава государства и Предстоятель Русской Православной Церкви проследовали в собор, где был совершен благодарственный молебен.

Его Святейшеству сослужили секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве протопресвитер Владимир Диваков, схиархимандрит Илий (Ноздрин).

За богослужением молились управляющий делами Московской Патриархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион, первый викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси митрополит Истринский Арсений, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии архиепископ Солнечногорский Сергий.

В прозвучавшей на молебне ектении было провозглашено особое прошение «о Президенте страны нашея Российския Владимире, о еже подати ему с небесе, к правлению и правосудию, силу и премудрость, добре страною нашею правити, мир и благоустроение в ней насаждати, врагов же ея и супостат в страх и бегство обращати».

Затем молитву о главе Российского государства вознес Святейший Патриарх Кирилл: «Боже великий и дивный, неисповедимою благостию и богатым промыслом управляя всяческая. Призри ныне на усердное моление наше и благослови благое намерение Президента страны нашея Владимира, полагающего начало правления хранимою Тобою страною нашею Российскою. Умудри и настави его беспреткновенно проходити великое сие служение. Подаждь ему разумение и премудрость, во еже в тишине и без печали люди Российския сохраняти. Подчиненные же ему Правительства управляти на путь истины и правды и от лицеприятия и мздоимства отражати. Умножи дни жития его в нерушимом здравии и непременяемом благополучии. Подаждь и всем нам, во вся дни правления его, тихое и безмолвное житие и вся, ко временней и вечней жизни потребная. Да тако в мире и тишине пожившее, возславим Тя, нашего Всещедраго Владыку и Благодетеля и в радости и благодарении сердец наших воспоем: слава Тебе, Богу Благодетелю нашему, во веки веков».

По окончании богослужения Святейший Патриарх Кирилл обратился к В.В. Путину с приветственным словом:

«Глубокоуважаемый Владимир Владимирович! После практически всенародного избрания Вас Президентом Российской Федерации, в этот день, когда Вы вступили в должность, мне хотелось бы сердечно приветствовать Вас от лица Русской Православной Церкви, от лица ее епископата, духовенства, монашествующих и огромного количества верующих людей, которые, несомненно, поддерживали Вас, видя в Вас не только лидера, успешно управляющего государством, но и человека, преданного Отечеству. Человека, для которого духовная традиция является его собственной традицией, для которого и материальное, и духовное благополучие людей являются основной задачей при исполнении президентского долга.

Сегодня Вы много правильного сказали в своей инаугурационной речи. Я бы только хотел сердечно пожелать Вам, чтобы у Вас хватило сил, здоровья, крепости душевной и телесной выполнить все эти предначертания. Вы говорили о необходимости опираться на такие замечательные качества нашего народа, как чувство долга, совестливость, доброта. Все эти понятия не лежат в материальной плоскости. Конечно, работа главы государства направлена в первую очередь на решение тех задач, которые стоят перед народом, — материальных задач. Но они не могут благополучно решаться, если будет слабым наш человек. Поэтому духовная сила нашего человека, его верность тем самым принципам, о которых Вы сегодня говорили, — это и есть подлинный залог успеха, это и есть подлинная причина непобедимости России. И дай Бог, чтобы под Вашим руководством все эти духовные качества наших людей укреплялись и возрастали.

Особенно молимся мы сегодня о нашей молодежи, которая не знает трудных времен — ни советского времени, ни 90-х годов, которая не может нынешнее время ни с чем другим связывать. Эти люди, которые не прошли через реальные трудности, очень уязвимы. Дай Бог, чтобы наша молодежь, духовно возрастая, укрепляясь в нравственной традиции своего народа, всегда оставалась верной Отечеству и чтобы на многие поколения вперед все те мысли, которые Вы сегодня озвучили, сохранялись бы в сознании нашего народа и осуществлялись каждым последующим поколением.

В благословение на Ваши труды от лица Синода и от себя лично хотел бы преподнести Вам этот образ Христа Спасителя XVIII века, который отражает прекрасную духовную культурную традицию нашего народа и перед которым Вы можете молиться, вспоминая и сегодняшний день, и все те слова, которые Вы сегодня произнесли, и все те добрые мысли, которые сегодня присутствуют у Вас и которыми Вы будете руководствоваться на пути Вашего президентского служения.

