Таинство Крещения Таинство Миропомазания Таинство Покаяния Таинство Причащения Таинство Елеосвещения Таинство Брака Таинство Священства

Праздник

Силы, Силуана, Крискента, Криспа, Епенета и Андроник,

17 января нов.ст. (4 января ст.ст.)

Святые апостолы от 70: Сила, Силуан, Крискент, Епенет и Андроник
  • Тропарь Силе, Силуану, Крискенту, Епенету и Андронику, апп. от 70-ти

  • Лик пяточисленный апостол Христовых песньми восхвалим, / Силу, Силуана, Крискента, Андроника со Епенетом, / сии бо идольскую лесть обличиша / и, неверныя в веру уловйвше, / молят непрестанно о всех, память их величающих.


ЖИТИЕ:
Святые апостолы от 70: Сила, Силуан, Крискент, Епенет и Андроник – ученики Спасителя.
Апостол от 70-ти святой Сила был в первоначальной Иерусалимской Церкви мужем уважаемым, «начальствующим между братиями» (Деян. 15, 22). После состоявшегося в Иерусалиме в 51 году Собора апостолов по вопросу о необходимости соблюдения Моисеева закона христианами из язычников апостолы отправили послание Антиохийским христианам через апостолов Павла и Варнаву, в котором сообщали, что решением Собора христиане из язычников освобождались от соблюдения предписаний Моисеева закона.

Было постановлено для них воздерживаться от вкушения идоложертвенного, от блуда, от удавленины и крови и не делать другим того, чего себе не желают (Деян. 15, 20–29). Вместе с апостолами Павлом и Варнавой в Антиохию были посланы Собором члены Иерусалимской Церкви святые Сила и Иуда для разъяснения послания словесно, что они оба и исполнили при содействии благодати Святого Духа. Затем святой Иуда был отпущен в Иерусалим, а святой Сила остался в Антиохии и ревностно помогал Апостолу языков в его миссионерских путешествиях с Евангельской проповедью. Апостолы посетили Сирию, Киликию, Македонию.

В городе Филиппах их обвинили в том, что они возмущают народ, за что святых апостолов схватили, били палками, а затем бросили в темницу. В полночь, когда святые апостолы Павел и Сила молились, внезапно произошло сильное землетрясение, оковы спали с них и двери темницы растворились.

Темничный сторож, испугавшись, что узники бежали, хотел покончить с собой, но был удержан апостолом Павлом. Тогда, с трепетом припав к ногам апостолов, он с верой принял от них благовестие о Христе, вывел их из темницы, привел в свой дом, омыл их раны и крестился со всеми своими домашними.

Из Филипп апостолы Павел и Сила пошли в города Амфиполь, Аполлонию и Солунь, приобретая в каждом городе новых учеников Христовых и утверждая Церкви.
В Коринфе святой апостол Сила был рукоположен во епископа, там он, совершив многие знамения и чудеса, кончил свою жизнь.
Святой апостол Силуан проповедовал Слово Божие вместе с верховными апостолами Петром и Павлом.

В 1-м Соборном послании святой апостол Петр упоминает о нем: «Сие кратко написал я вам через Силуана, верного, как думаю, вашего брата» (1 Петр. 5, 12). Святой Силуан был поставлен епископом в Солунь и там мученически скончался, претерпев много скорбей и напастей ради Господа.

О святом апостоле Крискенте упоминает святой апостол Павел во 2-м послании к Тимофею (2 Тим. 4, 10), говоря, что Крискент пошел с проповедью в Галатию. Там он был поставлен епископом, а затем проповедовал Слово Божие в Галлии. В городе Виенне апостол Крискент поставил епископом своего ученика Захарию. Возвратившись в Галатию, он мученически скончался при царе Траяне (98–117).

Святой апостол Епенет был поставлен епископом в Карфаген. В послании к Римлянам (Рим. 16, 5) святой апостол Павел пишет: «Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа». В том же послании апостол Павел вспоминает и апостола Андроника: «Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа» (Рим. 16, 7).

Святой апостол Андроник был епископом в Паноннии (память святых Андроника и Юнии 17 мая).


                                                       Архиепископ Димитрий (Самбикин).

