Ближайшие важные православные даты
9 декабря – Василий (Агафоников), протоиерей, сщмч
9 декабря – Василий (Колосов), иерей, сщмч
9 декабря – Василий (Студницин), протоиерей, сщмч
<Декабрь 2024> | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | ||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 |
Новости
23 января 2018
Митрополит Волоколамский Иларион совершил Литургию старым чином в московском храме Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором
22 января 2018 года, в день празднования святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России, чудотворца, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия, председатель Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в московском храме Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором. Храм входит в комплекс Черниговского Патриаршего подворья, в зданиях которого размещается ОЦАД.
За богослужением, которое совершалось древнерусским чином, архипастырю сослужили руководитель Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции, настоятель Покровского храма в Рубцове, секретарь Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством протоиерей Иоанн Миролюбов, заведующий кафедрой церковно-практических наук Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия священник Михаил Желтов, а также клирики старообрядных приходов Русской Православной Церкви из города Москвы и Московской области, Киевской митрополии, Тихвинской, Ростовской и Новочеркасской, Нижнетагильской, Кузнецкой, Иваново-Вознесенской, Лысковской, Витебской, Ростовской епархий.
В их числе сослужащего духовенства единоверческих старообрядных приходов — архимандрит Иринарх (Денисов), архимандрит Ахилла (Шахтарин), игумен Кирилл (Сахаров), иеромонах Сергий (Гапонов), иеромонах Антоний (Аненко), иеромонах Варсонофий (Яшин), протоиерей Евгений Саранча, протоиерей Борис Кицко, протоиерей Сергий Гончаров, протоиерей Георгий Крылов, протоиерей Виктор Баденков, иерей Андрей Фастов, иерей Алексей Гугливатый, иерей Сергий Чиж, иерей Даниил Хохоня, иерей Валерий Булычев, иерей Сергей Комаров, иерей Сергий Ефременко.
В алтаре молился проректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры по учебной работе иеромонах Иоанн (Копейкин).
За богослужением молились учредитель благотворительного Фонда святителя Григория Богослова В.С. Якунин, исполнительный директор фонда, член Наблюдательного совета Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции Л.М. Севастьянов.
После сугубой ектении митрополит Иларион вознес молитву о мире на Украине.
В архипастырском слове по завершении Божественной литургии владыка сказал:
«Всех вас, дорогие отцы, братья и сестры, поздравляю с этим днем, когда мы вспоминаем святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси чудотворца.
Подвиг христианской жизни и христианского свидетельства может иной раз стоить человеку самой жизни. В дни, когда царь Иван Грозный ввел на Руси опричнину и несправедливо подверг многих людей репрессиям и казням, святитель Филипп встал на защиту правды Божией. Он не побоялся грозного царя, ибо перед своим духовным взором имел только одного Царя — Господа Иисуса Христа. Именно Ему он служил от юности своей, Ему посвятил все свои силы и отдал всю свою жизнь. И когда настало время засвидетельствовать перед грозным царем о правде Божией, он бесстрашно встал на защиту этой правды. И жизнь его окончилась мученически: по приказу царя он был сначала свергнут с митрополичьего престола, затем заточен, и в конце концов удушен царским опричником Малютой Скуратовым.
Всякий раз, вспоминая эту историю из жизни нашего русского государства, мы прославляем святителя Божия как человека, который явил нам тот образ действий, по которому и нам надлежит соизмерять свою жизнь. Не всякого из нас Господь призывает к свидетельству именно такого рода, даруя нам возможность жить во времена благополучные и мирные, когда между Церковью и земной властью установлены добрые взаимоотношения.
Но за свою 2000-летнюю историю Церковь неоднократно переживала эпохи гонений и времена мученичества. Эти времена еще помнят и многие из нас, когда исповедание святой православной веры было подвигом и когда человек, открыто исповедующий веру, нередко рисковал своей жизнью, а иной раз и жизнью своих близких.