Пусть Господь хранит Вас, Ваших родных, близких, Ваших друзей, всех тех, кто Вас окружает, в добром здравии, в силе душевной и телесной на многая и благая лета».

В дар Президенту Предстоятель Русской Церкви преподнес икону Спасителя XVIII века из Патриаршей ризницы с надписью: «Владимиру Владимировичу Путину от Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и членов Священного Синода благословение на продолжение трудов на благо России».


07 марта 2018
В Санкт-Петербурге молитвенно почтили память участников Русско-турецкой войны

2018-03-07

3 марта 2018 года в Санкт-Петербурге прошли торжественные мероприятия, посвященные 140-летию заключения Сан-Стефанского мирного договора, ознаменовавшего окончание Русско-турецкой войны1877-1878 гг., в результате которой братские народы Болгарии, Румынии, Сербии и Черногории были освобождены от турецкого владычества.

В Императорской усыпальнице Петропавловского собора были совершены панихиды у могил императора Александра II, великих князей — главнокомандующих Дунайской армией Николая Николаевича (старшего), Кавказской армией Михаила Николаевича, начальника Рущукского отряда цесаревича Александра Александровича (будущего императора Александра III), командующего 9-м корпусом Владимира Александровича. В этот день заупокойные богослужения были совершены также у могил героев этой войны на Никольском кладбище Александро-Невской лавры и на Новодевичьем кладбище.

Основные торжества прошли в Свято-Троицком Измайловском соборе. После панихиды, совершенной настоятелем протоиереем Геннадием Бартовым в сослужении клира, состоялся крестный ход к колонне Славы — памятнику в честь победы в Русско-турецкой войне.

В митинге приняли участие заместитель председателя комитета по внешним связям Санкт-Петербурга Вячеслав Калганов, начальник отдела по связям с религиозными объединениями администрации губернатора Санкт-Петербурга Владимир Иванов, консул Болгарии в Санкт-Петербурге Антон Марков и генеральный консул Румынии в Санкт-Петербурге Антон Пакурецу, председатель епархиального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Александр Пелин, председатель правления Всемирного клуба петербуржцев Валентина Орлова, председатель Александровского исторического общества Дмитрий Матлин.

Организатор торжеств действительный член Русского географического общества и Всемирного клуба петербуржцев Владимир Дервенев в своем выступлении назвал символичным тот факт, что 140-летие окончания Русско-турецкой войны пришлось на родительскую субботу. Он отметил, что после победоносного окончания войны и освободительного Забалканского похода трофейные знамена османов были привезены именно к вратам Свято-Троицкого собора. Здесь же в 1886 году в присутствии императора прошло торжественное открытие колонны Славы, сооруженной из взятых в той войне трофейных турецких пушек. Памятник в советское время был разрушен; возрожден 1 октября 2005 года благодаря усилиям протоиерея Геннадия Бартова.

По завершении митинга к колонне Славы были возложены цветы от Санкт-Петербургской епархии, Всемирного клуба петербуржцев, генеральных консульств Болгарии и Румынии, Александровского исторического общества.


21 февраля 2018
В Кизляре простились с невинно убиенными прихожанками Георгиевского собора

20 февраля 2018 года, во вторник первой седмицы Великого поста, в дагестанском городе Кизляре простились с жертвами трагедии, произошедшей у Георгиевского собора города 18 февраля, в Прощеное воскресенье.

Накануне вечером гробы с телами погибших были доставлены в Георгиевский собор, где архиепископ Махачкалинский и Грозненский Варлаам совершил заупокойную литию.

Храм был открыт всю ночь; священнослужители по очереди читали по усопшим прихожанкам Псалтирь.

Утром в собор начали стекаться люди, желающие проститься с погибшими от рук террориста. Проводить усопших в последний путь пришли около 5 тысяч человек.

На траурной церемонии присутствовали временно исполняющий обязанности заместителя председателя Правительства Республики Дагестан Гасан Идрисов, временно исполняющий обязанности министра по национальной политике РД Татьяна Гамалей, временно исполняющий обязанности председателя Комитета по свободе совести, взаимодействию с религиозными организациями РД Магомед Абдурахманов, глава Кизляра Александр Шувалов, заместитель муфтия РД Ахмад-хаджи Кахаев, а также представители казачества, общественные деятели, жители Кизляра.

