Таинство Крещения Таинство Миропомазания Таинство Покаяния Таинство Причащения Таинство Елеосвещения Таинство Брака Таинство Священства

Праздник

Иасона, Сосипатра,

17 января нов.ст. (4 января ст.ст.)

  • Апостолы Иасон и Сосипатр.
  • Тропарь, глас 3: Апостоли святии, / молите Милостиваго Бога, / да прегрешений оставление / подаст душам нашим.
  • Кондак, глас 4: Явистеся, яко звезды пресветлыя, / просвещающе всю вселенную светом проповедания, / апостоли Божественнии / Иасоне и Сосипатре, / спасайте верою чтущих вас.

ЖИТИЕ:
  •  Апостол Иасон происходил из Тарса (Малая Азия). Он был первым христианином в городе.
  • Апостол Сосипатр был родом из Ахаии.
     Оба они стали учениками апостола Павла, который даже назвал их своими «сродниками» (Рим. 16, 21). Святой Иасон был поставлен епископом в родном городе Тарсе, а святой Сосипатр – в Иконии. С Евангельской проповедью они отправились на запад и в 63 году достигли острова Керкиры в Ионическом море близ Греции.

Там они построили церковь во имя первомученика Стефана и многих крестили. Правитель острова узнал об этом и заключил их в темницу, где сидели семь разбойников: Саторний, Иакисхол, Фавстиан, Ианнуарий, Марсалий, Евфрасий и Маммий. Апостолы обратили их ко Христу. За исповедание Христа семь узников мученически скончались в котле с растопленной смолой, серой и воском.

Тюремный сторож, видя их мученический подвиг, объявил себя христианином. За это ему отрубили левую руку, потом обе ноги и затем голову. Апостолов Иасона и Сосипатра правитель приказал бить кнутом и снова заключить в тюрьму.

Когда дочь правителя, девица Керкира, узнала, как мученики страдают за Христа, она объявила себя христианкой и раздала все свои украшения нищим. Взбешенный правитель пытался уговорить дочь отречься от Христа, но святая Керкира твердо стояла и против уговоров, и против угроз. Тогда озлобленный отец придумал ужасное наказание дочери: он приказал поместить ее в отдельной темнице и впустить к ней разбойника и блудника Мурина, чтобы тот обесчестил невесту Христову.

Но когда разбойник подошел к двери тюрьмы, на него напал медведь. Святая Керкира услышала шум и Именем Христовым отогнала зверя, а затем молитвой исцелила раны Мурина. После этого святая Керкира просветила его Христовой верой, святой Мурин объявил себя христианином и тут же был казнен.

Правитель приказал поджечь тюрьму, но святая девица осталась жива. Тогда по приказу злобствующего отца, она была повешена на дерево, удушена едким дымом и расстреляна стрелами. После ее кончины правитель решил казнить всех христиан на острове Керкире. Мученики Зинон, Евсевий, Неон и Виталий, просвещенные апостолами Иасоном и Сосипатром, были сожжены.

Жители Керкиры, спасаясь от гонения, переправились на соседний остров. Правитель с отрядом воинов поплыл, но был поглощен волнами. Сменивший его правитель приказал бросить апостолов Иасона и Сосипатра в котел с кипящей смолой, но когда увидел их невредимыми, со слезами воскликнул: «Боже Иасонов и Сосипатров, помилуй меня!»

Освобожденные апостолы крестили правителя и дали ему имя Севастиан. С его помощью апостолы Иасон и Сосипатр построили на острове несколько церквей и, дожив там до глубокой старости, своей горячей проповедью приумножили стадо Христово.





                                      Архиепископ Димитрий (Самбикин).

                                                Собор св. 70-ти апостолов.



                                              Святой апостол Иасон.



     В Апостольских Деяниях (гл. XVII) упоминается солунянин Иасон, в доме своем приютивший св. ап. Павла с его спутниками (Силою, Тимофеем и др.) во время второго его путешествия. Св. Лука описывает это событие так: «пришедши чрез Амфиполь и Аполлонию, они (Павел и его спутники) пришли в Солунь (Фессалоники), где была иудейская синагога.

Павел по своему обыкновению вошел к ним и три субботы говорил с ними из писания, открывая и доказывая им, что Христу надлежало пострадать и воскреснуть из мертвых, и что сей Христос есть Иисус, которого я проповедую вам. И некоторые из них уверовали и присоединились к Павлу и Силе, как из эллинов, чтущих Бога, великое множество, так и из знатных женщин не мало.

