Таинство Крещения Таинство Миропомазания Таинство Покаяния Таинство Причащения Таинство Елеосвещения Таинство Брака Таинство Священства

Праздник

прп. Пахомия, Кенского чудотворца (XVI);

22 января нов.ст. (9 января ст.ст.)

  • Прп. Пахомий, Кенский чудотворец (XVI).


  •  ЖИТИЕ:


О жизни прп. Пахомия Кенского известно немного.

Ученик и сомолитвенник прп. Александра Ошевенского, вышел из его обители вскоре после смерти святого.

Строгий постник, молитвенник, он уединился на месте, где впоследствии находился Кенозерский приход Каргопольского уезда.

Много лет провел в уединении.

Со временем к Пахомию за советом и благословением стали приходить местные жители, некоторые просили старца принять их под свое руководство, постепенно около кельи преподобного возникла целая обитель иноков.

Здесь был поставлен храм в честь Преображения Господня.

В своей обители прп. Пахомий (к концу жизни он уже был игуменом), устроил больницу для немощных старцев.

Братия сами вместе с настоятелем трудились на земле: сеяли хлеб и убирали его, ловили рыбу, расчищали лесные участки под поля.

Прп. Пахомий почил в глубокой старости в основанном им монастыре.

Вскоре после смерти святого от его гроба стали совершаться чудеса.

В 1800 году Преображенский храм и все, что в нем находилось, погибло в пожаре.

Остались нетронутыми огнем лишь три доски над могилой святого.



  • В ниже публикуемых исторических документах, находятся некоторые подробности о Прп. Пахомии Кенском и его учреждённой Обители.

  • Есть также небольшие места повтора, которые характеризуют авторскую мысль изысканий, и особенно указывают на ценность достоверной конструкции в предложенных статьях:


А.В.Пигин,
д.ф.н., профессор кафедры русской литературы
Петрозаводского Государственного Университета
 

Книжность и книжники
Пахомиева Кенского монастыря
 

Пахомиев Кенский Спасо-Преображенский монастырь был основан святым преподобным Пахомием Кенским (вторая половина XV – начало XVI в.), находился на левом берегу реки Кены недалеко от Кенозера, в 90 верстах к северу от Каргополя; упразднен в 1764 г.

К. А. Докучаеву-Баскову была известна хранившаяся в Кенском монастыре рукописная книга (в 4-ю долю листа, на 53 страницах, писана крупным полууставом), содержащая Слово о Пахомии Кенском, “Извещение вкратце о преподобнем отце нашем Пахомии Кенском каргопольском чудотворце, в кая лета бе” и описание 18 чудес святого в первой половине XVIII в. (датированы только 7 из них – периодом между 1702 и 1741 гг.).

К. А. Докучаев-Басков датировал этот корпус текстов 1742 г. и высказал предположение, что его автором мог быть строитель Кенского монастыря иеромонах Макарий (1742 – 1756 гг.).

Автору XVIII в. не было известно ничего о происхождении Пахомия Кенского: “не познавается, откуду сей отец наш авво Пахомий прииде на место сие: коего града, или веси, и отечества и рода”. Главным источником для автора послужил “летописец” Антониева Сийского монастыря, откуда он почерпнул сведения о том, что постриженником и учеником Пахомия Кенского был святой Антоний Сийский, живший в Кенском монастыре в 1508 – 1513 гг.

Автор полагает, что “подлинная история” (т. е. древнее житие) Пахомия Кенского могла сгореть в пожаре или пропасть во время “литовского нахождения”.

Два кратких и, вероятно, тоже поздних рукописных сказания о Пахомии Кенском были известны Е. В. Барсову: “Автор (т. е. Е. В. Барсов. – А.П.) имеет два кратких сказания о Пахомии Кенском; в одном из них говорится, что он жил при великом князе Василье Ивановиче, а в другом – при Иване Васильевиче.

Впрочем, в том и другом замечено, что когда он жил, доподлинно неизвестно”. Текст одного из этих сказаний в настоящее время известен: “О преподобнем отце Пахомии Кенском чюдотворце, в кая лета бе. Нам, возлюбленнии, неизвестно, откуду сей отец наш авво Пахомий Кенский, коего града или веси.

Но токмо значится от преподобнаго Антония Сийскаго, от Летописца его: Антоний Сийский пострижен бысть от преподобнаго Пахомия Кенскаго в лето 7016, и в послушании у него пребысть 5 лет, и отпущен бысть от Пахомия в лето 7021, и преселися на реку Шелексу.

