Ближайшие важные православные даты
29 января – В этот день происходит поклонение честны́м веригам ап. Петра и чтится память святых:
29 января – Данакт Иллирийский, чтец, мч
29 января – Иоанн (Петтайя), иерей, сщмч
<Январь 2025> | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Христология православной веры
Христология
ХРИСТОЛОГИЯ
Христианство возвестило миру Благую весть: Бог для спасения человека от греха по Своей неизреченной любви стал человеком, не переставая
при этом быть Богом, соединив в одной Личности две, казалось бы, несовместимых природы – вечную и неописуемую Божественную и –
сотворённую и ограниченную человеческую. Писание свидетельствует, что такое Богочеловечество осуществилось в Господе Иисусе Христе.
Свидетельства Священного Писания:
1 глава Евангелия от Иоанна: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог /…/ И Слово стало плотию, и обитало с нами, исполненное
благодати и истины; и мы видели славу Его как Единородного от Отца /…/ Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он
явил.
1 Ин 5.20: …да познаем истинного Бога и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная.
Кол 2.8-9: Смотрите, чтобы кто не увлёк вас философиею и пустым обольщением /…/ по стихиям мира, а не по Христу, ибо в Нём обитает вся полнота
Божества телесно.
Из приведённых мест Нового Завета видно, что вторая Ипостась Святой Троицы реально соединилась с человеческим телом, Божество
«встретилось» с человеческой природой в Иисусе Христе и отныне будет пребывать в Нём вечно. В течение двух тысячелетий далеко не все могли
«вместить» эту истину, появлялись еретики, злоучащие о Христе: либо Божество только обитало в человеке Иисусе, не соединяясь с Ним, либо тело
Христа было призрачными, нереальным, либо – во Христе воплотился не Бог, а один из подчинённых Ему духов. Православие же вслед за
Священным Писанием исповедует:
Свт. Афанасий Великий: Бесплотное, нетленное, невещественное Божие Слово приходит в нашу область /…/ и, видя, что смерть царствует над
людьми в тлении, что все люди повинны смерти – сжалилось над родом нашим, снизошло к нашему тлению, приемлет на Себя тело, и тело не чуждое
нашему. (Слово о воплощении Бога-Слова. Творения, т. I. Изд. М, 1994, с. 200-201).
Свт. Кирилл Иерусалимский: Веруй так же и в Сына Божия, единого и единственного, Господа нашего Иисуса Христа, в Бога, от Бога родившегося,
Который есть Премудрость Божия и Сила, и Правда самобытная /…/ Он не после страдания, быв увенчан, получил от Бога, как некоторые думают, но
самым бытием Своим престол одесную Его; Он рождён, и всегда имеет Царственное достоинство, сидит вместе с Отцом, есть Бог, и Премудрость,
и Сила; /…/ вместе с Отцом царствует и всё творит по воле Отца, не умаляясь, прочем, в достоинстве Божественном. (Тайноводственные поучения.
4.7, 46. Изд. Австралийско-Новозеландской епархии РПЦЗ, 1991).
Прп. Иоанн Дамаскин: Создатель и Творец рода нашего вследствие милосердого Своего сердца уподобился нам, соделавшись человеком во всех
отношениях, кроме греха, и соединился с нашим естеством /…/ Через Своё рождение и воплощение, так же крещение и страдание и воскресение Он
освободил естество от греха прародителя, от смерти и тления, и сделался Начатком воскресения, и представил себя путём и образом, и примером,
для того, чтобы и мы, пойдя по Его следам, сделались по усыновлению тем, что именно Он есть по естеству: сынами и наследниками Божиими и
сонаследниками Ему. (Точное изложение Православной веры. М. – Ростов–на-Дону, 1992, с. 291).
Изложение веры IV Вселенского собора: Итак, следуя Святым Отцам, все согласно учим исповедовать одного и того же Сына, Господа нашего
Иисуса Христа, совершенного в Божестве, совершенного в человечестве, истинно Бога, истинно человека, того же из разумной души и тела,
единосущного Отцу по Божеству и того же единосущного нам по человечеству, во всём подобного нам кроме греха, рождённого прежде веков от
Отца по Божеству, а в последние дни ради нас и нашего спасения от Марии Девы Богородицы по человечеству, одного и того же Христа, Сына,
Господа Единородного в двух природах неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно познаваемого, так что соединением нисколько не
нарушается различие двух природ, тем более сохраняется свойство каждой природы и соединяется в одно Лицо, одну Ипостась – не на два Лица
рассекаемого или разделяемого, но одного и того же Сына Единородного, Бога Слова, Господа Иисуса Христа. (Цит. по: Еп. Иларион (Алфеев).
Таинство веры. Клин, 2004, с. 121).
Первое, что мы должны уяснить из факта Боговоплощения: Христос соединил в Себе две природы – Божественную и человеческую, и две воли –
Божественную и человеческую, но соединились они в одной ЛичностиБогочеловека.
Прп. Максим Исповедник: Проповедуем, что во Христе две природных воли или желания, и два природных действия нераздельно, неизменно,
неразлучно, неслитно. Эти две природные воли не противоположны одна другой /…/ но Его человеческая воля подчиняется Божественной и
всемогущей воле. (Цит. по: Еп. Иларион (Алфеев). Таинство веры, с. 113).
Еп. Иларион: Как полноценный человек, Христос обладал свободой воли, но эта свобода не означала для Него возможности выбора между добром и
злом. Человеческая воля Христа свободно избирает только добро – и никакого конфликта между ней и Божественной волей нет. (Таинство веры, с.
113).
Второе, не менее важное – способы соединения во Христе двух природ:
* неслитно – Ипостась Божества не «перемешалась» с человеческой природой, каждая природа сохраняет полноту своих свойств;
* неизменно – образ соединения природ во Христе с самого момента Благовещения никогда не был подвержен изменению и не изменится никогда;
* нераздельно – Божество и человечество во Христе соединились навсегда;
* неразлучно – Божество не оставляло Христа никогда, даже во время крестных страданий (в заблуждение здесь может ввести возглас Господа:
«Боже Мой, для чего Ты Меня оставил?» – комментарий на это в лекции по сотериологии).
Еретики, как в древние времена, так и сейчас, различными логическими доводами пытались оспорить эти истины. Но не принимающие это
исповедание отлучают себя от наименования христиан.
Не вдаваясь в глубину богословских тонкостей, просто запомним:
Православное учение о Христе (Христология) – это: Господь Иисус Христос – вторая Ипостась Святой Троицы, ставшая человеком, истинный Бог и
одновременно истинный Человек, соединивший две природы и две воли в одной Личности, и это соединение Божества и человечества во Христе
является неслитным, неизменным, нераздельным, неразлучным.
Сам образ соединения Бога с человеком скрыт от нашего понимания, соединение двух природ во Христе есть тайна, превосходящая наш ум,
исповедуя Боговоплощение, мы пытаемся «выразить невыразимое». Собственно, как и прочие догматы, касающиеся Божества.
О чём свидетельствует факт Боговоплощения? О спасении человека. В чём заключается спасение и как именно оно осуществилось – тема
следующего занятия.
Источник: http://www.iosif-vm.ru