Таинство Крещения Таинство Миропомазания Таинство Покаяния Таинство Причащения Таинство Елеосвещения Таинство Брака Таинство Священства

Новости

26 ноября 2018
Предстоятель Украинской Православной Церкви принял участие в государственной церемонии памяти жертв массового голода 1932-1933 годов

24 ноября 2018 года в Киеве, на территории Национального музея «Мемориал памяти жертв голодоморов», состоялась государственная церемония памяти жертв массового голода 1932-1933 годов.

В мероприятии приняли участие Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий, управляющий делами Украинской Православной Церкви митрополит Бориспольский и Броварской Антоний, викарий Киевской митрополии архиепископ Обуховский Иона.

Возглавил государственную церемонию президент Украины Петр Порошенко. На мероприятии присутствовали представители власти, дипломатического корпуса, главы религиозных организаций, общественные деятели.

Президентом страны была объявлена ​​общенациональная минута молчания и акция «Зажги свечу». Присутствующие отдали дань памяти всем погибшим от голода в 1932-1933 годах.

День памяти жертв массового голода ежегодно отмечается в четвертую субботу ноября. В этом году отмечается 85-я годовщина трагических событий. 23 ноября по благословению Блаженнейшего митрополита Онуфрия викарий Киевской митрополии архиепископ Бородянский Варсонофий принял участие в заседании Верховной Рады, посвященном этой памятной дате.


21 ноября 2018
К дню рождения Святейшего Патриарха Кирилла

2018-11-21

20 ноября 2018 года Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу исполняется 72 года.

Вниманию посетителей официального портала Русской Православной Церкви и сайта фотослужбы Пресс-службы Патриарха предлагается фотоальбом «Жизненный путь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла».

Открывают фотоальбом фотографии деда и родителей Предстоятеля Русской Православной Церкви. Дед и отец Патриарха были священниками. История благочестивой семьи Его Святейшества, испытавшей много невзгод, отражает сложную историю страны и Русской Православной Церкви в XX веке.

Жизненный путь Святейшего Патриарха Кирилла также неразрывно связан с историей Церкви. Это очень большой и яркий путь. Представленные фотографии отражают лишь часть того огромного опыта, который Святейший Владыка накопил, будучи студентом, а затем ректором Ленинградской духовной академии, представителем Русской Православной Церкви в международных организациях, правящим архиереем Смоленской и Калининградской епархии, председателем Отдела внешних церковных связей.

В альбом включены архивные фотографии, отражающие разные этапы служения Его Святейшества с юношеских лет до восшествия на Патриарший престол в 2009 году. Фотографии сопровождаются краткими комментариями, по возможности указаны датировка, авторство, источник или место хранения снимков.

Фотослужба также публикует фотоальбом «К дню рождения Святейшего Патриарха Кирилла», в который вошли фотографии 2017-2018 года, раскрывающие разные стороны Патриаршего служения.

В разделе «Видео» на официальном сайте Русской Православной Церкви помещен документальный фильм «Патриарх», снятый в 2016 году к 70-летию Его Святейшества.

***

«Господь и Церковь возлагают на меня тяжкий крест, несение которого требует полной самоотдачи и полного посвящения себя тому служению, к которому ныне я был призван через троекратное посаждение на Патриарший престол. Неслучайно на плечи Патриарха возлагается великий параман — символ отречения от всего, что не есть патриаршее служение, символ готовности быть верным Богу до конца, через предание себя в послушание Его воле по образу Того, Кто «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2:8).

Нет и не может быть в жизни Патриарха ничего личного, частного: он сам и вся его жизнь без остатка принадлежат Богу и Церкви, его сердце болит о народе Божием, особенно же о тех, кто отпал от церковного единства и кто еще не обрел веру. Патриаршее служение является особым духовным подвигом. Этот подвиг невозможно нести в одиночку или при поддержке ограниченного круга единомышленников. В этот подвиг через молитвенное общение и соборное делание вовлекается весь епископат, вся полнота Церкви со всем многообразием дарований, присущих ее членам».

Из слова Святейшего Патриарха Кирилла после интронизации 1 февраля 2009 года в Храме Христа Спасителя


02 ноября 2018
Президент России В.В. Путин и Святейший Патриарх Кирилл приняли участие в пленарном заседании XXII Всемирного русского народного собора

2018-11-02

1 ноября 2018 года Президент Российской Федерации В.В. Путин и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл приняли участие в пленарном заседании XXII Всемирного русского народного собора, посвященном 25-летию ВРНС. Заседание собора на тему «25 лет по пути общественного диалога и цивилизационного развития России» состоялось в Государственном Кремлевском дворце.

