Таинство Крещения Таинство Миропомазания Таинство Покаяния Таинство Причащения Таинство Елеосвещения Таинство Брака Таинство Священства

Апологетика и апологеты

Апологетика на практике

Практические цели и задачи, направления деятельности современной православной апологетики

По благословению Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины при Синодальном отделе Украинской Православной Церкви по делам 

молодежи созданВсеукраинский Апологетический центр во имя Св. Иоанна Златоуста (ВАЦ). Сейчас создаются его филиалы в епархиях. Цель 

созданного центра: защитаинтересов Церкви, ее вероучения и ее прихожан на церковных рубежах, там, где проходят границы с расколом, миром 

сект и оккультизма, миром секуляризации и безбожия. Реакция на внешние и внутренние угрозы, помощь людям подвергшихся духовному риску, 

защита интересов православных христиан и чистоты веры, объединения активной православной молодежи вокруг дела защиты веры – вот задачи 

Апологетического центра. Принцип деятельности центра: от малого к большему…

Цели Всеукраинского Апологетического Центра и местных апологетических центров

Просвещение как основа осознанного выбора: при всей несомненной убежденности в истинности Православного Христианства, мы признаем 

неотъемлемость права человека на свободный религиозный выбор. Верить в Бога или нет, как именно верить, если верить, несомненно, решает 

сам человек. И если Сам Господь не посягает на его свободу, то тем более не вправе делать этого люди, даже действуя ради Истины и блага 

самого человека. Но может ли считаться свободным выбор, построенный на лживой информации? Насколько человек знающий буддизм по 

рекламным проспектам псевдобуддистов, а Православие по критике «Свидетелей Иеговы» и гоможурналистов, может сделать осознанный выбор? 

Наша задача донести до человеческого сознания, что есть Православие, чем оно не есть, и в чем оно расходится ичто не приемлет в других 

религиях и мировоззрениях.

Свидетельство содержания, вместо подмен: можно привести множество примеров карикатурных представлений о Православии: «одел крестик и 

спасся», «православные поклоняются иконам и заклинают мертвых», «православная духовная практика заключается в регулярной установке свечек 

в подсвечник», «все попы на Мерседесах», «аскетика – это для монахов», «целители и гадалки бывают от Бога», «есть черная и белая магия», 

«гороскоп вере не помеха» и т.д. Задача не только в опровержении заблуждений, но и в разъяснении подлинного содержания. Пока человек не 

поймет значение и величие православного учения о свободе воли человека, он не сможет осмыслить причины отвержения Церковью гороскопов и 

гаданий.Православная апологетика должна не только защищать Истину и противодействовать лжи, и нести Истину людям.

Проведение и утверждение границ: не только еретики, оккультисты и раскольникипытаются размыть границы Единой Святой и Апостольской 

Церкви, но и грех в чистом виде пытается втиснуться открыто и нагло в церковную ограду, размыв границы Церкви до ширины бытовой традиции, 

не несущей в себе ни мистического, ни нравственного содержания. Размывание границ происходит в разных формах и направлениях: асауляковцы 

пытаются внести в наши храмы оккультизм, сокрытый под православной терминологией. Они размывают само понятие «Православие». 

Пропитанные трансформированным оккультизмом неохаризматики размывают понятия «Христианство» и «Церковь», к которым на самом деле не 

имеют никакого отношения. Про свой «путь к тому же Богу» говорят кришнаиты, будучи враждебны Ему. «Украинской Православной Церковью» 

называет себя «Киевский Патриархат». Иконами и «благословениями» прикрываются такие секты как «богородичники». Им вторят всевозможные 

«спасители» и «целители», с «потомственными прорицателями». О совместимости своего образу жизни с Христианством кричат гомосексуалисты, 

сторонники группового секса, защитники «прав женщин на аборт» и другие извращенцы. Свидетельство о том, что «вот это и вот это» не только не 

совместимо с Православием, Церковью, Христианством, но и прямо враждебно ему с объяснением причин такой несовместимости и 

противоположности.

