Таинство Крещения Таинство Миропомазания Таинство Покаяния Таинство Причащения Таинство Елеосвещения Таинство Брака Таинство Священства

Новости

30 сентября 2013
Итоговый документ III Общецерковного съезда руководителей епархиальных отделов социальной направленности, духовников и главных сестер сестричеств милосердия

2013-09-30

Участники III Общецерковного съезда руководителей епархиальных отделов социальной направленности, духовников и главных сестер сестричеств милосердия, прошедшего по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Москве 23-25 сентября 2013 года, обсудили основные проблемы церковного социального служения, а также ход реализации постановлений Архиерейского Собора 2013 года в сфере церковной социальной работы, и пришли к следующим выводам.

Социальная работа в новообразованных епархиях. В новообразованных епархиях социальная деятельность Церкви нуждается в особой поддержке — методической и организационной. Как подчеркивалось на Архиерейском Соборе 2013 года, социальной работе в епархии и на приходе необходимо учиться. Мы одобряем инициативу Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви (далее — ОЦБСС) по проведению онлайн-семинаров и стажировок по различным направлениям социального служения и призываем всех клириков и мирян, участвующих в церковной социальной работе, более активно использовать имеющиеся возможности для обмена опытом и получения необходимых знаний.

Призываем также руководителей социальных отделов в митрополиях оказывать на местах помощь организаторам социального служения новых епархий, входящих в митрополии.

Обращаем внимание, что при открытии новых храмов желательно сразу же озаботиться и социальными нуждами паствы в этих новообразованных приходах и выбирать из числа прихожан помощников по социальной деятельности.

Обучение социальных работников. Рекомендуем всем руководителям епархиальных социальных отделов регулярно направлять церковных социальных работников на обучение в ОЦБСС, информировать о такой возможности благочинных, настоятелей храмов, игуменов и игумений монастырей. Детальные сведения о программе обучения и стажировок можно найти на официальном сайте ОЦБСС — в разделе http://www.diaconia.ru/webinars. Также обращаем внимание на возможность получения профильного образования в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете, в котором существует отделение социальной работы, и в Православном институте св. ап. Иоанна Богослова на кафедре психологии социальной работы. Желательно, кроме того, изыскивать возможности для обучения социальной работе внутри епархии — в тех Духовных учебных заведениях, где имеются программы по Основам социального служения, или же в рамках тренингов, проводимых церковными НКО, имеющими большой опыт работы.

Ресурсы приходской социальной работы. В деяниях Архиерейского Собора 2013 года содержится указание на необходимость достойной оплаты труда приходских работников, в том числе ответственных за социальную работу. Обращаем внимание благочинных и настоятелей храмов, что координация и организация социальной работы сегодня невозможна без быстрой оперативной связи и доступа к информации. Необходимо оборудовать рабочие места церковных социальных работников компьютером, интернетом и телефоном — то есть тем, без чего невозможно вести эту работу в современных условиях и на должном уровне.

Современные механизмы финансирования церковных благотворительных начинаний. Обращаем внимание, что, в частности, в России были приняты правила предоставления социально ориентированным некоммерческим организациям поддержки за счет бюджетных средств. Это позволяет православным общинам, образовательным учреждениям и общественным объединениям получать субсидии на развитие своей общественно полезной деятельности из федерального или регионального бюджетов. Однако, к сожалению, до сих пор церковные проекты недостаточно активны в привлечении такого финансирования или же им не удается выигрывать грантовые конкурсы из-за недостаточной подготовленности бухгалтеров и руководителей проектов. Необходимо повышать уровень управленческих кадров церковных НКО, чтобы не проигрывать в конкуренции со светскими НКО, иметь возможность получать гранты, отчитываться на должном уровне, без чего невозможно системное финансирование в дальнейшем. Обращаем внимание, что у приходов есть возможность учреждать социально ориентированные НКО как отдельные юридические лица. Целесообразно также изучать и использовать эффективный зарубежный опыт привлечения ресурсов к благотворительности, а также проходить обучение в имеющихся на сегодня во многих государствах на канонической территории Русской Православной Церкви ресурсных центрах, специализирующихся на поддержке благотворительных организаций.

