Таинство Крещения Таинство Миропомазания Таинство Покаяния Таинство Причащения Таинство Елеосвещения Таинство Брака Таинство Священства

Новости

07 января 2017
РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

2017-01-07

Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви. 

Преосвященные архипастыри, досточтимые пресвитеры и диаконы, благочестивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!

В сию святую ночь сердечно приветствую всех вас и от души поздравляю с великим праздником Рождества Христова: праздником исполнения древних обетований о спасении человеческого рода, праздником неизреченной любви Творца к Своему творению, праздником пришествия в мир Сына Божия — Мессии. 

За минувшие столетия многое было сказано святыми отцами о тайне Боговоплощения. И ныне мы, как и они прежде, вслушиваемся в слова церковных молитв и песнопений, с благоговением внимаем Священному Писанию, повествующему об этом славном событии, и не перестаем изумляться сему дивному чуду. 

Размышляя о Рождестве Христовом, преподобный Симеон Новый Богослов пишет следующее: «Бог, придя в мир, <…> соединил естество Божеское с естеством человеческим, чтобы человек сделался богом, и в этого человека, сделавшегося богом по благодати, таинственно вселилась Пресвятая Троица» (Слово 10). А преподобный Ефрем Сирин говорит о Боговоплощении так: «Ныне Божество положило на Себя печать человечества, чтобы и человечество украсилось печатью Божества» (Песнопения на Рождество Христово). 

Внимая этим мудрым словам, спросим сами себя: каким образом можем мы украситься этой божественной печатью? Как нам достичь богоподобия, к которому призваны люди от создания мира? Как нам жить для того, чтобы изобразился в нас Христос (Гал. 4:19)? Ответ прост: последуем заповедям Спасителя. Вместе с апостолом Павлом обращаюсь ко всем вам, дорогие мои: «друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов» (Гал. 6:2). Любовью все покрывайте — и обретете душевный мир и покой. Великодушием ко всем снисходите — и в сердцах ваших воцарится радость, которую «никто не отнимет у вас» (Ин. 16:22). «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21:19) — и наследуете жизнь вечную. 

Как важно, чтобы мы, христиане, не только призывали других следовать высоким нравственным идеалам, но и сами эти идеалы старались воплощать в своей повседневной жизни и в первую очередь через служение ближним. И тогда милостью Божией будем иметь в себе истинные плоды духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание (Гал. 5:22-23). 

«Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам» (Евр. 10:24). Преодолевая конфликты и разделения, мы несем миру самую убедительную проповедь о Родившемся Спасителе и делами свидетельствуем о необычайной красоте и духовной силе православной веры. 

Мы вступили в 2017 год. Ровно сто лет отделяет нас от событий, радикально изменивших жизнь России — великой многонациональной страны, и ввергших ее в безумство гражданской войны, когда дети восстали против родителей и брат пошел на брата. Те последующие потери и скорби, через которые прошел наш народ, были во многом предопределены разрушением тысячелетней государственности и борьбой с религиозной верой людей, породившими глубокий раскол в обществе. 

Мы с трепетом и благоговением вспоминаем подвиг новомучеников и исповедников Церкви Русской, молитвами которых, верим, не оставил Господь народ наш и даровал ему силы на свершение великих трудовых и ратных подвигов, приведших к победе в самой страшной войне из всех войн, к восстановлению страны, к достижениям, вызывающим восхищение. 

Мы благодарим Господа за явленное всему миру чудо — воскрешение веры и благочестия в народе нашем, за восстановление порушенных святынь, за новые храмы и монастыри, само строительство которых — видимый знак глубоких перемен, произошедших в сердцах людей. 

В последние десятилетия в нашей жизни было и остается ныне немало трудностей и испытаний. Но все они временны, а потому и не страшны. Опыт минувшего столетия многому нас научил и от многого должен предостеречь. 

Будем безбоязненно идти стезей спасения, ибо с нами Бог. Будем укрепляться в вере, ибо с нами Бог. Будем утверждаться в надежде, ибо с нами Бог. Будем возрастать в любви и творить добро, ибо с нами Бог.  

Все свое упование возложим на Господа, потому что Он есть «твердыня вечная» (Ис. 26:4) и, по свидетельству апостола Петра, «нет ни в ком ином спасения» (Деян. 4:11). Свет Христов да озаряет всегда наш земной путь, и этот путь да приведет нас в Царство Небесное, уготованное Господом любящим Его. 