Защита границ и интересов Церкви от посягательств на них: мировоззренческая агрессия против Церкви и ее границ воплощается во вполне 

осязаемые формы: именно с ними столкнулась православные в годы советских гонений. Захваты наших храмов и не допуск к детям наших 

священников в сочетании с вторжением в систему образования всевозможных сект и оккультизма – симптомы современной антицерковности. 

Противодействие чиновников проведи Православия и ритуальные убийства священников, телепропаганда разврата и секуляризация общества, 

возникновение языческих капищ и клевета на Церковь в СМИ – вот те проявления посягательств, защита от которых одна из целей ВАЦ.

Направления и виды деятельности Всеукраинского Апологетического Центра и местных апологетических центров

Направление: защита от тоталитарных сект

Это направление настолько актуально, что когда о нем говорят, часто забывают про остальные. Хотя в некоторых случаях встречаются люди вовсе 

считающее проблему сект надуманной и незлободневной… Однако, в тоже время количество практикующих православных и количество 

практикующих харизматиков в Украине уже сравнялись. Пока Церковь лишь начала активную работу по введению с системе образования «Основ 

православной культуры», сектанты давно уже проникли в школу. В школьную программу введеныоккультные предметы, дочерние проекты 

одиозных сайентологов «нарконон» и «криминон» также обосновались в школах, а «христианская этика» в сектантском исполнении развивается не 

хуже, чем ОПК… Экспансия сект с уходом Черновецкого не только не закончилась, а наоборот усилилась. К примеру, общественный совет при МИД 

Украины оккупирован харизматиками и это только поверхностные симптомы…

В тоже время, тоталитарные секты породили еще одну проблему: светская критика тоталитарных сект часто имеет эффект пропаганды атеизма. 

Светские сектоведы не акцентируют внимания на разнице между тоталитарными сектами и традиционной религиозностью. В результате 

малосведущий гражданин путается между сектами и Православием. В одних случаях это приводит стремящихся к Православию людей в 

замаскированные под Православие секты, в других вызывает одинаково негативное предубеждение как к сектам, так и Церкви Христовой. Только 

православная критика сект, с правильной расстановкой акцентов, способна внести понимание в общественное сознание.

Консультирование по выходу из сект в Украине не просто не развито: даже там где оно есть, оно порой ведется откровенными шарлатанами, а то и 

представителями тех же сект. В результате родным и близким попавшего в секту или оккультную группу, просто некуда обратится за помощью. А 

ведь задача хорошего консультанта не просто вывести человека из секты, но и не оставить в его душе зияющий духовный вакуум… Помощь в 

открытии нормальных консультационных кабинетов по областям и епархиям – одна из первых задач центра. Наша задача не только помочь в 

организации кабинета, но и в подготовке консультантов. Если же кабинет пока не открыт, ВАЦ должен помочь в каждой конкретной ситуации 

обращения за помощью.

Профилактика вербовки в секты включает в себя предоставление правдивой информации студентам и старшеклассникам, прихожанам и 

захожанам, в общем, самым разным категориям населения. Для этого нужно и налаженное взаимодействие с системой образования и 

подготовленные лекторы. И это одна из задач центра.

Создание информационного пространства в СМИ, профильных сайтах, социальных сетях и т.д. наполненного информацией предостерегающей от 

вербовки в секты, крайне важное направление работы. Опять-таки с учетом четкой дифференциации Православия и неорелигий.Правильно 

наполненное информационное пространство (статьи, телесюжеты, передачи, публикации на сайтах, новости на радио, распространение 

информации в социальных сетях и т.д.) способно очень многих предохранить от ошибок духовного выбора и связанных с ним социальных и 

личностных рисков.