Сотрудничество церковных социальных служб. Любая социальная проблема имеет комплексный характер и для ее решения необходим всесторонний, комплексный подход. Поэтому для организации эффективной социальной помощи различным группам нуждающихся необходимо тесное взаимодействие и сотрудничество церковных социальных служб, различных отделов и структур (включая епархиальные отделы религиозного образования и катехизации, тюремного служения, миссионерские службы и др.), а также продуктивное соработничество с общественными и государственными организациями социальной направленности. Такое сотрудничество может дать церковным инициативам и проектам необходимые квалифицированные кадры, методики и другие ресурсы.

Добровольческое движение. Мы видим особую перспективность и важность развития добровольческого служения. Волонтерские группы должны создаваться при каждом приходе, благочинии, церковной социальной службе. При этом желательно иметь на уровне епархии координационный центр, который помогал бы имеющимся и возникающим добровольческим инициативам с обучением добровольцев, решением организационных вопросов, а также в осуществлении совместных инициатив. Таким образом все небольшие волонтерские группы могут быть объединены в единую сеть — для сотрудничества и для совместного участия в крупных акциях, проектах и программах — координируемую епархиальными социальными отделами. Координаторов добровольческого служения готов принять на обучение Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению. Отдел также может дистанционно консультировать координаторов добровольцев на местах при возникновении трудностей.

По опыту участников съезда, приходская молодежь с готовностью принимает участие в добровольческих начинаниях (благотворительные праздники, ярмарки, помощь многодетным семьям, субботники по уборке, поздравление с праздниками пациентов больниц, детей, инвалидов и престарелых в социальных учреждениях). Эти акции привлекают внимание и нецерковной молодежи, которая таким образом получает возможность познакомиться с церковной жизнью.

Защита материнства и детства. Деятельность центров/отделов/инициатив по защите материнства и детства не должна ограничиваться только противоабортным направлением, эта работа должна включать реальную духовную, социальную и материальную помощь всей семье, включая и отцов. Данный вид работы должен быть направлен на создание мира и гармонии в семье в целом, включая предотвращение домашнего насилия, повышение ответственности родителей, а также повышение статуса отца в семье.

Помощь в чрезвычайных ситуациях. Участники съезда констатируют необходимость более тесной координации действий епархий с Синодальным отделом по церковной благотворительности во время ЧС федерального значения. Силами ОЦБСС также должно быть организовано обучение епархиальных руководителей социальных отделов и бухгалтеров правилам отчетности по общецерковным сборам и требованиям к документальному оформлению. Настоятельно необходимо, чтобы отчеты о сборе средств и тратах своевременно публиковались на сайтах епархий.

Участники съезда заинтересованы в том, чтобы силами Синодального ОЦБСС были разработаны типовые инструкции по организации помощи во время ЧС для священнослужителей, сестер милосердия и церковных социальных работников.

Помощь инвалидам. Для полноценного окормления инвалидов, живущих в семьях или находящихся в социальных учреждениях, необходимо постоянное повышение уровня образования участвующих в работе с инвалидами священников, прихожан и добровольцев. Прихожане и социальные работники должны знать, как принять в храме инвалида той или иной категории, как не устраниться, не отвергнуть его, а сделать равноценным членом церковной общины.

Церковь должна делать все возможное для сохранения семей, воспитывающих детей-инвалидов, (часто семьи распадаются, когда выясняется, что родившийся ребенок – инвалид) и оказания им духовной, социальной, педагогической, психологической, а также материальной поддержки. Необходимо организовывать на приходах группы добровольцев, готовых и способных осуществлять сопровождение семей с детьми-инвалидами и взрослыми инвалидами.