                                                  Собор св. 70-ти апостолов.


 

Святой апостол Сила.

      Св. апостол Сила (Силуан), но словам священного дееписателя Луки (Деян. ХV, 22), был одним из мужей, начальствующих между братиями в церкви иepyсалимской, «муж нарочитый в братии», и был в числе «старцев» (пресвитером в Иерусалиме). Такому почетному положению Силы среди верующих много способствовало и то обстоятельство, что он имел дар пророчества и был «силен в слове» (Деян. XV, 32).

В первый раз имя св. Силы упоминается в числe апостолов «старцев», присутствовавших на Апостольском соборе в Иерусалиме, (51 г.). Представители Христовой церкви Иаков, Петр, Иоанн и другие старейшины и Апостолы, утвердив постановление собора о необязательности принятия Моисеева закона для христиан из язычников, избрали из своей среды двух высоко уважаемых мужей Иуду (Варсаву) и Силу для сопровождения представителей Антиохийской церкви, в которой первоначально возник вопрос о христианах из язычников и их праве на вступление в церковь (Деян. XV, 1) и посланы были (Иуда и Сила) в качестве достоверных свидетелей подлинности соборного апостольского Послания (Деян. XVI, 23–29).

Уполномоченные апостольским собором Иуда и Сила пришли в Антиохию вместе с Павлом и Варнавой. Представители Антиохийской Церкви собрали всех верующих и апостольское послание было вручено апостолами церкви Антиохийской. Прочтено было послание Иерусалимской церкви, и Антиохийские христиане возрадовались о желательном для христиан из язычников определении апостольского собора.

Иуда и Сила, как непосредственные выразители мнения Апостолов — самовидцев самого Иисуса Христа и при этом, как «пророки», озаренные святым духом, «словом мнозем» утешили и утвердили (Антиохийскую) братию против лжеучения ревнителей Моисеева закона.

После краткого пребывания в Антиохии Иуда и Сила с миром отпущены были в Иерусалим к Апостолам (Деян. XV, 31–32). Вероятно, близкое общение Силы с ап. Павлом во время путешествия из Иерусалима в Антюхию имело сильное, неотразимое влияние Апостола языков на Силу, со своей стороны и св. Павел усмотрел в случайном спутнике (в Силе) лицо, по своему благородному и спокойному характеру, напоминавшее ему о Варнаве.

Во всяком случай Промысл Божий сделал св. Силу спутником ап. Павла во втором его путешествии вместо Варнавы, не пожелавшего без своего племянника, Марка-Иоанна сопутствовать Апостолу языков (Деян. XV, 34). Новый спутник Ап. Павла Сила, как видно из близкого отношения к Иерусалимской церкви и почетного в ней положения, нужно думать давно уже был последователем Иисуса Христа и, вероятно, ещё при жизни Его, принадлежал к числу 70 Апостолов (Лук. X, 1).

Некоторые полагают, что Сила был первоначально учеником Иоанна Крестителя и был одним из двух, которых св. Предтеча посылал к Иисусу Христу с вопросами: «Ты ли еси Грядый, или иного чаем» (Мф. XI, 3), Он ли (Иисус Христос) действительный Мессия, Спаситель миpa, или другого (Meccию) следует ожидать (Baronius. Not. in Martyrolog. Roman. XIII Julii et XII Octobrii; Midne, Dictionnaire de la Bible, t. IV. p. 533).

По смерти св. Иоанна Крестителя, Сила сделался постоянным последователем Иисуса Христа и был им избран в число 70 Апостолов. Ап. Павел, избрав вместо св. Варнавы, Силу, предпринял второе путешествие, отправился из Антиохии, куда из Иерусалима прибыл Сила, и проходили вместе Сирию и Киликию (Деян. XV, 41). Дошли они до Дервии и Листры, где ап. Павел взял в спутники юного Тимофея (Деян. XVI, 1–3).