Работа с государственными и местными органами власти с разъяснением опасности тоталитарных сект, их угрозы для личности, общества и 

государства. В рамках действующего Закона, который допускает множество интерпретаций ряда положений, наша задача - не допустить 

государственной поддержки сект и обеспечить противодействие опасностям исходящих от тоталитарных сект. Добиться этого можно работая с 

чиновниками различных ведомств, предоставляя им объективную информацию и формируя их отношение к опасным сектам. Особое же внимание 

(и противодействие) заслуживают ситуации, в которых чиновники нарушают законодательство в пользу сект из-за непонимания или 

коррупционных мотивов.

Правовое (юридическое) противодействие сектам и защита Церкви и граждан особо актуально на фоне отсутствия, как правило, 

профессиональных юридических служб в большинстве епархиальных управлений. Вот лишь некоторые примеры актуальных правовых вопросов: 

Судебные рассмотрения имущественных, административных и семейных вопросов в судах,правильное юридическое оформление документов и 

всевозможных обращений в государственные органы, правовой анализ деятельности организаций и групп, а также отдельных ситуаций.

Законотворческая деятельность связанна с несовершенством нашего законодательства. По ряду параметров оно не защищает, а то и ставит под 

риск интересы Церкви. В тоже время оно не защищает личность и общество от деструктивного религиозного и псевдорелигиозного влияния (тех 

же тоталитарных сект, мошенников от религии и т.д.), хотя практически все европейские страны давно приняли специальные законы или 

законодательные положения по этим вопросам. В первую очередь направленныена защиту от тоталитарных сект. В большинстве стран Европы 

определен статус государственных или традиционных, или культурообразующих религий. Только Украина остается белым пятном в этих вопросах. 

В тоже время, среди высокопоставленных чиновников высшего уровня и депутатов (как центрального, так и местного уровня), многие очень 

лояльно настроены к Церкви и/или осознают опасность сект и религиозного мошенничества. Т.е. у них есть готовность принимать полезные для 

общества и Церкви решения, но не хватает внимания и организованности в этих вопросах. Помочь им, предоставив нужную информацию и 

возможные пути решения проблем и должен как ВАЦ, так и его филиалы на местах (каждый на своем уровне).

Направление: инославный прозелитизм и традиционные секты

Это направление так часто путают с предыдущим, что кажется, будто они смешались. Более того, мы сами часто помогаем тоталитарным сектам, 

называя их почему-то «протестантами», хотя они таковыми не являются. Но мы повторяем за ними не относящееся к ним название, поднимая их 

статус до традиционных деноминаций Европы. Однако разница между инославным прозелитизмом (включая прозелитизм таких традиционных 

сект как ЕХБ или АСД) и тоталитарными сектами весьма велик. В частности, если тоталитарные секты – это угроза как для жизни земной, так и 

небесной, то инославие и традиционные секты – угроза именно духовная, редко вредящее жизни земной. Конечно, есть вред от распространения 

других конфессий и традиционных сектдля государства и общества: они утрачивают единство. Сложно представить вклад баптистов в развитие 

культуры. Но все это блекнет на фоне социальной угрозы тоталитарных сект, о которых говорилось выше. Итак, что же можно противопоставить 

экспансии греко-католиков и римо-католиков? Прозелитизму баптистов, пятидесятников и адвентистов?

Полемическая катехизация: выбирая между Православием и баптизмом выбрать баптизм можно лишь по причине не знания Православия, или даже 

весьма карикатурных и ложных представлений о нем. Более богатые богословские традиции римо-католиков и униатов также станут очевидно-

ошибочны для верующих, чья вера соединена со знанием догматов и вероучительных расхождений.Организация просветительской 

катехизационной работы среди православных, которые должны дальше ретранслировать свои знания – одна из задач АЦ. Узнать про значение 14-

главы Послания Апостола Павла к Коринфянам люди должны от нас, а не от пятидесятников. Про актуальность почитания субботы люди должны 

узнавать от нас, а не адвентистов. Про подлинное значение Причастия православные должны свидетельствовать ранее, нежели баптисты 

заговорят оего символичности, ложность «и от Сына» должна стать понятной вместе с пагубными ее последствиями, ранее, чем человек подойдет 

к костелу. Так поступали апологеты ранней Церкви и так же актуально поступать и сейчас. С инославными, в отличие от членов тоталитарных сект, 

можно вести полемику. Они не используют контроля сознания и порой вполне способны проявлять здравомыслие. От личных разъяснений 

сомневающемуся, до публичных споров с еретиками, от распространения грамотных буклетов до курсов среди прихожан и захожан – вот диапазон 

ведения полемики и сопутствующей ей катехизации собственной паствы.

