Ближайшие важные православные даты
29 марта – Иулиан Аназарвский, мч
29 марта – Папа Ларандский, Селевкийский, мч
29 марта – Савин Ермопольский (Египетский), мч
<Март 2024> | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Православная пропедевтика предварительных знаний
164 О том, что должно остерегаться, чтобы никого не осуждать
Древний патерик:
Глава 9.
- Некогда
в киновии аввы Илита случилось с братом искушение. Будучи изгнан оттуда,
он ушел в гору к авве Антонию. Когда брат пробыл у него несколько времени,
Антоний послал его опять в киновию, из которой он вышел. Но братия, увидев
его, опять изгнали. Брат, возвратившись к авве
Антонию, говорит ему: не захотели принять меня, отче! Тогда старец послал
его с такими словами: корабль потерпел крушение на море, потерял груз свой
и сам с трудом спасся у берега. Братия, услышав, что послал его авва
Антоний, тотчас приняли его.
- Один
согрешивший брат выслан был пресвитером из церкви. Авва Виссарион встал и
вышел вместе с ним, говоря: и я также грешник.
- Авва
Исаия сказал: если придет к тебе помысл осудить ближнего в каком-либо
грехе, то сначала подумай о себе самом: не более ли его сам ты грешен? И
если ты думаешь, что делаешь доброе, не надейся, что ты угодил Богу. Тогда
не дерзнешь осуждать ближнего.
- Еще
сказал: в неосуждении ближнего и в неуничижении его заключается
спокойствие совести.
- Авва
Исаак Фивейский пришел в киновию, увидел брата, впадшего в грех, и осудил
его. Когда возвратился он в пустыню, пришел ангел Господень, стал пред
дверьми кельи его и говорил: не пущу тебя войти. Авва умолял его, говоря:
какая сему причина? Ангел сказал ему в ответ: Бог послал меня к тебе,
говоря: спроси его, куда велит Мне бросить падшего брата? Авва Исаак тотчас
повергся на землю, говоря: согрешил пред Тобою, прости мне! Ангел сказал
ему: встань, Бог простил тебе, но впредь берегись осуждать кого-либо
прежде, нежели Бог осудит его.
- Рассказывали
об авве Марке Египетском: он прожил тридцать лет, не выходя из своей
кельи. К нему имел обыкновение приходить пресвитер и совершать для него
Святое Приношение [ 1 ], Диавол, видя
крепкое терпение мужа, злоумыслил искусить его и внушил одному бесноватому
идти к старцу, будто бы для молитвы. Страждущий, прежде всякого слова,
закричал старцу, говоря: пресвитер твой грешник, не позволяй ему более
ходить к тебе. Авва Марк сказал ему: сын мой! В Писании сказано: не
судите, да не судими будете (Мф. 7: 1). Впрочем, если он и грешник,
Господь простит его; я и сам грешник, больше нежели он. Сказав
это, он, сотворив молитву, изгнал из человека демона и исцелил его. Когда,
по обыкновению, пришел пресвитер, старец принял его с радостью. И
Бог, видя незлобие старца, явил ему некоторое знамение, ибо когда
пресвитер намеревался приступить к святой трапезе, я увидел, - рассказывал
сам старец, - ангела, сходящего с неба, он положил руку свою на главу
пресвитера, и сей сделался непорочным, стоя при Святом Приношении, как
столб огненный. Когда же я удивлялся на это
видение, услышал глас, говорящий мне: что ты дивишься, человек, сему
явлению? Если
и земной царь не позволяет своим вельможам предстоять пред собою в грязной
одежде, но требует от них великолепия, тем более Божественная сила не
дозволит служителям Святых Таин предстоять гнусными пред небесною славою?
И блаженный Марк удостоился такого знамения за то, что не осудил
пресвитера.
- Некогда
в скиту брат пал в грех. Братия, собравшись, послали за аввою Моисеем, но
он не хотел идти. Тогда послал к нему пресвитер с такими словами: иди,
тебя ожидает собрание. Авва, встав, взял худую корзину, наполнил ее песком
и так пошел. Братия, вышедши к
нему навстречу, спрашивают его: что это значит, отец? Старец отвечал им:
это грехи мои сыплются позади меня, но я не вижу их, а пришел теперь
судить чужие грехи. Братия, услышав это, ничего не стали говорить брату,
но простили его.