На торжественном заседании присутствовали: Патриарший наместник Московской епархии митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий; глава Среднеазиатского митрополичьего округа митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий; Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Заславский Павел; председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий; заместитель главы ВРНС митрополит Тверской и Кашинский Савва; руководитель Административного секретариата Московской Патриархии архиепископ Солнечногорский Сергий; иерархи, священнослужители и миряне Русской Православной Церкви.

Также заседание посетили: первый заместитель председателя Совета Федерации ФС РФ Н.В. Федоров; заместитель председателя Государственной Думы ФС РФ, руководитель фракции «Единая Россия» С.И. Неверов; заместитель председателя Государственной Думы ФС РФ И.А. Яровая; помощник Президента РФ И.Е. Левитин; мэр Москвы С.С. Собянин; губернатор Московской области А.Ю. Воробьев; уполномоченный по правам человека в РФ Т.Н. Москалькова; руководитель фракции КПРФ в Государственной Думе ФС РФ Г.А. Зюганов; председатель Союза кинематографистов России Н.С. Михалков; верховный муфтий, председатель Центрального духовного управления мусульман России Талгат Таджуддин; президент Федерации еврейских общин России раввин А.М. Борода; члены Президиума и Бюро Президиума ВРНС, представители традиционных религий и общественности. 

После соборного исполнения молитвы «Царю Небесный» Святейший Патриарх Кирилл объявил XXII Всемирный русский народный собор открытым и предоставил слово Президенту России В.В. Путину.  

Глава государства в своем выступлении отметил, что Всемирный русский народный собор, в организации которого принимает участии Русская Православная Церковь, «уже на протяжении четверти века, 25 лет играет значимую роль в общественной жизни России, всего Русского мира, активно содействует решению социальных, просветительских и гуманитарных проблем, сохранению межнационального и межрелигиозного согласия, воспитанию молодежи на основе ценностей патриотизма и гражданственности».

Президент России считает важным, что в работе Всемирного русского народного собора «участвуют представители всех ветвей власти и самых разных политических сил, деятели культуры, представители сферы образования, духовенство традиционных религий».

По словам В.В. Путина очевидно, что сегодня определенные силы стремятся «переформатировать» мир, разрушить традиционные ценности и те культурно-исторические пространства, которые складывались веками. Цель этого процесса — создание разного рода безликих «протекторатов», поскольку разобщенными народами, лишенными национальной памяти и низведенными до уровня вассалов, проще и удобнее управлять, используя их как разменную монету в своих интересах.

«С подобной практикой мы, к сожалению, сталкиваемся во многих регионах мира, планеты, в том числе, к сожалению, и на постсоветском пространстве. При этом используются и пещерный национализм, и русофобия. Осуществляется беспардонное, грубое вмешательство в церковную жизнь. Подобная политика чревата серьезными последствиями, она опасна», — подчеркнул глава государства.

«Убежден, жизнь всё расставит по местам, потому что нельзя заставить людей идти против своей веры, своих традиций, семейной родословной, в конце концов, против правды, справедливости и просто здравого смысла», — заявил Президент России.

В завершение своей речи В.В. Путин поблагодарил Святейшего Патриарха Кирилла за большой вклад в деятельность ВРНС, а его участников — «за очень важную для нашего общества и государства миссию». 

От лица участников Собора Святейший Патриарх Кирилл выразил благодарность Президенту за обращение к участникам пленарного заседания: «Сердечно благодарю Вас, Владимир Владимирович! Ваше выступление было не только формальным приветствием, но глубоким по содержанию, и я убежден в том, что мысли, которые Вы сегодня озвучили, будут развиты, в том числе и в дискуссиях на платформе Всемирного русского народного собора. Сердечно благодарю Вас за Ваше участие».

Затем были продемонстрированы видеоматериалы о деятельности Всемирного русского народного собора. 

После демонстрации фильма Предстоятель Русской Православной Церкви выступил с докладом.

Далее выступил мэр Москвы С.С. Собянин.