Защита православных храмов – это служение стало актуально в нашей Церкви с момента разгрома униатами и раскольниками трех наших епархий 

на западной Украине. И пока сторона называющая нас «церковью-сестрой» не спешит возвращать награбленное и отнятое. Не подпустить 

повторения подобного – одна из задач АЦ. Средства в этом деле: юридические методы, сотрудничество с государственными органами, ведение 

судебных процессов, сотрудничество с правоохранительными органами, казачеством, спортивными и военно-патриотическими организациями в 

деле недопущения произвола в отношении наших храмов и организации их охраны. Также информационное освещение в СМИ событий связанных с 

захватами наших храмов. Тоже самое касается и ситуаций требующих возврата ранее захваченной церковной собственности законным 

владельцам.

Римо-католическая экспансия не похожа на действия сект. Преимущественно она нацелена не на отдельные души, а на попытки выйти к новой унии 

или захватить сознание интеллигенции, чтобы воздействовать на общество через нее. Все это тесно переплетено с риторикой про «церковь-

сестру» и «общие христианские ценности», что как-то странно совмещается с избиениями наших священников и захвате наших храмов младшими и 

подконтрольными братьями римо-католиков – униатов. Информационная деятельность не позволяющая отодвинуть вопросы такой (и не только) 

порочной небратской и вероучительной практики римо-католиков позволит вести более искрений и добродушный диалог.

Стремление традиционных сект войти в систему образования вполне понятно. Они активно стараются использовать для этого «христианскую 

этику». К тому же они не имеют таких деструктивных признаков как тоталитарные секты. Однако практики «говорения ангельскими языками» 

традиционных пятидесятников не безобидны для детской психики. Кроме того, под личиной традиционных пятидесятников часто ужевыступают 

неопятидесятники. Адвентисты, конечно, уже тоже стали традиционными, но религиоведы считают их «пограничной группой», которые при всей 

своей традиционности, уже не совсем христиане.Так причем они к христианской этике? Традиционность ЕХБ не только для США, но для Украины, 

тоже уже вне сомнения. Однако, в системе образования должно происходить культурное и научное развитие юной личности. А каким вкладом в 

науку и культуры могут похвалится баптисты? Где великие ученные, писатели, художники и архитекторы вышедшие из их рядов? Конечно, это все – 

лишь вопросы. Но задавать их при проникновении этих сект в школы администрации и руководству системы образования – вполне реально и 

необходимо, учитывая, что в школах учатся и наши дети.Задача же правильно подготовить эти вопросы и обосновать их, обеспечить необходимую 

поддержку задающим эти вопросы – функция АЦ.

Направление: раскол

Противоправная деятельность раскольников должна сопровождаться правовой реакцией как стороны общества, так и со стороны государства. 

Однако этому должно предшествовать фиксация таких фактов, а при необходимости и противодействие – информационное, юридическое, 

общественно-протестное, охранительное (когда речь идет о храмах и другой собственности, становящейся объектом захватов и хищений).

Информационное освещение мошенничества раскольников не поставлено до сих пор на надлежащий уровень. Ведь, по сути, идейных сторонников 

расколов немного. Большая часть обращающихся за требами и приходящих в раскольничьи храмы – жертвы заблуждения. Им представляют, что 

речь идет о той же самой Церкви, только в ее национальной версии. По сути, речь просто идет о мошенничестве, когда люди одевшие рясы 

вызывают к себе тем самым доверие и выдают себя за священников, обманывая людей и вводя их в грех. Широкое распространение информации о 

мошенничестве способно многих предостеречь от ошибок.