Мы живем в благополучные времена, но это не значит, что нам следует расслабиться и успокоиться. Господь все равно ожидает от нас подвига свидетельства о Его правде. Эта правда Божия раскрывается через наше богослужение, доброделание, через исполнение заповедей Божиих, а если необходимо, то и через свидетельство о Боге и о правде Его перед внешним миром.
Я хотел бы сегодня сердечно приветствовать собравшихся здесь клириков единоверческих старообрядных приходов Русской Православной Церкви. Впервые, думаю, в таком количестве собрались вместе клирики, несущие служение по старому обряду. Мы еще поговорим сегодня о значении старого обряда на семинаре, который также впервые проводится в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых Кирилла и Мефодия.
Церковь Христова сильна своими традициями, своим благочестием, своей древностью и тем, что, несмотря на различные веяния времени, мы все сохраняем ту правду Божию, которую получили от Господа Иисуса Христа и Его святых апостолов.
Неслучайно наша Церковь называется Единой, Святой, Соборной и Апостольской. Каждое из этих слов имеет особое значение.
Церковь едина, потому что, несмотря на различия во взглядах людей, в их мировоззрении, в их социальном положении, она объединяет всех тех, кто добровольно захотел последовать за Христом. Она объединяет все приходы и все епархии по всему миру. Это единство невозможно поколебать ничем. И если происходит в Церкви какой-либо раскол, то это не Церковь раскалывается надвое или на несколько частей, а отдельные группы людей по тем или иным причинам отходят от Церкви. Церковь же по-прежнему сохраняет свое единство.
Церковь является святой не потому, что состоит из святых людей. Если бы Господь хотел иметь Церковь, состоящую из одних святых, у которой нет проблем и конфликтов, то, наверное, Он создал бы ее из ангелов, а не из людей. Но так как Церковь создана из людей, а несть человек иже жив будет и не согрешит, и все мы носим на себе человеческую плоть, и все мы подвержены разного рода грехам и соблазнам, то святость Церкви обеспечивается не нашей святостью, а святостью Самого Бога, Который ее создал. Сам Господь Иисус Христос — краеугольный камень нашей Церкви. На Нем зиждется все церковное здание, а мы лишь кирпичики в этом здании.
Каждый из нас важен для Бога. Но не мы даем Церкви святость, а она дает ее нам. И в Церкви мы приобщаемся к этой святости через церковные Таинства и наипаче через Святое Причащение, когда внутрь своего тела принимаем Тело Господа и когда частью нашей крови становится Животворящая Кровь Господа нашего Иисуса Христа.
Церковь является соборной, ибо управляется собором епископов, и служение в ней совершается соборно; в Церкви сохраняется наследие Вселенских и Поместных Соборов древней Церкви. А все новые вопросы, которые надлежит решить, так же решаются соборно. И все мы в той или иной степени участвуем в этом соборном церковном делании.
И, наконец, Церковь является апостольской, потому что в основании своем имеет апостольскую веру. И каждая Поместная Церковь возводит свое бытие к тому или иному апостолу. Как, например, Русская Православная Церковь свое бытие возводит к святому апостолу Андрею Первозванному, а другие Церкви имеют начало от других апостолов. Но еще более важно то, что апостольское учение сохраняется в Церкви.
Я хотел бы всем нам пожелать, чтобы мы, независимо от того, какого обряда придерживаемся, старого или обычного (я не хочу называть обычный обряд новым, ибо это другой извод того же древнего православного обряда) — независимо от того, как мы молимся, сколькими перстами крестимся, осознавали себя членами Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, о которой Господь наш Иисус Христос сказал, что врата ада не одолеют ее (Мф. 16:18). Пусть Господь помогает каждому из нас на тех местах, где мы несем свое служение, укрепляет нас в наших трудах, а Пресвятая Богородица покрывает от всякого зла честным Своим омофором. Пусть молитва святого Иоанна Предтечи, в храме которого мы сегодня собрались, и молитва святителя Филиппа, чью память мы сегодня торжественно празднуем, укрепляет нас на жизненном пути. Аминь».
