Ближайшие важные православные даты
12 мая – Амфилохий (Головатюк) Почаевский, схиигумен, прп
12 мая – Мемнон Чудотворец, Египетский, игумен
12 мая – Нектарий Оптинский
<Май 2024> | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Праздник
Родиона (Иродиона), Агава, Руфа, Асинкрита, Флегонта,
17 января нов.ст. (4 января ст.ст.)
Святые апостолы от 70-ти: Иродион, Агав, Асинкрит, Руф, Флегонт.- Кондак, глас 2:
- Явистеся Христовы ученицы и Апостоли всечестнии, Иродионе славне, Агаве и Руфе, Асинкрите, Флегонте со Ермом: присно молитеся Господеви, подати нам согрешений прощение поющым вас.
ЖИТИЕ:
Святые Иродион, Агав, Асинкрит, Руф, Флегонт и Ерм принадлежат к числу 70 апостолов, избранных Христом и посланных Им на проповедь (память Собора 70 апостолов 4 января).
Святой апостол Иродион был родственником апостола Павла и его спутником во многих путешествиях. Когда христианство распространилось на Балканском полуострове, апостолы Петр и Павел поставили апостола Иродиона епископом города Патары. Апостол Иродион ревностно проповедовал Слово Божие и обратил в христианство многих греков-язычников и иудеев.
Разъяренные проповедью апостола, идолопоклонники и иудеи, сговорившись, напали на святого Иродиона, стали избивать палками и забрасывать камнями. Один из мучителей ударил его ножом, и апостол упал. Но когда убийцы скрылись, Господь восставил его невредимым.
После того святой Иродион еще долгие годы сопутствовал апостолу Петру. Когда святой апостол Петр был распят († ок. 67) одновременно с ним, а также вместе со святым Олимпом, был усечен мечом и апостол Иродион.
Святой апостол Агав обладал даром пророчества. Он предрек (Деян. 11, 27–28) голод во времена императора Клавдия (41–52) и предсказал страдания апостола Павла в Иерусалиме (Деян. 21, 11).
Апостол Агав проповедовал в разных странах и многих язычников обратил ко Христу. Апостол Руф, которого приветствует святой апостол Павел в Послании к Римлянам (Рим. 16, 13) был епископом в греческом городе Фивы; апостол Асинкрит (Рим. 16, 14) – епископом в Гиркании (Малая Азия); апостол Флегонт – в городе Марафоне (Фракия), апостол Ерм – в Далматии (известен также еще один апостол от 70 по имени Ерм, который занимал кафедру во фракийском городе Филиппополе).
Все апостолы за свое бесстрашное служение Христу перенесли жестокие страдания и удостоились мученической кончины.
Архиепископ Димитрий (Самбикин).
Собор св. 70-ти апостолов.
Святой апостол Иродион
В послании к Римлянам ап. Павел пишет: «Целуйте Иродиона, сродника моего»
(XVI, 11). В других посланиях ап. Павла равно как и во всех других книгах
Нового
Завета упоминается только один Иродион, и сведения о нем весьма скудны.
Епископ Феофан в толковании на послание к Римлянам пишет:
«Иродиона сродника
моего»
(т.е. ап. Павла) и ничего более не прибавил» (М, 1890 г. изд. 2, 7. 2,
стр. 399), а между тем в списках св. 70 апостолов (у Дорофея и друг.),
а также
в церк. службах, Синаксарях, месяцесловах и пр. кроме Иродиона упоминается
ещё Родион, имени которого в Новозаветных книгах нет. Невольно возникает
вопрос: Иродион и Родион одно и тоже лицо, или же два отдельные лица?
В
списках 70 апостолов у Дорофея под 31 номером поставлен Иродион, его же
св. апостол
в римстей епистолии (XVI, 11) поминает в Патрех бысть епископ» и за тем
под № 41-м: Родион, его же апостол поминает (но какой апостол и где упоминает
оставлены без ответа): «сей в Риме с св. апостолом Петром, при Неронe усекновен
бысть…» (В Мартилоге Адона: Иродион, Епископ Тарса (№ 31) и Родион (№ 42)
пострадал в Риме…
В Синаксарях, Четьи Минеях и друг., память Иродиона положена
8 апреля, а Родиона 10 ноября… В службе собору св. 70 апостолов 4 января
упоминается отдельно и Иродион и Родион и, вероятно, для того, чтобы показать,
что это не одно и тоже лицо, в одной стихире 3-й на Господи воззвах… упоминаются
оба: «Пуда, Иродиона, Артему, Филолога, Олимпа же Родиона… Почтим честныя
богопроповедники…»
Признающие двух отдельных лиц, Иродиона считают учеником
ап. Павла, Родиона — учеником ап. Петра. Первый из них, говорят был епископом
Патр (или Неопатр или же Тарса), а второй-был ли где епископом, или не
был
— неизвестно, но только скончался вместе с ап. Петром, Патровом и др. в
Риме, при Нероне.