Необходимо способствовать созданию в храмах доступной среды для инвалидов разных категорий с целью обеспечения их полноценного участия в богослужениях и интеграции в церковную жизнь приходов. Возможно привлечение молодых инвалидов в качестве добровольцев к приходским работам в зависимости от состояния их здоровья, наличия медицинских показаний и желания потрудиться.

Для улучшения социальной адаптации и интеграции молодых инвалидов в общество следует способствовать созданию для них защищенных (специально созданных для инвалидов) рабочих мест, а также мастерских при храмах и монастырях.

Необходимо развивать добровольческую деятельность в домах-интернатах для детей-инвалидов и психоневрологических интернатах в целях содействия инвалидам в реабилитации, социализации и интеграции в общество.

Помощь наркозависимым. Наиболее насущнымивопросами этого направления церковного социального служения сегодня являются: проблема кадров, организация новых реабилитационных центров по типовым проектам, взаимодействие с государством и НКО, юридическое обеспечение реабилитации наркозависимых. По итогам обсуждения участники съезда пришли к следующим выводам:

— важно структурировать оказание помощи наркозависимым и их родственникам как отдельное направление социального служения на епархиальном уровне;
— назрела потребность в объединении существующих церковных реабилитационных структур в единую сеть для повышения эффективности и качества помощи наркозависимым и их близким;
— необходимо развивать систему образовательных мероприятий в целях подготовки и переподготовки кадров для церковной системы оказания помощи наркозависимым, в т.ч. разработку и внедрение программы для Духовных учебных заведений.

Популяризация трезвости. Одной из главных угроз здоровью населения является злоупотребление алкоголем. В связи с этим долг Церкви — возрождать в общественном сознании отношение к трезвости как нравственной ценности. Христиане при этом призываются быть примером трезвой жизни. В практической области необходимо сосредоточиться на следующих направлениях:

создание при монастырях и приходах братств, обществ, общин трезвости, информационных и консультационных центров, горячей телефонной линии, домов трудолюбия, реабилитационных центров, клубов и школ трезвости, групп само- и взаимопомощи, адаптации к трезвой жизни;
осуществление профилактических и реабилитационных программ с участием священнослужителей, специалистов и добровольных помощников;
сотрудничество с государственными и общественными организациями, ведущими антиалкогольную деятельность в рамках совместных проектов;
популяризация идей трезвости среди подростков и молодежи.
Помощь бездомным. Участники съезда отметили остроту вопроса об оказании помощи бездомным, поскольку жизнь именно этих людей больше всего зависит от неравнодушия и милосердия окружающего общества. Пока только в 47 епархиях есть православные приюты для бездомных и социальные столовые. Необходимо, чтобы в каждом крупном городе епархии, знакомом с проблемой бездомности, был организован центр срочной социальной помощи бездомным, включающий в себя благотворительную столовую, кабинет социальной помощи и небольшой социальный приют. Необходимо, чтобы хотя бы в одном храме каждого города социальные работники могли бы проконсультировать бездомного и помочь ему добраться до ближайшего епархиального или государственного центра помощи бездомным, а в случае отсутствии такого в епархии - по мере сил помогли бы решить социальные проблемы обратившегося человека.

Одна из актуальнейших задач — организация реабилитации бездомных, возвращение их в социум. Для этого необходимо создавать многоступенчатую систему реабилитации бездомных. Кроме того, нужно вести кропотливую работу с обществом, чтобы изменить отношение к бездомным как к отверженной категории населения.

Сестричества милосердия. Практически все направления церковного социального служения в той или иной мере связаны с работой сестричеств и групп милосердия, при том что одним из главных направлений социальной деятельности сестричеств остается работа медицинского профиля (патронажная служба, уход за больными, духовная помощь в медицинских учреждениях). Рекомендуем церковным социальным работникам организовать свою деятельность в тесном сотрудничестве с сестричествами милосердия.

