Таинство Крещения Таинство Миропомазания Таинство Покаяния Таинство Причащения Таинство Елеосвещения Таинство Брака Таинство Священства

Праздник

Зины, Аристарха,

17 января нов.ст. (4 января ст.ст.)

Святые апостолы от 70-ти: Зина и Аристарх.



                 Архиепископ Димитрий (Самбикин). Собор св. 70-ти апостолов.


 

Святой апостол Зина




Во всех известных списках 70 Апостолов Зина включается в их число. Скудны сведения о сем Апостоле. В греческих Минеях (Синаксарь Никодима под 27 сентября) сказано:

«Зинон, это тот самый законник — Зина, о котором пишет блаженный Павел в послании к Титу, говоря: Зину законника и Аполлоса скоро предпосли (III, 13). Ап. Петр поставил его епископом Диосполя… Сей, т.е. ап. Зина, был жилищем Св. Духа и многих освободил от тьмы идолослужения».

Далее в выноске замечено, что Дорофей, в своей книге (Δοδεκα βιβλον) говорит, что город Лидда, находящийся недалеко от Эммауса, называется Диосполем, и что Зина описал жизнь св. ап. Тита (Синаксарь Никодима, 27 сент. 95 стр.).

В Четьи Минее св. Димитрия Ростовского о св. Зине написано: «Зина святый, глаголемый законник, се есть, закона Моисеева учитель, его же Павел святый, в послании к Титу воспоминает: Зину законника предпосли мне; бысть епископ в Диосполе» (4 янв.). В Синаксаре славянском (Киев, 1874): св. Зина от Апостола Павла (Послание к Титу III, 13) именуется законником или учителем закона Моисеева.

По преданию бе епископ Диосполя,. иначе Лидды Палестинской, проповедью благовестия приведе многих к вере Христовой» (Сентябрь. 32 л.). В Библейском Словаре протоиерея 0. Солярского о св. Зине сообщается, что он один из 70 апостолов, ученик и сотрудник св. ап. Павла.

Около 64 года, когда св. Павел писал свое послание к Титу, Зина трудился вместе с ним (с Титом) в Крите и св. Павел желает видеться с ним (Зиною) в Никополе, приморском городе Эпира, названном так по случаю победы Августа над Антонием. По преданию, записанному в позднейшее время, Зина был епископом Лидды или Диосполя» (Библ. Словарь т. 2. стр. 36).

Епископ Феофан в толковании на Послание к Титу пишет: «Зина законник только здесь поминаемый, потому что хорошо изучил и знал закон, получил такое прозвание; оно удержалось при нем и по обращении (в христианство). Относительно Зины и Аполоса пишет св. Павел: „Скоро предпосли“. Предпосли (значит) или дальше поскорее проведи их, или поскорее ко мне пришли — прежде себя, не дожидаясь, когда я позову тебя.

И в том и в другом значении употреблял уже сие слово св. Павел: в первом смысле, когда „уповал римлянами“ проводитися в Испанию (Римл. IV, 54), во втором, когда писал к Коринфянам проводить к себе Тихика (I Кор. XVI, П). В первом случае получим такую мысль: Зина и Аполлос были уже при св. Павле.

Имея нужду, по делу проповеди, послать их куда-то может быть в Ахаию, он по обстоятельствам, направил их туда чрез Крит, и пишет Титу, чтобы он не задерживал их, а препроводил далее поскорее, снабдив их всем нужным. При этом можно предположить, что послание к Титу было отправлено с ними, или они отправлены с относителем послания, а может быть и писано было сие послание по поводу направления их этою дорогою.

Во втором случае будет такая мысль: Зина и Аполлос были в Крите и трудились там в проповеди Евангелия до прибытия туда ап. Павла.

Отправляясь из Крита, Апостол оставил их там продолжать дело проповеди в той местности, где сам находился; пишет к Титу, чтобы поскорее послать их к нему, прежде чем сам будет позван, тотчас по получении сего послания». (Толкование пастырских посланий. Москва. 1882 г. 136 стр.).

В посланий Коринфян (какое признается неподлинным) к ап. Павлу упоминается пресвитер Зина (58), но он, без сомнения, лицо (если только исторически существовавшее) отличное от св. Зины (или Зинона), единого от 70.

Память св. ап. Зины в православной церкви совершается 27 сентября вместе с Марком и Аристархом, а также 4 января в Соборе св. 70 апостолов, но особой службы св. Зине нет. (О св. Зине, см. архиеп. Димитрий, Собор св. 70 апостолов, вып. 2-й, стр. 258–266).


 

Святой апостол Аристарх




      На основании сказанного о св. Аристархе в Апостольских Деяниях (XIX, 2; XX, 4; XXVII, 2) видно, что он был Македонянин, родом из Солуня (Фессалоники), по происхождению иудей; сделался учеником св. Павла, вероятно, в 54 году, когда Апостол в первый раз посетил Солунь (Деян. XVII, 1) и с того времени Аристарх стал постоянным спутником его (Павла) и принимал деятельное участие в проповеднических трудах апостола язычников.