Эклезиалогический грех. Порой приводимая со стороны православных аргументация о неканоничности раскола бывает поверхностной и не 

учитывает контраргументов самих раскольников. Итогом этого становится не подготовленность православного, когда он сталкивается в диспуте 

со сторонником раскола или просто интересующимся лицом. В тоже время самое страшное в расколе – практическое отвержение или искажение 

догмата о единстве Церквиостается обделенным вниманием. Восполнение этого, или акцентуация внимания на этом, в ликбезе или диспуте о 

пагубности раскола – важная составляющая врачевания.

Направление: оккультизм

Разбитие мифа о совместимости с Христианством оккультизма имеет, очевидно, важное значение. Однако, как правило, информация о подобной 

несовместимости более-менее полноценно воспринимается в церковной среде. Аудитория же считающая себя православной в силу крещения не 

брезгует, как минимум, «бабками» и гороскопа, а то и более жесткими формами оккультизации. Распространение понимания несовместимостей 

эффективными способами в виде акций иинформационных кампаний – приоритетная задача АЦ.

Опровержение лжи оккультизма давно и успешно произведено Церковью. Задача АЦ лишь выбрать из богатого антиоккультного наследия то, что 

адекватно на сегодняшний день и посредством информационных кампаний, ликбезов и катехизации постараться донести понимание 

безосновательности и лживости оккультных теорий в массы. Конечно, это не исцелит болезнь общества оккультизмом, но может ее ограничить и 

заставить осмыслить свои взгляды и увлечения тех, кто мыслить способен.

Освещение сатанизма оккультизма, наглядная демонстрация их тайной тождественности крайне важна в преодолении массовых оккультных 

увлечений. Если в общественном сознании оккультизм привлекателен (весь, или в отдельных формах), то сатанизм все же, слава Богу, пока 

отталкивает. Поэтому демонстрация тайных игр с сатаной гуру оккультизма (Блаватской, Рерихов и других) имеет принципиальное значение. 

Лекции, передачи, статьи и книги, диспуты и ликбезы – вот средства достижения этой цели.

Ограничение оккультизм в масс-медиа одна из задач АЦ. Не секрет, что темы связанные с оккультизмом популярны, потому ТВ и газеты любят их 

освещать. Можно ли этому противодействовать? Пока нет государственной информационной политики в этом вопросе с разумными 

ограничениями – исключить пропаганду оккультизма в СМИ не реально. Но, как минимум, ее можно уменьшить или сопроводить разъяснением 

православного отношения. В одних случаях редактора или владельцы СМИ оказываются способны к диалогу, если пытаться его с ними вести, а не 

просто сетовать на проблему. Иногда, вплоть до исключения оккультизма со страниц своих газет… В других ситуациях возможен компромисс со 

СМИ. Например, если от публикации гороскопа газета отказаться не может, то ему может предшествовать информация о несовместимости 

интереса к «звездам» с Православием (что, кстати, и делается в некоторых епархиях). В отдельных, особо циничных, случаях возможны различные 

способы влияния на СМИ, вплоть до протестных, так как в деятельности СМИ пропагандирующих оккультизм тоже есть определенная 

противоправность и, как минимум, причины для публичного бойкота.

Недопущение оккультизма в системе образования больная тема. Во-первых, потому что оккультизм под маской всевозможных дисциплин и 

факультативов активно стремится проникнуть в учебную среду. Часто сами педагоги являются его ретрансляторами. Во-вторых, за все время с 

момента возникновения этой тенденции никто не сделал так много для ее преодоления как… сектанты. Именно ЕХБ украинская система 

образования обязана исключением некоторых оккультных составляющих из валеологии и правом родителей вовсе отказаться от ее изучения 

ребенком. Нормально ли, что в стране все еще называемой православной, баптисты способны к более активной защите Христианства, нежели 

православные христиане? А мы даже не используем активно достигнутое баптистами право на отказ от валеологии. Акциями протеста и 

обращениями, информационными программами и жалобами, организаций родителей и педагогов, изучением и контролем содержимого школьной 

программы и факультативов мы должны создать надежную препону проникновения окультятины в наши школы.

