Ближайшие важные православные даты
14 января – В сей день Церковь празднует - ОБРЕЗАНИЕ ГОСПОДНЕ
14 января – Василий Анкирский, Кесарийский, мч
14 января – День памяти: Святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской (379)
<Январь 2025> | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Церковь и власть
Христианская паритя
Протоиерей Всеволод Чаплин: «Нужна ли, возможна ли «православная» / «христианская» партия?»
Похоже, начинается время бурного партийного строительства. Создания партий по религиозному признаку не допускает закон, но никто не
запретит формировать «православную» или «христианскую» партию без формального упоминания об этом в названии – вспомним, что
христианские демократы в Европарламенте именуют себя Европейской народной партией, а умеренные политические мусульмане в Турции –
Партией справедливости и развития.
Нет препятствий к созданию упомянутых партий и со стороны Церкви. В Основах ее социальной концепции читаем: «Существование христианских
(православных) политических организаций, а также христианских (православных) составных частей более широких политических объединений
воспринимается Церковью как положительное явление, помогающее мирянам сообща осуществлять политическую и государственную
деятельность на основе христианских духовно-нравственных принципов. Упомянутые организации, будучи свободны в своей деятельности,
одновременно призываются к советованию с церковным Священноначалием, к координации действий в области осуществления позиции Церкви
по общественным вопросам» (V.4). Впрочем, в том же пункте документа цитируется постановление Архиерейского Собора 1977 года, говорящее, что
организации, участвующие в политическом процессе, «не могут иметь благословения церковного Священноначалия и выступать от имени Церкви.
Церковного благословения не могут получить, а в случае его наличия лишаются такового церковно-общественные организации, ведущие
предвыборную борьбу, вовлеченные в политическую агитацию».
Итак, Церковь позитивно воспринимает перспективу создания христианских или православных партий либо внутрипартийных групп, но не будет
оказывать им эксклюзивной поддержки или давать благословения. Церковь – для всех, а не для сторонников одной политической силы.
Но вот главный вопрос, ответа на который я пока не знаю: возможна ли «православная» / «христианская» партия в нынешней России? Опыты 1990-х
годов, которые я близко наблюдал, были скорее неудачными, хотя и инициировались неплохими, искренними людьми (не имею в виду одну группу, в
которой за названием скрывались чисто коммерческие интересы и которая вообще не вела политической деятельности). Главными проблемами
стали раздробленность, мелкий вождизм и взаимная отчужденность, если не вражда.
Что сегодня? Очевидно, что православные / христианские идеи стремятся озвучивать Конгресс русских общин, Народный союз, «Благодатная
Россия», которые, кажется, готовы попытаться стать партиями. Предвижу появление еще нескольких подобных инициатив. Но не получится ли
опять раздробленности – и в итоге поддержки от 1 до 0,01 % избирателей? Еще один вопрос: перспективно ли создание (оформление) православных /
христианских групп в рамках действующих крупных партий? Был бы рад услышать самые разные реакции…
Протоиерей Всеволод Чаплин
Источник: ovco.org