И тамо поживе 7 лет, и оттуду изгнан бысть поселяны, и прииде на реку Сию, идеже ныне монастырь стоит Сийский. А Пахомия преподобнаго житие огнем згорело, но токмо слышано, что при царе Иване Васильевиче прииде на место сие преподобный Пахомий и братии было много общежительство”.
.
Известия о Пахомии Кенском и его монастыре содержатся также в различных редакциях Жития Антония Сийского. Здесь отмечается, что Пахомий был учеником святого Александра Ошевенского, рассказывается о видении ангела Антонию Сийскому около Кенского монастыря, о пострижении Антония Пахомием в монахи и о жизни Антония в Кенском монастыре.

В XVIII в. выговскими старообрядческими книжниками было составлено похвальное слово каргопольским святым, в котором прославляется и Пахомий Кенский: “Слово похвалное преподобным отцем Александру Ошевенскому, Кириллу Челмогорскому, Пахомию Кенскому, Антонию Сийскому, Никодиму Кожеозерскому, Диодору Юрьегорскому, чюдотворцем Каргопольским”...

О Пахомии Кенском приводятся здесь такие слова: “Инокихъ четы собра и на чреды распредели и делати свое спасение и хранити наказа и оплотомь законоположения общежительнаго огради, не крадомь от татей мысленныхъ и не поядаемь от инокъ дивиихъ, утверди.

И славится священнымь именемь преподобнаго отца Пахомия и яко тяжчайшимь камбаномь повсюду благовествуется, проповедая самовидениемь ктитора чюдна, архитектона дивна, киновиарха изрядна, отца велика и наставника спасителна, в самой той живша добре и богоугодне и на высоту совершения востекша и доблестей цветы духовными процветша и плодъ трудовъ своихъ в житницу царствия небеснаго собравша и духомь тамо преселившася, останкомь же своихъ мощей и гробомь, в немъ же почиваетъ, светлеется во обители и, яко звездами, всюду чюдесы и знамении озаряемъ” и т.д.

Наконец, к истории Кенского монастыря имеет определенное отношение еще один рукописный памятник XVIII в.: “Повесть о начале Лебяжый пустыни, что в Каргополскомъ уезде промежду волостми Лекшморецкой и Тихменской, близъ Лебяжья озерка, на болшей почтовой дороге”....

Здесь повествуется, в частности, о конфликте между иноками Лебяжьей пустыни и строителем Кенского монастыря Филаретом в конце XVII в....

По характеристике К.А.Докучаева-Баскова, Филарет – “единственный из всех известных нам, весьма немногочисленных настоятелей Пахомиевой пустыни как по своему продолжительному управлению обителью, так и по своей неустанной заботливости о приобретении новых угодий, рыбных ловель, земель для монастыря, которых у обители и так было много”. Филарет изображается в повести властным и уверенным в себе человеком: он пользуется, судя по всему, расположением новгородского митрополита Евфимия ....

Вероятно, заботясь о благополучии своего монастыря, Филарет мог опасаться, что появление по соседству новой обители отвлечет от Кенского монастыря внимание церковных и светских властей. В любом случае повесть свидетельствует о том, что в конце XVII в. авторитет Кенской пустыни и ее настоятеля был весьма высок.

До нашего времени сохранились некоторые печатные книги из библиотеки Кенского монастыря ...

Известны также грамоты, данные Кенскому монастырю в XVII в.


КЕНСКАЯ ПАХОМИЕВА ПУСТЫНЬ.



Кенская пахомиева пустынь входила в состав Каргопольского уезда, сейчас эта территория входит в Архангельскую область Плесецкий район.

Основателем и первым настоятелем Кенского Спасо-Преображенской монастыря является преподобный Пахомий Кенский – согласно житию, ученик преп. Александра Ошевенского.

Монастырь возник не позднее начала XVI в., а может быть, и в конце предшествующего столетия.

В 1508 г. в Кенской обители принял иноческое пострижение преподобный Антоний Сийский и подвизался первоначально под руководством преподобного Пахомия.

Антоний пробыл здесь, значительное время, и был удостоен священного сана.

Уже при жизни Пахомия последовали в Кенскую обитель вклады и жалованы земли.

В летописи за 1742 год неизвестный писатель приводил слова Пахомия о монастыре: "Скорбно место сие!

Братия здесь непрестанно труждаются: одни копают землю, другие секут лес, иные возделывают нивы, никто не остается праздным...".

