Таинство Крещения Таинство Миропомазания Таинство Покаяния Таинство Причащения Таинство Елеосвещения Таинство Брака Таинство Священства

Праздник

Родиона (Иродиона), Агава, Руфа, Асинкрита, Флегонта,

17 января нов.ст. (4 января ст.ст.)

Святые апостолы от 70-ти: Иродион, Агав, Асинкрит, Руф, Флегонт.
  • Кондак, глас 2:
  • Явистеся Христовы ученицы и Апостоли всечестнии, Иродионе славне, Агаве и Руфе, Асинкрите, Флегонте со Ермом: присно молитеся Господеви, подати нам согрешений прощение поющым вас.


ЖИТИЕ:
Святые Иродион, Агав, Асинкрит, Руф, Флегонт и Ерм принадлежат к числу 70 апостолов, избранных Христом и посланных Им на проповедь (память Собора 70 апостолов 4 января).
Святой апостол Иродион был родственником апостола Павла и его спутником во многих путешествиях. Когда христианство распространилось на Балканском полуострове, апостолы Петр и Павел поставили апостола Иродиона епископом города Патары. Апостол Иродион ревностно проповедовал Слово Божие и обратил в христианство многих греков-язычников и иудеев.

Разъяренные проповедью апостола, идолопоклонники и иудеи, сговорившись, напали на святого Иродиона, стали избивать палками и забрасывать камнями. Один из мучителей ударил его ножом, и апостол упал. Но когда убийцы скрылись, Господь восставил его невредимым.

После того святой Иродион еще долгие годы сопутствовал апостолу Петру. Когда святой апостол Петр был распят († ок. 67) одновременно с ним, а также вместе со святым Олимпом, был усечен мечом и апостол Иродион.
Святой апостол Агав обладал даром пророчества. Он предрек (Деян. 11, 27–28) голод во времена императора Клавдия (41–52) и предсказал страдания апостола Павла в Иерусалиме (Деян. 21, 11).

Апостол Агав проповедовал в разных странах и многих язычников обратил ко Христу. Апостол Руф, которого приветствует святой апостол Павел в Послании к Римлянам (Рим. 16, 13) был епископом в греческом городе Фивы; апостол Асинкрит (Рим. 16, 14) – епископом в Гиркании (Малая Азия); апостол Флегонт – в городе Марафоне (Фракия), апостол Ерм – в Далматии (известен также еще один апостол от 70 по имени Ерм, который занимал кафедру во фракийском городе Филиппополе).

Все апостолы за свое бесстрашное служение Христу перенесли жестокие страдания и удостоились мученической кончины.




                                                    Архиепископ Димитрий (Самбикин).

                                                Собор св. 70-ти апостолов.


                                            Святой апостол Иродион



      В послании к Римлянам ап. Павел пишет: «Целуйте Иродиона, сродника моего» (XVI, 11). В других посланиях ап. Павла равно как и во всех других книгах Нового Завета упоминается только один Иродион, и сведения о нем весьма скудны. Епископ Феофан в толковании на послание к Римлянам пишет:

«Иродиона сродника моего» (т.е. ап. Павла) и ничего более не прибавил» (М, 1890 г. изд. 2, 7. 2, стр. 399), а между тем в списках св. 70 апостолов (у Дорофея и друг.), а также в церк. службах, Синаксарях, месяцесловах и пр. кроме Иродиона упоминается ещё Родион, имени которого в Новозаветных книгах нет. Невольно возникает вопрос: Иродион и Родион одно и тоже лицо, или же два отдельные лица?