Но не уверовавшие иудеи возревновавшие, взявши с площади некоторых негодных людей собрались толпою и возмущали город, и, приступивши к дому Иасона, домогались вывести их к народу. Не нашедши же их повлекли Иасона и некоторых братьев к городским начальникам, крича, что это всесветные возмутители пришли и сюда, а Иасон принял их и все они поступают против повеления Кесаря, почитая другого царем Иисуса.

И встревожили народ и городских начальников слушавших это; но сии (т. е. начальствующие лица, получивши удостоверение от Иасона и прочих, отпустили их (XVII, 1—9). В послании к Римлянам (написанном в 59 г) ап. Павел, между другими христианами, написал приветствие и от Иасона: «Приветствуют вас (Римлян) Лукий и Иасон, и Сосипатр, сродники мои» (XVI, 21).

Одно ли лицо Иасон, житель Солуни, в доме которого временно проживал Павел и Иасон его сродник? Некоторые различают их, но большинство толкователей Священного Писания считают Иасона сродника Павлова за одно лицо с Иасоном, жившим в Солуни.

Св. Иоанн Златоуст, изъясняя 17 главу Апостольских Деяний, пишет: «удивителен этот муж (Иасон), подвергши себя опасности для спасения других, и таким образом он положил душу свою за Павла» (37 беседа на Апостольские Деяния). В греческих Минеях (Никодим Святогорец, на 24 число апреля) об Иасоне сказано, что «сей Иасон, коего апостол Павел в Послании к Римлянам называет своим сродником, принимал его (Павла) в доме своем в Солуни» (236 стр.).

Преосвященный Феофан в Толковании к Римлянам (409 стр. 2-й ч.) замечает: «Иасон помянутый (в 21 стихи XVI главы) был Иасон, у которого останавливался св. Павел в Солуни. Когда восстали на св. Павла Солунские евреи, то, не нашедши его у Иасона, повлекли в суд самого Иасона, который сам там отплатился от беды».

Западные писатели также отождествляют Иасона сродника св. ап. Павла с Иасоном Солунским. Минь (Migne, Dictionnaire de la Bible) пишет: Иасон, о котором говорится в XVI главе Послания к Римлянам, был хозяином дома, в котором проживал ап. Павел в Солуни (Деян. XVII, 7). Из послания к Римлянам видно, что он был родственником ап. Павла.

Не многое известно из жизни св. Иасона. По Церковному Преданию (Греч. Синаксарь 28 апр. Пролог на тот же день и др.) св. Иасон был родом из Тарса Киликийского; вероятно это (предание) основывается на том, что он был родственником ап. Павла, а сей был родом из Тарса (Деян. XI, 25); по занятиям своим был ремесленник (и м. б. делатель палаток), впоследствии из Тарса переселился в Солунь, как в один из многолюдных и торговых городов Македонии, а в этом городе был целый квартал заселенный евреями.

Благодаря хорошему сбыту своих изделий Иасон приобрел дом и затем на свои не скудныя средства построил синагогу. Во время 2-го путешествия (в 52—53 г.) ап. Павел, вероятно, по предварительному извещению из Филипп (или другого какого города), занял помещение в Солуни у Иасона, как своего сродника.

Предполагают, что св. ап. Павел обратил его к Христовой церкви еще во время посещения своей родины с ап. Варнавою (в 44 г.).

За принятие к себе в дом ап. Павла Иасон, как выше было сказано, подвергся оскорблениям со стороны злобных евреев, которые представили его как сочувственно относившегося к ап. Павлу и др. признававшим Иисуса царем вместо Кесаря;

Следовательно обвиняли и Иасона в оскорблении императора (crimen laesal Majestatis), но городские начальники, ознакомившись с делом, не усмотрели в деяниях и проповеди Павла и его спутников политического преступления, отобрали от Иасона подписку, чтобы на будущее время не принимал в своем доме лиц подозрительных и, вероятно, взявши с него (Иасона) денежную взятку, отпустили, (λαβοντες το ικανον, по замечанию Фаррара в латинском переводе равносильно выражению satis dotione acceptu).

О взятии градоначальниками г. Солуни св Иасона (за временный приют у него ап. Павла) товорят многие и лучшие толкователи св. Писания (напр. св. Иоанн Златоуст. Творения его 37 беседа на ап. Деяния, еп. Феофан см. выше). В 12 правиле св. Петра Александрийского сказано, что в Солуни (Иасон и другие), влекомые за Павла и Силу к градоначальникам, отпущены были «за довольные пенязи» (противное сему мнение недавно было высказано г. Д. Глаголевым.