Приветствие председателя Совета Федерации ФС РФ В.И. Матвиенко зачитал первый заместитель председателя Совета Федерации Н.В. Федоров. «Наша сила — в единстве народа, в идее солидарного общества, формирование которого невозможно без учета национальных этических ценностей, бережного отношения к сложившемуся за века этнокультурному разнообразию России — самой большой федерации современного мира. Только вместе, обращаясь к урокам прошлого, мы можем решать самые сложные задачи, укреплять российскую государственность, противостоять вызовам и угрозам тех, кто стремится ослабить нашу державную силу и православную веру», — отмечается в приветствии главы Совета Федерации РФ.

Также выступили президент Российской академии наук академик А.М. Сергеев, телеведущая М.Э. Ситтель, член Президиума ВРНС, иностранный член Российской академии наук, почетный директор Института археологии Национальной Академии наук Украины П.П. Толочко, член Бюро Президиума ВРНС, первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ А.В. Щипков.

На телеканале «Союз» осуществлялась прямая трансляция форума.

Завершая пленарное заседание, Предстоятель Русской Церкви сказал:

«Хотел бы сердечно поблагодарить всех, кто выступал, всех, кто внимательно слушал, кто участвовал своими размышлениями в творческом процессе. 

Вспоминаю еще раз самые яркие моменты в истории Всемирного русского народного собора, вспоминаю, насколько горячие были дискуссии, как сталкивались представители разных политических партий, разной философской ориентации, те же консерваторы и либералы. Многим казалось, что Всемирный русский народный собор — какое-то очень искусственное явление, что такая группа людей не может существовать, что все эти напряжения, которые тогда реально разрывали наше общество, они несомненно взорвут и Собор. Но вот прошло 25 лет. И, может быть, дискуссии стали менее ожесточенными, может быть, действительно, накал страстей понизился в нашем обществе, я имею в виду российское общество, но, тем не менее, Всемирный русский народный собор продолжает, я глубоко убежден, и будет и впредь продолжать собирать людей — тех, кто согласен с нами, и тех, кто не согласен, тех, кто представляет большинство и меньшинство.

Дай Бог, чтобы Собор оставался такой площадкой, где люди могут свободно выражать свои мысли, где можно свободно дискутировать, где совместно можно формировать мысли, смыслы и идеи, которые могли бы быть восприняты многими, потому что главная цель Собора — это собирание во имя будущего, во имя будущего России, во имя будущего Русского мира. И дай Бог нам всем помощи на этом непростом пути».

Митрополит Тверской и Кашинский Савва огласил решение Бюро Президиума Всемирного русского народного собора о присуждении премии ВРНС за 2018 год (посмертно) заместителю главы ВРНС, председателю Высшего творческого совета Союза писателей России Валерию Николаевичу Ганичеву с формулировкой «За вклад в русскую культуру и становление гражданского общества России». Святейший Патриарх передал премию Марине Валерьевне Ганичевой — дочери В.Н. Ганичева, скончавшегося 8 июля 2018 года. 

От лица участников пленарного заседания с 25-летием Всемирного русского народного собора митрополит Тверской и Кашинской Савва поздравил инициатора создания этого форума Святейшего Патриарха Кирилла. Митрополит Савва также выразил благодарность всем членам Бюро Президиума и Президиума ВРНС.

По завершении официальной части пленарного заседания состоялся торжественный концерт, посвященный 25-летию Всемирного русского народного собора. Прозвучали произведения М. Глинки, М. Мусоргского, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского, С. Рахманинова, С. Прокофьева, Г. Свиридова, Ц. Пуни, А. Власова в исполнении Государственного академического Большого симфонического оркестра им. П.И. Чайковского, Хора и Детского хора Большого театра России, народного артиста России В. Маторина, Д. Зыковой, Б. Волкова и других артистов.


19 октября 2018
Священниками Феодосийской епархии организовано круглосуточное дежурство в больнице и в морге Керчи

2018-10-19

17 октября 2018 года в колледже в Керчи прогремели взрывы и выстрелы. По последним данным, погибли 20 человек и более 40 получили ранения. Среди погибших — 15 студентов и пять сотрудников колледжа. Митрополит Феодосийский и Керченский Платон вместе с руководителем социального отдела Феодосийской епархии иереем Иоанном Копыловым посетили место трагедии.