В списках 70 апостолов у Дорофея под 31 номером поставлен Иродион, его же св. апостол в римстей епистолии (XVI, 11) поминает в Патрех бысть епископ» и за тем под № 41-м: Родион, его же апостол поминает (но какой апостол и где упоминает оставлены без ответа): «сей в Риме с св. апостолом Петром, при Неронe усекновен бысть…» (В Мартилоге Адона: Иродион, Епископ Тарса (№ 31) и Родион (№ 42) пострадал в Риме…

В Синаксарях, Четьи Минеях и друг., память Иродиона положена 8 апреля, а Родиона 10 ноября… В службе собору св. 70 апостолов 4 января упоминается отдельно и Иродион и Родион и, вероятно, для того, чтобы показать, что это не одно и тоже лицо, в одной стихире 3-й на Господи воззвах… упоминаются оба: «Пуда, Иродиона, Артему, Филолога, Олимпа же Родиона… Почтим честныя богопроповедники…»

Признающие двух отдельных лиц, Иродиона считают учеником ап. Павла, Родиона — учеником ап. Петра. Первый из них, говорят был епископом Патр (или Неопатр или же Тарса), а второй-был ли где епископом, или не был — неизвестно, но только скончался вместе с ап. Петром, Патровом и др. в Риме, при Нероне.

Святитель Димитрий Ростовский в Четьи Минее в списке св. 70 апостолов (4 янв.); хотя и следовал показанию Дорофея, епископа Тирского, но вначале статьи о соборе св. 70 апостолов, заметил, что в Дорофеевом сказании «много сумнительного», что вероятно, превзошло в подлинное сказание Дорофея от кого-либо (м. б. от переписчиков).

Далее, в самом списке апостолов святитель Димитрий поставляет одного только Иродиона и опускает из него Родиона, и в конце повествования об апостолах замечает: «в сказании о них Дорофея имена некоторых (4-х) от 70 апостолов всуе повторяются, как-то «Иродиона, нарекши того вторично, аки бы с Павлом святым, (бывшего) Родиона, его же не воспомянул ап. Павел нигде же, но токмо Иродиона…» (л. 51), далее указывается повторение и других некоторых апостолов.

По сему указанно св. Димитрия, в числе 70 апостолов следует признать одного только Иродиона, о котором в Четьи Минеях под 8 апреля сообщаются сдед. сведения: «св. апостол Иродион, родом бе от Тарса Киликийскаго, сродник св. ап. Павла. Служаше же святым апостолам во всем, и от них епископ поставлен бысть Неопатрский и многия от еллинов учением своим ко Христовой вере обрати.

Чесому завидяще иудеи, обступиша его идолослужительми, и мучиша крепко: овии бо бияху святого, овии камением уста его сокрушаху, инии древесы ударяху по главе, таже ножем ударен бысть, и яко мертв повержен в крови: мневше бо того уже умерша, оставиша и отыдоша. Но апостол святый благодатью Божиею жив соблюден был, проповеда потом слово Божие в Риме со святым верховным апостолом Петром.

Св. Павел от Коринфа к Римляном пишущи послание воспомянул Иродиона святаго, тогда в Риме при св. Петре бывшаго: „целуйте, рече, Иродиона сродника моего“. И егда св. Петр распят бысть, тогда св. Иродион (по свидетельству Метафрастову) вкупе со св. Олимпом и множеством верных мечем посечен бысть».

Последующие церковные писатели и составители библейских словарей (Архим. Никифор, прот. Ф. Солярский и др.) начали признавать Иродиона и Родиона за одно лицо. Так в Богослов, словаре протоиерея Ф. Солярского об Иродионе сказано; «Иродион родственник ап. Павла, из 70 апостолов был епископом в Патрах, и пострадал от Нерона с ап. Петром и Павлом в Риме. Память его указана: 4 января, 8 апреля и 10 ноября» (Вып. 2, стр. 94).

В службе св. апостолам 8 апреля Иродион называется блаженным первопрестольником г. Патр (4-й песнь канона (в г. Патрах см. у Лепорского: История фессалон. экзархата. Спб. 1902, стр. 312). В греческой минее память св. ап. Иродиону обозначена 28 марта (Синаксарь Никодима Святогорца), у католиков память его 8 августа.