Чин погребения возглавил архиепископ Варлаам. Его Высокопреосвященству сослужили клирики Махачкалинской епархии, прибывшие с приходов Дагестана и Чечни.

По окончании отпевания собравшиеся простились с усопшими и возложили к гробам цветы .

Перед погребением во дворе собора состоялся траурный митинг.

В своем выступлении архиепископ Варлаам поблагодарил всех неравнодушных граждан за поддержку родных и близких погибших, затем зачитал соболезнование Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Также иерарх выразил искренние соболезнования от себя и духовенства епархии. «Дай Бог, чтобы души усопших вселились в селения праведных. Пусть сегодняшняя скорбь сплотит всех нас перед лицом общего зла и кровь больше никогда не прольется на этой земле», — сказал, в частности, владыка Варлаам.

По словам Ахмад-хаджи Кахаева, в Дагестане всегда все жили в единстве вне зависимости от вероисповедания. «Будем же стараться сберечь наш мир. Да сохранит Всевышний нас от всякого зла!» — заявил заместитель муфтия РД.

Гасан Идрисов выразил уверенность в том, что никому никогда не удастся разрушить межнациональный мир в Дагестане, и всякий, кто посягнет на него, понесет ответственность.

Глава Кизляра Александр Шувалов и председатель Совета стариков Кизлярского особого приграничного окружного казачьего общества Виктор Быстров также выразили глубокие соболезнования родным и близким погибших и раненых в страшной трагедии.

По завершении траурного митинга тела невинно убиенных прихожанок Веры, Людмилы, Надежды, Ирины, Веры были преданы земле рядом с храмом.

По окончании похорон состоялась поминальная трапеза.

***

18 февраля, около 16.00, по окончании вечерни с чином прощения, на территории собора в честь святого великомученика Георгия Победоносца в дагестанском городе Кизляре вооруженный преступник открыл огонь по выходящим из храма прихожанам. В результате стрельбы погибли пять женщин, еще две прихожанки и два сотрудника силовых структур получили ранения.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил архиепископу Махачкалинскому и Грозненскому Варлааму, родным и близким погибших прихожан соболезнование, в котором назвал убийство невинных людей на пороге храма «страшным и циничным преступлением, которое не имеет и не может иметь никаких оправданий».

19 февраля временно исполняющий обязанности главы Республики Дагестан Владимир Васильев прибыл в г. Кизляр и возложил цветы к месту трагедии. Руководителя региона сопровождали члены Правительства РД, главы районов Дагестана, представители общественных организаций и религиозных общин.

По материалам сайта Махачкалинской епархии


02 февраля 2018
Председатель Правительства РФ Д.А. Медведев поздравил Святейшего Патриарха Кирилла с годовщиной интронизации

2018-02-02

1 февраля 2018 года председатель Правительства Российской Федерации Д.А. Медведев посетил Храм Христа Спасителя в Москве. В Патриарших покоях храма глава Правительства поздравил Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с девятой годовщиной интронизации.

Д.А. Медведев пожелал Его Святейшеству «успехов в служении во благо Русской Православной Церкви и всего нашего большого государства».

«Хотел бы выразить надежду на сохранение особых отношений, сложившихся в период Вашего Патриаршества, ― отношений, которые Вы изначально обозначили греческим словом "симфония" и которые в настоящий момент в таком состоянии и пребывают», ― добавил председатель Правительства.

В ответном слове Святейший Патриарх Кирилл, поблагодарив Д.А. Медведева за поздравления, отметил: «Симфония, то есть созвучие, согласие ― это идеальный образ взаимоотношений в семье, трудовом коллективе, обществе, государстве. Некоторые люди, скептически относящиеся к теме церковно-государственных отношений, подвергают этот термин критике или искажают его смысл. На самом деле симфония там, где есть общее целеполагание, где есть желание и стремление работать сообща».

«Так сформировались церковно-государственные отношений в современной России», ― подчеркнул Предстоятель Русской Православной Церкви.

По словам Его Святейшества, Церковь, которая прошла через тяжелейшие годы гонений и притеснений со стороны государства в XX веке, «сегодня пользуется полной свободой — такой, что многие в зарубежье и представить себе не могут».

