Таинство Крещения Таинство Миропомазания Таинство Покаяния Таинство Причащения Таинство Елеосвещения Таинство Брака Таинство Священства

Новости

26 ноября 2013
Обращение о признании в Конституции особой роли Православия

2013-11-26

10 ноября прошла конференция «Триумф и крушение империи: уроки истории». С докладами выступили министр культуры РФ В.Р.Мединский, президент Российского Фонда культуры Н.С.Михалков, ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре архимандрит Тихон (Шевкунов), депутаты Государственной Думы, а также видные историки и политологи из ведущих научных центров России.

В процессе обсуждения участники конференции одобрили решение о создании рабочей группы на базе Российского Института Стратегических Исследований (РИСИ), задачей которой должно стать обобщение предложений и выводов, сделанных в ходе конференции и одобренных собравшимися, и подготовка итогового документа.

Настоящее обращение является итоговым документом, подготовленным рабочей группой по результатам конференции.


ОБРАЩЕНИЕ
к Президенту России В.В. Путину, Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко и Председателю Государственной Думы С.Е. Нарышкину, членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы, депутатам законодательных собраний субъектов Российской Федерции.


В 1917 году Россию постигла кровавая катастрофа, последствия которой ощутимы и поныне. В один день перестала существовать одна из величайших мировых держав с многовековой историей и культурой. В качестве причин этой трагедии часто выдвигаются факторы экономического и политического характера. Однако сегодня достоверно известно, что системный кризис в экономике предреволюционной России – это ложь. Политические же причины русской смуты есть по существу своему не причины, но следствия намного более глубоких процессов, природа которых лежит в духовном измерении.

Утрата православного самосознания и церковности значительной частью дворянства и интеллигенции, потеря национальной идентичности, сформированной на основе христианских норм и традиций, отказ от Православия – вот подлинная причина революции. Более того, интеллигенция сознательно и активно помогала революционерам!

На всем протяжении своей тысячелетней истории Россия развивалась именно как Православное государство, в основе которого лежали христианские идеи жертвенного служения Богу и спасения души. Православие явилось той силой, которая связала различные народы и культуры в уникальное государство-цивилизацию – Российскую Империю. Православие не раз спасало наше государство от разрушения и уничтожения. И во времена татаро-монголького ига, и в период Смуты начала XVII века, и в войне с Наполеоном. И даже в Великую Отечественную Войну, что было признано советским руководством, которое в 1943 году прекратило жестокие гонения на Православную Церковь и восстановило Патриаршество в своих правах. Христианские заповеди справедливости продолжали служить основой нашего общества и во времена официального атеизма в СССР.

Сегодня мы возвращаемся на свой подлинный исторический путь. Пробуждение народного самосознания в России является прямым следствием возрождения в ней христианского духа. Последние два десятилетия являют нам небывалое прежде в истории человечества Торжество Православия: миллионы наших соотечественников обретают дорогу к Храму, возрождаются и заново строятся десятки тысяч церквей и монастырей от Прибалтики до Владивостока и от Арктики до Средней Азии. Православные праздники и поклонение православным святыням, как и прежде, становятся неотъемлемыми чертами жизни нашего общества.

Христиане всего мира с надеждой смотрят на Россию как на хранительницу истинных ценностей, несущую свет подлинного Христианства всему человечеству.

Президент В.В. Путин, выступая недавно на заседании Валдайского клуба, отметил: «…стремление к самостоятельности, к духовному, идеологическому…суверенитету – неотъемлемая часть нашего национального характера».

Православие – это национальная идея России, ее особый цивилизационный код, сущность ее духовного суверенитета. Православие – это основа русской идентичности. Россия не состоялась бы как тысячелетняя цивилизация без Крещения святым князем Владимиром русского народа 1025 лет назад.

О том же писал И.А.Ильин в книге «Грядущая Россия», призывая «научиться духовному патриотизму, научиться обретению Родины и передать это умение всем другим, кто соблазнился о своей Родине и пошатнулся в сторону интернационализма. Мы должны понять, что люди связуются в единую Родину силою веры, любви, внутренней свободы, совести и семейного духа, силою духовного творчества во всех его видах; и, увидев это, мы должны утвердить наше священное право быть единой духовно великой нацией».