Святой апостол Агав



     Св. ап. Агав называется пророком. О св. Агаве два раза упоминается в апостольских Деяниях (XI, 28; XXI, 10). «В те дни (между 40—43 г., когда Варнава отыскал Савла-Павла в Тарсе и привел его в Антиохию), пришли из Иерусалима в Антиохию пророки. И один из них по имени Агав, встав, предвозвестил духом, что по всей вселенной будет голод, который и был при Кесаре Клавдии (в 44 г.).

«Вышедши (из Птолемаиды) мы, (т. е. ап. Павел, еванг. Лука и др.), пришли в Kecapию и несколько дней пребывали в доме благовестника Филиппа, одного из 7 диаконов; в это время из иудей пришел некто пророк, по имени Агав и вошед к нам, взял пояс Павлов, и связав себе руки и ноги, сказал: так говорить Дух Святый; мужа, чей этот пояс так свяжут в Иерусалиме иудеи и предадут в руки язычников» (что и исполнилось см. Деян. ХХI, 33).

На том основании, что св. Лука говорит об Агаве во второй раз, так как будто бы о нем не было речи, то некоторые думают, что было два пророка с этим именем; но имя, служение, место происхождения и отчасти время показываюсь, что один и тот же пророк Агав предсказал в Антиохии о голоде, а в Кесари — об узах св. aп. Павла (в Иepycaлиме). Голод, действительно, был при императоре Клавдии и не один, а несколько — один в Греции (по свидетельству Евсевия, Хроника I, 79) и два в Риме (Светоний, Дион Касий и Тацит).

Голод, предсказанный св. Агавом, вероятно, был тот самый, который опустошал Иудею с 44 по 48 год, это подтверждается впрочем тем, что, когда Антиохийские христиане, услышав об угрожавшем Иудее голоде, положили каждый по своему достатку послав пособие братьям живущим в Иудее, что и сделали, пославши собранное чрез Варнаву и Савла (Деян. XI, 29—30). Иосиф Флавий рассказывает, что страшный голод свирепствовал в Иудее (Древности XX, 2, 6), когда прокураторами были Кусций Фад и Тиверий Александр, от конца 44 до 48 г. Кроме вышесказанного, ничего неизвестно о св. Агаве.

Святитель Димитрий Ростовский, на основании сказаний Симеона Метафраста, пишет, что «св. Агав проповедовал о Христе в прилучившихся ему островах, многих обратил к святой вере» (Четьи Минеи 8 апреля), но в каких островах, о сем не говорят ни древние писатели, ни церковные службы (8 апр. и 4 янв.). Есть предание, что св. Агав принял мученический венец в Антиохии (А. С. Норов, Путешествие в Св. Землю, изд. 3-е 1845, ч. 2, стр. 276).

В службах церковных (8 апр. и 4 янв.) хотя и часто воспоминается св. Агав, но никаких исторических сведений о нем не сообщается. Вместе с другими апостолами (8 апр.) и Агав прославляется, как «небопарные орлы крылатые все земли протекали, честное учение рассевающе и плевелы истерзающе» (1 ст. на Господи воззвах. 8 апр.). В двух стихах службы 8 апр. говорится о пророческом его даре: «страннолепно пророчествия тебе благодать от Бога излияся богатно, Богомудре Агаве: провозглашаеши бо сказание хотящих быти явление».

(2 стих 5-й песни канона, а в 6 песни говорится о предсказании им св. Павлу о наветах, озлоблениях и узах, коим он подвергнется. В православной церкви память св. Агава совершается 4 января в соборе 70 апостолов и 8 апреля вместе с ап. Иродионом, Руфом и пр.; у католиков св. Агава память положена 9 февраля.

У них есть предание неизвестно на чем основанное, что ап. Агав построил храм на г. Кармиле (в Палестине) в честь Пресвятой Богородицы Кармильской, в 43г. по Рождестве Христовом (Подробнее, о св. aп. Агаве см. архиеп. Димитрий. Собор 70 апостолов, I вып, 1-6 стр.).