Проходя по городам, ап. Павел и Сила, внушали верным соблюдать определения, постановленные апостолами и пресвитерами в Иерусалиме, и церкви утверждались верою и ежедневно увеличивались числом. Прошедши чрез Фригию и Галатийскую страну, они не были допущены Духом Святым проповедовать слово в Асии (Деян. XVI, 1–6). Миновавши же Мисию, они сошли в Троаду. И было ночью видение Павла, по коему он должен отправиться в Македонию и из Троады, где, было видение, присоединился к ап. Павлу и писатель Апостольских Деяний-св. Лука.

«После сего видения тотчас мы (т.е. ап. Павел, Сила, Тимофей, Лука и др.) положили отправиться в Македонию, заключая, что призывал нас Господь благовествовать там. Итак из Троады отправившись, мы прямо прибыли в Самофракию, и на другой день в Неаполь, а оттуда в Филиппы, первый город Македонии» (Деян. XVI, 8–12). В Филиппах ап. Павел и Сила, за изгнание пытливого нечистого духа из отроковицы пострадали.

Господа этой отроковицы, получавшие прибыль от прорицаний бывшего в ней злого духа, видя, что исчезла надежда на доходы, схватили Павла и Силу и повлекли на площадь к начальникам и, приведши их к воеводам, просили наказать этих иудеев, возмутителей и противников римских обычаев. Воеводы, сорвавши с них одежды, велели их бить палками и затем ввергли в темницу. Здесь, около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога, узники же слушали их.

От последовавшего за сим землетрясения темничные двери растворились и тюремный сторож, думая, что узники убежали, хотел покончить жизнь самоубийством, но возгласом ап. Павла он убедился, что никто не ушел из темницы и в трепете; припал к ногам Павла и Силы, которые, после наставления в вере Христовой, крестили как самого темничного сторожа, так и всех его домашних.

И приведши Павла и Силу в дом свой, сторож предложил им трапезу гоpoдcкие власти, узнав, что они, в лице, Павла и Силы подвергли римских граждан грубому наказанию, пришли на другой день в темницу, повинились св. узниками и просили их удалиться из города. Посетив дом Лидии (из Фиапиры) и, увидевши здесь братию, поучили их и отправились далее (Деян. XVI, 12–40).

Пришедши чрез Амфиполь и Аполлонию, Павел и Сила пришли в Фессалоники (Солунь), где многие из жителей, услышав апостольскую проповедь, уверовали и присоединились к Павлу и Силе; не веровавшие же иудеи, взявши с площади некоторых негодных людей, собрались толпою и возмущали город; но братия ночью отправили Павла и Силу в Bepию. Здешние жители были благомысленнее солунских; они приняли слово Божие со всем усердием, но солунские иудеи, узнавши о пребывании апостолов в Верии, отправились туда. Тогда братия немедленно отправили Павла по направлению к морю, а Сила и Тимофей остались в Верии.

Сопровождавшие Павла, проводили его до Афин и получили от него приказание, чтобы Сила и Тимофей скорее пришли бы к нему (Деян. XVII, 1–17). В Афинах aп. Павел не дождался своих спутников, отправился в Коринф (Деян. XVIII, 1) и вскоре в этот город из Македонии (г. Верии) пришли Сила и Тимофей (Деян. XVIII). Полтора года ап. Павел с своими спутниками провел в Коринфе (Деян. XVIII, 11). Деятельным сотрудником апостола здесь был Сила. Так как он, будучи пророком, обладал обильным словом назидания и утешения, и новообращенные христиане с особенным вниманием выслушивали вдохновенные его речи, уясняшие проповедь ап. Павла.

Сведения о Силе, как спутнике ап. Павла, кончаются Коринфом и далее ни в Деяниях Апостольских, ни в посланиях ап. Павла он (Сила) уже не упоминается. Церковное Предание (Дорофей Тирский, Ипполит Римский и др.) предполагают что Сила ап. Павлом был поставлен во епископа г. Коринфа. Церковь этого города имела большое значение в отношении к христианам окрестных городов (Кенxpeе, Лекее, Схенусe, Сикионе, Apгосе и др.).

Верующие этих городов смотрели на Коринфскую церковь, как на свою мать и, вероятно, собирались в Коринфе по делам (1 Кор. I, 1; 2 Кор. I, 1; Рим. XVI, 11); а потому в таком городe и мог продолжить проповеднические труды апостола языков такой почтенный учитель как св. Сила. Ап. Павел в обоих посланиях к Солуянам приветствуя пишет от имени своих сотрудников Силы и Тимофея, но называет Силу Силуаном.