Ограничение оккультизма в медицине. Не только заповеди Божии, но и научность подходов, законы о защите прав потребителей, о 

здравоохранении, о рекламе, хозяйственный, налоговый и уголовный кодексы и многое другое нарушается всевозможными «целителями», 

«знахарями» и «экстрасенсами». Страдают человеческие души и ломаются судьбы, наносится вред психике и здоровью людей, происходит обычное 

финансовое мошенничество, построенное на нарушении специального законодательства, норм лицензирования, уклонении от уплаты налогов, 

незаконной хозяйственной и медицинской деятельности. Мониторинг и анализ деятельности оккультистов от лжемедицины, информационное 

разъяснение как вредности этих практик для здоровья, так и их несовместимостью с верой в Бога, взаимодействие со СМИ и соответствующими 

госорганами – вот способы противодействия.

Направление: секты в Православии ипсевдоправославные секты

Книги и диски в православной среде. К сожалению, не всегда в лавках православных храмов продается только православная литература. Часто по 

недосмотру в ассортимент попадают вещи сомнительного, а то и прямо оккультного характера. Например, диски оккультиста Жданова почему-то 

пользуются популярностью в православных магазинах. Уже много лет священноначалие пытается извести из церковной продажи наполненную 

вымышленными «предсказаниями святых»книжку «Россия перед вторым пришествием»… И таких примеров немало. Бороться с этой проблемой 

пытаются как синодальные структуры РПЦ и УПЦ, так и епископат, и сознательное духовенство. Однако им, судя по ситуации, существенно помогла 

бы помощь местных АЦ, способных в отличие от завхозов отличить православную литературу от псевдоправославного бреда. Сложнее выглядит 

проблема с псевдоправославной литературой в светских книжных магазинах, рынках и интернете. Здесь противопоставить можно лишь 

церковные предупреждения о грехе такой подмены адресно направляемые хозяевам (магазинов, сайтов, лотков и киосков) и предупреждение 

потенциальных читателей.

Проникновение ересей и оккультных сект в Православие: когда речь идет о сектах, сегодня выступает на первый план не задача защиту от них 

окружающего мира, но собственно уже самого Православия. По понятным причинам, секты питаются привнести в церковную ограду свои ложные 

доктрины. Сегодня, среди казалось бы церковных людей, можно встретить законспирированного последователя оккультной доктрины Ольги 

Асауляк или последователя старца Леонтия считающее его «воплощением Бога Отца». Сомнительные психологи, именующее себя 

«православными», отдельные личности, внезапно осознавшие себя в качестве «духовных старцев и наставников» и иже с порой (слава Богу, не 

часто) возникают у нас не только травмируя души, но и создавая антирекламу Православию. Отторгнуть чужеродное, не допустить подобного 

лукавства внутри церковной ограды, используя сугубо церковные методы и информационную профилактику один из приоритетов АЦ.

Суеверие вне церковной ограды – лишь отголосок язычества. Но порой этот отголосок настолько громок, что слышан и в церковном дворе. 

Дефицит катехизации определенная категория прихожан и захожан компенсирует своими собственными, порой крайне далекими от веры, 

изобретениями. Народный магизм принимающей в Церкви форму суеверия извращает саму суть православной веры. Борьба с этим позорным 

явлением посредством катехизации и опровержений – также одна из задач АЦ.

Направление: апологетическое образование, внутри и вне Церкви.

