Таинство Крещения Таинство Миропомазания Таинство Покаяния Таинство Причащения Таинство Елеосвещения Таинство Брака Таинство Священства

Православная пропедевтика предварительных знаний

8 Пасхальный канон

8 Пасхальный канон

в русском переводе

                                                                 Песнь 1-я


Ирмос:Воскресения день. Просветимся, люди! Пасха! Господня Пасха! Ибо от смерти к жизни и от земли на небо Христос Бог привел нас, поющих победную песнь.


       
Очистим чувства и увидим Христа, сияющего неприступным светом воскресения, и “радуйтесь” ясно услышим от Него, воспевая победную песнь.


       
Небеса достойно да веселятся, земля да радуется. Да празднует весь мир, видимый и невидимый; ибо восстал Христос — веселье вечное. 

Песнь
3-я


Ирмос:Придите, станем пить новое питие, не из камня бесплодного чудесно изводимое, но из источника нетления — гроба Христова, на Котором утверждаемся (Исх. 17:6).


       
Теперь всё наполнилось светом — небо, земля и (места) преисподние; да празднует вся тварь восстание Христа, на Котором утверждаемся.


       
Вчера я погребался с Тобою, Христе, сегодня восстаю с Тобою воскресшим; вчера я распинался с Тобою, Сам прославь меня с Тобою, Спаситель, в Царстве Твоем (Рим. 6:3). 

Песнь
4-я


Ирмос:Возвещавший о Боге Аввакум да станет с нами на Божественной страже и покажет нам светоносного Ангела, ясно восклицающего: ныне спасение миру, потому что воскрес Христос, как всесильный (Аввакум 2:1, Ис. 9:6).


       
Наша Пасха — Христос явился мужеским полом, как (сын) разверзший девственную утробу; назван Агнцем, как предлагаемый в пищу, — непорочным, как непричастный скверны, а как истинный Бог — наречен совершенным (Исх. 12:5).


       
Благословляемый нами венец — Христос, как однолетний агнец добровольно заклался за всех в очистительную Пасху, и опять из гроба нам воссиял Он, прекрасное Солнце правды.


       
Богоотец Давид в восторге скакал пред прообразовательным ковчегом; мы же, святой народ Божий, видя исполнение прообразов, да возвеселимся священно; ибо воскрес Христос, как всесильный (2 Цар. 6).


                                                                  Песнь 5-я


Ирмос:Восстанем глубоким утром, и вместо мира принесем песнь Владыке, и узрим Христа — Солнце правды, всех жизнью просвещающего.


       
Увидев безмерное милосердие Твое, Христе, содержимые в адовых оковах, радостно поспешили к свету, прославляя вечную Пасху.


       
Со светильниками в руках пойдем навстречу Христу, исходящему из гроба, как жениху, и с радостно празднующими чинами (Ангелов) будем праздновать спасительную Божию Пасху.


                                                                   Песнь 6-я


Ирмос:Сошел Ты, Христе, в преисподние места земли и сокрушил вечные заклепы, содержащие узников и в третий день, как Иона из кита, вышел из гроба (Иона 2:11).


       
Не повредив заключенной (утробы) Девы в рождении Твоем, Христе, Ты восстал из гроба, сохранив целыми печати, и отверз нам двери рая.


       
Спаситель мой, живая и, как Бог, незакалаемая Жертва! Добровольно приведя Себя к Отцу, Ты, восстав из гроба, воскресил вместе и родоначальника Адама.


                                                                    Песнь
7-я


Ирмос:Спасший отроков из печи, сделавшись человеком, страдает, как смертный, и Своим страданием облекает смертное в красоту бессмертия, единый Бог отцов, благословенный и препрославленный.


       
Богомудрые жены вслед за Тобою спешили с благовонными мастями; но Кого они, как мертвого, искали со слезами, Тому поклонились с радостью, как живому Богу, и Твоим ученикам, Христе, возвестили таинственную Пасху.


       
Мы празднуем умерщвление смерти, разрушение ада, начало другой, вечной жизни и в восторге воспеваем Виновника сего, единого Бога отцов, благословенного и препрославленного (Осия 13:14).


       
По истине священна и достойна всякого торжества сия спасительная и светозарная ночь, предвозвестница светоносного дня воскресения, в которую вечный Свет во плоти для всех воссиял из гроба.