«Павел и Силуан и Тимофей церкви Солунской… благодать вам и мир…» (1 Солун. I, 1 и 2 Солун. I, 1); что здесь разумеется именно св. Сила (Силуан), а не другое лицо — Силуан, это видно из самих посланий, особенно 1-го (гл. 2).

Западные ученые, (как напр. Швамбах) предполагали, что св. Сила, сопровождая ап. Павла в его путешествиях, вел «дневные записки», которыми воспользовался впоследствии св. евангелист Лука. Основанием к такому предположению служит то, что в Апостольских Деяниях с ХVI, 10 ведется речь не от одного лица, а от нескольких: мы прямо прибыли в Самофракию (10 ст.), мы пробыли (ст. 12), мы вышли за город (ст. 13) и т.д.

Но против этого следует заметить, что Сила из Коринфа (Деян. XVIII), уже не следовал за ап. Павлом, а между тем дееписатель продолжает до конца книги писать не от одного лица (XXVIII, 1, 2, 10, 11 и др. ст.). Память св. ап. Силы в Восточной Церкви 30 июля и 4 января. Западные считают св. Силу и Силуана за одно лицо и память его — 30 июля.


Святой апостол Силуан.

     Силуан тоже имя, что и Сила, но только переиначенное (латинизированное), полная распространенная форма имени Силы, как напр, от имени Луки — Лукан, Алким — Елиаким и др; некоторые писатели на основании того, что в списках 70 апостолов есть и Сила и Силуан, предполагают, что спутник ап. Павла во время2-го путешествия (см. выше), постоянно именуемый в Апостольских Деяниях (XV—XVIIIгл.) Силой, лицо отличное от Силуана, от имени которого писал ап. Павел в обоих посланиях к Солунянам (1 Сол. I, 1; 2 Сол. I) и упоминаемым во 2 послании к Коринфянам (II, 19) и это делается для оправдания церковного предания о Силе и Силуане, как отдельных личностях.

К сожалению их усилия (Деян. Апостол.) отделить Силу от Силуана (в посланиях к Солунянам и Коринфянам) идут вопреки ясным словам Апостольских Деяний. Для убеждения в сем можно указать на следующее: в XVI главе Ап. Деяний повествуется о том, как ап. Павел и Сила за изгнание прорицательного беса из отроковицы в г. Филиппах, подверглись оскорблению: их повлекли к городским воеводам, сорвали с них одежды, ввергли во внутреннюю темницу, где ноги их забиты были в колодки (см. Деян. XVII, 20—24).

Из этого города Павел и Сила отправились чрез Амфиполь и Аполлонию в Солунь (Фессалоники, Деян. XVII, 1) Во 2-й главе 1-го Послания к Солунянам ап. Павел пишет: «вы сами знаете, братия, о нашем входе к вам, что он был небездейственный, но прежде пострадавши и бывши поруганы в Филиппах, как вы знаете…» (ст. 1—2). Далее, продолжает апостол при каких препятствиях они (Павел и Сила) в Солуни трудились, проповедуя слово Божие.

В Коринфе положено было основание церкви Христовой ап. Павлом и Силою. Полтора года Павел трудился в благовествовании о Христе, как Сыне Божием (Деян. XVII, 1—17) и самым деятельным сотрудником его был св. Сила, (см. № 22). В Послании (2-м) к Коринфянам (гл. I) ап. Павел пишет: «верен Бог, что слово наше к вам не было то «да», то «нет». Ибо Сын Божий Иисус Христос, проповеданный у вас нами, мною, Силуаном и Тимофеем, не был «да» и «нет» (ст.18—19).

Из этого сопоставления повествования Апостольских Деяний с Посланиями (1 и 2) к Солунянам и 2 к Коринфянам ясно видно, что Сила и Силуан одно и тоже лицо и усиливаться вопреки ясным свидетельствам св. Писания о разделении одного апостола (Силу — Силуана), на двух (Силу, упоминаемого в Апостольских Деяниях и Силуана в Апостольских Посланиях) нет оснований. Из сочинений Иосифа Флавия — современника Апостолов (Древности XIII, кн. 3; XVIII, 6. 7; 8—3.