17 января 2018
В 200-ю годовщину преставления атамана Донского казачьего войска М.И. Платова в Патриаршем Вознесенском войсковом всеказачьем соборе Новочеркасска совершена панихида
16 января 2018 года, в день 200-летия преставления атамана Донского казачьего войска, основателя Новочеркасска и строителя Патриаршего Вознесенского войскового всеказачьего собора г. Новочеркасска графа Матвея Ивановича Платова в нижнем храме-усыпальнице Патриаршего собора была совершена панихида по приснопамятному герою Отечественной войны 1812 года.
Панихиду возглавил благочинный приходов Новочеркасского округа протоиерей Олег Добринский. Его Высокопреподобию сослужили настоятель Патриаршего собора протоиерей Георгий Сморкалов, руководитель отдела по работе с казачеством Ростовской епархии протоиерей Сергий Маштанов, духовник Новочеркасского казачьего округа протоиерей Герман Киселев, клирики Новочеркасского благочиния Ростовской епархии.
За богослужением молились: первый заместитель губернатора Ростовской области, атаман войскового казачьего общества (ВКО) «Всевеликое войско Донское» Виктор Гончаров, заместитель губернатора Ростовской области Михаил Корнеев, глава администрации Новочеркасска Игорь Зюзин, глава Городской думы Юрий Лысенко, атаман Новочеркасского казачьего округа ВКО «Всевеликое войско Донское» Александр Иванченко, ректор Южно-Российского государственного политехнического университета им. М.И. Платова (ЮРГПУ НПИ) Владимир Передерий, атаманы казачьих округов ВКО «Всевеликое войско Донское», представители депутатского корпуса Городской думы, городской администрации, преподаватели ЮРГПУ (НПИ) и общественности Новочеркасска, духовенство Новочеркасского благочиния, студенты учебных заведений города, воспитанники Новочеркасского суворовского военного училища МВД РФ, кадеты Донского императора Александра III казачьего кадетского корпуса г. Новочеркасска, учащиеся городских школ.
К саркофагу героя был возложен венок из живых цветов.
Перед богослужением к собравшимся обратился протоиерей Олег Добринский, отметивший значительный вклад графа М.И. Платова в историю государства Российского, а также российского казачества.
«Авторитет личности атамана Платова во все годы был непререкаем для донских казаков. Блестящий военачальник, "слуга Царю, отец солдатам", основатель и первый строитель столицы казачества города Новочеркасска, он явил пример для подражания в служении Отечеству и любви к Тихому Дону, — отметил отец Олег. — Перед именем и достоинством его преклонили главу прославленные полководцы Европы. Ближайший сподвижник Суворова и Кутузова, граф Платов был овациями встречен Парижем и Лондоном, он стал первым русским, кому присвоили звание почетного доктора Оксфордского университета».
Со словами, посвященными памяти атамана М.И. Платова, к присутствовавшим обратились атаман ВКО «Всевеликое войско Донское» Виктор Гончаров, глава администрации Новочеркасска Игорь Зюзин, глава Городской думы Юрий Лысенко, ректор ЮРГПУ (НПИ) им. М.И. Платова Владимир Передерий, воспитанник Донского императора Александра III казачьего кадетского корпуса г. Новочеркасска Егор Михайлов.
***
Патриарший Вознесенский войсковой собор, в нижнем храме которого хранятся останки атамана М.И. Платова и других выдающихся деятелей донского края, был заложен в день основания самого города, 18 (30) мая 1805 года. Фактически строительство началось 1 октября 1811 года. Автором проекта стал архитектор Алоизий Руска. После того как в 1818 году братья Руска покинули Россию, строительство собора продолжил архитектор Амвросимов. В 1846 году при сведении главного купола неожиданно обрушилась часть храма. То же самое произошло в 1863 году со вторым вариантом собора, строившимся по проекту И.О. Вальпреде.
В 1891 году казаками было принято решение приступить к строительству третьего здания храма. Академик архитектуры А.А. Ященко разработал проект, который 24 марта 1891 года был Высочайше утвержден. Строительство и оформление храма было полностью завершено к 1904 году, однако здание освятили и открыли только 6 мая 1905 года.
