Таинство Крещения Таинство Миропомазания Таинство Покаяния Таинство Причащения Таинство Елеосвещения Таинство Брака Таинство Священства

Сотериология спасения или в чём смысл жизни?

Что такое сотериология

Сотериология /греч./ – учение о спасении.
Мы все часто слышим слова о том, что Господь Иисус Христос является нашим Спасителем, что Он искупил нас. Но что именно означают эти слова?
Сам термин «Искупление» /литросис, греч./ в переводе означает сумму денег, уплата которой даёт рабу освобождение, а приговорённому к 

смертной казни – жизнь.
Свидетельства Священного Писания:
Мф 5.48: Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.
Ин.17.21: Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас 

едино – да уверует мир, что Ты послал Меня.
Ин.14.20: В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моём, и вы во Мне, и Я в вас.
Кол 1.26-29: …Тайну, сокрытую от веков и родов, ныне же открытую святым Его, которым благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне сей 

для язычников, которая есть Христос в вас, упование славы, Которого мы проповедуем, вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости, 

чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе.
Кратко изложить сущность нашего искупления и спасения можно так: человек призван познать свою греховность, понять, что избавить от греха 

может только Бог, смириться перед Богом и ближними, а Господь в Свою очередь именно смиренным даёт благодать для борьбы с грехом. Но 

Господь хочет не просто сделать нас безгрешными, он «безрассудно» любит человека и всем своим существом «жаждет» быть в теснейшем 

единстве с каждым из нас. Соединившись с человеческой природой во Христе, Бог дал нам возможность, приобщаясь ко Христу, быть в единстве с 

Божеством. Вот к достижению этого единения призывает нас христианство, и именно для этого мы должны стремиться к духовному 

совершенству. Нравственные качества человека при этом становятся не целью, а лишь условием, при котором возможно ожидаемое единение. Как 

и посты, молитвы и другие церковные предписания. При этом каждый человек должен сам, осознанно и свободно избрать этот путь ко спасению.
Искупление человека Православие понимает как исцеление человеческой природы от первородного греха. Господь Иисус Христос исцелил в Себе 

нашу человеческую сущность. Исцелил её через послушание Отцу, страдания и Крестную смерть. Показал путь, идя которым каждый может достичь 

состояния святости, то есть – неподвластности греховным порывам и единству с Троичным Божеством. Только свободный выбор человека 

определяет его религиозные устремления и как следствие – участь души в вечной жизни. Это важно уяснить, так как Господь не является кодексом 

уголовных предписаний. Он есть Любовь, и не будет автоматически посылать в ад души, которые делали что-то греховное, но не понимали этого. 

То же и с добродетелями. Если человек просто по характеру живёт скромно и по-доброму, то это ещё не проявление любви к Богу и желания быть в 

единстве с Ним. Свободное осознание необходимости достигать единения с Богом – вот импульс, с которого начинается спасение /=обожение/ 

человека, достижение им святости. И к этому призваны все христиане.
И если искупление и исцеление человека свершилось во время Страданий Христовых, то свидетельством о действительном исцелении 

человеческой природы во Христе становится Его Воскресение. Телесным восстанием из мёртвых Господь свидетельствует, что Его человеческая 

природа получила искупление /то есть по-гречески – была приговорена к смерти, но получила жизнь/. Воскресение Христово – центр христианства, 

потому что без него учение Христа осталось бы только словами, только призывом к слепой вере. Воскресение тела Христа доказывает, что 

искупление человека произошло на самом деле, реально осуществилось. Сравним это с вероучениями других религий. Получим: только Личность 

Христа – это Богочеловечская Личность, только Он может приобщающихся Ему сделать причастниками Бога. Вероучения всех религий 

лишь говорят о возможности познания Бога и достижения состояния безгрешности, христианство – настаивает на том, что Церковь даёт 

возможность быть с Богом тем, кто причастен Богочеловеку Христу.
И ещё. Бог есть Любовь. Он хочет, чтобы все люди спаслись. Мог ли Он одним лишь Своим всесильным желанием искупить человека, по крайней 

мере тех, кто свободно готов поверить в Него? Мог, потому что Бог всесилен. Для чего тогда понадобилась эта душепереворачивающая история с 

муками и жуткой смертью Христа? Только лишь для того, чтобы укорить грешников: мол, смотрите, до чего доводят ваши грехи!?
Не только. Бог есть Любовь Всесовершенная. Любовь деятельная, прогрессирующая в том смысле, что Она постоянно направлена на спасение 

человека. И Бог не останавливается на Своём желании спасти людей от греха. Он показывает, КАК Он любит. Воплощение Христа, Его страдания и 

смерть – свидетельство того, что для нашего спасения Бог ГОТОВ ПОЙТИ НА ВСЁ. Даже на муки, страдания и смерть. И даже в ад. Жертва Христова 

– этореализация чувства любви, которую Бог испытывает к Своему творению.
Отрицание сектантами или Боговоплощения, или действенности Христовых страданий, или истинности Его Воскресения – это кощунственное 

непонимание сущности Божественной Любви и по сути – отрицание формулы ап. Иоанна Богослова «Бог есть Любовь» /1 Ин.4.16/.
Архиеп. Сергий: С православной точки зрения, сущность, смысл и последняя цель спасения человека состоит в избавлении его от греха и в 

даровании ему вечной святой жизни в общении с Богом. (Архиеп. Сергий (Страгородский). Православное учение о спасении. Издательский отдел 

МП, М.1991, с. 159).
Архиеп. Сергий: Главное в вопросе о спасении полагается священными писателями в грехе в самом себе, даже независимо от его последствий. 