Святитель Димитрий Ростовский в Четьи Минее в списке
св. 70 апостолов
(4 янв.); хотя и следовал показанию Дорофея, епископа Тирского, но вначале
статьи о соборе св. 70 апостолов, заметил, что в Дорофеевом сказании «много
сумнительного», что вероятно, превзошло в подлинное сказание Дорофея от
кого-либо (м. б. от переписчиков).
Далее, в самом списке апостолов святитель
Димитрий
поставляет одного только Иродиона и опускает из него Родиона, и в конце
повествования об апостолах замечает: «в сказании о них Дорофея имена некоторых
(4-х) от
70 апостолов всуе повторяются, как-то «Иродиона, нарекши того вторично,
аки бы с Павлом святым, (бывшего) Родиона, его же не воспомянул ап. Павел
нигде
же, но токмо Иродиона…» (л. 51), далее указывается повторение и других
некоторых апостолов.
По сему указанно св. Димитрия, в числе 70 апостолов
следует признать
одного только Иродиона, о котором в Четьи Минеях под 8 апреля сообщаются
сдед. сведения: «св. апостол Иродион, родом бе от Тарса Киликийскаго, сродник
св. ап. Павла. Служаше же святым апостолам во всем, и от них епископ поставлен
бысть Неопатрский и многия от еллинов учением своим ко Христовой вере обрати.
Чесому завидяще иудеи, обступиша его идолослужительми, и мучиша крепко:
овии бо бияху святого, овии камением уста его сокрушаху, инии древесы ударяху
по главе, таже ножем ударен бысть, и яко мертв повержен в крови: мневше
бо
того уже умерша, оставиша и отыдоша. Но апостол святый благодатью Божиею
жив соблюден был, проповеда потом слово Божие в Риме со святым верховным
апостолом Петром.
Св. Павел от Коринфа к Римляном пишущи послание воспомянул
Иродиона святаго, тогда в Риме при св. Петре бывшаго: „целуйте, рече, Иродиона
сродника моего“. И егда св. Петр распят бысть, тогда св. Иродион (по свидетельству
Метафрастову) вкупе со св. Олимпом и множеством верных мечем посечен бысть».
Последующие церковные писатели и составители библейских словарей (Архим.
Никифор, прот. Ф. Солярский и др.) начали признавать Иродиона и Родиона
за одно лицо. Так в Богослов, словаре протоиерея Ф. Солярского об Иродионе
сказано;
«Иродион родственник ап. Павла, из 70 апостолов был епископом в Патрах,
и пострадал от Нерона с ап. Петром и Павлом в Риме. Память его указана:
4 января,
8 апреля и 10 ноября» (Вып. 2, стр. 94).
В службе св. апостолам 8 апреля Иродион называется блаженным первопрестольником г. Патр (4-й песнь канона (в г. Патрах см. у Лепорского: История фессалон. экзархата. Спб. 1902, стр. 312). В греческой минее память св. ап. Иродиону обозначена 28 марта (Синаксарь Никодима Святогорца), у католиков память его 8 августа.
Святой апостол Агав
Св. ап. Агав называется пророком. О св. Агаве два раза упоминается
в апостольских Деяниях (XI, 28; XXI, 10). «В те дни (между
«Вышедши (из Птолемаиды) мы, (т. е. ап. Павел, еванг. Лука и др.),
пришли в Kecapию и несколько дней пребывали в доме благовестника Филиппа, одного
из 7 диаконов; в это время из иудей пришел некто пророк, по имени Агав и вошед
к нам, взял пояс Павлов, и связав себе руки и ноги, сказал: так говорить Дух
Святый; мужа, чей этот пояс так свяжут в Иерусалиме иудеи и предадут в руки
язычников» (что и исполнилось см. Деян. ХХI, 33).
На том основании, что св. Лука говорит об Агаве во второй раз, так как будто бы о нем не было речи, то некоторые думают, что было два пророка с этим именем; но имя, служение, место происхождения и отчасти время показываюсь, что один и тот же пророк Агав предсказал в Антиохии о голоде, а в Кесари — об узах св. aп. Павла (в Иepycaлиме). Голод, действительно, был при императоре Клавдии и не один, а несколько — один в Греции (по свидетельству Евсевия, Хроника I, 79) и два в Риме (Светоний, Дион Касий и Тацит).