Второе путешествие ап. Павла. Тула 1893. 154 стр.). Может быть после такого печального события св. Иасон оставил Солунь и проживал в других городах. Из Посланий к Римлянам видно, что он в 59 году проживал в г. Коринфе, где ап. Павел проповедовал продолжительное время и от его (Иасона) лица посылал приветствия христианам римской церкви (XVI, 21). Затем имя св. Иасона не встречается уже в книгах Свящ. Писания.

Из церковного предания (Дорофей и др.) известно, что. он был поставлен ап. Павлом во епископа в родном их городе Tapcе (см. Синаксарь Никодима 28 апр.). Св. Димитрий Ростовский митрополит в Четьи Минее под тем же числом пишет: «Св. Иасон апостол, Тарсянин, той первое в Тарсе уловлен бысть.

По благочестию… и своему граду Тарсу епископ поставлен бысть…» По утверждению церкви в Тарсе, ап. Иасон, с Сосипатром отправился в Западные страны и проповедовал на о. Корцире (ныне Корфу) (о пребывании св. Иасона на том острове будет сказано в статье о св. Сосипатре). По преданию Восточной церкви св. Иасон скончался мирно в глубокой старости (Четьи Минеи 28 апреля). Он пережил своего сотрудника св. Сосипатра.

Из Летописи церковных событий архим. Арсения сказано: «Около 63 года по Рождестве Христовом св. апостолы из 70 Иасон, Сосипатр полагают начало церкви в Корцире, нынешнем Корфу, и древнейший по преданию храм христианский освящен ими на малом острове Видо (древняя Пития).

Сосипатр, под копец своей жизни, возвратился в Иконию, а Иасон остался на месте и был первым епископом острова. Св. Иасон, согласно церк. преданию, причисляется к лику св. 70 апостолов. Память его в православной церкви 1 апреля (У Никодима в Синаксаре 29 апреля и в Mесяцеслове Императора Василия — 27 апр.), а также 4 января в Соборе 70 апостолов.

У католиков память св. Иасона 12 июня (Wetzer. Dictionnaire de la Bible, t. XII, 122 p.), a 29 апреля положена память 9-и мученикам, из разбойников, св. Иасоном обращенных в христианство.

У Рангава (Ελληνικα ч. 3-я стр. 662) сказано, что, «останки (мощи) св. апостолов Иасона и Сосипатра ежегодно в 10 день мая поставляют для лобзания христиан в их храме».

В службе св. Иасона 28 апреля этот апостол более всего прославляется, как чудотворец: «рака, идeже лежит терпеливое и многострадальное тeло твое, славне Иасоне, зари испущает всегда и тму болeзней разоряет преблаженне.» (3 стих 9-й песни канона).

«Исцеления точат священны твоя, мудре, мощи, Духа Святаго действием и благодатию» (3-й стих 3-й песни канона). Хотя 28 апреля положена память вместе Иасона и Сосипатра, но в службе на этот день ап. Сосипатр не упоминается.



Святой апостол Сосипатр.




     Касательно этого апостола, равно как и Иасона, возникает недоразумение. Один ли Сосипатр или Сосипатр был в числе спутников и учеников ап. Павла или два? В послании к Римлянам aп. Павел приветствует Римских христиан от лица Сосипатра, называемого как и Иасон сродником (XVI, 21) и в числе спутников ап. Павла от Aсии до Троады упоминается Сосипатр Пирров из Берии (Деян. XX, 4).

Послание к Римлянам написал в 59 (или 58) ап. Павел, находясь в Коринфе, где, в то время как видно, находился и Сосипатр (XVI, 21), но он, говорят в тоже время (58 и 50 г.), не мог быть спутником ап. Павла в Иерусалиме, куда направлял путь свой ап. Павел, (Деян. XX, 16).

Далее, Сосипатр, сопутствовавший ап. Павлу до Троады (а может быть и далее — Деян. XX, 5), был родом из Берии (Верия: «Беритянин или Веритянин»), а между тем, как Сосипатр, сродник ап. Павла, говорят, должен быть из Тарса (или вообще из Киликии) а Тарс и Бepиa находятся между собою в большом разстоянии (Migne. Dictionnaire de la Bille t. IV 605 p.).