Впоследствии было организовано круглосуточное дежурство священников в морге для поддержки семей погибших и в 1-й Керченской больнице для оказания духовной помощи пострадавшим. Одним из первых на месте трагедии был клирик храма во имя Жен-мироносиц протоиерей Валентин Мельник, который живет при храме через дорогу от колледжа.

«Я был на месте через минуту после взрыва: храм находится прямо напротив колледжа. В 11.45 произошел страшный хлопок, я выбежал и услышал шесть оружейных выстрелов. Я служил в армии и знаю, когда стреляют из ружья, — рассказал протоиерей Валентин  Мельник. — Я с еще одним мужчиной подбежал к столовой колледжа, оттуда стали выбегать дети, обгоревшие, в крови. Они сами друг другу помогали выбраться из здания. Мы стали вытаскивать детей в безопасную зону, ближе к храму. В скорую невозможно было дозвониться: звонили все. Тогда мы взяли машину, которая была ближе всех, и стали отвозить раненых детей прямо в 1-ю Керченскую больницу. Потом возвращались, брали еще детей — и в больницу. Затем приехала скорая, очень оперативно, просто мы были ближе всех».

В храме Жен-мироносиц богослужения не было, поэтому в нем была только одна сотрудница и протоиерей Валентин Мельник. Справа от храма находится отделение полиции, а слева — кафе, и все выбежали от звука взрыва. Многие, по словам протоиерея Валентина Мельника, также кинулись спасать детей. «Первыми я отвез двоих студентов. У одного было легкое ранение, у другого — тяжелое. Сильный шок был у обоих, —  продолжил священник. — Я им говорю: "Ребята, надо маме с папой позвонить", а они даже не понимали, что я им говорю. Потом спросили: "А что сказать?", а я им: "Скажите, что живые!"»

17 октября на место трагедии прибыли митрополит Феодосийский и Керченский Платон, руководитель отдела по благотворительности Феодосийской епархии иерей Иоанн Копылов и священники храмов города.

«Весь город скорбит — большое горе посетило Керчь. Священники нашей епархии дежурили всю ночь в больнице, где находятся раненые, у морга, куда привозили погибших и где проходил процесс опознания родственниками, — сказал иерей Иоанн Копылов. — Со многими в больнице, кто был в сознании, удалось поговорить, утешить, некоторые изъявили желание причаститься и один раненый — покреститься. Но не все принимают помощь священников и психологов, должно пройти время. Мы будем продолжать оказывать помощь до тех пор, пока это будет необходимо».

Вечером того же дня митрополит Платон совершил литию у колледжа, в храме Жен-мироносиц. 18 октября во всех храмах Керчи прошла общегородская панихида. Утром на месте трагедии при большом скоплении людей, у мемориальной доски, где уже много лампад, свечей и цветов, митрополит Платон совершил панихиду. Затем он прибыл в кафедральный собор пророка Иоанна Предтечи и также совершил заупокойную службу.

17 октября состоялась встреча митрополита Платона с главой Республики Крым Сергеем Аксеновым, который отметил необходимость постоянного присутствия священнослужителей в больницах.


16 октября 2018
Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви в связи с посягательством Константинопольского Патриархата на каноническую территорию Русской Церкви

2018-10-16

Заявление принято на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 15 октября 2018 года в Минске.

С глубочайшей болью Священный Синод Русской Православной Церкви воспринял опубликованное 11 октября 2018 года сообщение Константинопольской Патриархии о принятых решениях Священного Синода Константинопольского Патриархата: о подтверждении намерения «предоставить автокефалию Украинской Церкви»; об открытии в Киеве «ставропигии» Константинопольского Патриарха; о «восстановлении в архиерейском или иерейском чине» лидеров украинского раскола и их последователей и «возвращении их верующих в церковное общение»; об «отмене действия» соборной грамоты Константинопольского Патриархата 1686 года, касающейся передачи Киевской митрополии в состав Московского Патриархата.

Эти беззаконные решения Синод Константинопольской Церкви принял в одностороннем порядке, проигнорировав призывы Украинской Православной Церкви и всей полноты Русской Православной Церкви, а также братских Поместных Православных Церквей, их Предстоятелей и архиереев к всеправославному обсуждению вопроса.

Вступление в общение с уклонившимися в раскол, а тем паче отлученными от Церкви равносильно уклонению в раскол и сурово осуждается канонами Святой Церкви: «Если… кто из епископов, пресвитеров, диаконов или кто-либо из клира окажется сообщающимся с отлученными от общения, да будет и сам вне общения церковного как производящий замешательство в церковном чине» (Антиохийского Собора правило 2; Апостольские правила 10, 11).