Война иудейскаяII, 19 и др.) видно, что имя Сила семического происхождения и было весьма распространено среди иудеев не только в форме еврейского языка (Села, Сила), но и латинизированного Силуана и Сильвана; в вышеупомянутых сочинениях Иосиф упоминает о четырех евреях, носивших имя Силы или Силуана — Сильвана. В виду чего нет ничего удивительного, что среди спутников и сотрудников св. апостолов был не один св. Сила, Ученик ап. Павла; а из 1-го Послания ап. Петра видно, что между спутниками и учениками первоверховного апостола был Силуан, чрез которого он отправил свое Послание (1-е) к верующим во Иисаса Христа, пришельцам рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии (ст. 1).

Закончив Послание, св. ап. Петр прибавляет: «сие кратко написал я вам чрез Силуана, верного, как думаю, вашего брата, чтобы уверить вас утешая и свидетельствуя, что это истинная благодать Божия, в которой вы стоите» (1 Петр. V, 12). Силуан, по преданию Восточной церкви был епископом Солуни (Фессалоники). Память его совершается 30 июля, вместе с св. апостолами Силою, Крискентом, Епенетом и Андроником, а также 4 января в соборе св. 70 апостолов.

В службе св. апостолом 30 июля Сила и Силуан отличаются один от другого. В упомянутой службе Сила именуется учеником св. Павла, шествовавшим с ним от востока до запада (4 песнь канона и др.), чего не говорится о Силуане; из службы не видно, чьим он был спутником, но именуется «похвалою Селуня». Селуня преславную похвалу, апостолов удобрение, «ныне Силуана мудрого восхвалим…» (5 песнь канона, 2-ый стих).

В нескольких стихах службы оба — Сила и Силуан, — упоминаются вместе: «Составим лик в дому Бога нашего, славяще Силуана и Силу…» (9 песнь). «Силу и Силуана воспоем согласно» (7 песнь). «Да восхвалятся Крискент и Андроник с Силою, да возвеличится днесь Силуан…» (4 песнь канона и др.). Также и в общей службе 70 апостолов — 4 января Силуан упоминается отдельно от Силы (см. стихиры на Господи воззвах и др.).



                                             Святой апостол Крискент.



     Св. апостол Крискент (или Криск) был спутником и учеником ап. Павла, как видно из 2 послания его к Тимофею (IV, 10). Св. ап. Павел, находясь в Риме, во время вторичного заключения в узы, писал к возлюбленному своему ученику, св. Тимофею, Ефесскому епископу, — в предчувствии скорой кончины от жестокого гонения на христиан при Нероне. “Я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало; а потому постарайся придти ко мне скоро” (2 Тим. IV, 6, 9).

Сопровождавшие св. Павла из Троады, где он внезапно был схвачен врагами Христовой веры, постепенно оставляли его; так писал ап. Павел: “Димас оставил меня, возлюбив нынешней век и пошел в Фессалоники (Солунь). Крискент в Галатию, Тит в Далмацию; один Лука со мною” (2 Тим. IV, 10).

Это единственное упоминание в книгах Священного Писания Нового Завета о Крискенте показывает, что он был спутником св. Ап. Павла, и, на основании слов, “Крискент пошел в Галатию”, церковное предание предполагает, что он (Крискент) ушел из Рима не добровольно, а по поручению ап. Павла и, вероятно, для проповеднических трудов в Галатию, в которой впоследствии был епископом (Апостольские Постановления, VII кн., гл. 46). Галатия, иначе Галло-Греция, была область Малой Азии, сопредельная с Пафлагонией (к северу), Фригией (к западу), Ликaoниeй (к югу) и Понтом (к востоку).

Название свое получила от воинственного племени Гальского и Кельтического происхождения; эти племена около 280 г. вторглись в Фракию и частью пробрались в Малую Азию. Впервые они услышали слово Божие от ап. Павла, во время второго его путешествия (Деян. XVI, 6); по случаю постигшей здесь болезни (Галат. IV, 13), св. Павел оставался в Галатии несколько времени.