Духовно радуясь сегодня вместе со всеми вами, проживающими в разных странах, городах и селениях, но составляющими единую Церковь Христову, хотел бы молитвенно пожелать каждому из вас здравия душевного и телесного, мира в ваших семьях, успехов в трудах. И да дарует Родившийся в Вифлееме Господь и Спаситель каждому из нас возможность с новой силой и всем сердцем ощутить Его присутствие в нашей жизни. Аминь.

+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

Рождество Христово

2016/2017 гг. 

Источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/4725729.html


26 декабря 2016
Митрополит Волоколамский Иларион совершил чин присоединения к Православной Церкви людей, временно отпавших от нее

2016-12-26

25 декабря 2016 года, в Неделю 27-ю по Пятидесятнице, святых праотец, в день памяти святителя Спиридона, епископа Тримифунтского, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил в столичном храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке чин присоединения к Православной Церкви людей, которые временно отпали от нее, уклонившись в расколы или секты.

В этот день 115 человек отреклись от язычества, сектантских заблуждений и раскольничьего лжеверия. В слове назидания к ним митрополит Иларион сказал:

«Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляю с совершившимся событием вашего воссоединения с Церковью Христовой.

Господь попустил каждому из вас уклониться в различные заблуждения. Вы на собственном опыте познали всю их опасность, тлетворное действие, которое они оказывают на душу человека, на его психику и духовное развитие.

Вы испытали на себе, что такое сила зла, но промысл Божий привел вас обратно в Церковь. И теперь, когда вы воссоединились с Церковью, Господь вновь призывает вас жить по-христиански, преуспевать в познании истины и восходить от силы в силу (Пс. 83:8) по пути духовного совершенствования. И пусть вашим проводником на этом пути будет Сам Господь Иисус Христос.

Читайте Евангелие каждый день, чтобы Слово Божие всегда звучало в вашем уме и в вашем сердце; чтобы через Святое Евангелие Господь Иисус Христос всегда присутствовал в вашей жизни, обращался к вам ежедневно, чтобы вы слышали Его голос и сверяли свою жизнь с Его Словом.

Старайтесь не пропускать богослужения в воскресные и праздничные дни. Причащайтесь Святых Христовых Таин, чтобы соединяться с Господом Иисусом Христом не только духовно, но и физически, открывая свое сердце Спасителю, Который готов прийти, вселиться и жить в вас, и через вас действовать.

В Таинстве исповеди называйте свои грехи, чтобы получить прощение от Господа и очистить свою душу от всякой греховной скверны. Старайтесь жить по заповедям Божиим, творить добро ближним. А кто наш ближний? На это Господь отвечает в Евангелии: ближний — это всякий, кто нуждается в вашей помощи, это всякий, кто оказался рядом с вами (Лк. 10:25-37).

Христианство не делит людей на друзей и врагов, на тех, кому надо помогать и тех, кто не нуждается в помощи. Для христианина всякий человек — ближний. И Господь научает нас этому через Свое Евангелие, через Нагорную проповедь, через притчи и другие учения, которые донесли до нас Его святые апостолы.

Никогда не сомневайтесь в истинности слов, сказанных Господом в Евангелии. Никогда не сомневайтесь в истинности учения Церкви. Злые и лукавые голоса будут продолжать говорить, что в Церкви нет истины или что в ней отсутствует полнота истины, или она в чем-то заблуждается. Не верьте этим голосам и не слушайте их. Если вам будет попадаться сектантская, раскольничья или еретическая литература, гнушайтесь ею как мерзостью, не держите ее в своих домах, уничтожайте эту литературу и не позволяйте другим с ней соприкасаться, ибо ее тлетворное действие, которое вы сами на себе испытали, пагубным образом будет сказываться и на других людях.

Живите по-христиански. Любите Бога, любите Церковь Божию, любите друг друга и Господь всегда будет с вами, благословляя ваш жизненный путь. Аминь».

***

Работа с людьми, отпавшими от Православия, проводится при московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» Центром реабилитации жертв нетрадиционных религий памяти А.С. Хомякова. В настоящее время центром руководит клирик храма священник Евгений Тремаскин. Перед совершением чина присоединения к Православной Церкви с сектантами и раскольниками, пожелавшими вернуться к истинной вере, в течение нескольких месяцев проводятся подготовительные беседы.