Решение Константинопольского Патриархата о «восстановлении» канонического статуса и принятии в общение бывшего митрополита Филарета Денисенко, отлученного от Церкви, игнорирует ряд последовательных решений Архиерейских Соборов Русской Православной Церкви, правомерность которых не подлежит сомнению.

Решением Архиерейского Собора Украинской Православной Церкви в Харькове от 27 мая 1992 года митрополит Филарет (Денисенко) за невыполнение клятвенно данных им перед крестом и Евангелием на предшествующем Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви обещаний был смещен с Киевской кафедры и запрещен в священнослужении.

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви определением от 11 июня 1992 года подтвердил решение Харьковского Собора и изверг Филарета Денисенко из сана, лишив всех степеней священства, по следующим обвинениям: «Жестокое и высокомерное отношение к подведомственному духовенству, диктат и шантаж (Тит. 1. 7-8; Апостольское правило 27); внесение своим поведением и личной жизнью соблазна в среду верующих (Мф. 18:7; I Вселенского Собора правило 3, VI Вселенского Собора правило 5); клятвопреступление (Апостольское правило 25); публичная клевета и хула на Архиерейский Собор (II Вселенского Собора правило 6); совершение священнодействий, включая рукоположения, в состоянии запрещения (Апостольское правило 28); учинение раскола в Церкви (Двукратного Собора правило 15)». Все рукоположения, совершенные Филаретом в запрещенном состоянии с 27 мая 1992 года, и наложенные им прещения были признаны недействительными.

Несмотря на неоднократные призывы к покаянию, после лишения архиерейского сана Филарет Денисенко продолжал раскольническую деятельность, в том числе и в пределах иных Поместных Церквей. Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 1997 года он был предан анафеме.

Означенные решения были признаны всеми Поместными Православными Церквами, в том числе и Константинопольской Церковью. В частности, Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей 26 августа 1992 года в ответе на письмо Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II по поводу низложения митрополита Киевского Филарета писал: «Наша Святая Великая Христова Церковь, признавая полноту исключительной по этому вопросу компетенции Вашей Святейшей Русской Церкви, принимает синодально решенное о вышесказанном».

В письме Святейшего Патриарха Варфоломея Святейшему Патриарху Алексию II от 7 апреля 1997 года об анафематствовании Филарета Денисенко указано: «Получив уведомление об упомянутом решении, мы сообщили о нем иерархии нашего Вселенского Престола и просили ее впредь никакого церковного общения с упомянутыми лицами не иметь».

Ныне, спустя более двух десятилетий, Константинопольский Патриархат по политическим мотивам изменил свою позицию.

В своем решении оправдать лидеров раскола и «узаконить» их иерархию Священный Синод Константинопольской Церкви ссылается на несуществующие «канонические привилегии Константинопольского Патриарха принимать апелляции архиереев и клириков из всех автокефальных Церквей». Эти претензии в том виде, в каком они ныне Константинопольским Патриархом осуществляются, никогда не имели поддержки полноты Православной Церкви: они лишены оснований в священных канонах и прямо противоречат, в частности, 15 правилу Антиохийского Собора: «Если какой-нибудь епископ… судим будет от всех епископов той области, и все они согласно произнесут ему единый приговор, — таковой другими епископами отнюдь да не судится, но согласное решение епископов области да пребывает твердым», — они также опровергаются практикой решений Святых Вселенских и Поместных Соборов и толкованиями авторитетных канонистов византийского и нового времени.

Так, Иоанн Зонара пишет: «Константинопольский [Патриарх] признается судьей не вообще над всеми митрополитами, но только над подчиненными ему. Ибо ни митрополиты Сирии, ни палестинские, ни финикийские, ни египетские не привлекаются помимо воли на его суд, но сирийские подлежат суждению Антиохийского Патриарха, палестинские — Иерусалимского, а египетские судятся Александрийским, которым они рукополагаются и которому подчинены».

О невозможности принятия в общение осужденного в иной Поместной Церкви говорит 116 (118) правило Карфагенского Собора: «Кто, быв отлучен от общения церковного… прокрадется в заморские страны, дабы принятым быть в общение, тот подвергнется извержению из клира». О том же говорится и в каноническом послании Собора к Папе Келестину: «Те, которые в своей епархии отлучены от общения, да не явятся восприемлемыми в общение твоею святынею… Какие бы ни возникли дела, они должны оканчиваемы быть в своих местах».