Галаты, по словам самого ап. Павла, приняли его, как ангела Божия (IV, 14) и, отказавшись от язычества, приняли евангельское учение (IV, 8; V, 7); в третье путешествие ап. Павел из Антиохии снова отправился в Галатию, для утверждения новообращенных (Деян. XVIII, 23; XIX, 1). Таким образом основание и устройство Галатийской церкви принадлежит ап. Павлу (Галат. I, 6, 8, 11). Можно думать, что св. Крискент был родом из Галатии, так как апостолы большею частью избирали для епископской кафедры туземцев и, вероятно, был обращен ко Христу ап. Павлом в первое посещение Галатии (IV, 13-14).

В некоторых манускриптах говорится, что Крискент отправился (из Рима) в Галлию, а не в Галатию (св. Епифаний, блаж. Феодорит и др.). Евсевий в Церковной Истории (кн. III, гл. 4, стр. 107), сказавши о первых преемниках. апостолов, продолжает: “Из прочих спутников Павла, по свидетельству самого апостола (?) Крискент отправлен был в Галлию”, при чем ссылается на 2 послание к Тимофею, где сказано “Κρησκης επορευθη εις Γαλατιαν”, т. е. “Крискент отправился в Галатию”.

По исследованию ученых, слова “Галатия” и “Галлия” у экзегетов св. Писания употреблялись безразлично (как напр. у блаж. Феодорита, Евсевия, Иеронима и др.). В позднейшее время (не позже 4-го века) стали читать “в Галлию (а не в Галатию) отправился св. Крискент”. Галлия — нынешняя Франция и католические ученые приурочивали проповедь Крискента не к Галлии собственно, а к г. Майнцу, так как этот город соединен был и близостью расстояния и политическими связями (Гризбах, Гефеле, Роттберг и др.).

Но в последнее время стали утверждать, что Крискент после проповеди в Галатии, отправился в сродную этой страна Галлию (из которой переселенцы первоначально населяли Галатию) и в Вьенне (в Галлии) он (Крискент) поставил епископом своего ученика, Захарию, а затем снова возвратился в Галатию, где скончался мученической смертью в царствование Траяна (ум. 117) (Целлер, Герцог и др.; см. у Солярского. Библ. Словарь, 2 т., 462, а также в Четьи Минее св. Димитрия Ростовского, 4 января.

Жизнь и труды св. Апостолов. Москва. 1900 г. 279 ст., в Синаксаре (Киев 1884 30 июля) сказано; „о блаженном Крискенте апостол (Павел) пишет: Крискент отправился в Галатию (2 Тим. IV, 10). Св. Крискент был епископом Халкидона в Галатии. Память св. Крискента в православной церкви 30 июля и в Coборе св. 70 Апостолов 4 января.

У католиков память его совершается 27 июня. В службе 30 июня св. Крискент называется “первопастырем Халкидона” (3-й стих 5-й песни канона) и прославляется “всепремудрым проповедником” (9 песнь канона).



Святой апостол Епенет



      О св. Епенете св. ап. Павел в Послании к Римлянам пишет: «целуйте Епенета возлюбленного ми, иже есть начаток Axаии во Христе» (Римл. XVI, 5). Изъясняя 5 стих 16-й главы к Римлянам, св. Иоанн Златоуст пишет: «из наименования Епенета „возлюбленным“ можно видеть, что апостол каждому воздает свою особенную похвалу; ибо быть возлюбленным Павла, который умел любить не даром, а с разбором, такая похвала не маловажна, напротив очень велика и показывает в Епенете много добродетелей. Потом следует другая похвала: „иже есть начаток Ахаии“.

Сим апостол показывает, что Епенет или прежде всех притек к Христу и веровал, что также составляет немалую похвалу, или преимущественно пред другими показал в себе большое благочестие. Посему сказав: „Иже есть начаток в Ахаии“, апостол не умолк, дабы не стал ты здесь разуметь мирских отличий, присовокупил: „во Христе“.