Но церковные предания таким образом считают Сосипатра из Берии за одно лицо с Сосипатром, сродником св. ап. Павла, тем болee, что трудно сказать в каком смысли апостол называл Сосипатра своим сродником? Может быть, Сосипатр, как иудей, назван св. Павлом сродником по происхождению от одного народа, так как св. апостол всех вообще иyдеев называет сродниками.

Может быть, Сосипатр и Павел происходили из одного колена (Вениаминова) или даже по принадлежности к одной религии (христианству), или просто потому, что они (Павел и Сосипатр) соединены между собою дружбой, или, наконец Сосипатр мог быть назван от an. Павла сродником по обращении из иудейства, или язычества.

Ориген думает, что Сосипатр Пирров из Берии был язычник, эллинист. Во всяком случай вопрос о родстве св. Сосипатра с ап. Павлом остается открытым… В житии св. ап. Иоанна Богослова упоминается под конец его пребывания на о. Патмосе Сосипатр, но этот совершенно отличный от Сосипатра апостольских Деяний и послания к Римлянам.

Он, (т. е. последний Сосипатр) в конце 1-го века (а может быть в начале 2-го) был еще доброзрачный и смышленый юноша, сын богатой и красивой женщины (вероятно Проклании — Проклинии, см. Четьи-Минеи 26 сентября, 95 л.). Св. Сосипатр, принадлежащий к 70 апостолам, был сын никоего Пирра, родом из Берии; может быть, происходил от языческих родителей и не был природным иудеем.

Находился ли он в каком родстве с ап. Иасоном, неизвестно; по его имя и ап. Павлом поставлено (в послании к Римлянам с Иасоном вместе: «Целует вас и Лукий, и Иасон, и Сосипатр, сродницы мои» (XVI, 21) и по церковному преданию, они представляются вместе путешествующими и проповедующими слово Божие.

Восточная церковь считает св. Сосипатра епископом г. Иконии (этот город находился внутри Малой Азии, близь г. Дервии и Листры и причислялся то к Писидии, то к Ликаонии, то к Фригии и был некогда главным городом Ликаонии (Деян. XIII, 51; XIV, 1 и др.). Где и когда св. Сосипатр сошелся с св. Иасоном, неизвестно, но по Четьи Минейним сказаниям оба эти апостолы вместе с особенной ревностью проповедовали о Христе в разных странах.

Во время своих путешествий они достигли острова Корциры (ныне остров Корфу), гдe создали (на о. Вида), прекрасную церковь во имя св. Первомученика и архидиакона Стефана.

На этом острове обратили многих язычников к христианской церкви; оклеветанные за это жрецами пред царем (?) острова Корциры, были им заключены в темницу, гдe своим богодухновенным учением привели к святой вере находившихся там семь разбойников (Саторния, Иакисхола, Фавстиана, Ианнуария, Марсалия, Евфрасия и Маммия), которые вскоре за исповедание Христа приняли мученический венец (память их 28 апр.).

С ними же пострадал темничный страж. Св. апостолы после этого преданы были на мучения; видя их страдания и мужество в терпении оных за Христа, дочь царя Керкира также приняла св. веру; ни угрозы, ни ласки отца, ни позор, которому она предана была, ни самые мучения не могли отклонить ее от Христа и она кончила свою жизнь мученичеством.

Разгневанный за обращение в христианство дочери Корцирский царь стал жестоко преследовать и всех христиан на острове, но вскоре утонул, а св. Иасон и Сосипатр, освобожденные от темничных уз, свободно проповедывали о Христе.

Вскоре, впрочем, по приказанию нового царя острова Корциры, были схвачены и преданы страшным истязаниям и мучениям; видя их мужественное перенесение оных, и также чудеса, царь и народ уверовали во Христа;

Св. Иасон и Сосипатр построили церкви, поставили пастырей — пресвитеров, над коими первым епископом был Иасон, а св. Сосипатр возвратился в Иконию, где в маститой старости скончался в мире (а по другим сказаниям мученической кончиной он запечатлел свои апостольские труды).

Память св. Иасона и Сосипатра в Православной церкви совершается 28 апреля, но в службе этого дня св. Сосипатр не упоминается, а также 4 января в Соборе св. 70 апостолов. — У католиков память св. Сосипатра положена 24 июня.

 

Православный собеседник, 1906. т.3. с. 67—71.


 
 
© 2011 Православное богословие
Разработка сайта - Студия web-дизайна Stoff