Преподобный Никодим Святогорец в своем «Пидалионе», который является авторитетным источником церковно-канонического права Константинопольской Церкви, толкует 9-е правило IV Вселенского Собора, отвергая ложное мнение о праве Константинополя на рассмотрение апелляций из других Церквей: «Константинопольский Предстоятель не имеет права действовать в диоцезах и областях других Патриархов, и это правило не дало ему права принимать апелляции по любому делу во Вселенской Церкви...» Перечисляя целый ряд аргументов в пользу этого толкования, ссылаясь на практику решений Вселенских Соборов, преподобный Никодим делает вывод: «В настоящее время... Константинопольский Предстоятель есть первый, единственный и последний судья над подчиненными ему митрополитами — но не над теми, которые подчиняются остальным Патриархам. Ибо, как мы сказали, последний и всеобщий судья всех Патриархов — это Вселенский Собор и никто другой». Из вышесказанного следует, что Синод Константинопольской Церкви не имеет канонических прав для отмены судебных решений, вынесенных Архиерейским Собором Русской Православной Церкви.

Присвоение себе полномочий отмены судебных и иных решений других Поместных Православных Церквей — лишь одно из проявлений нового ложного учения, провозглашаемого ныне Константинопольской Церковью и приписывающего Патриарху Константинопольскому права «первого без равных» (primus sine paribus) со вселенской юрисдикцией. «Такое видение Константинопольским Патриархатом собственных прав и полномочий вступает в непреодолимое противоречие с многовековой канонической традицией, на которой зиждется бытие Русской Православной Церкви и других Поместных Церквей», — предупреждал Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2008 года в определении «О единстве Церкви». В том же определении Собор призвал Константинопольскую Церковь «впредь до общеправославного рассмотрения перечисленных новшеств проявлять осмотрительность и воздерживаться от шагов, могущих взорвать православное единство. Особенно это относится к попыткам пересмотра канонических пределов Поместных Православных Церквей».

Акт 1686 года, подтверждающий пребывание Киевской митрополии в составе Московского Патриархата и подписанный Святейшим Константинопольским Патриархом Дионисием IV и Священным Синодом Константинопольской Церкви, пересмотру не подлежит. Решение об его «отзыве» канонически ничтожно. В противном случае было бы возможно аннулирование любого документа, определяющего каноническую территорию и статус Поместной Церкви — вне зависимости от его древности, авторитетности и общецерковного признания.

В Синодальной грамоте 1686 года и иных сопутствующих ей документах ничего не сказано ни о временном характере передачи Киевской митрополии в ведение Московского Патриархата, ни о том, что данный акт может быть отменен. Попытка иерархов Константинопольского Патриархата в политических и своекорыстных видах пересмотреть данное постановление спустя более трехсот лет после того, как оно было вынесено, противоречит духу священных канонов Православной Церкви, не допускающих возможности пересмотра установившихся и не оспариваемых на протяжении длительного времени церковных границ. Так, правило 129 (133) Карфагенского Собора гласит: «Если кто… обратил какое место к кафолическому единению и в продолжение трех лет имел оное в своем ведении, и никто оного не требовал от него, то после да не будет оное от него взыскуемо, если, притом, в сие трехлетие существовал епископ, долженствующий взыскать, и молчал». А 17 правило IV Вселенского Собора устанавливает тридцатилетний срок давности для возможного соборного рассмотрения споров о принадлежности даже отдельных церковных приходов: «Приходы в каждой епархии… должны неизменно пребывать под властью епископов, заведующих ими — и в особенности, если в продолжении тридцати лет бесспорно они имели их в своем ведении и управлении».

Да и как возможна отмена решения, действовавшего на протяжении трех веков? Это означало бы попытку почитать «яко не бывшей» всю последующую историю развития церковной жизни. Константинопольский Патриархат как будто не замечает, что Киевская митрополия 1686 года, о возвращении которой в его состав заявлено ныне, имела пределы, существенно отличавшиеся от современных границ Украинской Православной Церкви, и охватывала лишь меньшую часть последней. Киевская митрополия наших дней как таковая включает в себя город Киев и несколько прилегающих к нему районов. Наибольшая же часть епархий Украинской Православной Церкви, особенно на востоке и юге страны, была основана и получила развитие уже в составе автокефальной Русской Церкви, являясь плодом ее многовековой миссионерской и пастырской деятельности. Нынешнее деяние Константинопольского Патриархата — попытка похитить то, что никогда ему не принадлежало.