В центре монастыря стояли две церкви - холодная пятиглавая во имя Преображения Господня и теплая одноглавая во имя Чудотворца и Святителя Николая с колокольней, вокруг них располагались монашеские кельи.

В конце XVII века была отстроена трехглавая церковь Рождества Пресвятой Богородицы.

Монастырь был огражден оградой.

Скончался преподобный Пахомий Кенский 6 (19 по новому стилю) января 1515 года.

Память его празднуется Русской Православной церковью в первую субботу после Крещения Господня.

К середине XVI века пустынь набирает силу. Ей жалуются Русскими царями большие земли вдоль реки Кены.

В начале следующего столетия обитель подвергается нашествию польско-литовских отрядов.

Это событие описано следующим образом.

В 1615 году, во времена "черного попа Иосифа" пустынь подверглась нашествию иноземных захватчиков.

"... Приходили... в их монастырь польские и литовские люди.., и старцев и служек побили насмерть, и живот (имущество) всякой пограбили... и разорили до конца.

А осталось де их в монастыре только 7 старцев...".

Вскоре пустынь была восстановлена и до середины XVIII века она возвеличивается.

Монастырь владел большим количеством земли, вдоль окружающих его рек и озер.

Возвеличивания Кенской пустыни было связано с торговым путем через Поонежье, но к XVIII торговые пути берут другие направления, и вместе с ними теряет значения и монастырь преп. Пахомия.

В марте 1748 года, при строителе иеромонахе Макарии, последнем настоятеле монастыря (умер в 1756 году), пустынь утратила свою самостоятельность и была приписана к Спасо-Каргопольскому монастырю.

А в 1764 году Кенский монастырь был упразднен, став приходом.

Весной 1800 году, на Троицу, строения бывшего монастыря погибли от пожара.

В 1804 году началось строительство на месте монастыря каменной церкви.

В 1810 году был освящен первый придел - теплая церковь во имя Николая Чудотворца.

Лишь в 1841 году был освящен первый престол холодной церкви - во имя Рождества Богородицы.

А через год-второй - во имя Преображения Господня.

В 1867 году к теплой церкви с южной стороны был устроен придел во имя преподобных Пахомия Кенского и его постриженника - Антония Сийского на средства каргопольской купчихи И. Насоновой.

На ее средства был заменен в 1868 году главный иконостас в этом храме.

Над папертью пятикупольной холодной церкви находилась невысокая каменная колокольня с шестью колоколами (четыре зазвонных и два больших - 45 и 30 пудов), установленными на средства купца Ивана Насонова.

К настоящему времени от Пахомиевой Спасо-Преображенской Кенской мужской пустыни ни чего не осталось.

По мнению местных жителей монастырь находился в районе дер.

Коровино (ниже Першлахты по р.Кене).Теряется и память как о монастыре, так и той большой роли которую он играл в развитии северного торгового пути древней Руси.

Сылки.
- Н.А.Макаров КЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ.
- В. А. Пигин. Литературные сочинения о Пахомии Кенском, Каргопольском Чудотворце
- Ю.М.Критский, С.А.Синяговский. МОНАСТЫРИ и ПУСТЫНИ КЕНОЗЕРЬЯ в XIV-начале XX века.

  • Н. А. Макаров (Архангельск)

  • Пахомиева Спасо-Преображенская Кенская мужская пустынь



Одновременно с новгородской колонизацией Севера шла монастырская.

Во второй половине XV в. "монастырская колонизация перешла из Белоозерского края, - писал В. О. Ключевский, - в бассейн реки Онеги.

Неведомый инок Пахомий... по Онеге продвинулся за Каргополь, поставив в 50 верстах от него к северу монастырь на реке Кене" 1, притоке Онеги, на левом берегу, в четырех верстах от Кенозера.

К сожалению в литературу вкралась ошибка о местонахождении монастыря.

Так, например, Г. П. Гунн его разместил "на месте деревни Кенорецкой"2 (Измайловская).

Из челобитной настоятеля Пахомиевой Спасо-Преображенской Кенской мужской пустыни Филарета царю в 1682 г. узнаем, что Пахомий был не просто основателем, а и игуменом монастыря, имел церковный сан пресвитера, назывался чудотворцем и преподобным, то есть был причислен к лику святых и писался на иконах.

Это видно и из описей Кенского монастыря 1755, 1765 и 1766 гг.

В Большом Синодике Александро-Ошевенского монастыря Пахомий назван прямо священно-игуменом3.

Родился Пахомий в 1450 г.

