Таинство Крещения Таинство Миропомазания Таинство Покаяния Таинство Причащения Таинство Елеосвещения Таинство Брака Таинство Священства

Праздник

Анании,

17 января нов.ст. (4 января ст.ст.)

  • Святой апостол Анания.
  • Тропарь апостолу Анании, глас 3:
  • Кондак, глас 2:
     В молитвах теплейший заступниче и просящим скорейший послушателю, приими моление, Анание, наше и Христа моли помиловати ны, Единаго во святых почивающаго.

  • Величание:
     Величаем тя, апостоле Христов Анание, и чтим болезни и труды твоя, имиже трудился еси во благовестии Христове.

Святой апостол Анания от 70-ти, епископ города Дамаска, был из числа семидесяти апостолов. По повелению Божию, он крестил обратившегося гонителя христиан Савла, будущего великого апостола и проповедника Павла (Деян. 9, 10–19). Святой Анания, несмотря на опасности, смело и открыто проповедовал христианство иудеям и язычникам. Из Дамаска он отправился с Благовестием в Елевферополь, где исцелил много недужных. Правитель города Лукиан пытался склонить святого апостола принести жертву идолам, но, видя его непреклонность и твердое исповедание Христа, повелел мучить святого. Страшные пытки не поколебали свидетеля Истины. Тогда мучители вывели его за город и побили камнями. В молитве за своих убийц святой отошел ко Господу († в I веке). Впоследствии его мощи перенесли в Константинополь.




                   Дополнение к краткому житию - святого апостола Анании:    


     Святой апостол Анания, один из семидесяти, был епископом в городе Дамаске1. Он известен тем, что совершил крещение над апостолом Павлом. Однажды ему явился в видении Господь и сказал ему:
     — Встань и пойди на улицу, так называемую прямую, и спроси в иудином доме Тарсянина2, по имени Савла; он теперь молится.

     Анания отказывался от сего, зная, сколько зла причинил Савл Иерусалимским христианам, и что он пришел в Дамаск с намерением заключить в узы всех, исповедующих имя Господа Иисуса Христа. Господь же увещевал Ананию, говоря:
     — Иди, ибо Савл избран Мною, чтобы возвещать Имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми, и Я покажу ему, сколько он должен пострадать за Имя Мое.

     Следуя Божественному повелению, Анания пошел к Савлу и, возложив на него руки, сказал:
     — Брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святого Духа!
     Савл тотчас прозрел, и Анания крестил его. Спустя некоторое время, когда иудеи согласились между собою умертвить Павла зато, что он из гонителя стал проповедником Имени Христова, Анания, вместе с прочими учениками Христовыми, спустил его по городской стене (Деян 9,10— 25)3 в корзине.

     Сам же Анания, входя в иудейские сонмища4, смело проповедовал имя Господне. И не только иудеям, но даже и язычникам благовествовал он веру Христову. Из Дамаска он пошел в Елевферополь5 и там, указывая народу путь ко спасению и исцеляя больных, обратил многих к вере во Христа.

     В те дни в Елевферополе был правителем Лукиан, поклонявшийся твари, а не Творцу. Диавол возбудил его против христиан и внушил ему разослать по всей своей области такой указ: «Если кто-нибудь окажется почитающим Христа и поклоняющимся Распятому, того повелеваем предать смертным мучениям; кто же, отрекшись от Христа, принесет жертву бессмертным богам, тот будет удостоен нами даров и почестей».

     Когда было издано такое злое и коварное повеление, святой Анания просвещал в той области людей проповедью евангелия и врачевал в людях всякие болезни; с ним пребывал Господь, творя через него многие чудеса. Идолопоклонники схватили Ананию и привели к правителю Лукиану, который различными средствами стал принуждать его к принесению жертвы идолам.

     Но Анания не послушал его и отвечал: — Не поклонюсь лживым богам, я поклоняюсь Единому истинному Господу Богу моему, Иисусу Христу: я видел Его очами своими и с Ним из уст в уста беседовал — не только тогда, когда Он жил на земле, как человек, но и по вознесении Его на небеса.

     Ибо, когда я находился в Дамаске, Он Сам явился мне и послал меня исцелить Савла, которого дивною Своею премудростью и силою обратил к познанию истины. Он нас всех избавил от власти диавола и привел к Отцу Своему. Итак, я поклоняюсь Ему, а не бесам, желающим погубить весь род человеческий.
     Тогда правитель стал угрожать Анании муками, если он не исполнит приказанного ему; но тот, как непоколебимый столп, был тверд в исповедании Христа. Воздев к небу руки свои, он сказал:

     — Господи Иисусе Христе, Сын благословенного Отца!