«Вместе с тем Церковь добровольно несет огромную нравственную ответственность за состояние общества, народа, за благополучие людей, за гражданский мир. В этом отношении у нас много точек соприкосновения с государством», ― заключил Святейший Патриарх Кирилл, поблагодарив председателя Правительства России за реализацию многих церковно-государственных программ.

Источник: Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси


29 января 2018
Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на VI Рождественских парламентских встречах

2018-01-29

25 января 2018 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с докладом на открытии VI Рождественских парламентских встреч, организованных в Совете Федерации ФС РФ в рамках XXVI Международных Рождественских образовательных чтений «Нравственные ценности и будущее человечества».

Уважаемая Валентина Ивановна! Уважаемые законодатели, сенаторы и депутаты! Дорогие участники Рождественских парламентских встреч!

Сердечно приветствую всех вас. Всегда очень рад нашим ежегодным рождественским встречам на площадках Совета Федерации и Государственной Думы, благодаря которым представители законодательной власти и Церкви имеют возможность обменяться мнениями по наиболее актуальным проблемам. Убежден, что этот заинтересованный диалог, построенный на принципах взаимного уважения и доверия, вносит весомый вклад в созидание общественного мира и благополучия.

Сегодня я хотел бы поделиться с вами некоторыми мыслями и наблюдениями, касающимися нравственного измерения закона и законотворческой деятельности. Эта тема была недавно представлена мной на Ассамблее Межпарламентского союза в Санкт-Петербурге, куда я был любезно приглашен Валентиной Ивановной, для того чтобы обратиться к собранию представителей большей части парламентов мира. Впервые в истории мероприятие такого рода было проведено на территории России. Но тема, которая была мной затронута, очень широкая, и невозможно было покрыть все ее аспекты в одном выступлении. Поэтому сейчас я хотел бы поговорить только об одном из них — о том, как нравственные основы жизни человека могут и должны отражаться в государственном законодательстве в современной повестке дня.

Пока законодательство государства сохраняет фундаментальную приверженность традиционной нравственности, оно служит ограничению зла. Но, если нравственное измерение будет изгнано из законодательства, то закон превратится в опасное орудие дегуманизации общества.

Мы являемся свидетелями того, что называется прогрессом. Есть разные определения понятия «прогресс» и разные точки зрения на то, что этот такое. Однако научно-технический прогресс является реальностью. Мы видим своими глазами, как меняется мир, как развиваются средства связи, как развивается наука, как повышается уровень человеческого потребления, — все это и является проявлением прогресса.

Если же нравственность, как я уже сказал, будет изгнана из законодательной сферы, то закон может стать орудием дегуманизации общества. Тогда парадоксальным образом возникает такое явление, как деградация прогресса. Прогресс — это движение вперед, а деградация — это умаление. Прогресс это расширение и развитие, а деградация — это сужение, это болезнь, которая может привести к застою и даже гибели организма.

Реализуя свой творческий дар, человек меняет себя и окружающий мир. И законотворчество в этом смысле не исключение. Однако этот процесс находится в непосредственной зависимости от духовного и душевного состояния человека. Важно понимать в связи с этим, что законотворчество — это не согласование существующих практик поведения в усредненную норму, не достижение компромисса и баланса среди разнонаправленных интересов общественных сил. Законодательный процесс имеет своей целью нечто гораздо большее. Если бы цель ограничивалась достижением баланса, то, наверное, скоро бы наступил такой момент, когда достаточно было бы подключить мощный суперкомпьютер к парламентским дебатам, чтобы определить алгоритм поиска компромисса, который бы покрывал ожидания большинства. Но, наверное, это никогда не произойдет, ведь речь идет не только о техническом компромиссе. По своему существу законодательство призвано быть подлинным творческим актом, ставящим своей целью созидание максимально благоприятных условий для жизни и развития человеческого сообщества. На компромиссе такую идейную парадигму построить невозможно.

