Таинство Крещения Таинство Миропомазания Таинство Покаяния Таинство Причащения Таинство Елеосвещения Таинство Брака Таинство Священства

Новости

08 апреля 2014
Митрополит Иларион: Матерь Божия всегда приходит нам на помощь, всегда слышит наши молитвы

2014-04-08

7 апреля 2014 года, в праздник  Благовещения Пресвятой Богородицы  и день преставления святителя  Тихона, Патриарха Московского и  всея России, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил  в столичном храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке Божественную литургию святителя Иоанна Златоуста. Владыке Илариону сослужили сотрудники ОВЦС в священном сане, клирики храма.
Проповедь по запричастном стихе произнес клирик храма игумен Филарет (Тамбовский).
По окончании Литургии митрополит Иларион обратился к присутствовавшим со словом проповеди:
«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы чаще всего приходит к нам в Великом посту − как вы знаете, этот праздник установлен по солнечному календарю, поэтому его дата не меняется, тогда как Пасха и Великий пост совершаются по лунному календарю. Если Пасха бывает очень ранней, то Благовещение может даже совпасть с ней или с первыми днями Светлой седмицы, если Пасха позже, то праздник Благовещения Пресвятой Богородицы приходится на дни Страстной седмицы, а если еще позже – то на Великий пост. Как правило, в силу этого обстоятельства праздник Благовещения в церковном уставе всегда сочетается с еще какими-нибудь литургическими событиями. Если, например, Благовещение приходится на Великую пятницу, то служба 12 Евангелий дополняется тринадцатым – «Благовещенским» − Евангелием. Много есть других и особенностей в церковном уставе, которые всегда придают празднику Благовещения какое-то дополнительное содержание.
Вот сегодня на вечерне, с которой началась Литургия святого Иоанна Златоуста, мы слышали рассказ из книги Бытия о том, как престарелый Исаак благословлял двух своих сыновей. Ревекка – жена Исаака − больше любила младшего сына, поэтому, зная о старости, немощи и слабости своего мужа, она подговорила Исаака прикинуться старшим сыном, прийти, накормить, ублажить своего отца и получить его благословение. Хотя отец заподозрил, что это не Исав, которому он хотел преподать благословение, человеческая хитрость возобладала и благословение было преподано младшему сыну. Когда затем пришел старший сын и обман обнаружился, Исав спросил отца: «Неужели у тебя не найдется другого благословения и для меня тоже?» (см. Быт. 27. 36), а Исаак сказал: «То благословение, которое я дал ему, не может перейти на тебя». Он дал этому сыну другое благословение, но именно Иаков оказался над Исавом, из-за чего потом между двумя братьями, как и между их потомками, была долгая вражда. И продолжается она до сих пор.
Этот рассказ говорит нам о том, как через человеческую немощь и слабость иной раз действует благодать Божия. Господь избрал Иакова для того, чтобы тот стал наследником своего отца, и даровал ему двенадцать сыновей, от которых пошел весь израильский народ. Из рода Иакова были и царь Давид, и царь Соломон. Из рода Иакова была Пресвятая Богородица, через которую произошло спасение мира.
Все это в промысле Божием было предуготовано уже тогда, когда немощный и престарелый Исаак, не сознавая, что делает, возложил руку на одного сына вместо того, чтобы возложить ее на другого, которого хотел благословить. Богу было угодно, чтобы благословение перешло на младшего сына, потому что через его дом Господь хотел спасти все человечество, ибо от его рода произошла Пресвятая Богородица. Неслучайно в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы мы поем тропарь, который начинается словами: «Днесь спасения нашего главизна…», то есть начало нашего спасения произошло в тот момент, когда Ангел явился Богородице и сказал ей о том, что от Нее произойдет Спаситель мира – Господь наш Иисус Христос.
В Божественном промысле это событие было предуготовано еще тогда, когда Господь создавал человека и когда три Лица Святой Троицы совещались между собою: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (см. Быт. 1. 26). Уже тогда спасение Христом человека было таинственным образом предуготовано. Судьба самого человечества не была предопределена, потому что с того самого момента, когда Господь сотворил человека и даровал ему свободную волю, судьба того складывалась, по крайней мере, из двух составляющих: из воли Божией о спасении человека и из человеческой воли, которая иной раз входила в противоречие с волей Господа, как это было с Адамом и Евой, которые не исполнили заповедь Божию, как это было со многими другими согрешавшими людьми, о которых рассказывается в Библии. Тем не менее, воля Божия вела человечество ко спасению, и Богу было угодно, чтобы от Пресвятой Богородицы, которая произошла из дома Иакова, был рожден Господь и Спаситель наш Иисус Христос.