Источник: Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru


05 декабря 2016
Предстоятель Русской Православной Церкви совершил поминовение Святейшего Патриарха Алексия ΙΙ


5 декабря 2016 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, совершающий визит в Корсунскую епархию, отслужил панихиду на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в пригороде Парижа. Во время заупокойной службы, в частности, было совершено поминовение приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия ΙΙ.

«Сегодня ровно 8 лет со дня кончины моего блаженнопочившего предшественника Святейшего Патриарха Алексия II, вместе с которым я посетил это место во время его визита во Францию в 2007 году. Поэтому сегодня наши молитвы о тех, кто покоится на этом кладбище, будут также сопровождаться молитвой и о покойном Святейшем Патриархе Алексии», ― сказал Святейший Патриарх Кирилл в слове, которое прозвучало в храме Успения Пресвятой Богородицы на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II ― пятнадцатый Предстоятель Русской Православной Церкви с введения Патриаршества на Руси (1589). Преставился 5 декабря 2008 года, покоится в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове.

Источник: Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru


05 декабря 2016
В Москве молитвенно почтили память Святейшего Патриарха Алексия II

2016-12-05

5 декабря 2016 года в Богоявленском кафедральном соборе города Москвы молитвенно почтили память приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия II в день 8-й годовщины со дня его кончины.

Божественную литургию и панихиду в Богоявленском соборе, где погребен 15-й Патриарх Московский и всея Руси, возглавил председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству, наместник Троице-Сергиевой лавры архиепископ Сергиево-Посадский Феогност.

Его Высокопреосвященству сослужили: управляющий Северо-восточным викариатством г. Москвы епископ Подольский Тихон, а также представители столичного духовенства и братия Троице-Сергиевой лавры в священном сане.

За богослужением молились управляющий Юго-западным викариатством г. Москвы, наместник Андреевского ставропигиального монастыря епископ Дмитровский Феофилакт, настоятельницы и насельницы московских монастырей.

Церковные песнопения исполнил сводный хор братии Троице-Сергиевой лавры и Московской духовной академии под управлением игумена Силуана (Баранова).

По окончании Божественной литургии владыка Феогност совершил панихиду у гробницы приснопамятного Патриарха Алексия II и обратился к собравшимся с проповедью, в которой отметил выдающиеся душевные качества почившего — его великодушие и умение прощать, а также призвал присутствовавших всегда иметь перед собой образ приснопамятного Патриарха как примера жизни во Христе.

Источник: Пресс-служба Троице-Сергиевой лавры/Париархия.ru


29 ноября 2016
Рождественский пост в 2016 году: 28 ноября – 6 января 2017 года

2016-11-29

Как был установлен Рождественский пост?
Установление Рождественского поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам христианства. Уже с четвертого века св. Амвросий Медиодаланский, Филастрий, блаженный Августин упоминают в своих творениях Рождественский пост. В пятом веке о древности Рождественского поста писал Лев Великий.

Первоначально Рождественский пост длился у одних христиан семь дней, у других – несколько больше. На соборе 1166 года бывшем при константинопольском патриархе Луке и византийском императоре Мануиле всем христианам было положено хранить пост пред великим праздником Рождества Христова сорок дней.

Антиохийский патриарх Вальсамон писал, что “сам святейший патриарх сказал, что, хотя дни этих постов (Успенского и Рождественского. – Ред.) не определены правилом, понуждаемся, однако, последовать неписаному церковному преданию и долженствуем поститься… от 15 дня ноября”.

Рождественский пост – последний многодневный пост в году. Он начинается 15 (28 – по новому стилю) ноября и продолжается до 25 декабря (7 января), длится сорок дней и потому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей, так же, как и Великий пост. Так как заговенье на пост приходится в день памяти св. апостола Филиппа (14 ноября старого стиля), то этот пост называют Филипповым.

Зачем установлен Рождественский пост?
Рождественский пост – зимний пост, он служит для нас к освящению последней части года таинственным обновлением духовного единения с Богом и приготовлением к празднованию Рождества Христова.