В 56 г. Аристарх вместе с св. Павлом находился в Ефесе. Пребывание Апостола Павла с его сотрудниками в этом городе продолжалось до двух лет, так что все жители Асии слышали проповедь о Господе Иисусе, как иудеи, так и эллины.

Бог же творил немало чудес руками Павла (Деян. XIX, 10—11). И напал страх на всех живущих в Ефесе, как иудеев, так и еллинов и величаемо было имя Господа Иисуса и с великою силою возрастало и возмогало слово Божие (Деян. XIX, 17, 20).

Видя такое процветание церкви Христовой, ап. Павел думал уже оставить Ефес отправиться сначала в Иерусалим, а затем и в Рим (Деян. XIX, 21), как вдруг произошел (в Ефесе) немалый мятеж против пути Господня (ст. 22), ибо некто серебряник, именем Димитрий, делавший серебряные храмы (статуэтки) Артемиды (Дианы) и доставлявшей художникам немалую прибыль, под видом благочестия — защиты родного культа и славы богини, собрал подобных себе ремесленников и толпу праздношатающихся людей (местных пролетариев) и, исполнившись яростию против апостолов, стали кричать на площади: велика Артемида Ефесская.

И весь город наполнился смятением; схвативши спутников ап. Павла, Македонян Гаия и Аристарха повлеки их на позорище (площадь). А. Павел хотел войти в город, но ученики удержали его, опасаясь за жизнь его (Деян. XIX, 24–30). Между тем на площади одни кричали одно, а другие другое; ибо собрание было безпорядочное и большая часть собравшихся не знала, зачем пришли. По предложению иудеев из народа выбран был Александр.

Дав знак рукою, Александр хотел говорить к народу. Когда же узнали, что он иудей, то закричали все в один голос и около двух часов кричали: велика Артемида Ефесская! Блюститель порядка, утишив народ, сказал: мужи Ефесские! Какой человек не знает, что Ефес служитель великой богине Артемиды и Диопета?

Если же в том нет спора, то надобно вам быть спокойными и не поступать опрометчиво. А вы привели этих мужей (Аристарха и Гаия), которые ни храма Артемидина не обокрали, ни богини вашей не хулили. Если же Димитрий и другие с ними художники имеют жалобу на кого-либо то есть судебные собрания и есть проконсулы; пусть жалуются друг на друга.

А если вы ищете чего-нибудь другого, то это будет решено в законном собрании. Ибо мы находимся в опасности за происшедшее ныне быть обвиненными в возмущении, так как нет никакой причины, которою мы могли бы оправдать такое сборище. Сказав это, он распустил собрание и мятеж прекратился, а Гаий и Аристарх были отпущены.

По утишении народного волнения, ап. Павел, призвав учеников своих и дав им наставления и простившись, с ними, шел (из Ефеса) и пошел в Македонию (Деян. XX, 1). Его сопровождали до Асии Сосипатр Пирров, Береянин и из Солунян Аристарх и Секунд и другие. Они, пошедши вперед, ожидали нас (т.е. ап. Павла, Луку, писателя Деяний и др.) в Троаде, где пробыли 7 дней (Деян. XX, 4—6). Из Апостольских Деяний не видно, кто сопровождал ап. Павла до Иерусалима; вероятно, в числе его спутников был Аристарх.

Св. Иоанн Златоуст в 11-й беседе на послание к Колоссянам пишет, что св. Аристарх с ап. Павлом был не только в Иepyсалиме (Деян. XI, 15), но вместе с ним был схвачен иудеями и сопровождали ап. Павла (до Кесарии) и до Рима, что отчасти подтверждается сказанием Луки, писателя Апостольских Деяний (См. Деян. XX. 6, 13 и след; XXI, 1 и др. XXII, 7. 10. и др.); во 2-м стихе XXVII гл. Деяний св. Лука упоминает в числе узников, сопровождавших ап. Павла в Рим на суд к императору Нерону, и Аристарха: «когда решено было плыть нам в Италию, то отдали Павла и некоторых других узников сотнику Августова полка, и именно Юлию.

Мы взошли в Адрамитский корабль, намереваясь плыть около Асийских мест. С нами был Аристарх Макодонянин из Солуня (Фессалоники)«. Таким образом и Аристарх разделял с ап. Павлом бедствия несчастного плавания по Средиземному морю (Деян. XXVII и XXVIII) до Рима, где сотник передал узников, привезенных им из Кесарии, воеводе; в числе их без сомнения, был и св. Аристрах (Деян. XXVIII, 16).