Духовные основы милосердия. Нельзя забывать, что конечная цель церковной социальной работы — спасение бессмертной души каждого из подопечных, раненых грехом и злом, распространенными в мире. Важно, чтобы духовники, окормляющие церковные социальные проекты, неустанно напоминали сотрудникам, что главный смысл церковной социальной деятельности — не в количестве нуждающихся людей, которым будет оказана помощь, а в том, чтобы стяжать в сердце и явить миру любовь к адресатам нашего служения, любовь, личностно направленную, предполагающую умение видеть не только в нуждающемся, но и в коллегах, начальниках, родных неповторимую личность, образ Божий.

Основой нашей работы должна быть совместная молитва, жизнь в Таинствах Церкви, смиренное принятие трудностей служения, надежда на помощь Божию, трезвенное отношение к социальным проблемам и стремление, по слову апостола Павла, понести тяготы друг друга (Гал. 6:2).

Москва, 25 сентября 2013 года

Диакония.ru/Патриархия.ru


29 сентября 2013
В Сумах прошли торжества по случаю годовщины второго обретения Малочернетчинского образа Спасителя

2013-09-29

25 сентября 2013 года исполнился год со дня второго обретения Малочернетчинского чудотворного образа Христа Спасителя, именуемого «Хлеб Жизни».

Вечером 24 сентября архиепископ Сумской и Ахтырский Евлогий, викарий Киевской митрополии архиепископ Городницкий Александр и епископ Джанкойский и Раздольненский Алипий в сослужении клириков Сумской и других епархий Украинской Православной Церкви, совершили всенощное бдение, а 25 сентября — Божественную литургию в Спасо-Преображенском кафедральном соборе города Сумы — месте постоянного пребывания вновь обретенной святыни.

Богослужение совершалось по недавно вышедшему в свет изданию «Служба Господу Богу и Спасу нашему Иисусу Христу ради чудотворнаго образа Его Малочернетчинскаго, именуемаго "Хлеб Жизни"». Издание посвящено годовщине обретения чудотворной святыни. Отдельные песнопения богослужения исполнил хор духовенства Сумской епархии под управлением диакона Артемия Поджарова.

Проповедь после чтения Евангелия произнес епископ Джанкойский и Раздольненский Алипий.

По завершении Литургии и славления архиепископ Евлогий обратился к пастве и архиереям, прибывшим разделить радость праздника, со словами поздравления и благодарности за усердные молитвы.

Чудотворный Малочернетчинский образ Христа Спасителя «Хлеб Жизни» - http://www.pravoslavie.sumy.ua/ru/2012-07/news_1304/

«Православие в Украине»/Сумская епархия/Патриархия.ru


29 сентября 2013
Церковь чтит память вмч. Евфимии

2013-09-29

Святая великомученица Евфимия всехвальная была дочерью христиан — сенатора Филофрона и Феодосии. Она пострадала за Христа в г. Халкидоне, расположенном на берегу Босфора, напротив Константинополя, около 304 года.

Халкидонский правитель Приск разослал приказание всем жителям Халкидона и его окрестностей явиться на языческий праздник поклониться и принести жертву идолу Арея, угрожая великими муками тому, кто не исполнит приказания. Во время этого нечестивого празднества 49 христиан скрывались в одном доме, где тайно совершали Божественную службу Истинному Богу. Среди молящихся находилась и юная девица Евфимия. Вскоре о местопребывании христиан стало известно, и они были приведены к Приску для ответа. В течение 19 дней мучеников подвергали различным пыткам и истязаниям, но никто из них не поколебался в вере и не согласился принести жертву идолу. Разгневанный правитель, не зная, каким еще способом принудить христиан к отречению, послал их на суд к императору Диоклитиану, но отделил от них самую юную — девицу Евфимию, надеясь, что она, оставшись одна, не выдержит испытаний.