Однако мы видим, как сегодня на наших глазах во многих странах происходит активный процесс отделения нормативной сферы от нравственного базиса, что, как я только что сказал, угрожает превратить законодательство в опасное орудие дегуманизации общества. «Свято место пусто не бывает», говорят в народе. Место вытесненной морали занимает новое представление о свободе как о ценности, существующей вне категорий ответственности и долга. Даже трудно себе представить, что мы дожили до того времени, когда об этом нужно говорить как о проблеме. Всегда было настолько очевидным, что всякое свободное произволение человека имеет своим ограничением ответственность — перед Богом, перед законом, перед товарищами, перед семьей. Сегодня ответственность отрывается от свободы, отделяется от свободы. Свобода провозглашается высочайшей ценностью сама по себе, вне всякого контекста, связанного с ответственностью, в том числе нравственной ответственностью.

Руководствуясь таким пониманием свободы, человек не приобретает новые возможности для самореализации личности, а, напротив, переходит в постыдное состояние рабства своим страстям. Но несвободный человек никогда не может стать счастливым.

Мировая история знает немало примеров того, как государства достигали больших успехов в области культурного, экономического или военного развития, но, сколь бы велики ни были эти успехи, даже самые крепкие и мощные империи и страны разрушались под воздействием человеческих страстей, лжи, интриг, коварства, предательства. Мы много об этом говорили в прошлом году, вспоминая события столетней давности в нашей стране. А что это означает? Это означает, что невозможно быть уверенным в успехе дела, надеясь лишь на ограниченные человеческие силы. Как священник, я обязан просто привести слова из Священного Писания: «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж» (Пс. 126:1).

Кто-то скажет: а нужно ли стремиться к идеалу, если в обществе все равно будут присутствовать преступления и предательство, ведь даже самые совершенные законы не способны их полностью исправить? Эти вопросы не должны заводить нас в тупик, приводить к апатии и унынию. Усердный и ответственный труд, личный пример и забота о будущих поколениях никогда не бывают бесполезны. Мы многое испытали, прошли через жестокие и тяжкие годы, но все же остались собой. Остались единым народом, который помнит своих героев, хранит свою веру и культурные традиции. Милостью Божией среди нас были и остаются люди, которые делали и делают верный нравственный выбор вопреки всем обстоятельствам, даже жертвуя жизнью. Они — наш пример.

В ваших руках находится законодательная власть, и вы можете использовать ее во благо общества. И эти труды не будут забыты в истории страны, они останутся и в том «личном деле», с которым каждый из нас пойдет на суд Творца.

Классическое представление о демократии заключается в том, что представительный орган выражает волю народа. Но обратная связь с избирателями не означает потакание человеческим страстям. Если говорить на совсем понятном языке, то популизм — это и есть потакание человеческим страстям. Стремление служить благу и интересам людей не является препятствием для того, чтобы ориентироваться на нравственные требования, даже если порой кажется, что эти требования сегодня не все разделяют. Как гласит народная мудрость, «делай, что должно, — и будь, что будет». А если перевести на язык христианской нравственности: «сделайте всё, от тебя зависящее, а в остальном дайте место Богу». Следование этому принципу помогает нам быть честными перед собой, перед своей совестью, перед своими избирателями, перед Богом.

Будущее нашей страны определяется нашими делами, добрыми или злыми, здесь и сейчас, в каждый момент, когда мы можем явить свою волю. Нам всем нужно помнить важную вещь: мы единый народ, наше будущее зависит от способности быть братьями и сестрами друг другу, защищать тех, кто требует помощи. Это, в первую очередь касается социально уязвимых групп, которые ожидают, что закон станет для них проводником справедливости и милосердия.

С удовлетворением отмечаю поддержку законодателями инициатив Президента, направленных на осуществление ежемесячных выплат в связи с рождением или усыновлением первого и второго ребенка. Кроме того, хочу сказать, что Церковь поддерживала и будет поддерживать любые положительные сдвиги в законодательстве, направленные на поддержание материнства и детства, особенно на преодоление такого страшного явления как сиротство при живых родителях. Считаю также важным поддержать инициативы многодетных семей, выступающих за принятие закона, регулирующего их статус. Это было бы справедливо, особенно на фоне ситуации с созданием в ряде стран специального правового режима для групп лиц нетрадиционной сексуальной ориентации. В западных парламентах подобные законодательные акты принимаются в отношении групп лиц соответствующей ориентации, а у нас почему-то возникают трудности с тем, чтобы придать особый статус многодетным семьям. Думаю, это имело бы огромное символическое значение и всему миру показало бы разницу в подходах; показало бы, как Россия заботится о будущем.