Первоначально все купола собора были покрыты червонным золотом, а главный крест инкрустирован горным хрусталем. Высота центрального купола с крестом достигает 74,6 метров. В советское время с куполов было снято позолоченное медное покрытие, и здание постоянно подвергалось действиям природной стихии — заливалось, засыпалось снегом, также была выведена из строя система отопления. В 1934 году Вознесенский собор был закрыт, само здание использовалось как склад.
Храм был вновь открыт в 1942 году, во время немецкой оккупации. В послевоенные годы в подвальных помещениях находился продуктовый склад, а наверху шли богослужения.
В 2001 году начались крупномасштабные реставрационные работы. В 2005 году, к 200-летию Новочеркасска и 100-летию открытия собора, реставрация фасада здания была успешно завершена. Оборудована система подсветки и проекций библейских сюжетов на фасад. В 2010-2011 годах купола были вновь покрыты золотыми листами, а в крест вставлен камень из горного хрусталя. К 2015 году в соборном храме подошла к завершению основная часть внутренних реставрационных работ.
В нижнем храме-усыпальнице в честь Покрова Пресвятой Богородицы покоятся останки графа М.И. Платова, героев Отечественной войны 1812 года генералов Василия Васильевича Орлова-Денисова, Ивана Ефремовича Ефремова, героя Кавказской войны генерала Якова Петровича Бакланова, а также архиепископа Донского и Новочеркасского Иоанна (Доброзракова). В 2014 году соборному храму присвоен статус Патриаршего — с этого времени храм именуется Патриаршим Вознесенским войсковым всеказачьим собором.
По материалам сайта Ростовской епархии
- Источник: Патриархия.ru
15 января 2018
Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II Из слова в Троицком соборе Александро-Невской Лавры после Божественной литургии и молебна преподобному Серафиму Саровскому
12 января 1991 года
Сердечно поздравляю собратьев архипастырей, пастырей, вас, дорогие братья и сестры, с днем второго обретения мощей преподобного Серафима.
Почти сто пятьдесят лет отделяют нас от его блаженной кончины. В 1903 году состоялось торжественное прославление святого. Несмотря на последовавшее после революции закрытие Саровской и Дивеевской обителей и утрату мощей преподобного, память о нем жила в народе: как и при жизни, преподобный Серафим был близок людям.
В молитве преподобному говорится: "Никтоже от тебе тощ и неутешен отыде, но всем в сладость бысть видение лика твоего и благоуветливый глас словес твоих". Для каждого он находил слово утешения, слово вразумления и указания пути в Царствие Небесное. Преподобный Серафим стяжал особую благодать Духа Святого. Приходящих к нему он встречал словами: "Радость моя!" Эта особая, неземная радость о Господе укрепляла людей в жизненном крестоношении, в делании добра и правды Божией.
Святой молитвенник о земле Русской учил: "Стяжи в себе мирный дух, и тысячи спасутся вокруг тебя". Сегодня, как никогда, нужно стяжать этот дар Духа Святого, стяжать дух мира, братолюбия, чтобы нести любовь и радость о Господе нашим ближним. И то, что преподобный Серафим снова с нами своими цельбоносными мощами, мы принимаем как дар Божий, как знамение милости Божией.
Уже при первой встрече с директором Музея истории религии мы договорились о том, что мощи, как православные святыни, должны быть возвращены Церкви.
Первая святыня, которая была возвращена,- мощи святого благоверного князя Александра Невского. Вскоре были переданы Церкви и мощи преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких. Считалось, что никаких других мощей в музее нет, но в связи с намеченным переездом из Казанского собора сотрудники музея заново проверяли запасники и в помещении, где хранились гобелены, обнаружили зашитые в рогожу мощи. Когда их вскрыли, то на перчаточке прочитали надпись: "Преподобный отче Серафиме, моли Бога о нас!" Чьи это мощи? Кроме надписи на перчатке, никакой другой информации не было: ни номера, ни описания.
История же изъятия мощей преподобного Серафима такова. Из Сарова они были доставлены в Арзамас, из Арзамаса - в Донской монастырь. Далее след теряется. Верующему народу было трудно смириться с мыслью о том, что мощи святого безвозвратно утеряны. Во многих местах находили какие-то предметы, которые приписывались преподобному: его топорик, части одежды, мантии, рукавички.