О происхождении Господа Иисуса Христа из рода Иакова пророчествовал Валаам: «Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля» (Числ. 24. 16-17).
Вся предшествующая история человечества была приуготовлением к пришествию Спасителя, потому и Евангелие от Матфея начинается с родословия Иисуса Христа: «Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова, Иаков родил Иуду и братьев его…» (см. Мф. 1. 2). Имя Иакова упоминается в этом священном повествовании для того, чтобы напомнить нам, как действует благословение Божие в человеческом роде. Господь избрал Пресвятую Деву, чтобы Она стала вместилищем Невместимого, Божественным Чертогом, тем незасеянным полем, которое засеял Сам Господь, − чтобы Она принесла нам Спасителя мира.
Событие Боговоплощения, которое мы празднуем ровно через девять месяцев после праздника Благовещения (а датой праздника именно поэтому был выбран день за девять месяцев до Рождества Христова), явилось плодом не только промысла Божия, не только Божественного действия, но и человеческого в нем участия, человеческого в нем содействия. Потому апостол Павел называет Христа Новым Адамом (см. 1 Кор. 15. 45), а святые отцы именуют Богородицу Новой Евой, что Христос в своей человеческой судьбе исполнил все то, что Адам не смог исполнить в своей судьбе, а Пресвятая Богородица по-человечески исполнила то, чего Ева не смогла или не захотела исполнить. Поэтому благословение Божие, которое было передано человеческому роду через Воплощение Сына Божия, произошло не только благодаря промыслу Божию, но и благодаря человеческому содействию, которое имело место в лице Пресвятой Богородицы, когда Она, услышав глас Архангела и, поначалу смутившись и спросив: «Как это возможно, когда я мужа не знаю» (см. Лк. 1. 34), потом приняла все сказанное как волю Божию и сказала: «Се, раба Господня. Да будет мне по глаголу твоему» (см. Лк. 1. 38).
Таким таинственным образом благословение Божие передается человечеству через людей. Иной раз это благословение действует вопреки человеческой воле, вопреки человеческой немощи. Ведь даже когда Адам и Ева согрешили и были изгнаны из рая, это было не концом человеческой истории, а, по сути, ее началом. И Господь установил смерть для людей не как наказание и не как проклятие, а как благословение, потому что смерть избавляет человека от всех несовершенств земной жизни. Смерть – это мост, через который земные люди переходят в невечерний день Царствия Божия, где солнце никогда не заходит и где Сам Господь всегда над всеми любящими Его.
Благословение Божие таинственным образом было передано человеческому роду и через престарелого Исаака, даже если он не вполне осознавал то, что делает.
Вся последующая история тоже была историей многих и великих благословений и благодеяний Божиих. В истории человечества сбылось и то, что сказал Исаак своему сыну Исаву: «Иаков будет господствовать над тобою, но когда-нибудь ты свергнешь с себя его иго» (см. Быт. 27. 40). Это было не благословением, а пророчеством. Мы знаем, что дом Иакова, дом Израиля как земное царство не удержался – это царство пало, потомки Исава завладели и этим царством, и многими другими царствами и народами. По сей день эта вражда между потомками Исава и духовными потомками Иакова продолжается. Переданное дому Иакова благословение Божие, которое перешло на новый Израиль – Церковь Христову, − продолжает действовать. Но и вражда дома Исавова тоже продолжается против Церкви Христовой, против нового дома Иаковля.
Мы вспоминаем сегодня все эти таинственные дела Божии, вплетенные в человеческие дела и в судьбу человека. Мы знаем, что Пресвятая Богородица принесла нам особые благословения − через Нее мы имеем беспрепятственный доступ к нашему Господу. Матерь Божия всегда приходит нам на помощь, всегда слышит наши молитвы. В самые трудные моменты нашей жизни Она останавливает нас от безумных поступков, от грехов, от всяких глупостей. Даже когда мы забываем о Боге или Пресвятой Богородице, Она не забывает о нас.
Нужно помнить, что если мы почитаем и любим Пресвятую Богородицу, это защитит нас от многих бед, от многих скорбей и многих зол. Пресвятая Богородица придет к нам на помощь, даже когда мы Ее не ждем и Ее не призываем.
Поэтому мы обращаемся к Ней сегодня и во все дни нашей жизни как к нашей Небесной Заступнице, как к нашей Небесной Матери и просим о том, чтобы Она вновь и вновь приносила благословение Божие каждому из нас, нашим близким, всей нашей Церкви, всему нашему новому дому Израилеву и всему человечеству.
С праздником вас!»