- Авва
Иосиф спросил авву Пимена: скажи, как мне сделаться монахом? Старец
отвечал: если хочешь покоя и здесь и в будущем веке, то при всяком деле
говори: кто я? И никого не осуждай.
- Еще
брат спросил его: если я увижу грехопадение брата моего, хорошо ли скрыть
его? Старец говорит ему: когда мы покроем согрешение брата своего - и Бог
покроет наши согрешения, а когда мы обнаружим грех брата - и Бог объявит
наши грехи.
- Некогда
в киновии брат пал в грех. В тех местах был отшельник, который долгое
время никуда не выходил. Авва киновии пошел к сему отшельнику и рассказал
ему о падшем брате. Изгоните его, - сказал отшельник. Брат, будучи изгнан
из киновии, от сильной скорби заключился в пещеру и плакал в ней.
Случилось там проходить братиям к авве Пимену, они услышали его плачущего.
Вошедши в пещеру, нашли
его в великой скорби и стали упрашивать, говоря: пойдем с нами к авве
Пимену. Он не хотел и сказал: я здесь умру, ибо согрешил. Братия, пришедши
к авве Пимену, рассказали ему о брате. Старец упрашивал их и посылал к
брату, говоря: скажите ему: авва Пимен зовет тебя. Они пошли и привели
его. Старец, видя брата
сокрушенным, встал, облобызал его, обращался с ним ласково и просил
вкусить пищи. Между тем авва Пимен послал одного из братий сказать
отшельнику: много уже лет слыша о тебе, я желал видеть тебя, но по лености
нашей мы не виделись друг с другом. А теперь, по воле Божией и по
оказавшемуся случаю, потрудись прийти сюда и повидаемся. А отшельник
никуда не выходил из кельи своей. Выслушав слова сии, он сказал: если бы
не Бог внушил старцу, он не послал бы за мною. И вставши, он пошел к нему.
Облобызав друг друга с радостью, они сели. Авва Пимен сказал ему: в одном
месте были два человека и каждый имел у себя мертвеца. Один из них оставил своего
мертвеца и ушел плакать над мертвецом другого. Отшельник, выслушав, пришел
в сокрушение от сего слова, вспомнил, что сделал, и сказал: Пимен - горе,
на небе; а я - долу, на земле.
- Брат
спросил авву Пимена: что мне делать? Сидя в келье, я прихожу в уныние.
Старец говорит ему: никого не уничижай, не осуждай и не оговаривай - и Бог
дарует тебе спокойствие, и сидение твое будет невозмущенно.
- Однажды
было собрание в скиту. Братия говорили о грехопадении брата. Но авва Пиор
молчал. Потом, встав, он вышел и, взяв мешок, наполнил его песком и нес за
спиною. Насыпав также немного песку в корзину, нес ее перед собою. Отцы
спрашивали его: что бы это значило? Он
отвечал: этот мешок, в котором много песку, означает мои грехи, их много,
но я оставил их позади себя, потому что я не раскаиваюсь в них; а вот это
- немногие грехи брата моего; они пред глазами моими, и я смущаюсь ими,
осуждая брата. Но не следовало бы так делать! А
лучше бы мне свои грехи носить перед собою, скорбеть о них и умолять Бога
о помиловании себя. Отцы, выслушав сие, сказали: поистине - это есть путь
спасения!
- Авва
Пафнутий сказывал: однажды, путешествуя, я по причине тумана сбился с
дороги и очутился близ одного селения. Там встретил я некоторых, срамно
говоривших. Устранившись, я пал пред лицом Бога, осуждая себя самого. И
вот ангел идет ко мне с мечом и говорит: Пафнутий! Все
осуждающие братий своих погибнут от меча сего. Но ты хорошо сделал, что не
осудил их, а смирил себя пред Богом, как будто бы ты совершил грех их.
Посему имя твое вписано в книгу жизни.