Святой апостол Асигкрит



     Св. ап. Асигкрит (Асинкрит). Его имя только однажды упомянуто в Послании к Римлянам (XVI, 13). «Целуйте, писал ап. Павел к христианам римской церкви, Асигкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия и сущую с ними братию». Св. Амвросий Медиоланский спрашивает: «чего ради вместе их приветствуешь (ап. Павел) и затем отвечает: «ибо знал (апостол), что они единодушны».

Преосвященный Феофан, приведши эти слова св. Амвросия, продолжает»это будто особое собрате (по нашему, приход со старшими в нем (Толков. на Посл. к Римлянам, изд. 2-е, ч. 2, стр. 399); во главе же этой общины поставлен св. Асигкрит, вероятно, как более выдающийся среди других.

Но никаких сведений кроме, имени не сохранилось о св. Асигкрите в св. Писании. Церковное предание (Дорофей и др.) св. Асигкрита причисляют к 70 апостолам и считают его епископом Иркании Азийской. В греческой Минее (Синаксарь Никодима) под 8 апреля сказано:

«Подобно другим (прежде упомянутым ап. Агаву и Руфу) и Флегонт и Асигкрит проповедовали Eвaнгeлиe в разных странах мира, многих неверующих обратили в веру истинную, и, подвергнутые различным мукам от иудеев, скончались в один и тот же день и таким образом от Господа получили царство небесное (апрель, 255 стр.).

Церк. писатели (начиная с Дорофея) согласно утверждают что св. Асигкрит был епископ Иркании (в стране Асийской). В церковной службе 8 апреля о св. Асигкрите говорится, как о просветителе и епископе Иркании.

«Обрате тя, Асигкрите, реку вод исполненну Иркания Духа, и честными напоении твоими напоившися, принссе краснейшия Владыце прозябения» (3-й стих 6-й песни канона); а во 2-м стихе той же песни св. Асигкрит называется «твердыми ограждением Иркании».

Св. Асигкриту память в Православной церкви, а также и у католиков совершается 8 апреля; а также 4 января в соборе св. 70 апостолов.



Святой апостол Руф



     Ап. Павел в послании к Римлянам (XVI, 13) пишет: «приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою». Блаженный Феофилакт, изъясняя эти слова апостола, говорит: «Двойное благо: и сам беспорочен и матерь безукоризненна. Ибо не сказал бы конечно: „матерь его и мою“, если бы не усвоял этой женщине великую добродетель» (Толкование на послание к Римлянам, Казань, 1866. С. 270).

«Такой сын и такая мать, восклицает св. Иоанн Златоуст, дом полный благословения и корень соответственный плоду. Ибо не даром сказал апостол: матерь его и мою, но засвидетельствовал тем о многих добродетелях сей женщины» (Беседа XXX на послание к Римлянам, 696).

Но кто был св. Руф и его мать — ничего не сказано, Апостол Павел даже не упомянул её имени, а между тем видно, что это семейство было близко к нему и дорого по каким-то благодеяниям, оказанным ему и, вероятно, Римским христианами.

Многие из толкователей св. Писания предполагают, что Руф был сын Симона Киринейскаго, о котором говорит евангелист Марк: «И повели Иисуса, чтобы распять Его и заставили проходящего некоего Киринеянина Симона, отца Александрова и Руфова, идущего с поля, нести крест Его» (XV, 20–21).

Как известно, св. Марк I писал Евангелие свое преимущественно для жителей Рима, и он не прошел молчанием, как дpyгиe евангелисты, о человеке, понесшем крест Христов до Голгофы. Вероятно, этот Симон со своим семейством впоследствии переселился в Рим и там пользовался у римских христиан особенным уважением. Название ап. Павлом Руфа избранным в Господе и его матери своею матерью показывает, что семейство самого Симона было высоко по нравственным своим качествам. Неупоминание о самом Симоне показывает, что главы семейства не было уже в живых.

Старший брат Руфа, Александр, но преданиям Римской церкви, за исповедание христианской веры, был замучен в Карфагене и память его совершается 11 марта (Migne, Dictiormaire de la Bible, t. IV 152). Св. Поликарп Смирнский в послании к Филиппийцам (написанном в 107 г.) называет Игнатия и Руфа образцами терпения.