Голод, предсказанный св. Агавом, вероятно, был тот самый, который
опустошал Иудею с 44 по 48 год, это подтверждается впрочем тем, что, когда
Антиохийские христиане, услышав об угрожавшем Иудее голоде, положили каждый
по своему достатку послав пособие братьям живущим в Иудее, что и сделали, пославши
собранное чрез Варнаву и Савла (Деян. XI,
Святитель
Димитрий Ростовский, на основании сказаний Симеона
Метафраста, пишет, что «св. Агав
проповедовал о Христе в прилучившихся ему островах, многих обратил к святой
вере» (Четьи Минеи 8 апреля), но в каких островах, о сем не говорят ни древние
писатели, ни церковные службы (8 апр. и 4 янв.). Есть предание, что св. Агав
принял мученический венец в Антиохии (А. С. Норов, Путешествие в Св. Землю,
изд.
В службах церковных (8 апр. и
4 янв.) хотя и часто воспоминается св. Агав, но никаких исторических сведений
о нем не сообщается. Вместе с другими апостолами (8 апр.) и Агав прославляется,
как «небопарные орлы крылатые все земли протекали, честное учение рассевающе
и плевелы истерзающе» (1 ст. на Господи воззвах. 8 апр.). В двух стихах службы
8 апр. говорится о пророческом его даре: «страннолепно пророчествия тебе благодать
от Бога излияся богатно, Богомудре Агаве: провозглашаеши бо сказание хотящих
быти явление».
(2 стих
У них есть предание неизвестно на чем основанное, что ап. Агав построил храм на г. Кармиле (в Палестине) в честь Пресвятой Богородицы Кармильской, в 43г. по Рождестве Христовом (Подробнее, о св. aп. Агаве см. архиеп. Димитрий. Собор 70 апостолов, I вып, 1-6 стр.).
Святой апостол Асигкрит
Св. ап. Асигкрит (Асинкрит). Его имя только однажды упомянуто
в Послании к Римлянам (XVI, 13). «Целуйте, писал ап. Павел к христианам римской
церкви, Асигкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия и сущую с ними братию». Св.
Амвросий Медиоланский спрашивает: «чего ради вместе их приветствуешь (ап. Павел)
и затем отвечает: «ибо знал (апостол), что они единодушны».
Преосвященный Феофан,
приведши эти слова св. Амвросия, продолжает»это будто особое собрате (по нашему,
приход со старшими в нем (Толков. на Посл. к Римлянам, изд.
Но никаких сведений кроме, имени не сохранилось о св. Асигкрите
в св. Писании. Церковное предание (Дорофей и др.) св. Асигкрита причисляют
к 70 апостолам и считают его епископом Иркании Азийской. В греческой Минее
(Синаксарь Никодима) под 8 апреля сказано:
«Подобно другим (прежде упомянутым
ап. Агаву и Руфу) и Флегонт и Асигкрит проповедовали Eвaнгeлиe в разных странах
мира, многих неверующих обратили в веру истинную, и, подвергнутые различным
мукам от иудеев, скончались в один и тот же день и таким образом от Господа
получили царство небесное (апрель, 255 стр.).
Церк. писатели (начиная с Дорофея)
согласно утверждают что св. Асигкрит был епископ Иркании (в стране Асийской).
В церковной службе 8 апреля о св. Асигкрите говорится, как о просветителе и
епископе Иркании.
«Обрате тя, Асигкрите, реку вод исполненну Иркания Духа,
и честными напоении твоими напоившися, принссе краснейшия Владыце прозябения»
(
Св. Асигкриту память в Православной церкви, а также и у католиков совершается 8 апреля; а также 4 января в соборе св. 70 апостолов.
Святой апостол Руф
Ап. Павел в послании к Римлянам (XVI, 13) пишет: «приветствуйте
Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою». Блаженный Феофилакт, изъясняя
эти слова
апостола, говорит: «Двойное благо: и сам беспорочен и матерь безукоризненна.
Ибо не
сказал бы конечно: „матерь его и мою“, если бы не усвоял этой женщине
великую добродетель» (Толкование на послание к Римлянам, Казань, 1866. С. 270).
«Такой сын и такая мать, восклицает св. Иоанн Златоуст, дом полный благословения
и корень соответственный плоду. Ибо не даром сказал апостол: матерь его
и
мою, но засвидетельствовал тем о многих добродетелях сей женщины» (Беседа
XXX на послание к Римлянам, 696).
Но кто был св. Руф и его мать — ничего
не сказано, Апостол Павел даже не упомянул её имени, а между тем видно,
что это семейство было близко к нему и дорого по каким-то благодеяниям, оказанным
ему и, вероятно, Римским христианами.