После получения информации из музея я стал искать другие сведения, в первую очередь, акт о вскрытии мощей.
Мощи не полностью нетленны. Митрополит Антоний (Вадковский) делал специальное разъяснение по этому поводу в 1903 году при прославлении. Акт был найден. И, сопоставив два акта - о канонизации в 1903 году и о вскрытии в 1920 году, я направил в Ленинград двух архипастырей: епископов Тамбовского и Мичуринского Евгения и Истринского Арсения, которые исследовали мощи. В акте 1920 года очень подробно были описаны некоторые детали: поврежденный позвоночник (он был поврежден грабителями, напавшими на преподобного), отсутствие одного ребра и целый ряд других признаков. Архипастыри, которые производили осмотр, свидетельствовали также о чувстве благодатности и благоухании мощей, которые им пришлось обследовать. После сопоставления появилась уверенность, что это действительно мощи преподобного Серафима. До передачи оставалось одиннадцать дней. Была изготовлена рака, в которую мощи были переложены накануне возвращения их Русской Православной Церкви.
Возвращение мощей преподобного Серафима - общецерковная радость. Весть об этом распространилась очень быстро. Почитание преподобного Серафима у нас особое - и жизнью, и молитвенным предстательством он близок душе православного человека.
11 января 2018
В г. Черноморске Одесской области вандалами осквернен и ограблен храм
В ночь на 10 января 2018 года был ограблен и осквернен Покровский храм г. Черноморска Одесской области.
Неизвестные проникли в храм через одну из дверей. В поисках ценностей они вскрыли кружки для пожертвований и, очевидно, не обнаружив там достаточно денег, стали крушить все в храме и алтаре. В частности, злоумышленники сломали алтарные двери и засыпали все помещение порошком из огнетушителей, находившихся в храме.
На место происшествия была вызвана следственно-оперативная группа Черноморского отдела полиции.
В 2017 году ни одно из 19 ограблений и осквернений храмов в Одесской области не было раскрыто, виновники не понесли наказания.
В наступившем году волна ограблений и осквернений святынь продолжается. Представители епархии вновь обратились к компетентным органам, которые обязаны обеспечивать соблюдение законности и порядка в регионе, с призывом найти виновных и пресечь серию преступлений, которые способствуют дестабилизации общественно-политической ситуации в Одесской области.
- Источник: Одесская епархия/Патриархия.ru
10 января 2018
Патриарх Кирилл о том, что переход на безналичный расчёт ограничит свободу человека
Патриарх Кирилл в интервью Дмитрию Киселёву для «России 1» поделился мнением об угрозах цифровых технологий. По версии предстоятеля, полный отказ от наличных средств в пользу безналичного расчёта «способен тотально ограничить человеческую свободу».
"У нас есть горячие головы, которые с восторгом говорят о необходимости ликвидировать наличные деньги и перейти только на электронные карточки. Это обеспечит прозрачность, контроль, ну, и все те аргументы, с которыми многие хорошо знакомы.
И всё это так. А если вдруг в какой-то момент исторического развития доступ к этим карточкам будет открываться в ответ на вашу лояльность?"
"Вот сегодня для того, чтобы получить гражданство в одной из европейских стран, людям, которые там живут и желают натурализоваться, получить гражданство или вид на жительство, предлагают посмотреть ролик, в котором рассказывается о жизни страны, об обычаях, о законах.
И в этом ролике очень ярко представлена вся эта тема ЛГБТ (патриарх произнёс «ЛГДБ» — прим. TJ). В красках. По просмотру этого ролика задаются вопросом: «Вы сами со всем этим согласны»? Если человек говорит «Да, я согласен, я принимаю, это для меня всё нормально», он проходит отсев. И он станет либо гражданином, либо получит вид на жительство. А если нет, то не получит.
А если доступ к финансам будет ограничен такого рода условиями? Вот об этих опасностях церковь сегодня говорит во весь голос." Патриарх Кирилл
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197