Этот Руф не одно ли лицо с ап. Руфом. В апокрифическом сказании «Хождение ап. Андрея и Петра» в страну антропофагов, Александр и Руф представляются их спутниками (Журнал Министерства Народ. Просв. 1877 г. январь. Рус. Визант. отрывки, январь, 70 стр. Список этого хождения ап. Андрея находится в Памятниках отречен, литературы, изданных Н. И. Костомаровым).

По сказанию Дорофея и др. восточных писателей св. Руф был епископом в г. Фивах, что в Элладе (в Греции). Этот город Фивы у некоторых, (как напр, у архим, Никифора — Библ. энциклопедия III гл., 108 стр.; у прот. Солярского, Библ. Словарь III вып. 385 и у др.) обращены в Дивах: «св. Руф будто был епископом в Дивах, в Элладе».

Мартиролог Узуарда, Адона и др. считают св. Руфа мучеником, память коего 18 декабря, и, по их мнению, он был сын Симона Киринейского и принадлежал к числу «древних» учеников Господа, трудившийся в евангельской проповеди между иудеями и язычниками.

Люций Декстор пишет, что св. Руф был епископом в Испании в Каталонии и испанцы считают его своим апостолом.

(Migne. Dictionnaire de la Bible, t. IV p. 152). Память его у католиков 11 (по другим 14 или 21) ноября. О проповеди св. ап. Руфа среди неверных есть указание в службе св. Руфу.

«Дом Троицы показался еси световиден, Руфе преславне, и словом благодати требища низверг сен, и создал еси Господу церкви» (2-й стих З-й песни канона 8 апр.). В православной церкви память св. ап. Руфу совершается 8 апреля вместе с св. Иродионом, Агавом, Асигкритом, Флегонтом, и Ермом, а также 4 января в, соборе св. 70 апостолов.



Святой апостол Флегонт



     В послании к Римлянам св. ап. Павел между другими членами римской церкви приветствует и Флегонта (Целуйте Асигкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия и других с ними братьев). Из этого видно, что Флегонт жил в Риме и может быть и уроженец римский, принадлежал к церкви римской, и, вероятно, был одним из выдающихся в ней деятелем; по ничего о Флегонте, кроме имени, неизвестно из св. Писания.

Церковное предание (Дорофей Тирский) причисляет его к 70 апостолам и, вероятно, был обращен ко Христу св. ап. Павлом; впоследствии св. Флегонт был епископом Марафона Фригийского (в Синаксаре Марафина), где и скончался мучеником. В службе св. апостолам 8 апреля св. Флегонт называется «божественным» (2-й стих на Господи воззвах).

Ему из всей службы посвящено только два стиха в 7-й песни канона. В одном из них он прославляется как истребитель и попалитель лестного учения и горячий проповедник божественного учения. Этот стих составлен преп. Иосифом Песнописцем, творцом канона, соответственно значению имени Флегонта, каковое имя на греческом языке означает «пылающий, горящий»:

«Попалил еси, Флегонте священне, огнем божественных словес твоих всяко лестное терние и сердца окаянно угасшая теплотою духа вжегл еси явленно» (2-й стих ).

В 3-м стихе 7-й песни о св. Флегонте говорится, как об епископе г. Марафона. «Марафонстии жители предстателя тя величайша и учителя изрядна, и светильника, и наставника имуще, Флегонте славне, почитают тя непрестанно».

Православная церковь совершает память св. ап. Флегонту 8 апреля вместе с Иродионом, Агавом, Асигкритом и Ермом а также 4 января в соборе св. 70 апостолов. В римской церкви память его совершается также 8 апреля. Есть мнение, что св. Флегонт был из вольноотпущенных императором Нероном.

 

Православный собеседник, 1906. т.2. с. 395–397.



 
 
© 2011 Православное богословие
Разработка сайта - Студия web-дизайна Stoff