Многие из толкователей св. Писания
предполагают, что Руф был сын Симона Киринейскаго, о котором говорит
евангелист
Марк: «И повели Иисуса, чтобы распять Его и заставили проходящего некоего
Киринеянина Симона, отца Александрова и Руфова, идущего с поля, нести
крест Его» (XV, 20–21).
Как известно, св. Марк I писал Евангелие свое преимущественно
для жителей Рима, и он не прошел молчанием, как дpyгиe евангелисты, о
человеке,
понесшем крест Христов до Голгофы. Вероятно, этот Симон со своим семейством
впоследствии переселился в Рим и там пользовался у римских христиан особенным
уважением. Название ап. Павлом Руфа избранным в Господе и его матери
своею матерью показывает, что семейство самого Симона было высоко по нравственным
своим качествам. Неупоминание о самом Симоне показывает, что главы семейства
не было уже в живых.
Старший брат Руфа, Александр, но преданиям Римской
церкви,
за исповедание христианской веры, был замучен в Карфагене и память его
совершается 11 марта (Migne, Dictiormaire de la Bible, t. IV 152). Св. Поликарп
Смирнский
в послании к Филиппийцам (написанном в 107 г.) называет Игнатия и Руфа
образцами терпения.
Этот Руф не одно ли лицо с ап. Руфом. В апокрифическом
сказании
«Хождение ап. Андрея и Петра» в страну антропофагов, Александр и Руф
представляются
их спутниками (Журнал Министерства Народ. Просв. 1877 г. январь. Рус.
Визант. отрывки, январь, 70 стр. Список этого хождения ап. Андрея находится
в Памятниках
отречен, литературы, изданных Н. И. Костомаровым).
По сказанию Дорофея
и др. восточных писателей св. Руф был епископом в г. Фивах, что в Элладе
(в Греции). Этот город Фивы у некоторых, (как напр, у архим, Никифора — Библ.
энциклопедия III гл., 108 стр.; у прот. Солярского, Библ. Словарь III
вып.
385 и у др.) обращены в Дивах: «св. Руф будто был епископом в Дивах,
в Элладе».
Мартиролог Узуарда, Адона и др. считают св. Руфа мучеником, память коего
18 декабря, и, по их мнению, он был сын Симона Киринейского и принадлежал
к числу «древних» учеников Господа, трудившийся в евангельской проповеди
между иудеями и язычниками.
Люций Декстор пишет, что св. Руф был епископом
в Испании в Каталонии и испанцы считают его своим апостолом.
(Migne.
Dictionnaire de la Bible, t. IV p. 152). Память его у католиков 11 (по другим
14 или
21) ноября. О проповеди св. ап. Руфа среди неверных есть указание в службе
св.
Руфу.
«Дом Троицы показался еси световиден, Руфе преславне, и словом благодати требища низверг сен, и создал еси Господу церкви» (2-й стих З-й песни канона 8 апр.). В православной церкви память св. ап. Руфу совершается 8 апреля вместе с св. Иродионом, Агавом, Асигкритом, Флегонтом, и Ермом, а также 4 января в, соборе св. 70 апостолов.
Святой апостол Флегонт
В послании к Римлянам св. ап. Павел между другими членами римской
церкви приветствует и Флегонта (Целуйте Асигкрита, Флегонта, Ерма, Патрова,
Ермия и других с ними братьев). Из этого видно, что Флегонт жил в Риме и может
быть и уроженец римский, принадлежал к церкви римской, и, вероятно, был одним
из выдающихся в ней деятелем; по ничего о Флегонте, кроме имени, неизвестно
из св. Писания.
Церковное предание (Дорофей Тирский) причисляет его к 70 апостолам
и, вероятно, был обращен ко Христу св. ап. Павлом; впоследствии св. Флегонт
был епископом Марафона Фригийского (в Синаксаре Марафина), где и скончался
мучеником. В службе св. апостолам 8 апреля св. Флегонт называется «божественным»
(
Ему из всей службы посвящено только
два стиха в
«Попалил еси, Флегонте священне, огнем божественных словес твоих
всяко лестное терние и сердца окаянно угасшая теплотою духа вжегл еси явленно»
(
В
Православная церковь совершает память св. ап. Флегонту 8 апреля вместе с Иродионом, Агавом, Асигкритом и Ермом а также 4 января в соборе св. 70 апостолов. В римской церкви память его совершается также 8 апреля. Есть мнение, что св. Флегонт был из вольноотпущенных императором Нероном.
Православный собеседник, 1906. т.2. с. 395–397.