 

Песнь
8-я


Ирмос:Сей именитый и священный день, единственный, царь и господь среди суббот, — праздник из праздников и торжество из торжеств; в этот день благословим Христа во веки.


       
Придите, в славный день воскресения, приобщимся нового виноградного плода, божественного веселья, Царства Христова, воспевая Его, как Бога, во веки.


       
Возведи взоры твои, Сион, и посмотри вокруг себя: вот стеклись к тебе — как богосветлые светила от запада, севера, моря и востока — дети твои, благословляющие в Тебе Христа во веки (Ис. 60:4).


       
Отец Вседержитель, и Слово, и Дух, — Существо единое в трех Лицах, всевышнее и Божественное! В Тебя мы крестились и Тебя будем благословлять во все веки.


                                                                     Песнь
9-я


Ирмос:Просвещайся, просвещайся, новый Иерусалим; ибо слава Господня воссияла над тобою; торжествуй теперь и веселись Сион. Ты же, Чистая (Богородице), радуйся о восстании Рожденного тобой! (Ис. 60:1).


       
О, как божественно, любезно и радостно слово Твое, Христе! Ты обещал непременно с нами быть до кончины века. Имея это опорой надежды, мы, верные, радуемся (Мат. 28:20).


       
О Пасха, великая и священная, Христе! О премудрость, Слово Божие и сила! Удостой нас совершеннее приобщаться Тебе в нескончаемый день Твоего Царства (1 Кор. 5:7; 13:12).


  Примечания  1. О чуде воскресения Христа из мертвых свидетельствует благодатный огонь, который ежегодно в Пасхальную ночь сходит (загорается) в иерусалимском храме Воскресения Христова, построенном на месте погребения и воскресения Спасителя.


Возникновение этого огня — необъяснимо. При своем появлении благодатный огонь не обжигает и его пламенем можно водить по лицу. Только через некоторое время огонь приобретает свою нормальную температуру. Православный иерусалимский патриарх (или его заместитель), получив благодатный огонь, зажигает им свечи, которые тут же раздает многочисленным богомольцам, собравшимся в храме.


Чудесный огонь производит на всех присутствующих в храме огромное впечатление и вызывает радость. Замечательно еще то, что благодатный огонь сходит только для православных и всегда на православную Пасху. Представители других вероисповедований, которые тоже служат в этом храме, благодатного огня не получают. Смотри подробнее об этом в особой статье в конце этой работы.


       2. Еврейская Пасха празднуется в 14-й день лунного месяца Нисана. Этот день всегда приходится весной, на полнолунье.


С еврейской Пасхой тесно связана христианская Пасха. Первый Вселенский Собор, собравшийся в Никее в 325-ом году, постановил праздновать христианскую Пасху в воскресный день в период весеннего равноденствия, и обязательно после еврейской Пасхи.


Руководствуясь этим постановлением Собора и астрономическими вычислениями, александрийские ученые выработали систему исчисления дня православной Пасхи на каждый год. Так возникла “Пасхалия” — таблица дней Пасхи на многие годы вперед. Чередование пасхальных дней повторяется каждые 532 года (индиктион).


Согласно пасхалии,
самая ранняя православная Пасха приходится 22 марта по старому стилю (4-го апреля по новому стилю), а самая поздняя — 25-го апреля по стар. стилю (8-го мая по нов. стилю). С передвижением Пасхи передвигаются и зависящий от нее Великий пост и праздники Входа Господня в Иерусалим (за неделю до Пасхи), Вознесения Господня (на 40-й день после Пасхи) и Троицы (на 50-й день после
Пасхи).

        3. Воскресение Иисуса Христа было засвидетельствовано Ангелами: Мт. 28:5-7, Мр. 16:5-7, Лк. 24:4-7,23; Апостолами: Деян. 1:22, 2:32, 3:15, 4:10 и 33, 5:30-32, 10:29-41, 13:31, 1 Кор. 15:15; Его врагами: Мт. 28:11-15; и, больше всего, — тем морем чудес, которые совершались и продолжают
совершаться именем Господа нашего Иисуса Христа.

 
 
© 2011 Православное богословие
Разработка сайта - Студия web-дизайна Stoff