Если первенствующий в гражданских делах почитается великим и знаменитым, то тем паче первенствующей в делах духовных. И поелику Епенет, как вероятно, был низкого рода, то апостол высказывает истинное его благородство и преимущество и тем украшая его, говорить, что он не для одного Коринфа, но для целого народа был „начатком“, т.е. соделался как дверью и входом для прочих. А таким дается немалая награда.

Такой человек получит великое воздаяние за добродетели других, как немало содействующий им в начале» (Творения св. Златоуста. М. 1885, стр. 689–690). Епенет причисляется к числу 70 апостолов и его имя находится во всех списках 70 апостолов.

Родиной его считают Ахаию (Грецию) на основании сказанного в XVI гл. к Римлянам: «Начаток Ахаии» — но некоторые ученые слово «Ахаия», читая «Асия» (каковое слово «Асия» находили во многих при том древнейших кодексах: Коптском, Армянском, Эфиопском и др.), склоняются к тому, что Епенет «как начаток» верующих Асии, был родом не из Ахаии, а из Азии (см. архим. Григорий, Третье путешествие ап. Павла, 344 стр.).

Если Епенет был начатком верующих Асии, (в Малой Азии), то, вероятно, он был обращен св. Павлом во время его второго апостольского путешествия и пребывания в Ефесе (Деян. XVIII и XIX), — но между учениками св. Павла, к сожалению, не упоминается Епенет, так как Дееписатель не о всех писал, а только о немногих из учеников его; достоверно, что в Иконии ап. Павел обратил ко Христу девицу Феклу, Онисифора и др., но о них в апостольских деяниях ничего не сказано (Деян. XIV, 1; XVI, 2).

Православная восточная церковь ап. Епенета считает «начатком Ахаии» (Греции); отцы церкви и, церковные историки также считали Епенета начатком Ахаш; в месяцесловах греческих и славянских Минеях тоже Ахаия: следует предполагать, что Епенет. как начаток Ахаии был уроженец Греции, и, может быть, по своему происхождение, принадлежал к Коринфу, в котором, по церковному преданно, он впоследствии был епископом, в каковое достоинство поставлена был самим ап. Павлом (Никодим святогорец. Греч. Минея 30 июля, Четьи Минеи св. Димитрия 4 января и 30 июля), В службе св. апостолам 30 июля о св. Епенете сказано, как об епископе Карфагена, «Похвалим Епенета славного, Карфагена похвалу, божественна бывша» (4-й стих 1-й песни канона).

В греческих Минеях (30 июля) сказано о кончине св. Епенета кратко и неопределенно: «отошел ко Господу»; а в славянских — о кончине его не упоминается. В службе (30 июля) «Епенет чудный, проповедник славный, прославляется, как подъемший страсть, претерпевший мученическую кончину, сообразно Христу, за Которого добре подвизался» (2-й стих, 7-й песни канона).

Из этого можно заметить, что и св. Епенет как большинство из Христовых апостолов, потерпел за Христа, как истинный его ученик и последователь, мученичество и может быть крестную смерть («сообразися бо Христу, подъем страсти»). Память св. Епенета в Восточной церкви празднуется 30 июля вместе с св. Силою, Крискентом и Андроником, а также в соборе св. 70 апостолов 4 января.

В Синаксаре (Киев, 1874) под 30 июля об Епенете сказано: «св. Епенет бе епископ Карфагена, бысть в частом сношении с Римом»; какие эти отношения св. Епенета к Риму — не сказано и на каком основании это сказано, неизвестно.


Святой апостол Андроник



     Ап. Павел в послании к Римлянам (XVI, 7) пишет: «приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между апостолами и прежде всех меня уверовавших во Христа». На основании этих слов видно, что Андроник и его супруга Иуния (Юния) были сродниками ап. Павла по плоти, следовательно были природные иудеи, и, может быть из одной с ним страны Киликии (из г. Тарса), что они прежде его (Апостола) уверовали во Христа, но когда и где — не сказано.

