Таинство Крещения Таинство Миропомазания Таинство Покаяния Таинство Причащения Таинство Елеосвещения Таинство Брака Таинство Священства

Православная пропедевтика предварительных знаний

87 Соборование

87 Соборование

В церкви у свечного ящика негромко беседовали две женщины. Одна, помоложе, жаловалась: «Вот, болею уже давно. По врачам хожу, а толку мало. Теперь решила собороваться, знакомые посоветовали».


Ее собеседница всполошилась: «Да ты что, милая, разве тебе можно? Ты ведь замужем?» – «Замужем». – «Так нельзя тебе собороваться, иначе потом спать с мужем не положено».


 


Случайно оказавшийся свидетелем этого разговора, я счел своим долгом вмешаться.


Стал доказывать, что нет никаких церковных запретов на супружескую жизнь после соборования. Слова возымели действие, и старшая из женщин сказала: «Ничего-то мы не знаем. А бабушки наговорят всякого, вот и выходит путаница».


Действительно, ни с каким таинством не связано столько суеверий и предрассудков, как с соборованием.


Что только не услышишь от пожилых прихожанок, мнящих себя знатоками церковного Устава! Говорят, что после соборования нельзя мыться, есть мясо, нужно поститься по понедельникам; а главное – что принимать это таинство можно только умирающим.


Все это неправда.


Таинство соборования, или елеосвящения, как оно называется в богослужебных книгах, установлено Господом Иисусом Христом.


В Евангелии от Марка мы читаем, как апостолы, проповедуя по всей Палестине, мазали больных маслом и исцеляли их.


Наиболее полно сущность этого таинства раскрыта апостолом Иаковом в его Соборном послании: «Болен ли кто из вас,
пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне.


И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14-15).


Итак, елеосвящение – таинство исцеления. Православный писатель XIX века Е.Поселянин писал: «Вовсе не сказано, что болезнь должна быть смертельной, или чтобы человек находился в беспомощном состоянии.


Не надо забывать, что в христианстве страдание душевное признается тоже болезнью…


Итак, если я страдаю духом от смерти близких людей, от горя, если мне необходим какой-нибудь благодатный толчок, чтобы собраться с силами и снять с себя путы отчаяния, – я могу прибегать к соборованию».


Но и в телесной болезни человеку необходимо обращаться к Богу с молитвой, не надеясь только на врача, который есть орудие Божьего Промысла.


Обычно соборование совершается на дому, у постели болящего, но в Великом Посту оно бывает в храмах.


В ходе таинства, которое совершает несколько священников («собор»), освящается елей – растительное масло, прочитываются 7 Апостолов и Евангелий, 7 пространных молитв.


После каждого чтения батюшка помазует соборующимся голову, грудь, руки и ноги. Елей – образ милости Божией, любви и
сострадания (вспомним притчу о милосердном самарянине).


Кроме исцеления от болезней, елеосвящение дарует нам прощение забытых грехов (но не сокрытых сознательно).

По немощи памяти человек может исповедать не все свои согрешения, поэтому не стоит и говорить, как велика ценность соборования. Физически здоровые люди не могут прибегать к этому таинству без благословения священника.
 
 
© 2011 Православное богословие
Разработка сайта - Студия web-дизайна Stoff