Деяние 1686 года положило предел двухсотлетнему периоду вынужденного разделения в многовековой истории Русской Церкви, которая, несмотря на менявшиеся политические обстоятельства, неизменно сознавала себя единым целым. После воссоединения Русской Церкви в 1686 году на протяжении более трех столетий ни у кого не возникало сомнений, что православные Украины являются паствой Русской Церкви, а не Константинопольского Патриархата. И сегодня, вопреки давлению внешних антицерковных сил, эта многомиллионная паства дорожит единством Церкви всея Руси и хранит верность ей.

Попытка Константинопольской Патриархии решать судьбу Украинской Православной Церкви без ее согласия является антиканоническим посягательством на чужие церковные уделы. Церковное правило гласит: «Да соблюдается и в иных областях и повсюду в епархиях, дабы никто из боголюбезнейших епископов не простирал своей власти на чужую епархию… да не преступаются правила отцов, да не вкрадывается под видом священнодействия надменность мирской власти, и да не утратим постепенно и неприметно той свободы, которую даровал нам Своей Кровию Господь наш Иисус Христос, освободитель всех человеков» (III Вселенского Собора правило 8). Под осуждение этого правила подпадает и решение Константинопольской Патриархии об учреждении по соглашению со светскими властями своей «ставропигии» в Киеве без ведома и согласия канонического священноначалия Украинской Православной Церкви.

Лицемерно оправдываясь стремлением к восстановлению единства украинского Православия, Константинопольская Патриархия своими безрассудными и политически мотивированными решениями вносит еще большее разделение и усугубляет страдания канонической Православной Церкви Украины.

Принятие в общение раскольников и анафематствованного в другой Поместной Церкви лица со всеми рукоположенными ими «епископами» и «клириками», посягательство на чужие канонические уделы, попытка отречься от собственных исторических решений и обязательств, — все это выводит Константинопольский Патриархат за пределы канонического поля и, к великой нашей скорби, делает невозможным для нас продолжение евхаристического общения с его иерархами, духовенством и мирянами. Отныне и впредь до отказа Константинопольского Патриархата от принятых им антиканонических решений для всех священнослужителей Русской Православной Церкви невозможно сослужение с клириками Константинопольской Церкви, а для мирян — участие в таинствах, совершаемых в ее храмах.

Переход архиереев или клириков из канонической Церкви к раскольникам или вступление с последними в евхаристическое общение является каноническим преступлением и влечет за собой соответствующие прещения.

С прискорбием вспоминаем предсказание Господа нашего Иисуса Христа о временах прельщения и особых страданий христиан: И, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь (Мф. 24:12). В условиях столь глубокого подрыва основ межправославных отношений и полного пренебрежения тысячелетними нормами церковно-канонического права Священный Синод Русской Православной Церкви считает своим долгом выступить на защиту фундаментальных устоев Православия, на защиту Священного Предания Церкви, подменяемого новыми и чуждыми учениями о вселенской власти первого из Предстоятелей.

Призываем Предстоятелей и Священные Синоды Поместных Православных Церквей к надлежащей оценке вышеупомянутых антиканонических деяний Константинопольского Патриархата и совместному поиску путей выхода из тяжелейшего кризиса, раздирающего тело Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви.

Выражаем всестороннюю поддержку Блаженнейшему Митрополиту Киевскому и всея Украины Онуфрию и всей полноте Украинской Православной Церкви в особо трудное для нее время. Молимся об укреплении ее верных чад в мужественном стоянии за истину и единство канонической Церкви в Украине.

Просим архипастырей, духовенство, монашествующих и мирян всей Русской Православной Церкви усилить молитвы о единоверных братьях и сестрах в Украине. Молитвенный покров Пресвятой Царицы Небесной, преподобных отцов Киево-Печерских, преподобного Иова Почаевского, новомучеников, исповедников и всех святых Церкви Русской да пребудет над всеми нами.


 
 
© 2011 Православное богословие
Разработка сайта - Студия web-дизайна Stoff