Был учеником преподобного Александра Ошевенского, после смерти которого вышел из Ошевенского монастыря.

Уединился Пахомий на реке Кене, близ Кенозера.

Окрестные жители стали приходить к нему за советом и благословением, а ревнители иночества стали просить его принять их под свое руководство4.

В 1508 г. в Кенскую пустынь преподобного Пахомия поступил Андрей Никифорович, уроженец деревни Кехта Двинской волости.

Пахомий сам взял тридцатилетнего Андрея под свое руководство.

При постриге в мантию Пахомий нарек его именем Антония Великого.

Антоний, отличаясь большой силой, исполнял все тяжелые монастырские работы, особенно земляные.

Когда его рукоположили в священннический сан, то не оставляя этих работ, он взял на себя по благословению Пахомия и уход за больными старцами.

Вскоре Пахомий благословил Антония, будущего основателя Антониево-Сийского монастыря, на отшельничество5.

В центре монастыря стояли две церкви - холодная пятиглавая во имя Преображения Господня и теплая одноглавая во имя Чудотворца и Святителя Николая с колокольней, вокруг них располагались монашеские кельи.

В конце XVII в. была отстроена трехглавая церковь Рождества Пресвятой Богородицы.

Монастырь был огражден оградой.

Над входными воротами была установлена икона престольного праздника обители6.

В летописи за 1742 год неизвестный писатель приводил слова Пахомия о монастыре: "Скорбно место сие!

Братия здесь непрестанно труждаются: одни копают землю, другие секут лес, иные возделывают нивы, никто не остается праздным..."7.

Скончался преподобный Пахомий Кенский 6/19 января 1525 г.

Память его празднуется Русской Православной Церковью в первую субботу после Крещения Господня.

В "Житии Пахомия Кенского" указывается, что преподобный в своей деятельности "был похож на Сергия Радонежского"8.

Уже при жизни Пахомия последовали в Кенскую обитель вклады.

Так, пожертвовано "от Ивана Исакова, да Михаила Сумарокова на каргопольское дворовое место, что в Каргополе, на Иванской площади".

Кенские монахи устроили свое подворье, которое упоминалось еще в царской грамоте "О неимании со шти дворов монастырских стрелецких денег, 7190 (1682) г., декабря 15 дня"9.

К середине XVI в. Пахомиева пустынь стала набирать силу, приобретать новые, порой лучшие земли.

В 1555 или 1556 г. Кенской обителью была испрошена у царя Ивана IV жалованная несудимая грамота "на белые три обжие земли под монастырь и в Кенской волости"10.

Это подтверждает и сошное письмо "Платежница Якова Сабурова и Ивана Кутузова с товарищи, лета 7164", то есть 1556г.: "На реке на Кене монастырь Пахомиева пустыня, а к монастырю [приписаны] 3 деревни без четверти деревни.

А сошные пашни 3 обжи..." 11.

Из вкладной книги Спасо-Преображенского Каргопольекого монастыря, Строкиной пустыни мы узнаем, что при настоятеле Кенского монастыря Геннадии (в 1569 г.) пустынь жила со средствами.

Из той же вкладной книги мы узнаем, что в июне 1581 г. "игумен Дионисий Кенского монастыря дал Спасу на колокольницу полтину денег, да в дом дал вкладом 5 рублев денег".

Через 10 лет настоятель Пахомиевой пустыни Дионисий внес очередной вклад Спасо-Преображенскому Каргопольскому монастырю 12, что еще раз говорит о благополучии Кенской пустыни.

В 1584 г. Кенскому монастырю была дана жалованная грамота царя Федора Ивановича.

В 1615 г., во времена "черного попа Иосифа", пустынь подверглась нашествию иноземных захватчиков.

"... Приходили... в их монастырь польские и литовские люди.... и старцев и служек побили насмерть, и живот (имущество -Н.М.) всякой пограбили... и разорили до конца. А осталось де их в монастыре только 7 старцев..." 13.

В апреле 1616 и в марте 1621 г. монастырь был жалован грамотами царя Михаила Федоровича, подтвержденными царями Алексеем Михайловичем и Федором Алексеевичем в 1654 (на имя черного попа Исакия) и 1681 г.

Из "Писцовой книги 1621-1622 годов" Ивана Воейкова и дьяка Третьяка Копнина мы узнаем, что владениями пустыни были "за рекою за Кеною, двор скоцкой (деревня Коровий двор - Н. М.).

Да к монастырю же три четверти деревни Першлахты (в пяти километрах от монастыря - Н. М.), а в ней двор монастырский...