- Сказал
старец: не осуждай блудника, хотя ты и целомудрен, потому что и сам ты,
также как он, преступаешь закон. Ибо Сказавший: не прелюбы сотвори (Мф. 5: 27), сказал также: не суди (Мф. 7: 1).
- К
некоему отшельнику ходил один пресвитер, совершая для него приношение
Святых Таин. Некто, пришедши к сему отшельнику, наговорил на пресвитера,
что он грешник. Когда пресвитер пришел по обычаю совершать приношение,
отшельник, соблазнившись, не отворил ему двери. Пресвитер ушел. И вот был глас от
Бога, говорящий отшельнику: люди взяли суд Мой! Отшельник пришел как бы в
исступление и видит кладезь золотой и бадью золотую, и веревку золотую, и
воду весьма хорошую; видит и некоторого прокаженного, черпающего и наливающего
в сосуд. Он, томясь
жаждою, не хотел пить, потому что черпал прокаженный. И вот опять был глас
к нему: почему ты не пьешь от воды сей? Какую вину имеет черпающий? Он
черпает только и наливает. Когда пришел в себя отшельник и размыслил о
смысле видения, призвал пресвитера и просил его по-прежнему совершать для
него приношение Святых Таин.
- Были
два брата в киновии и каждый из них удостоился видеть благодать Божию на
брате своем. Однажды случилось, что один из них в пяток вышел из киновии и
увидел кого-то, евшего утром. Он сказал ему: в пяток ты ешь в такой час? В
следующий день было собрание, и по обычаю брат, взглянув на него, увидел,
что благодать отступила от него, и опечалился. Когда пришел в
келью, говорит ему: что ты сделал, брат, ибо я не вижу на тебе, как видел
прежде, благодати Божией. Я, - отвечал он, - ни на деле, ни в помышлении
не знаю в себе ничего худого. Не говорил ли ты какого слова? - сказал ему
брат. Тот, вспомнив, отвечал: да! Вчера увидал я одного, евшего утром, и
говорил ему: ты в пяток ешь в такой час? Вот мой грех! Но
потрудись со мною две недели и помоли Бога, чтобы Он простил мне. Они так
и поступили. По прошествии двух недель брат увидел благодать Божию, опять
сошедшую на брата своего. Они утешились и благодарили Бога.
- Один
из отцев, увидев некоего согрешающего, сказал с горькими слезами: сей ныне
пал, а я - завтра.
- Старец
сказал: если кто согрешит когда пред тобою, не осуждай его, но считай себя
грешником более его.
- Авва
Пимен, когда пришел на жительство в страны Египта, то довелось ему жить
подле брата, имеющего жену. Старец знал это, но никогда не обличал его.
Случилось жене родить ночью, и старец, узнав об этом, призвал к себе
меньшего брата и сказал: возьми с собою один сосуд вина и отдай соседу,
ибо он теперь нуждается в этом. А братия
не разумели его поступка. Посланный сделал так, как повелел ему старец.
Брат, приняв это на пользу и покаявшись, через несколько дней отпустил
жену, наградив ее на случай нужды, и сказал старцу: отныне я каюсь! И, ушедши от него,
выстроил себе поблизости келью, и из нее входил к старцу. Старец наставлял
его на путь Божий и приобрел его (сравн. Мф. 18: 15).
- Некоторые
из отцев спрашивали авву Пимена: если мы увидим согрешающего брата,
позволишь ли обличить его? Старец отвечал им: а когда мне нужно бывает
проходить по тому месту, где могу я видеть его во грехе, прохожу мимо и не
обличаю его.
- Еще
сказал старец: в Писании сказано: яже видеста очи твои, глаголи (Притч. 25: 8), а я советую вам не говорить даже и о том, что осязали вы
своими руками. Один брат обманулся таким образом: представилось ему, будто
брат его грешит с женщиною; долго боролся он сам с собою, потом подошел с
той мыслью, какую имел, и толкнул их ногой, говоря: перестаньте, наконец! Но оказалось, что то были пшеничные класы (колосья - прим. ред.).
Потому-то я и сказал вам: не обличайте, если даже и будете осязать руками
своими.