Во время двухлетнего пребывания в Риме ап. Павел написал несколько посланий, в числе коих и послание к Колоссянам, и в этих посланиях он посылает им приветствие и от Аристарха, называя его своим «спленником» (IV, 10). О пребывании же Аристарха в Риме с ап. Павлом во время первых его уз, находится указание и в послании к Филимону, где Аристарх назван вместе с другими «спленниками его». «Целует тя (Филимона) Епафрас узник, спленник мой о Христе, Марк, Аристарх, Димас, Лука, сотрудники мои» (23 ст.).

Из наименования «сотрудником» видно, что Аристарх помогал ап. Павлу в проповедании слова Божия в Риме. По освобождении из уз св. Павла, без сомнения, и Аристарх получил свободу и, вероятно, сопровождал Апостола в его проповеднических путешествиях, но его имя уже не встречается в новозаветных книгах и деятельность его отчасти неизвестна.

Церковное предание Аристарха считает епископом г. Апамеи Сирской (этот город находится в 13 милях к югу от Антиохии, где ап. Павел был по возвращении из Иерусалима. Поставление Аристарха во епископа Апамеи подтверждает предположение, что Аристарх был с ап. Павлом в Иерусалиме (Архим. Сергий, Полн. Месяцеслов Востока, т. 2, замечан., стр. 7). По другим сведениям (Римский Мартиролог) Аристарх был епископом Солуня, своего родного города (Martyrolog Romanus 349 p. Migne. Dictionnaire de la Bible, 575).

В списке Солунских (Фессалоник.) епископов у г. Лепорского (История Фессал. экзархата. Спб 1901 г. стр. 302) первым епископом Солуня поставлен Аристарх, один из 70 Апостолов. Св. Арпстарх в Риме вместе с aп. Павлом скончался мучеником (Martyrolog. Roman.), что подтверждается и службой ап. Трофиму, Пуду и Аристарху в нашей православной церкви 15 апреля. Память св. Аристарху совершается 15 апреля вместе с ап. Трофимом и Пудом и 4 января в св. 70 Апостолов.

В списке св. 70 Апостолов Дорофея Тирского упоминаются два Апостола с именем Аристарха: один под 62 числом: «Аристарх, епископ Апамеи», а другой под 66 числом: «Аристарх другой», без означения какой церкви епископ… В списке Адона (в Полн Месяцеслове Прав. Востока) упоминаются два Аристарха один за № 63, а другой за № 68).

В службе св. Апостолам 4 января в Служебной Минее прославляются два Апостола с именем Аристарха, так как во 2-й стихире на Господи воззвах на вечерне воспоминаются два Аристарха…

Может быть, к разделению одного св. Аристарха на два послужило то, что по церк. преданию ап. Аристарх был епископом Апамеи Сирской (в Малой Азии), а другой в Солуни (в Македонии) в значительно один от другого удаленных, что казалось составителю списка 70 Апостолов (Дорофею) неправдоподобным, и он решился разделить их на двух.

Достаточных оснований к включению в число 70 Апостолов двух Аристархов нет оснований; другой Аристарх первоначально был внесен (Дорофеем), по недоразумению, а последующее вписывали двух Аристархов, следуя древнейшему их списку (Дорофея). Ещё св. Димитрий, Митрополит Pocтовский, заметил о недостатках в списках Дорофея о 70 Апостолах.

«В сказании под именем св. Дорофея о 70 Апостолах, пишет святитель, имеется многая сумнительная, четырех от седьмидесяти апостолов, имена всуе повторяются. Иродиона нарекши того вторицею, акибы с Павлом святым. Родиона, его же не воспомянул Павел нигде же токмо Иродиона, и паки: Аполлоса, Трофима и Аристарха, ихже единых тех же, а не двойственных воспоминает Павел святый» (Четьи Минея 4 янв. Синод. Типография, 51 л. 1875).

К сожалению список Дорофея о 70 Апостолах без исправления и до настоящего времени печатается в начале богослужебного Апостола.

В Минейных сказаниях (Прологах и Менологиях) в житии св. ап. Филиппа, единого от двунадесяти — 14 ноября упоминается Аристарх, начальник Совета в г. Иераполе, в Сирии.

В числе нападавших на дом благочестивого Ира, у которого временно пребывал ап. Филипп был и Аристарху; за дерзкое обращение с Апостолом Аристарх наказан был Богом (он лишился зрения); тогда народ, любивший Аристарха, с молитвой обратился к св. Филиппу об исцелении, но апостол отвечал, что Аристарх не прозреет, пока не уверует в проповедоваемого им Христа.

Аристарх уверовал и исцелен был св. Филиппом; очевидно этот Аристарх другой, отличный от св. Аристарха, единого от 70. Апостол Аристарх пострадал при Нероне в 66 году, а упоминаемый в житии св. ап. Филиппа жил позже, так как сей апостол замучен был в царствование Домициана (86—90 г.). Обращение Аристарха в Иераполе было незадолго до кончины aп. Филиппа.

 

Православный собеседник, 1906. т.3. с. 557–562.



 
 
© 2011 Православное богословие
Разработка сайта - Студия web-дизайна Stoff