Источник: Служба коммуникации ОВЦС


06 апреля 2014
На Северном полюсе совершен молебен и установлен поклонный крест

6 апреля 2014 года группа членов Ассоциации Героев Советского Союза и Героев Российской Федерации, полярников, государственных и общественных деятелей, предпринимателей посетила Северный полюс. В поездке приняли участие епископ Нарьян-Марский и Мезенский Иаков и председатель Отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин.

На Северном полюсе был установлен поклонный крест. Владыка Иаков в сослужении отца Всеволода совершил краткий молебен. После этого у креста было оглашено обращение Героев Советского Союза и Российской Федерации к народам мира, в котором, в частности, говорится: «Уже сейчас, пока еще не поздно, прокляните войны, фашизм и терроризм во всех их проявлениях, наркоманию и губителей природы, будьте терпимы друг ко другу и бдительны, берегите мир и наш общий дом — планету Земля, дарованную нам Создателем, особенно Арктику и Антарктику, ведь она нежна как мать, хрупка как лед, строга как отец и не все прощает нам — могут с нарастающей силой возникнуть необратимые процессы в природе и неподконтрольные социальные, политические, межнациональные и межрелигиозные противоречия в человеческом обществе, которые приведут нас к всеобщей катастрофе. Храни нас Бог»!

Группа также посетила международную полярную станцию Барнео. Обращаясь к российским полярникам и участникам поездки, протоиерей Всеволод Чаплин сказал: «Здесь присутствуют герои и труженики на благо страны. Их опыт показывает, что наш народ, даже переживая самые сложные моменты истории, может одерживать великие победы над стихией, враждой, несвободой, злой волей. Так будем, видя эти примеры, учиться побеждать».

Источник: Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества/Патриархия.ru


06 апреля 2014
Исследователи Туринской плащаницы рассуждают о "технике" распятия

2014-04-06

Специалисты, входящие в Международную группу исследователей, занимающихся изучением Туринской плащаницы, пришли к выводам, что смерть на кресте могла быть более изощренной и мучительной, чем считалось ранее. Исследования, проведенные учеными в последнее время, поставили вопрос о "технике" казни на кресте. Об этом сообщила в пятницу британская газета The Daily Mail.

Как известно, Туринская плащаница представляет собой четырехметровое льняное полотно, в которое, по преданию, было завернуто тело Иисуса Христа после Его крестных страданий и земной кончины. Самые ранние из сохранившихся письменных свидетельств о хранении Туринской плащаницы относятся к 1353 году. Однако в 2010 году появились сообщения историков со ссылкой на секретные архивы Ватикана о том, что плащаницу еще в XIII веке хранил орден тамплиеров. В настоящее время плащаница хранится в соборе Иоанна Крестителя в Турине. Верующие убеждены, что на плащанице остались подлинные отпечатки лика и тела Иисуса, отчего Туринская плащаница ценится как одна из важнейших христианских реликвий.

Ученых в подходах к изучению плащанице прежде всего интересовал вопрос о времени ее появления. Результаты исследований, появившиеся в 2013 году, подтвердили предположения, что Плащаницу можно датировать временем Иисуса Христа. Ученые университета Падуи пришли к выводу, что ткань, на которой отпечатались лицо и контуры тела распятого человека, восходит к I веку. А профессор Туринского университета Альберто Карпентьери заявил недавно, что землетрясение, которое произошло в Иерусалиме в 33 году нашей эры, могло стать причиной появления отпечатков человеческого лика и тела на Туринской плащанице.

Теперь же ученые обратили внимание на то, как был распят человек, облик которого был запечатлен на этой реликвии.

Хотя изображение Христа на кресте с руками, горизонтально вытянутыми по сторонам, твердо запечатлелось в сознание верующих, однако далеко не всегда казнь приговоренного к смерти производилась именно таким образом. Новые исследования Туринской плащаницы свидетельствуют об иной позе распятого человека - не привычной Т-образной, а похожей на латинскую букву "Y".

Доктор Маттео Боррини из Ливерпульского университета имени Джона Мурса (Великобритания), не задаваясь вопросом идет ли здесь речь об Иисусе Христе, поставил перед собой задачу понять, действительно ли пятна крови, имеющиеся на Туринской плащанице и отпечатавшиеся на изображении левой руки человека, соответствуют потоку крови из ран распятого. Он предложил своему коллеге Луиджи Гарласкелли из Павийского университета (Италия) попробовать различные варианты положения человека при распятии, причем исследователь согласился сам сыграть роль жертвы: к его запястью прикрепили трубку, из которой капала донорская кровь, сообщает Computerra.ru со ссылкой на публикацию в журнале NewScientist.

В итоге оказалось, что следы на плащанице действительно соответствуют распятию, но только такому, при котором руки подняты над головой и фигура распятого напоминает букву "Y", а не классическую "T". Эта позиция была более изуверской, поскольку человеку в дополнение ко всему становилось трудно дышать и в конце концов он мог умереть от удушья, отметил Боррини.

Аналогичные позиции, по словам ученого, применялись при средневековых пытках, но с той разницей, что жертву подвешивали, привязывая запястья веревками, а не прибивая гвоздями.