Страдание не есть зло для человека – злом является грех; от него желали избавиться люди Ветхого Завета; свободу от него проповедовал 

Христос с апостолами в Новом /…/ Если жизненная цель человека не самоуслаждение, не личное счастье, а святость ради Святого Господа, тогда и 

злом для него будет не отсутствие личного счастья, не страдание, а отсутствие святости, греховная враждебность по отношению к Богу и Его 

святому Царству. (там же, с. 156).
Св. Иустин Философ: Христос искупил нас, погружённых в тягчайшие грехи, соделанные нами, через Своё распятие на дереве и через освящение 

нас водою и соделал домом молитвы и поклонения. (Разговор с Трифоном иудеем, 86).
Свт. Афанасий Великий: Так как естество человеческое, претерпев изменение, оставило правду и возлюбило беззаконие, то Единородный 

соделался человеком, чтобы в Себе Самом исправить сие, внушить естеству человеческому любить правду и ненавидеть беззаконие. Это и было 

причиной вочеловечения. (Толкование на псалмы. Творения, т.4, Изд. Валаамского монастыря, 1994, с. 152).
Архиеп. Сергий: Спасение каждого отдельного человека, по православному учению, является не событием, происходящим в Божественном только 

сознании, не делом правового вменения, по которому бы Господь присуждал человеку ту или другую участь на основании каких-нибудь внешних 

обстоятельств, то есть на основании или заслуги Христа или собственных заслуг человека. Спасение необходимо посредствуется переходом 

человека от греха и себялюбия в царство добра и любви, которое предвкушается человеком здесь, во всей же полноте будет наследовано в 

будущем веке. Переход этот начинается в крещении, когда человек силою Божией утверждается в своём решении быть истинным христианином, 

продолжается в виде естественного свободно-благодатного развития положенного семени вечной жизни после крещения и завершается 

вступлением человека туда, куда он себя при помощи данных ему средств приготовил, к чему развил в себе восприимчивость, то есть в небесное 

царство света, истины и любви. Человек «поступает туда, где ум имеет свою цель и любимое им» (Прп. Макарий Егип.). (Цит. соч., с. 216-217).
А.И. Осипов: «Как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак. 2.26). Существо этой мысли состоит, конечно, не в том, что человек делами 

«зарабатывает» себе Духа Святого, а в том, что приобщение к Богу возможно лишь в свободном акте духовного напряжения, проявляющегося в 

различных видах подвига. Сила веры обнаруживается в силе подвига, хотя сам по себе подвиг далеко не всегда является показателем истинной 

ревности христианина, ибо весьма многие так называемые добрые дела, даже у христиан, проистекают не из стремления к исполнению заповеди о 

любви к Богу и ближнему, а из совершенно иных мотивов. Но основное, что происходит при духовном росте человека – это внутреннее изменение 

по образу Христа, и, отсюда, его инаковость по сравнению с «образом мира сего» (1 Кор.7.31). (Путь разума в поисках истины. М. 1999, с. 251).
Еп. Иларион: Воплотившийся Христос, желая во всём уподобиться нам, проходит не только через всякий возраст, но и через все возможные виды 

страдания вплоть до богооставленности, которая является наивысшим страданием человеческой души. Крик Спасителя на кресте «Боже Мой! 

Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?» (Мф 27.46) есть кульминация Его Голгофского страдания/…/ Во Христе осуществляется единение Бога с 

человеком /…/ Во Христе обновляется и воссозидается человек /…/ Во Христе достигается цель существования человека – приобщение к Богу, 

соединение с Богом, обожение. /…/ Преподобный Максим называет Бога «желающим спасения и алчущим обожения» людей. По Своей безмерной 

любви к человеку Христос взошёл на Голгофу и претерпел Крестную смерть, которая примирила и воссоединила человека с Богом. (Епископ 

Иларион (Алфеев). Таинство веры. С. 117-119).
Итог: искупление, совершённое Христом – это исцеление человеческого естества от первородного греха. Это исцеление осуществилось во Христе 

благодаря соединению Божества с человечеством и через Крестные страдания Спасителя. Воскресение Христово – доказательство того, что 

человеческая природа Христа больше не подвержена греховной порче и соответственно не подчиняется законам греха, один из которых – 

смертность. Человек призван к вечному единению с Богом, именно это и только это – единственная цель существования человека, имеющая смысл. 

Для достижения этого единения Господь дал все необходимые средства. Их хранит и преподаёт Церковь Христова.
http://www.iosif-vm.ru

 
 
© 2011 Православное богословие
Разработка сайта - Студия web-дизайна Stoff