Таинство Крещения Таинство Миропомазания Таинство Покаяния Таинство Причащения Таинство Елеосвещения Таинство Брака Таинство Священства

Праздник

Фаддея,

17 января нов.ст. (4 января ст.ст.)

  • Святой апостол Фаддей от 70-ти.
  • Тропарь апостолу Фаддею глас 2:
     
         Днесь Едес град веселится, / прием тобою Крещения баню, / и Авгарь, страстей пременен, твою память славит.
/ С нимиже поем и мы: / веселия духовнаго исполни живот наш / и страсти исцели, / Фаддее апостоле, молитвами твоими.

  • Кондак, глас 4:
     

       Яко звезду пресветлую церковь тя стяжа, апостоле Фаддее, чудесы твоими всегда просвещаема: спаси верою чтущыя память твою.

Житие:
  • Апостол Фаддей от 70-ти, по происхождению еврей, родился в сирийском городе Едессе. (Святого апостола от 70-ти Фаддея следует отличать от апостола из числа 12-ти Иуды, прозванного Фаддеем или Леввеем. – Память 19 июня).

Придя в Иерусалим на праздник, он услышал проповедь святого Иоанна Предтечи и, приняв от него Крещение в Иордане, остался в Палестине. Увидев Спасителя, он сделался Его учеником, и был избран Господом в число тех 70-ти учеников, которых Он послал по два на проповедь в города и местности, которые Сам намеревался посетить (Лк. 10, 1).

После Вознесения Спасителя на Небо, апостол Фаддей благовествовал в Сирии и Месопотамии. Он пришел с проповедью Евангелия в Едессу и обратил ко Христу князя Авгаря, народ и жрецов. Проповедь свою он утверждал многими чудесами (о которых Авгарь писал ассирийскому царю Нарсесу); поставил священников и устроил Едесскую Церковь.

Князь Авгарь хотел наградить апостола Фаддея богатыми дарами, но тот отказался и пошел с проповедью в другие города, обращая многих язычников в христианскую веру. Дойдя с проповедью до финикийского города Вирита (Бейрута), он основал там Церковь и в том же городе мирно скончался в 44-м году. (Это место кончины указывается в славянской минеи; по другим источникам он скончался в Едессе; по древнему армянскому преданию, апостол Фаддей после различных мучений был усечен мечом 21 декабря в Артазской области в 50 году).




                  Житие Апостола от 70-ти Фаддея: дополнено и составлено   

 

                                   Протоиереем Григорием ДЬЯЧЕНКО.




          Прославляемый ныне святой Церковью апостол Фаддей был из 70-ти апостолов, происходил из г. Едессы. Придя в Иерусалим на поклонение и услышав проповедь Иоанна Крестителя, он крестился от Иоанна. Потом, увидев Иисуса Христа и чудеса Его и услышав учение, Фаддей сделался учеником Христовым. После сошествия Святого Духа он был послан проповедовать Евангелие в Едессе. Устроив церковь в Едессе, святой Фаддей отправился в Армению. Здесь он, соединяя проповедь с чудесами, обратил ко Христу дочь царя, вельмож и множество народа. Царь разгневался и заключил дочь со многими верующими в темницу, а иных предал смерти.

Сам Господь явился апостолу и сказал: «Мужайся, Фаддей! Вооружись терпением, много бедствий ожидают тебя, но Я буду с тобою». Апостол после того пошел в темницу, где двери отворились сами собою, небесный свет осветил узников, и из среды света послышался голос Божий: «Будьте тверды, ибо Я приду и возьму вас к Себе». При таком чуде темничные стражи просили Фаддея крестить их. Много чудес совершилось чрез апостола Фаддея.

Но царь не вразумился чудесами и казнил свою дочь. На четвертый день после ее смерти было откровение Фаддею, что и он скоро примет венец мученический. Действительно, царь вскоре велел затравить святого хищными зверями, но звери легли у его ног; затем бросили его в печь, но ветер охладил печь. Наконец, царь приказал умертвить его мечом. Но лишь меч поразил апостола, как небесный свет осветил его тело, земля затряслась, расселся камень и принял тело. Язычники обратились в бегство.
          Это было около 44 года по Рождестве Xристовом.
          В житии воспоминаемого ныне святого апостола Фаддея явлены были многие чрезвычайные знамения милости Божией. По поводу этого скажем несколько слов о чудесах.
          Чудо есть такое действие, которое не может быть совершено никем, кроме Всемогущего Бога. Казалось бы, странно и спрашивать: возможно ли чудо? Если оно есть дело Всемогущего, то, конечно, возможно для Него так же, как было возможно сотворить мир из ничего.
          Чудо, говорят маловерные, не возможно, потому что в мире все должно идти так, как назначено Творцом при самом создании, по естественному порядку, по законам природы, вложенным в нее от Самого Творца. Возможно ли, чтобы всемогущий и премудрый Творец стал нарушать Свои же собственные законы?

Но, рассуждая о законах природы, не должно забывать, что есть еще иной, гораздо высший закон нравственный, который дан человеку. Природа беспрекословно подчинена данным ей законам. Но, когда явился грех на земле, человек нарушил нравственный закон Божий, изменил свои отношения к природе; тогда и она, не изменяя своих законов, стала также в иные отношения к человеку.

Творец производит изменение в природе, дает иное движение ее силам, чтобы воздействием извне, со стороны природы, призвать человека к возвращению на путь нравственного закона без нарушения его свободы. Сверхъестественное действие всемогущества Божия в природе оказалось нужным не для исправления какого-либо несовершенства природы, а для того, чтобы исправить повреждение, внесенное свободою человека в его собственную жизнь.

После этого можно ли еще сомневаться, что чудеса не только возможны, но и необходимы для восстановления нарушенных нравственных законов? Для христианина, верующего в Промысл Божий, это - несомненная истина.
          В жизни каждого, конечно, верующего и внимательного к явлениям жизни найдется много знамений. Сколько бывает случаев, что неверующий возвращается к вере, благодаря неотразимому действию вразумляющих знамений, случившихся в его жизни? Может быть, потому и вера живет еще между людьми, что не оскудевают знамения и чудеса в их жизни.
          А сколько бед и бедствий пришлось бы перенести людям, если бы по временам не являлась чудесно избавляющая или предостерегающая рука Божия?

Природа, как бы оскорбленная нарушением нравственного закона, нередко становится во враждебное отношение к человеку. Чаще всего это бывает потому, что сам человек становится к ней в неправильные, даже преступные отношения, и вот она, т.е. собственно Господь чрез нее, карает человека; но Господь и милует при этом нередко. И наказанием, и милостью Он вразумляет забывающих закон Его.
          Довольно и сказанного, братия, чтобы с полной верой повторить слова псалмопевца: Кто Бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог творяй чудеса (Пс. 86, 14).

Протоиерей Григорий ДЬЯЧЕНКО.

 
 
© 2011 Православное богословие
Разработка сайта - Студия web-дизайна Stoff