     Внемли молитве моей и удостой меня участи блаженных апостолов в будущей жизни. Как спас Ты Савла Своим светом, так спаси и меня от руки сего нечестивца, сопротивляющегося истине: да не исполнится на мне его воля, да не уловит он меня сетями коварства своего; не лиши меня и царства небесного, уготованного всем любящим путь истины Твоей, указанный Тобою, и сохраняющим заповеди Твои!

     Не вынося более речей Анании, правитель повелел положить его на землю и бить. В то время как служители нещадно били святого, глашатай кричал:
     — Послушай правителя, не противься его повелению, принеси жертву богам, которым поклоняется весь мир.
     Когда же святого перестали бить, правитель сказал ему:
     — По крайней мере теперь пожалей себя и, послушавшись меня, отрекись от Распятого, чтобы не подвергнуться от меня еще более тяжким мучениям.

     На сие святой Анания отвечал:
     — Что я сказал тебе сначала, то не перестаю повторять и теперь: не отрекусь от Бога моего и не преклонюсь перед бездушным камнем и деревом, коих вы почитаете за богов.

     Видя, что святой непреклонен, правитель велел терзать его тело железными когтями и жечь свечами его раны. Но святой, претерпевая мучения, возводил на небо очи свои и усердно молился. После сей пытки мучитель сказал:
     — Доколе ты будешь упорствовать? Ужели не пожалеешь себя и не поклонишься великим богам?

     Ужели тебе приятнее претерпевать бесполезно сии страдания за какого-то Христа, распятого иудеями, чем быть невредимым и здоровым? Клянусь, что не выпущу тебя живым из своих рук, если еще будешь так упорствовать!

     Святой отвечал:
     — Делай, что хочешь, враг Божий и друг диавола; — ведь ты уже много раз слышал от меня, что я не поклонюсь богам твоим, но буду поклоняться только Единому Богу, — Отцу, Сыну и Святому Духу, Творцу неба и земли и всего, что в них находится. В Него я уверовал, и Он дал мне силу целый день твердо стоять перед тобою и мужественно претерпеть сии муки. Зачем тебе еще более причинять себе хлопот? Ведь ты слышал, что я не хочу повиноваться твоей воле; делай же скорее то, что ты замыслил!

     Возгоревшись яростью, мучитель повелел народу взять святого Ананию, вывести его из города и побить камнями. Беззаконные слуги мучителя, взяв его, повели на место казни и побили камнями, как нового Стефана6. Он же громко воскликнул:
     — Господи Иисусе Христе! Предаю в руки Твои дух мой.

     Так он скончался после всех мучений и перешел в небесные обители. Народ, увидев, что он уже умер, оставил его непогребенным и разошелся. В то время случайно проходили там некоторые христиане из Дамаска; они взяли святое тело апостола Христова, с честию перенесли его в Дамаск и похоронили в отечественном его городе7.


     Прим.
1 Дамаск — главный, богатейший торговый город Сирии, один из древнейших во всем мире; лежит к северо-востоку от Палестины, при р. Бараде, протекающей через него, в прекрасной и плодоносной равнине, при восточной подошве Анти-Ливана. И в настоящее время Дамаск, входящий в состав Турецкой империи, — один из богатейших городов Азии и имеет до 150 000 жителей.
2 Тарс — большой и населенный город Киликии (юго-восточная провинция Малой Азии), в южной части ее, в плодоносной равнине, при р. Кидне, недалеко от него впадающей в Средиземное море. И ныне это — еще довольно значительный торговый город.
3 Среди других памятников древности Дамаск доселе сохраняет в себе место обращения св. апостола Павла к вере Христовой, так называемую прямую улицу, дом Иудин, где ему возвращено было зрение и преподано крещение, и дом апостола Анании, а также — место, откуда он спущен был по стене и, таким образом, избежал своих гонителей.
4 Сонмища или синагоги (с греч, «собрания») — места религиозных собраний иудеев, представлявшие собою открытые здания для совершения общественного богослужения и поучений, для решения спорных церковных вопросов, ведения судебных дел; эти здания служили также местами собраний для прений, школами для детей и библиотеками. Учреждение синагог восходит ко временам Вавилонского плена.
5 Елевферополь — город в южной Палестине, на дороге между Иерусалимом и Газою. В настоящее время здесь расположено селение, лежащее при выходе из равнины Сефельской в нагорную землю Иудину. Недалеко от него лежат развалины древнего Елевферополя.
6 Т.е. подобна тому, как незадолго перед сим евреи за исповедание Христа побили камнями первомученика христианского, св. архидиакона Стефана (Деян 7,59). Память его 2/15 августа и 15/28 сентября.
7 Впоследствии мощи св. апостола Анании были перенесены в Константинополь, где покоились еще в начале XIII в.; около 1200 г. их видел русский паломник инок Антоний.
Свт. Димитрий Ростовский

 
 
© 2011 Православное богословие
Разработка сайта - Студия web-дизайна Stoff