Лев Великий пишет: “Само хранение воздержания запечатлено четырьмя временами, чтобы в течение года мы познали, что непрестанно нуждаемся в очищении и что при рассеянии жизни всегда надо стараться нам постом и милостынею истреблять грех, который приумножается бренностью плоти и нечистотою пожеланий”.

По словам Льва Великого, Рождественский пост есть жертва Богу за собранные плоды.

“Как Господь ущедрил нас плодами земли, – пишет святитель, – так и мы во время этого поста должны быть щедры к бедным”.

По словам Симеона Фессалоникийского, “пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти”.

Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению.

Когда начали праздновать Рождество Христово?
Начало этого праздника относится к временам Апостолов. В Апостольских постановлениях говорится: “Храните, братия, дни праздничные, и, во-первых, день Рождества Христова, которое да празднуется вами в 25-й день десятого месяца” (desembri). Там же сказано: “День Рождества Христова да празднуют, в он же нечаемая благодать дана человекам рождением Божия Слова из Марии Девы на спасение миру”.

Во втором столетии на день Рождества Христова, 25 декабря (юлианского календаря), указывает Климент Александрийский.

В третьем веке о празднике Рождества Христова упоминает св. Ипполит.

Во время гонений христиан Диоклетианом, в начале четвертого века, в 303 году, 20 000 никодимийских христиан было сожжено в храме в самый праздник Рождества Христова.

С того времени, когда Церковь получает свободу и делается господствующей в Римской империи, праздник Рождества Христова мы находим во всей Вселенской Церкви, как это можно увидеть из поучений св. Ефрема Сирина, св. Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, св. Амвросия, Иоанна Златоустого и других отцов Церкви четвертого века на праздник Рождества Христова.

Никифор Каллист, писатель семнадцатого века, в своей церковной истории пишет, что император Юстиниан в шестом веке установил праздновать Рождество Христово по всей земле.

В пятом веке Патриарх Константинопольский Анатолий, в седьмом Софроний и Андрей Иерусалимские, в восьмом св. Иоанн Дамаскин.Козьма Маиумский и Герман, Патриарх Цареградский, в девятом преподобная Кассия и другие, имена которых нам неизвестны, написали для праздника Рождества Христова многие священные песнопения, которые и ныне звучат в храмах для прославления светло празднуемого события.

Как питаться в Рождественский пост?
Устав Церкви учит, от чего следует воздерживаться во время постов – “все благочестиво постящиеся строго должны соблюдать уставы о качестве пищи, то есть воздерживаться в посте от некоторых брашен [то есть еды, пищи. – Ред.], не как от скверных (да не будет сего), а как от неприличных посту и запрещенных Церковью. Брашна, от которых должно воздерживаться в посты, суть: мясо, сыр, коровье масло, молоко, яйца, а иногда и рыба, смотря по различию святых постов”.

Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, столь же строги, как и Петров пост. Кроме того, в понедельник, среду и пятницу Рождественского поста уставом запрещаются рыба, вино и елей и дозволяется принимать пищу без масла (сухоядение) только после вечерни. В остальные же дни – вторник, четверг, суббота и воскресенье – разрешено принимать пищу с растительным маслом. Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение поста положено только на вино и елей.

От 20 декабря до 25 декабря (старого стиля) пост усиливается, и в эти дни даже в субботу и воскресенье рыба не благословляется. Между тем именно на эти дни приходится празднование гражданского Нового года, и нам, православным христианам, надо быть особенно собранными, чтобы весельем, винопитием и вкушением пищи не нарушить строгость поста.

Постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно. “Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды”, – заповедует Святая Церковь.

Пост телесный, без поста духовного, ничего не приносит для спасения души, даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства от сознания того, что он постится. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с воздержанием от супружеской жизни, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий, просмотра телевизора. Пост не цель, а средство – средство смирить свою плоть и очиститься от грехов. Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой.

Сущность поста выражена в следующей церковной песне: “Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, – напрасно утешаемся неядением: ибо – если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам, никогда не ядушим”.

Некоторые считают, что при современном бедственном положении в России, когда не выплачивают зарплату, когда у многих нет денег, пост не тема для разговора. Напомним слово Оптинских старцев: “Не хотят поститься добровольно – будут поститься недобровольно…”

Источник: http://www.pravmir.ru/rozhdestvenskij-post/


 
 
© 2011 Православное богословие
Разработка сайта - Студия web-дизайна Stoff