Да в деревне, около монастыря, за рекою пашня паханная 38 четвертей, да 76 четвертей сенокосных угодий"14.

По грамоте от 9 ноября 1682 г. видно, что монастырь владел и соляной варницей аж в Пияльской волости Онежского уезда.

Только по сведениям за 1735 г. имелось в соляном амбаре "Кенского монастыря у прикащика - монаха Иоакима 144 пуда" соли. По грамоте 1682 г. владениями Кенского монастыря были "в волости Нижнем Бору Троицкого прихода, половина деревни Самсоновской (возможно Семеновской - Н. М.), Заколодезная тож".

Пустынь владела также землями вдоль рек Кены, Чурьеги и Сондолы (впадает в реку Кену- Н. М.), "наСтре-лице, да на Волове, да на Важке реке (впадает в Чурьегу-Н. М.), да по реке Онеге, против Слузихи, деревня Ивановская, по реке Онеге, против Волковых до Куричин-ской заводи, да у Зуевых ляг...

На Кене... велось Кенорецкая.

В деревне Олеховской монастырский двор... , да деревня Захаринская".

Кроме всего, кенские монахи имели права на рыбную ловлю на лучших тонях реки Кены и Кенозера: "се тони владеют Кенского монастыря старцы"15.

Строитель Исакий, настоятель Кенской пустыни известен еще по двум документам 1655 г.: поручной "записи" крестьян Ловзангской волости Каргопольского уезда и челобитной о принятии на военную службу некоего Левка Михайлова.

26 февраля 1684 г. жалованная грамота от имени Ивана Алексеевича и Петра Алексеевича подтвердила все льготы и права Пахомиевой обители.

Подписал грамоту "думный дьяк Емельян Игнатьев, сын Украинцев" 16 (впоследствии известный русский дипломат, глава Посольского приказа в 1689-1699 гг. - Н. М.).

В 1676 г. игуменом Кенского монастыря был Каллиник, а в 1678 во главе монастыря стоял старец Никифор.

К сожалению, об их деятельности почти ничего неизвестно.

В 1681-1697 гг. настоятелем пустыни был строитель Филарет.

Филарет - это единственный из известных немногочисленных настоятелей Кенского монастыря, как по своему продолжительному управлению обителью, так и по приобретению значительных земельных угодий и рыболовных тоней для монастыря.

Филарет писал: "Кенская де пустыня стоит в диких лесах..." 17.

Жалованная царская грамота от 15 января 1687 г. подтвердила права Кенского монастыря на деревни - Олеховскую (ныне Корякина - Н. М.) и Ивановскую - в Кенорецкой волости, Самсоновсую и Захарьевскую - в Троицкой волости18.

В результате челобитной Филарета по царской грамоте Ивана Алексеевича и Петра Алексеевича от 6 февраля 1691 г. Пахомиева пустынь получила в оброчное содержание земли вверх по реке Кене, на Кенозере до Толстого наволока с землями вокруг Порменского озера.

Поперечного ручья, Тиглинского озера, вокруг Лахты до Лось-камня на реке Кене на левом берегу которой до речки Большой Важенец, а также земли вокруг озер Долгое, Солозерское и Вешко около Гужовской лахты, то есть на 40 верст выше Почезерской волости.

А по грамоте Петра I от 31 января 1697 г. Спасо-Преображенская Кенская пустынь приобрела в оброчное содержание земельные угодья и рыболовные тони в Почезерской волости по реке Токше, озерам Великое, Корзы, Токшеозеро и Щучье19.

Одновременно рост владений Кенской пустыни шел за счет вкладов местных зажиточных крестьян.

Так монастырь получил в лето "7196 (1688) от Карпа же Брыкина сенные покосы, что, словеть пожня Новотеребья".

В том же году, 11 апреля, в Кенорецкой волости крестьянин Елисей Агапи-тов Попов внес вклад монастырю - сенокосы на Мироновом острове.

Известный исследователь Спасо-Преображенского Кенского монастыря К. А. Докучаев-Басков приводил документ: в "7206 (1698) году сентября 8 дня Кенорецкой волости, деревни Соймусовой, от Карпа Еремеева, сына Брыкина с соседьми, да деревни Вранникова, от Моисея Петрова Щербакова с соседьми, сенные покосы на Кене реке, пониже монастыря, что на Ламском". В феврале 1700 г. пустынь получила закладную на деревню Жаровскую в 350 рублей от крестьянина Никиты Яковлевича Шалухина20.