Святая Евфимия, разлученная со своими братьями по вере, усердно молилась Господу Иисусу Христу, чтобы Он Сам укрепил ее в предстоящем подвиге. Сначала Приск уговаривал святую отречься, обещая земные блага, потом дал приказание мучить ее. Мученица была привязана к колесу с острыми ножами, которые при вращении отрезали куски тела. Святая громко молилась. И вот, колесо само собой остановилось и не двигалось при всех усилиях палачей. Сошедший с неба Ангел Господень снял Евфимию с колеса и исцелил от ран, святая же с веселием благодарила Господа.

Не вразумившись чудом, мучитель повелел воинам Виктору и Сосфену бросить святую в раскаленную печь. Но те, увидев в пламени двух грозных Ангелов, отказались исполнить приказание правителя и сами уверовали в Бога, Которому поклонялась Евфимия. Дерзновенно возгласив, что и они христиане, Виктор и Сосфен смело пошли на страдания. Они были отданы на съедение зверям. Во время казни они взывали к милосердию Божию, чтобы Господь и их принял в Царство Небесное. Услышав призывавший их небесный Глас, они отошли в жизнь вечную. Звери же даже не дотронулись до их тел.

Святая Евфимия, брошенная другими воинами в печь, осталась цела. С Божией помощью она выходила невредимой после многих других пыток и истязаний. Приписывая это волшебству, правитель велел выкопать новый ров, наполнил его ножами, а сверху прикрыл землей и травой, чтобы мученица не знала о приготовленной ей казни; но и тут святая Евфимия осталась невредимой, легко прошедши надо рвом. Наконец, ее осудили на съедение зверям в цирке. Перед казнью святая стала просить, чтобы Господь сподобил ее умереть. Ни один зверь, выпущенный на арену, не бросился на святую. Лишь одна медведица нанесла ей небольшую рану на ноге, из которой истекла кровь, и святая великомученица Евфимия тотчас скончалась. В это время произошло землетрясение, стражники и зрители от страха бежали, так что родители святой смогли взять ее тело и с честью похоронить недалеко от Халкидона.

Впоследствии на могиле великомученицы Евфимии был возведен величественный храм. В этом храме происходили заседания IV Вселенского Собора в 451 году, во время которых святая великомученица чудесным образом подтвердила православное исповедание, положив предел ереси монофизитов, о чем подробно сказано в день воспоминания этого чуда II июля.

По взятии Халкидона персами в 617 году мощи святой великомученицы Евфимии перенесены были в Константинополь (около 620 г.). В период иконоборческой ереси рака с мощами святой Евфимии оказалась брошенной в море. Благочестивые корабельщики извлекли их. Впоследствии они попали на остров Лемнос, а в 796 году были возвращены в Константинополь.

Источник: http://www.pravmir.ru/cerkov-chtit-pamyat-vmch-evfimii/


28 сентября 2013
Церковь празднует память вмч. Никиты

2013-09-28

После победы Фритигерна, возглавившего войско христиан и нанесшего поражение язычнику Афанариху, вера Христова стала успешнее распространяться среди готфов.

Епископ Ульфила, преемник епископа Феофила, создал готфскую азбуку и перевел на готфский язык много священных книг. В распространении христианства среди соплеменников усердно трудился и святой Никита. Своим примером и вдохновенным словом он привел к Христовой вере многих язычников.

Однако Афанарих после поражения сумел снова поправить свои силы, вернуться в свою страну и восстановить свое прежнее могущество. Оставаясь язычником, он продолжал ненавидеть христиан и преследовать их.

Святой Никита, подвергнутый многим пыткам, был брошен в огонь, где и скончался в 372 году. Друг святого Никиты, христианин Мариан, ночью отыскал тело мученика, не поврежденное огнем и озаренное чудесным светом, перенес его и предал погребению в Киликии. Впоследствии оно. было перенесено в Константинополь. Частица святых мощей великомученика Никиты позднее перенесена в монастырь Высокие Дечаны, в Сербии.