Неполные или откровенно искаженные представления о православной вере и порождают умножения сект и ересей, расколов и суеверий. Ведь 

если бы хотя бы каждый второй прихожанин имел бы более-менее внятное представление о богословии и апологетике, то он сам был бы защищен 

от риска вероучительных ошибок и мог бы помочь своему окружению. Учитывая миллионы прихожан, это была бы армия охранителей… Однако, по 

известным причинам, это малореальная перспектива, в первую очередь, из-за нежелания самих прихожан. Однако есть и желающее активное 

меньшинство, на которое собственно и ориентированы все мероприятия и программы катехизации. Однако изучение апологетики по сути 

является катехизаций. Стремясь лучше узнать свою веру для того, чтобы лучше ее защищать в дискуссии, человек входит в мир святоотеческого 

богословия. И это событие гораздо важнее тех дискуссий, в которых он, может быть, будет участвовать в будущем. Апологетические курсы для 

верующих и интересующихся, публикации и передачи, лекции и мероприятия – тоже профиль деятельности АЦ, призванных вырастить новую 

поросль православных апологетов, с акцентом не на слове «апологетов», а на слове «православных».

Направление: секуляризация общества

Нелегка судьба сект и наркомафии, мошенников и пропагандистов извращений, адептов разврата и потребительства в странах, где сильны 

традиционные религии. Это наглядно свидетельствует: вытеснение религии из жизни общества подрывает его устои и взращивает социальные 

риски. Свято место пусто не бывает, и освобожденная ниша, из которой вытеснили Православие, как в сознании общества, так и в человеческих 

душах, заполняется всякой дрянью. Сугубо светские мировоззренческие представления порождают потребительство, культ насилия и разврата, 

порнографию и сексуальные извращения, алкоголизм и наркоманию. Дети, брошенные родителями и убитые в утробе матери – тоже 

преимущественно следствие бездуховности ибезответственности порожденных секуляризаций общества. Конечно, АЦ не в силах объять 

необъятное. Не в его власти и изменить попущение Божие по нашим грехам. Но помочь и поддержать все благие начинания, направленные на 

духовное просвещение общества, духовно-спортивное и военно-патриотическое воспитание, борьбу с наркоманией и алкоголизмом, развратом, 

пропагандой извращений и абортов, кощунства и безбожия, несомненно, дело АЦ. Ведь любая подобная деятельность, при церковном ее 

окормлении, направлена на профилактику тех негативных явлений, преодолевать которые призван АЦ. Но в тоже время АЦ, состоит из живых 

людей, разорваться которые не в состоянии. А значит, АЦ может вести эту деятельность, взаимодействуя с профильными организациями, 

способствуя их созданию или координации уже возникших. Немаловажным является и реагирование на выпады в адрес Церкви со стороны СМИ и 

общественных структур, государственных чиновников. Методология реакции на выпады каждый раз может отличаться зависимости от ситуаций: 

от судебных исков до акций протеста. Помочь местному АЦ определить методы и воспользоваться ими призван ВАЦ.

Направление:апологетическое движение

Давняя проблема возрождающейся Церкви: куда направить энтузиазм церковной молодежи, помимо алтарного служения? Этот вопрос уже 

сегодня имеет разные ответы, что создает многообразие церковного молодежного служения. В числе возможных вариантов и волонтерство 

разных направлений, и военно-патриотическое (духовно-спортивное) воспитание, и миссионерская деятельность. Но желание потрудиться во имя 

сохранения чистоты православного вероучения, спасения ближних от лжи и защиты церковных интересов – тоже одна из форм молодежного 

православного служения. Оно позволяет не только предпринять шаги к тем целям и задачам, которые ставит АЦ, но и через апологетику 

катехизировать церковную молодежь. Ведь для полемики в защиту веры нужно знать и понимать ее догматы. Поэтому, после построения 

межепархиальной сетки местных АЦ, следующим этапом должно стать объединение вокруг них, вокруг задействованного в АЦ духовенства, 

приходской молодежи, изъявляющей желание (после соответствующего ее информирования и призыва) принять участие в апологетическом 

служении. Итогом построение такой работы могут стать и результаты апологетической деятельности, и катехизация, и миссионерство.
Источник: http://apologet.in.ua
 
 
© 2011 Православное богословие
Разработка сайта - Студия web-дизайна Stoff