Полученные выводы напоминают результаты экспериментов, проводившихся врачом из Массачусетса Жильбером Лавуа, который тоже пришел к Y-варианту и написал об этом книгу. Врач из Марибо (Дания) Нильс Свенссон, также изучавший плащаницу, согласился с коллегами, заявив, что отпечаток на ткани не соответствует традиционным изображениям распятия.

Между тем эти выводы находят подтверждение и в изобразительном искусстве прошлых веков. Далеко не все художники изображали распятие Христа в виде буквы "Т". Питер Пауль Рубенс не раз писал Его образ на кресте с руками, поднятыми над головой, и был в этом не одинок.

Маттео Боррини, рассуждая о сделанных им выводах, сослался на римского историка Иосифа Флавия, писавшего в своем сочинении "Иудейская война", что римские солдаты в 70 г. н.э. распинали своих врагов на деревьях в самых болезненных и странных позах.

Источник: http://www.newsru.com/religy/04apr2014/kruzefix.html


04 апреля 2014
Делегация Отдела внешних церковных связей посетила Ватикан и встретилась с Папой Римским Франциском

30 марта – 4 апреля 2014 года по благословению председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона секретарь ОВЦС по межхристианским отношениям иеромонах Стефан (Игумнов) и сотрудник Отдела священник Алексий Дикарев совершили рабочую поездку в Ватикан.

2 апреля делегация ОВЦС приняла участие в общей аудиенции Папы Франциска на площади святого Петра, по окончании которой состоялось общение гостей из России с Главой Римско-Католической Церкви. Иеромонах Стефан передал понтифику приветствие от имени Священноначалия Русской Православной Церкви, в ответ Папа Франциск адресовал теплые приветствия и благопожелания Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу и митрополиту Волоколамскому Илариону. В ходе беседы была отмечена важность сохранения и развития двусторонних отношений между Московским Патриархатом и Святым Престолом.

Также во время поездки делегация ОВЦС провела встречи с главой Папского совета по содействию христианскому единству кардиналом Куртом Кохом и сотрудниками Совета, с председателем Папского совета по делам семьи архиепископом Винченцо Пальей и епископом-делегатом Папского совета по культуре монсеньором Карлосом Азеведо. Обсуждались вопросы практического взаимодействия между Русской Православной Церковью и Римско-Католической Церковью, в том числе в культурной и социальной сферах. Делегацию сопровождал сотрудник Папского совета по содействию христианскому единству священник Иакинф Дестивель.

Гости из России ознакомились с практикой социального служения католической Общины имени святого Эгидия и встретились с ее генеральным секретарем профессором Адриано Роккуччи.

Иеромонах Стефан (Игумнов) и священник Алексий Дикарев посетили русский приход в Риме во имя святой великомученицы Екатерины, где 2 апреля приняли участие в служении утрени с чтением Великого канона преподобного Андрея Критского. Богослужение возглавил настоятель Екатерининского храма, секретарь благочиния приходов Московского Патриархата в Италии архимандрит Антоний (Севрюк).

Источник: Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru


04 апреля 2014
В Москве пройдет конференция, посвященная участию Церкви в реабилитации наркозависимых

8 апреля 2014 года в г. Москве в МГТУ им. Баумана состоится конференция «Об участии реабилитационных структур Русской Православной Церкви в национальной системе реабилитации и ресоциализации наркозависимых граждан».

В рамках конференции выступят: министр здравоохранения России Вероника Скворцова; заместитель директора ФСКН России, руководитель аппарата Государственного антинаркотического комитета Николай Цветков; председатель Синодального отдела по церковной благотворительности епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон; руководитель Координационного центра по противодействию наркомании епископ Каменский и Алапаевский Мефодий.

Ключевым вопросом конференции станет объединение всех реабилитационных структур Церкви в единую сеть. Напомним, что в настоящее время в России насчитывается 62 церковных реабилитационных центра и десятки церковных кабинетов первичного приема, «домов на полпути» и других вспомогательных структур системы реабилитации. Также участники форума обсудят вопросы эксплуатации проблем наркозависимых деструктивными и сектантскими организациями.

9 апреля в МГТУ им. Баумана пройдет съезд руководителей церковных реабилитационных центров. Участники обсудят конкретные шаги по созданию единой сети помощи и вопросы кадровой политики.

8 апреля начало конференции в 11.00 (регистрация — с 10.00). 9 апреля начало съезда в 10.00 (регистрация — с 9.00).

Мероприятие состоится по адресу: Москва, 2-я Бауманская ул., д. 5, здание МГТУ им. Н.Э. Баумана, конференц-зал.

Аккредитация СМИ до 17.00 7 апреля по тел. (495) 911-72-97, e-mail diaconia@yandex.ru.

Источник: Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению/Патриархия.ru


 
 
© 2011 Православное богословие
Разработка сайта - Студия web-дизайна Stoff