И так же, как законодательно закреплен государственный суверенитет Российской Федерации, мы призываем закрепить ее суверенитет духовный, признав в Конституции России особую роль Православия.

Конституционное закрепление духовного суверенитета позволит нашей стране сохранить национальную идентичность, государственную независимость и убережет от новых потрясений. Без этого шага никакие экономические успехи не гарантируют нашей Родине спокойствия и процветания. Пример крушения Российской Империи в 1917 году с беспощадной ясностью демонстрирует, что при духовном кризисе инвестиционный климат не поможет.

Этот шаг никоим образом не означает ущемления прав других традиционных для России религиозных общин. Л.А.Тихомиров очень точно определял Россию как «семью народов, собранных вокруг православного русского народа». Ведь для всех народов России, имеющих иную конфессиональную принадлежость, очевидно, что они исторически входили в эту большую семью народов и были ее полноправной частью на основе именно православных норм и ценностей. В тех регионах России, где традиционными являются иные религии, наряду с Православием может быть закреплена особая роль соответствующих религий на уровне законодательства субъекта федерации.

Практика закрепления особой роли за той или иной религией широко распространена в конституциях современных государств Европы: достаточно вспомнить Данию, Норвегию, Ирландию, Польшу, Грецию, Финляндию. Излишне говорить об исламе и буддизме, которые являются государственными религиями в десятках азиатских стран.

Мы вместе с миллионами сограждан, празднующих в этом году 1025-летие Крещения Руси, обращаемся к Президенту России В.В. Путину, Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко и Председателю Государственной Думы С.Е. Нарышкину, членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы, депутатам законодательных собраний субъектов Российской Федерции с призывом закрепить в Конституции Российской Федерации особую роль Православия.

А.Н. Боханов
Доктор исторических наук, советник директора Российского Института Стратегических Исследований

Д.М. Володихин
Доктор исторических наук, доцент исторического ф-та МГУ имени М.В. Ломоносова
Г.П. Дмитриев
Композитор, Заслуженный деятель искусств России, профессор Академии хорового искусства имени В.С. Попова
М.А. Исаев
Доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного права МГИМО
В.Ю. Катасонов
Доктор экономических наук, профессор кафедры международных финансов МГИМО
А. Ю. Комов
Посол Всемирного Конгресса Семей в ООН, Представитель Всемирного Конгресса Семей в России
А.И. Любжин
Доктор филологических наук, зав. сектором книг Отдела редких книг и рукописей Научной Библиотеки МГУ имени М.В. Ломоносова
К.В. Малофеев
Председатель Общественной организации «Романовский юбилей»
Е.Б. Мизулина
Доктор юридических наук, председатель Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей
П.В. Мультатули
Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Российского Института Стратегических Исследований
А.П. Оситис
Президент Группы компаний «АСВТ», президент Фонда равноапостольных Константина и Елены
Л.П. Решетников
Директор Российского Института Стратегических Исследований, генерал-лейтенант
С.Ю. Рудов
Член Общественной Палаты РФ
Д.В. Саблин
Член Совета Федерации, первый заместитель председателя ВОО ветеранов «Боевое братство»
М.Б. Смолин
Кандидат исторических наук, заместитель директора Российского Института Стратегических Исследований
В.М. Тетерин
Пианист, продюсер, президент некоммерческого благотворительного фонда «Мир искусства»
А.А. Трубецкой
Исполнительный председатель ассоциации «Франко-русский диалог»
П.В. Ульянов
Руководитель энергетического дивизиона компании «РУСАЛ»
З.М. Чавчавадзе
Директор Гимназии Святителя Василия Великого
И.С. Юров
Председатель Совета директоров «Национального банка «ТРАСТ»
Ю.А. Шичалин
Доктор философских наук, Директор Греко-Латинского кабинета, профессор филологического ф-та МГУ, зав. кафедрой древних языков и древней христианской письменности Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Источник: http://www.pravmir.ru/obrashhenie-o-priznanii-v-konstitucii-osoboj-roli-pravoslaviya/


26 ноября 2013
Церковь чтит память святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского

2013-11-26

Церковь празднует память святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского.

Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, один из трех Вселенских святителей, родился в Антиохии ок. 347 года, в семье военачальника. Его отец, Секунд, умер вскоре после рождения сына. Мать святого Иоанна, Анфуса, оставшись в двадцать лет вдовой, не стала более выходить замуж и отдала все силы воспитанию сына в правилах христианского благочестия.

Святитель Мелетий, епископ Антиохийский (память 12 февраля), полюбивший Иоанна, как сына, наставил его в вере и в 367 году крестил. Когда скончалась мать Иоанна, он принял иночество, которое называл «истинной философией».

Четыре года провел святой в трудах пустыннического жительства, подвизаясь под руководством опытного духовного наставника.

В 381 году святой епископ Мелетий Антиохийский посвятил его во диакона. В 386 году святой Иоанн был хиротонисан епископом Антиохийским Флавианом во пресвитера. На него возложили обязанность проповедовать Слово Божие. Святой Иоанн оказался блестящим проповедником, и за редкий дар Богодохновенного слова получил от паствы наименование «Златоуст». Двенадцать лет святой, при стечении толп народа, обычно дважды в неделю, а иногда — каждодневно, проповедовал в храме, глубоко потрясая сердца слушателей.

Иоанн-пресвитер ревностно исполнял заповедь попечения о бедных: при нем Антиохийская Церковь питала каждый день до 3000 дев и вдовиц, не считая заключенных, странников и больных.

Росла слава святого проповедника, и в 397 году, по преставлении Константинопольского архиепископа Нектария, преемника святителя Григория Богослова, он был вызван из Антиохии для поставления на Константинопольскую кафедру.

Множество дел ожидало решения святителя, он начал с главного — с духовного совершенствования священства. И здесь лучшим примером был он сам. Средства, которые предназначались для архиепископа, святой обратил на содержание нескольких больниц и двух гостиниц для паломников. Архипастырь довольствовался скудной пищей, отказывался от приглашений на обеды. Много трудов положил святитель на устроение благолепного Богослужения: составил чин Литургии, ввел антифонное пение за всенощным бдением, написал несколько молитв чина елеосвящения.

Распущенность столичных нравов, особенно императорского двора, нашла в лице святителя нелицеприятного обличителя. Когда императрица Евдоксия распорядилась о конфискации последней собственности у вдовы и детей опального вельможи, святой встал на их защиту. Гордая императрица не уступила и затаила гнев на архипастыря. Ненависть Евдоксии к святителю разгорелась с новой силой, когда недоброжелатели сказали ей, будто святитель в своем поучении о суетных женщинах имел в виду ее.

Суд, составленный из иерархов, справедливо обличаемых ранее Златоустом: Феофила Александрийского, Севериана, Гевальского епископа, незадолго перед тем изгнанного из столицы за беспорядки, и других — постановил низложить святого Иоанна и за оскорбление императрицы предать казни. Император заменил казнь изгнанием.

У храма толпился возбужденный народ, решивший защищать своего пастыря. Святитель, чтобы избежать волнений, сам отдал себя в руки властей. Той же ночью в Константинополе произошло землетрясение. Испуганная Евдоксия просила императора срочно вернуть святого и немедля послала письмо изгнанному пастырю, умоляя его вернуться. Но уже через два месяца новый донос пробуждает гнев Евдоксии. В марте 404 года состоялся неправедный Собор, постановивший изгнать святого Иоанна. По удалении его из столицы, пожар обратил в пепел храм Святой Софии и здание сената. Вскоре последовали опустошительные набеги варваров, а в октябре 404 года умерла Евдоксия. Даже язычники видели в этих событиях небесное наказание за неправедное осуждение угодника Божия.

Находясь в Армении, святитель еще более старался укрепить своих духовных чад. В многочисленных письмах (их сохранилось 245) епископам Азии, Африки, Европы и особенно своим друзьям в Константинополе святой Иоанн утешал страдающих, наставлял и поддерживал своих приверженцев.

