Таинство Крещения Таинство Миропомазания Таинство Покаяния Таинство Причащения Таинство Елеосвещения Таинство Брака Таинство Священства

Праздник

Мч. Петра Авессаломита (309–310).

25 января нов.ст. (12 января ст.ст.)

Мученик Петр Авессаломит (Анийский) (309–310).



Мученик Петр Авессаломит (Анийский) был родом из селения Анеи в Палестине. Во время гонения на христиан был схвачен и доставлен к правителю Палестины. Напрасно убеждали его судья и народ почтить языческих богов, чтобы избавиться от мучений. «Тогда я истинно помилую себя, когда не отступлю от Евангелия и не принесу жертвы идолам», – отвечал святой, и был сожжен на костре.
В некоторых месяцесловах память его помещается дважды: 12 января как мученика Петра Авессаломита, а 13 января – как Петра Анийского, так как ошибочно полагают, что это – разные лица.



Страдание святого мученика Петра Авесаламита:



Петр, называемый Авесаламитом, уроженец Елевферопольской страны,
(Елевферополь — палестинский город, находившийся между Средиземным морем и Мертвым, на востоке от Аскалона. В IVвеке был значительным городом, ныне от него не осталось и следов) был схвачен, при наступлении гонения на христиан, (Разумеется гонение, начавшееся ок. 303 г., под конец царствования на востоке Диоклитиана, на западе — Максимиана (с 284 по 305 г.)) в городе Авлоне (Город в Македонии с многолюдным портом, при заливе с тем же именем).
Когда его привели на допрос к правителю Северу, тот спросил:
— Как тебя зовут?
Петр отвечал:
— По отцу меня зовут Авесаламит, духовное же имя, полученное мною при крещении, — Петр.
— Какого ты рода? — спросил правитель.
Петр отвечал:
— Я христианин.
— Какого ты звания? — спросил правитель.
— Высшего и лучшего звания, чем звание христианина, я не могу иметь, — отвечал Петр.
— Есть ли у тебя родители? — спросил правитель.
— Нет, — отвечал Петр.
— Ты лжешь, — сказал правитель, — ибо я слышал, что у тебя есть родители.
— В Евангелии мне дано повеление, — отвечал Петр, — отрекаться от всего, когда я иду на исповедание имени Господня (Лк 14,26; Мф 10,37; 19,29; Мк 10,29-30; Лк 18,29-30).
— Известно ли тебе царское повеление? — спросил правитель.
— Я знаю, — отвечал Петр, то, что повелел мой Бог, истинный и вечный Царь.
Правитель сказал:
— Всемилостивые цари (Вскоре по вступлении на престол, Диоклитиан избрал себе в соправители Максимиана Геркула, которого поставил над Западной половиной империи, оставив себе Восточную. В 292 г. он избрал еще двух помощников для управления империей с титулом кесарей — Констанция Хлора и Галерия) повелели, чтобы все христиане или принесли жертвы богам, или были погублены посредством различных казней.
Петр отвечал:
— А истинный вечный Царь заповедал, что если кто принесет жертву идолам, а не живому Богу, тот погибнет навеки. Рассуди по справедливости: можно ли нарушить эту заповедь Небесного Царя?
— Послушай меня, — сказал правитель, — принеси жертву богам и исполни приказание наших царей.
Петр отвечал:
— Я не принесу жертвы изделию человеческих рук — богам деревянным и каменным, которым вы подобны.
— Ты оскорбляешь нас, — возразил правитель. — Разве ты не знаешь, что я могу предать тебя смерти?
— Я не оскорбляю тебя, — отвечал Петр, — но говорю то, что написано в законе Господнем: Их идолы — серебро и золото, дело рук человеческих. Есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят; есть у них уши, но не слышат; есть у них руки, но не осязают; есть у них ноги, но не ходят. Господь говорит в Писании: Подобны им да будут делающие их и все надеющиеся на них (Пс 113,12—16). Если же Дух святой от Господа сказал сие чрез уста пророков, то как же ты говоришь, будто бы я оскорбил тебя, назвав подобным глухим и немым каменным и деревянным идолам, и даже еще и мне советуешь, чтобы я сделался подобным тебе.
Правитель сказал:
— Послушай меня, пожалей сам себя и принеси жертву богам.
Петр отвечал:
— Именно тогда я и пожалею себя, если не принесу жертвы вашим богам и не отступлю от истины. Но так как ты — неверный, то посему и не веришь ни мне, ни закону Божию: что если кто принесет жертву богам, то погибнет. Но что же ты медлишь? Делай, что тебе приказано.
— Я еще жду, — отвечал правитель, — пока ты раздумаешь, принесешь жертву богам и тем избавишься от мучений.
— Напрасно ждешь, — отвечал Петр — делай, что замыслил делать, исполняй волю отца своего — диавола, ибо я не исполню вашей воли, и не допустит меня сделать это Господь мой Иисус Христос, Которому я усердно служу.
Правитель приказал повесить его и потом сказал ему:
— Что скажешь, Петр? Принесешь или нет жертву богам?
— Дай железные когти, — отвечал святой, — строгай меня, ибо я не один раз говорил тебе, что не принесу жертвы никому, кроме единого Бога моего, за имя Которого я страдаю.
Правитель Север приказал жестоко мучить его. Доблестный мученик Божий не издал при этом ни одного стона, но только воспевал:
— Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей (Пс 26,4) (Т.е. — св. мученик особенно усердно всегда молил Господа, чтобы Он не попустил ему отпасть от Св. Церкви).
И еще воспевал:
— Чашу спасения приму и имя Господне призову (Пс 115,4) - (Слова псалма св. мученик применяет к себе в том смысле, что он принимает страдания, видя в них средство к своему спасению и воздавая за то славословие Богу).
Когда он говорил так, правитель пришел в еще большее раздражение и призвал других палачей. Стоявший вокруг народ, видя текущую по земле в большом количестве кровь, соболезнуя о святом, говорил:
— Пожалей себя и принес жертву богам, чтобы избавиться от этих лютых мучений.
— Эти муки, — отвечал святой Петр, ничто и не причиняют мне никакой боли. Если же я отрекусь от моего Бога, то тогда я действительно впаду в тягчайшие и бесконечные мучения.
Правитель сказал:
— Что это говоришь ты, Петр? — Принеси жертву богам, чтобы не раскаяться после, когда уже будет поздно.
— Не раскаюсь и не принесу жертвы, — отвечал Петр.
— Я предам тебя смерти, — сказал правитель.
— Этого именно я и желаю, — чтобы умереть за Бога моего, — отвечал Петр.
Тогда правитель произнес над ним следующий смертный приговор:
— Петра, пренебрегшего ради закона Бога своего, повелением непобедимых царей, приказываю распять на кресте.
Так, доблестный воин Христов, оканчивая свой подвиг, удостоился соделаться, чрез распятие на кресте, причастником страданий Владыки (т.е. удостоился претерпеть ту же самую казнь (распятие на кресте), которой был предан Иисус Христос.). Мученик Христов, Петр Авесаломит, пострадал в городе Авлоне, когда в Риме царствовал Максимиан, над всеми же — Господь наш Иисус Христос, Которому слава во веки, аминь.

Свт. Димитрий Ростовский

 
 
© 2011 Православное богословие
Разработка сайта - Студия web-дизайна Stoff