Развитие новых технологий приводит к ситуации, когда задачи в сфере экономики и управления реализуются машинами по заранее установленным алгоритмам. Это провозвестник таких общественных изменений, последствия которых заслуживают самой тщательной оценки. То, о чем я сейчас буду говорить, — никакой не алармизм. Стоит только Церкви, Патриарху сказать, что внедрение определенных новшеств, в том числе связанных с развитием электронных средств, несет в себе, кроме пользы, еще и определенные опасные последствия, как тут же на нас обрушиваются с критикой, будто Церковь выступает против прогресса. Нет, мы не против прогресса, но мы обязаны говорить правду даже тогда, когда большинство очаровано какой-то идеей. Должен быть тот, кто скажет, что у прогресса есть и другая сторона. Вот я и хотел бы немного поговорить о проблеме автоматизации и роботизации, которая уже становится программой к действию.

Автоматизация происходит не только в сфере управления. Роботизация и автоматизация огромного количества производственных и бизнес-процессов стала реальностью современности. Машины и программное обеспечение могут заменить человека во многих областях, будучи дешевле, быстрее и надежнее. Работники — это люди, которые болеют, уходят в декрет, совершают ошибки, испытывают депрессию, все чаще проигрывают конкуренцию компьютерам и роботам. Сокращение числа рабочих мест в связи с автоматизацией может привести к серьезным социальным потрясениям, если решение не будет найдено.

Побочное последствие развития новых технологий — комплексная дегуманизация общественных отношений. Отношения в сфере государственного управления всегда были отношениями между людьми, а могут стать  отношениями человека и машины. Дело, в конечном счете, не только в росте безработицы, как уже было сказано, но и в ликвидации человеческих отношений там, где они всегда существовали. Как восполнить этот дефицит, как преодолеть разобщение людей — вопрос, приобретающий все большую остроту.

Не могу не сказать о еще одном явлении, которое сегодня не просто волнует многих людей, — уже многие от него пострадали. В последнее время в мире получили определенное распространение так называемые криптовалюты, в частности, биткойн. Известно, что многие люди закладывают и продают имущество, чтобы быстро обогатиться, скупая криптовалюты. На экране показывают неудержимый рост биткойна по отношению к доллару, и каждый говорит: «Надо же действовать! Надо покупать биткойны!» И ведь покупают, закладывая свое имущество, продавая свои дома. А потом стоимость биткойна за две недели падает, и люди понимают, что потеряли все, что имели. Церковь видит свою задачу в воспитании человека таким образом, чтобы он не был порабощен страстями и стремился к праведному труду, который, конечно, должен достойно вознаграждаться. Но и государство в такой ситуации призвано защитить человека от чрезмерных рисков и даже прямого обмана, в том числе и посредством законодательного регулирования.

Сейчас говорится много правильных слов, но люди ожидают от всех нас реальных дел. Апостол говорит, что «вера без дел мертва» (Иак. 2:26). Забота о человеке является одной из центральных добродетелей, которая способна придать смысл жизни, привести к обновлению духовных сил, к спасению. В заботе, в том числе посредством закона, о тех, кто наиболее уязвим, Церковь видит одну из целей всей законотворческой деятельности. Трудно измерить по этому критерию весь корпус российского права, который находится в состоянии постоянного развития. Здесь нет и не может быть иного ориентира, кроме человеческой совести. И поэтому призываю вас, каждого члена Парламента, подумать о наиболее нуждающихся в нашем обществе и, внимая голосу совести, сделать все возможное для проявления поддержки и принятия законодательных инициатив, направленных на заботу о ближних, на защиту традиционных нравственных ценностей в жизни нашего общества, на помощь тем, у кого нет ни защитников, ни помощников, и нет никакой надежды, кроме государства и Церкви. Я радуюсь, что сегодня и Церковь, и государство сознают важность этой задачи и выстраивают систему взаимоотношений, направленных на оказание поддержки малоимущим гражданам нашей страны. И дай Бог, чтобы и в законодательном творчестве эти заботы о самых слабых нашли свое достойное место.

Благодарю вас за внимание.


 
 
© 2011 Православное богословие
Разработка сайта - Студия web-дизайна Stoff