Зимой 406 года святитель Иоанн был болезнью прикован к постели. Но враги его не унимались. Из столицы пришел приказ перевести святого Иоанна в глухой Питиус (в Абхазии). Истощенный болезнями святитель в сопровождении конвоя три месяца в дождь и зной совершал свой последний переход. В Команах силы оставили его. У склепа святого Василиска, утешенный явлением мученика, причастившись Святых Тайн, вселенский святитель со словами «Слава Богу за всё!» отошел к Господу 14 сентября 407 года.

Святые мощи Иоанна Златоуста торжественно были перенесены в Константинополь в 438 году.

Источник: http://www.pravmir.ru/cerkov-chtit-pamyat-svyatitelya-ioanna-zlatousta-arxiepiskopa-konstantinopolskogo/


25 ноября 2013
Церковь чтит память святого преподобного Нила Постника.

2013-11-25

Святой преподобный Нил Постник, уроженец Константинополя, жил в V веке и был учеником святого Иоанна Златоуста. Получив прекрасное образование, Нил еще молодым человеком был назначен на важный пост префекта столицы. К этому времени Нил был женат и имел двух детей.

Блеск придворной жизни тяготил супругов. Огромное влияние на их жизнь и их стремления оказывал святой Иоанн Златоуст. Супруги решили расстаться и посвятить себя иноческой жизни. Жена Нила с дочерью удалилась в один из женских монастырей в Египет, а преподобный Нил с сыном Феодулом ушли на Синай, где поселились в выкопанной своими руками пещере. Сорок лет служила эта пещера жилищем преподобному Нилу. Постом, молитвой, трудами стяжал святой высокое духовное совершенство.

К нему стали приходить люди всякого звания и сословия – от императора до земледельца, и каждый у святого находил совет и утешение. В своем уединении преподобный Нил много писал. Известны его послания, среди которых – гневные обличения императора Аркадия, изгнавшего святого Иоанна Златоуста. Широко известны аскетические творения преподобного Нила, достойного ученика Златоуста: они совершенны по форме, глубоко православны, исполнены искренним чувством и ясной мыслью.

В пустыне преподобный Нил претерпел много невзгод. Так, сарацины пленили сына его Феодула, которого предназначили в жертву языческим богам.

По молитвам святого Господь спас Феодула, и преподобный нашел его у епископа Эмесского, выкупившего молодого человека у варваров. Этот же епископ рукоположил обоих пустынников во пресвитеров. После посвящения они возвратились на Синай, где и подвизались вместе до кончины преподобного Нила.

Преподобный Нил, по примеру своего учителя Иоанна Златоуста, занимался толкованием Святого Писания и изъяснением догматов веры. Известность ему принесли его аскетические сочинения.
К наиболее известным его сочинениям относятся:
Слово о молитве,
Слово к Евлогию монаху,
«Ручная книжка Эпиктета» с изложением мыслей этого греческого философа в контексте христианского вероучения,
Переписка преподобного Нила нравственного содержания.

Источник: http://www.pravmir.ru/cerkov-chtit-pamyat-svyatogo-prepodobnogo-nila-postnika/


25 ноября 2013
В день своего рождения митрополит Киевский Владимир совершил Божественную литургию и удостоил высоких наград ряд архиереев Украинской Православной Церкви

2013-11-25

23 ноября 2013 года, в день своего рождения, Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир совершил Божественную литургию в домовом храме святителя Николая Чудотворца резиденции Предстоятеля Украинской Православной Церкви в Киево-Печерской лавре.

Его Блаженству сослужили: митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий, управляющий делами УПЦ митрополит Бориспольский и Броварской Антоний, архиепископы Белоцерковский и Богуславский Августин, Сарненский и Полесский Анатолий, Харьковский и Богодуховский Онуфрий, Переяслав-Хмельницкий и Вишневский Александр, епископ Хотинский Мелетий, сотрудники Киевской митрополии в священном сане.

За богослужением молились митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь и архиепископ Городницкий Александр.