Исотчник: http://www.pravmir.ru/cerkov-prazdnuet-pamyat-vmch-nikity/


27 сентября 2013
Воздвижение Креста Господня: история

2013-09-27

27 сентября православные празднуют Воздвижение Креста Господня — один из 12 главных, или двунадесятых праздников Православной Церкви.

В день Крестовоздвижения вспоминают, как равноапостольная царица Елена нашла Крест, на котором был распят Господь Иисус Христос. Крест был обретен в 326 году около горы Голгофы в Иерусалиме. C VII века с этим днём стали соединять память о возвращении Животворящего Креста из Персии греческим императором Ираклием (629).

Праздник называется Воздвижением Креста, потому что и при обретении, и при возвращении Креста предстоятель поднимал (Воздвигал) крест три раза, чтобы все могли его видеть.

История

Равноапостольный царь Константин пожелал построить храмы Божии на священных для христиан местах в Палестине, (т. е. на месте рождения, страданий и воскресения Господа Иисуса Христа и др.) и найти Крест, на котором был распят Спаситель. Исполнить желание царя взялась, с великою радостью, его мать, св. равноапостольная царица Елена.

В 326 году царица Елена с этою целью отправилась в Иерусалим. Много труда положила она, чтобы отыскать Крест Христов, так как враги Христовы скрыли Крест, зарыв его в землю. Наконец, ей указали на одного престарелого еврея, по имени Иуду, который знал, где находится Крест Господень. После долгих расспросов и уговоров его заставили сказать. Оказалось, что святой Крест брошен в одну пещеру и завален мусором и землею, а сверху выстроен языческий храм. Царица Елена приказала разрушить это здание и откопать пещеру.

Когда откопали пещеру, то нашли в ней три креста и отдельно лежащую от них дощечку с надписью: «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Нужно было узнать, который из трех крестов есть Крест Спасителя. Иерусалимский патриарх (епископ) Макарий и царица Елена твердо верили и надеялись, что Бог укажет святой Крест Спасителя.

По совету епископа стали подносить кресты один за другим к одной тяжело болящей женщине. От двух крестов не произошло никакого чуда, когда же возложили третий крест, то она тотчас стала здоровой. Случилось, что в это время мимо несли умершего, для погребения. Тогда стали возлагать кресты один за другим и на умершего; и когда возложили третий крест, умерший ожил. Таким образом узнали крест Господень, через который Господь совершил чудеса и показал животворящую силу Своего Креста.

Царица Елена, патриарх Макарий и окружавшие их люди с радостью и благоговением поклонились Кресту Христову и целовали его. Христиане, узнав об этом великом событии, собрались в бесчисленном множестве к месту, где был обретен (найден) Крест Господень. Всем хотелось приложиться к святому животворящему Кресту. Но так как из-за множества народа это сделать было невозможно, то все стали просить по крайней мере показать его. Тогда патриарх Макарий встал на возвышенном месте и, чтобы всем было видно, несколько раз воздвигал (поднимал) его. Народ же, видя Крест Спасителя, кланялся и восклицал: «Господи, помилуй!»

Св. равноапостольные цари Константин и Елена, над местом страданий, погребения и воскресения Иисуса Христа построили обширный и великолепный храм в честь Воскресения Христова. Построили также храмы на Елеонской горе, в Вифлееме и в Февроне у Дуба Мамрийского.

Царица Елена часть Креста Господня принесла своему сыну, Царю Константину, а другую часть оставила в Иерусалиме. Этот драгоценный остаток Креста Христова и до настоящего времени хранится в храме Воскресения Христова.

Источник: http://www.pravmir.ru/vozdvizhenie-kresta-gospodnya-istoriya-ikony-molitvy-propovedi-video/


 
 
© 2011 Православное богословие
Разработка сайта - Студия web-дизайна Stoff