Так как впервые Евангельское слово об Иисусе Христе, как Сыне Божием, раздалось из уст св. Петра в день праздника Пятидесятницы, в день сошествия св. Духа на Апостолов, то и предполагают, что Андроник и Иуния были в это время в Иерусалиме, и, вероятно, обратились ко Христу и пронесли благовестие о Мессии в столицу тогдашнего мира в Рим. К сожалению, ни в греческом Синаксаре, ни Славянских Четьи Минеях нет исторических сведений о жизни и деятельности св. Андроника и Юнии.

Под 17 числом мая у Никодима Святогорца (Греч. Четьи Минеи) сказано: «сей апостол Христов и мученик, как крылатый (орел) облетел вселенную, спасая людей от нечестия и заблуждений идолопоклонства; за ним следовала предивная Юния, которая, презревши мир, жила только во Христе. Они оба многих язычников обратили к богопознанию, построили храмы, низложили идолов и везде благоустрояли церковь Христову, изгоняли бесов и исцеляли недуги и, отдав общечеловеческий долг — смерти, отошли к жизни вечной».

В Четьи Минеях славянских сказано о св. Андронике и Иунии почти тоже самое, что и в греческих, с добавлением того, что «они приняли венцы апостольства и мученичества, так как много пострадали от неверных и мощи их впоследствии обретены были в Евгенийских селениях в царствование Аркадия» (см. Четьи Минеи 22 февр. 396 г.). Евгении — это предместье (восточное) Константинополя, где, вероятно, был храм св. Евгении (равно как и другие части этой столицы назывались от храмов, напр, εν τη Βαρβαρα по церкви св. вел. Варвары (см. месяцеслов Русск.-Слав.; 4 декабря).

Где Андроник и Юния были «ошейниками», узниками с св. ап. Павлом, ни сам он (Павел) не сказал, ни церк. предания о сем не сообщают. Св. Климент Римский в 1-м своем послании к Коринфянам пишет, что ап. Павел «семь раз был в узах темничных», а св. церковь, прославляя апостол, труды св. Павла, восклицает: «кая темница не име тя юзника?

Кая же церковь не имать тя витию?» (29 июня: Ипакои, по 3-й песни канона); но из всех темничных заключений ап. Павла более других известны его узы в Риме, вероятно, там сродники его, Андроник и Юния разделяли его узы, — так как они проживали в этом городе (Рим. XVI, 7); во время каких уз (первых или вторых) с большею вероятностью можно предполагать, во время первых (62 г.).

Освобожденные от темничного заключения Андроник и Юния с неменьшей ревностью проповедовали Евангелие в разных странах. Св. Андроник был епископом Паннонии (по мнению Ипполита и других). По многих трудах св. Андроник и Иуния скончались мирно, но из некоторых церковных песнопений службы в честь их можно предполагать, что они пострадали за имя Христово до смерти (8-й песнь канона, 8-й ст.).

Память св. Андроника и Юнии в православной церкви совершается 17 мая, кроме того св. Андроник прославляется в службе 30 июля вместе с св. Силою, Силуаном, Крискентом и Епенетом и в службе собора св. 70 апостолов. В христианском месяцеслове (Киев, 1875 г. и др.) под 22 числом февраля обозначено: «обретете честных мощей св. мучеников во Евгении», в числе коих находятся мощи св. ап. Андроника, единого от 17-ти и Иунии помощницы его».

Но в службе этого дня нет имен их. Об этом. обретении в Четьи Минеях рассказывается, что на месте, где были погребены тела св. мучеников, стали совершаться многие исцеления и чудеса. Святитель (вероятно, Константинопольский патриарх Фома) велел раскопать землю в этом месте, и обретено было много мощей (останков) неизвестных святых (мучеников). Вскоре после этого одному клирику (Николаю Каллиграфу), отличавшемуся добродетельной жизнью, было откровение, что среди обретенных мощей находятся мощи и ап. Андроника.

На этом месте построен был величественный храм, в коем по молитвам св. апостолов совершались чудесные исцеления больных. «Божественный Андроник... и по кончине источает исцеления верою приступающим честному его храму, и всем испрошает верным велию милость». (Седален по 3-й песни канона в службе 17 мая).

 

Православный собеседник, 1906. т.2. с. 47–51.


 
 
© 2011 Православное богословие
Разработка сайта - Студия web-дизайна Stoff