На малом входе по случаю 1025-летия Крещения Руси и за труды на ниве архипастырского служения Предстоятель Украинской Православной Церкви удостоил митрополита Черновицкого и Буковинского Онуфрия права ношения второй панагии, а также возвел в сан митрополита архиепископов Белоцерковского и Богуславского Августина, Сарненского и Полесского Анатолия, Харьковского и Богодуховского Онуфрия, Переяслав-Хмельницкого и Вишневского Александра и в сан архиепископа — епископа Хотинского Мелетия, сообщает официальный сайт УПЦ.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Киев для участия в праздновании 78-летия Блаженнейшего митрополита Владимира прибыл председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион. 23 ноября в Успенском соборе Киево-Печерской лавры в сослужении наместника обители митрополита Вышгородского и Чернобыльского Павла, сонма архипастырей Украинской Православной Церкви и духовенства Киевской епархии митрополит Иларион возглавил Божественную литургию.

В тот же день в резиденции Предстоятеля Украинской Православной Церкви в Киево-Печерской лавре состоялись встречи Блаженнейшего митрополита Владимира с президентом Украины В.Ф. Януковичем и премьер-министром Украины Н.Я. Азаровым. Глава государства и председатель Правительства Украины поздравили Блаженнейшего владыку с днем рождения и пожелали Его Блаженству здоровья и долголетия.

Накануне, 22 ноября, Блаженнейшего митрополита Владимира в киевском Пантелеимоновом монастыре в Феофании поздравили с днем рождения викарные архиереи Киевской митрополии и благочинные Киевской и Бориспольской епархий во главе с управляющим делами Украинской Православной Церкви митрополитом Бориспольским и Броварским Антонием.

Патриархия.ru


24 ноября 2013
Церковь чтит память блаженного Максима Московского

2013-11-24

Церковь чтит память блаженного Максима Московского, Христа ради юродивого.

Блаженный Максим, Христа ради юродивый, жил в Москве. О его родителях, времени и месте рождения ничего не известно. Святой Максим избрал один из самых трудных и тернистых путей ко спасению, добровольно, Христа ради, приняв на себя личину юродивого. Летом и зимой Максим ходил почти совсем нагим, перенося с молитвой и зной, и холод. Он говорил: «Хоть люта зима, но сладок рай». Русь очень любила своих юродивых, ценила их глубочайшее смирение, внимала их мудрости, высказанной доходчиво и афористично народным языком пословиц. И слушали юродивых все: от великих князей до последнего бедняка.

Блаженный Максим жил в тяжелые для русского народа времена. Татарские набеги, засухи, эпидемии разоряли и губили людей. Святой говорил обездоленным: «Не всё по шерсти, ино и напротив… За дело побьют, повинись, да пониже поклонись; не плачь битый, плачь небитый; оттерпимся, и мы люди будем; исподволь и сырые дрова загораются; за терпение даст Бог спасение». Но не только слова утешения говорил святой. Его гневных обличении страшились сильные мира сего. Блаженный Максим говорил знатным да богатым: «Божница домашня, а совесть продажна; всяк крестится, да не всяк молится; Бог всякую неправду сыщет. Ни Он тебя, ни ты Его не обманешь».

Скончался блаженный Максим 11 ноября 1434 года и был погребен у церкви святых князей Бориса и Глеба. У мощей святого угодника Божия стали происходить чудесные исцеления. В 1547 году в окружной грамоте митрополита Макария предписывалось: «Пети и праздновати на Москве новому чудотворцу Максиму, Христа ради юродивому». В том же году 13 августа были обретены нетленными мощи блаженного Максима. Церковь Бориса и Глеба, в ограде которой был похоронен святой, сгорела в 1568 году. На ее месте построена была новая церковь, которую освятили во имя святого Максима, Христа ради юродивого. В этом храме были положены честные мощи святого Максима.

Источник: http://www.pravmir.ru/cerkov-chtit-pamyat-blazhennogo-maksima-moskovskogo/


 
 
© 2011 Православное богословие
Разработка сайта - Студия web-дизайна Stoff