Кенская обитель владела и многочисленными сенными покосами и в Кенорецкой волости, и под Каргополем, за рекой Онегой, напротив Чудотворной церкви Зосима и Савватия Соловецких, и по Ольской дороге, и по реке Онеге у озера Лача.

В условиях общерусского централизованного государства к середине XVIII в. торговый путь через Поонежье почти полностью утратил свое значение.

"И... Волочек ныне пуст, - писал Андрей Лихачев, - в гости той дорогой не ездят-ездят новой дорогою".

И Пахомиева пустынь пришла в упадок.

В марте 1748 г., при строителе иеромонахе Макарии, последнем настоятеле монастыря (+1756 г.), пустынь утратила свою самостоятельность и была приписана к Спасо-Каргопольскому монастырю. А в 1764 г. Кенский монастырь был упразднен.

По описи 1766 г. в книгохранилище монастыря находилось около 100 книг.

Это подтверждает, что пустыни были теми небольшими островками книжности и духовности средневекового Севера.

Какова дальнейшая судьба "сие скорбного места"? Весной 1800 г., на Троицу, монастырь погиб в результате пожара.

В 1804 г. началось строительство на месте монастыря каменной церкви.

В 1810г. был освящен первый придел-теплая церковь во имя Николая Чудотворца.

Лишь в 1841 г. был освящен первый престол холодной церкви - во имя Рождества Богородицы.

А через год-второй - во имя Преображения Господня.

В 1860 г. священником прихода был Федор Иванович Плотников.

В 1867 г. к теплой церкви с южной стороны был устроен придел во имя преподобных Пахомия Кенского и его постриженника- Антония Сийского на средства каргопольской купчихи И. Насоновой.

На ее средства был заменен в 1868 г. главный иконостас в этом храме.

Над папертью пятикупольной холодной церкви находилась невысокая каменная колокольня с шестью колоколами (четыре зазвонных и два больших - 45 и 30 пудов), установленными на средства купца Ивана Насонова21.

К сожалению, церкви не сохранились до наших дней. И не каждый местный житель сможет указать место этого монастыря, сыгравшего значительную роль на транзитном пути в Беломорье, в освоении русскими людьми Европейского Севера.




1. Макаров Н. А. Кенский монастырь //Плесецкие новости. - 2002. - 5 января; Он же. Пахомиева Спасо-Преображенская Кенская мужская пустынь //Поморская энциклопедия. В 5 т. Т. I: История Архангельского Севера /Гл. ред. В. Н. Булатов; Сост. А. А. Куратов. - Архангельск, 2001. - С. 294.

2 Гунн Г. П. Каргополье-Онега. - М., 1989.-С. 108; Никодим, архимандрит. Олонецкие святые: Их жизнь и церковн. чествование //Олонецкие епархиальные ведомости. - 1903. -№ 13.-С. 469-473; Он же. [Преподобный Пахомий, Кенский чудотворец]//Там же. - 1910.-№13.-С. 256-257.

3 Докучаев-Басков К. А. Кенский монастырь, Пахомьева пустынь //Христианское чтение. - 1887. - Ч. 2. - С. 254-298.

4 Русские святые: 1000 лет русской святости /Жития собр. Таисия (Т. Г. Карцева). -СПб., 2000. - С. 50.

5 Там же.-С. 723.

6 Докучаев-Басков К. А. Указ. соч.

7 Там же.

8 Русские святые... -С. 50.

9 Докучаев-Басков К. А. Указ. соч. - С. 499, 498.

10 Там же. - С. 254-298.

11 Платежная книга Каргопольского уезда, 1555/56 гг./Пубп. А. И. Копанева//Материалы по истории Европейского Севера СССР: Сев. археогр. сб. - Вологда, 1972. - Вып.2. - С. 267.

12 Докучаев-Басков К. А. Указ. соч. - С. 254-298.

13 Там же.

14 Там же.

15 Там же.

16 Там же.

17 Там же.-С. 517.

18 Царские грамоты Кенскому монастырю //Благовещенский. Олонецкий сборник. -Петрозаводск, 1902. - Вып. 4. - С.44-45.

19 Там же. - С. 47-48.

20 Докучаев-Басков К. А. Указ. соч. - С. 499.

21 Там же. - С. 515; Известия императорской археологической комиссии. Вып. 57. - СПб., 1911.-С. 172, 516.


 
 
© 2011 Православное богословие
Разработка сайта - Студия web-дизайна Stoff