Ближайшие важные православные даты
20 апреля – Авкт Амфипольский (Македонский), мч
20 апреля – Аркадий (Добронравов), протоиерей, сщмч
20 апреля – Евдокия (Павлова), послушница, прмц
<Апрель 2024> | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 |
Православная пропедевтика предварительных знаний
163 О том, что ничего не должно делать напоказ
Древний патерик:
Глава 8.
- Авва
Антоний услышал об одном молодом монахе, что он сотворил на пути такое
чудо: увидев некоторых старцев, которые путешествовали и утомились на
пути, он велел диким ослам подойти к ним и на себе нести старцев, пока не
дойдут до Антония. Когда старцы рассказали об
этом авве Антонию, он сказал им: мне кажется, что монах сей есть корабль,
исполненный благ, но не знаю, войдет ли он в пристань. Спустя несколько
времени авва Антоний вдруг начал плакать, рвать на себе волосы и рыдать.
Ученики спросили его: о чем плачешь, авва? Старец отвечал им: сейчас пал
великий столп Церкви! Это он говорил о молодом монахе. Но пойдите сами к
нему, продолжал он, - и посмотрите, что случилось! Ученики идут и находят монаха
сидящим на рогоже и оплакивающим грех, который он сделал. Увидев учеников Антония, монах
говорит им: скажите старцу, чтобы он умолил Бога дать мне только десять
дней жизни, - и я надеюсь очистить грех свой и покаяться. Но по прошествии
пяти дней он скончался.
- Некоторые
братия и монахи хвалили авве Антонию одного монаха. Антоний сравнениями
испытывал, перенесет ли он уничижение и, увидев, что не переносит
презрения, сказал ему: ты подобен селу, которое спереди красиво, а сзади
разграблено разбойниками.
- Говорили
об авве Арсении и авве Феодоре Фермейском, что они более всякого зла
ненавидели славу пред человеками. Почему авва Арсений редко показывался
кому-либо, а авва Феодор, хотя и показывался людям, но был для них, как
меч.
- Авва
Исаия сказал: великий и важный подвиг - победить тщеславие и преуспеть в
разум Божий. Ибо впадший в руки злой сей страсти, тщеславия, очуждается
мира и сердце его ожесточается к святым людям, и в довершение зла он
впадает в высокоумие, а таковая гордость есть мать всех зол. Ты же, верный раб Христов,
держи в сокровенности делание свое и остерегайся, со скорбью сердца, как
бы из человекоугодия не погубить мзды твоего делания. Ибо делающий напоказ
людям уже воспринимает мзду свою (Мф. 6: 2), как сказал Господь.
- Еще
сказал он: любящий прославляться от людей не может быть без зависти; а
имеющий зависть не может приобрести смиренномудрия; таковой предал душу
свою врагам своим: они вовлекают ее во всякое зло и погубляют ее.
- Еще
сказал: убегай тщеславия - и удостоишься славы Божией в будущем веке.
- Некто
Евлогий, ученик святого Иоанна, архиепископа Константинопольского,
пресвитер и подвижник, постился но два дня, а иногда продолжал пост и по
целой неделе, вкушая только хлеб с солью, и был прославляем людьми. Пришел
он к авве Иосифу в Панефо, надеясь найти у него еще большую строгость в
жизни. Старец принял его с
радостью и предложил в утешение все, что имел. Но ученики Евлогия говорят:
пресвитер, кроме хлеба с водой и солью, ничего другого не ест. Авва же
Иосиф ел молча. В продолжение трех дней посетившие не слышали, чтобы авва
Иосиф и ученики его пели или молились. Ибо они это делали тайно. Евлогий и
ученики его пошли, не получив никакой пользы. По устроению же Божию
сделалось темно - и они, заблудившись на пути, воротились к старцу. Прежде
нежели постучались, они услышали, что авва Иосиф и ученики его поют. Долго
простояв, наконец постучались. Старец принял их с радостью. Ученики Евлогия, так как
был сильный жар и Евлогий томился жаждою, налили в сосуд воды и подали
ему. Вода эта была смешана из морской и речной, и Евлогий не мог пить.
Размышляя сам с собою, Евлогий припал к старцу и просил его объяснить
причину поведения их, говоря: авва, что это значит: прежде вы не пели, а
теперь, когда мы ушли, стали петь? И, взяв сосуд, чтобы напиться
воды, я нашел в нем соленую воду. Старец отвечал ему: брат неосторожен и
по ошибке примешал морской воды. Евлогий продолжал просить старца, желая
узнать истину. И Иосиф сказал ему: та малая чаша вина есть чаша любви, а
это - вода, которую всегда пьют братия. И научил его
рассуждению помыслов и отсек от него человеческое. Евлогий сделался
снисходителен и впоследствии ел все предлагаемое, научился и сам делать
втайне и сказал старцу: подлинно, ваше делание есть истинное.
- Брат
пришел однажды к авве Феодору Фермейскому и пробыл при нем три дня, прося
у него наставления. Но авва не отвечал ему, и брат пошел печальный. Ученик
аввы говорит ему: авва, почему ты не сказал брату слова? Он пошел с
печалью. Старец отвечал ему: правда, я не сказал ему слова, но потому, что
он торговец и хочет прославляться чужими словами.
- Другой
брат спросил его: хочешь ли, авва, в продолжение нескольких дней не буду
есть хлеба? Хорошо сделаешь, - отвечал авва, - я сам сделал так же. Брат
говорит ему: итак, я хочу снести чечевицу мою на толчею, чтобы сделать из
нее муку. Авва Феодор отвечал ему: если ты опять хочешь идти на толчею, то
сделай себе хлеб: какая же теперь нужда такого выноса чечевицы?
- Иной
брат пришел к нему и начал говорить и рассуждать о таких делах, в которых
он еще не упражнялся. Старец говорит ему: ты еще не приобрел корабля, не
положил на него своих пожитков и прежде плавания уже прибыл в город. Но
наперед сделай дело, а потом приходи рассуждать о том, о чем теперь
говоришь.
- Авва
Кассиан рассказывал: пришел брат к авве Серапиону; старец убеждал его
сотворить молитвословие по последованию [ 1 ]; но брат отказался, называя себя грешником,
недостойным и самого образа монашеского. Старец хотел омыть ему ноги, но
брат не допустил его под тем же предлогом. Авва убедил его вкусить
пищи - и в то время, как он ел, старался с любовью вразумить его, говоря:
сын мой! Ежели хочешь себе пользы, то сиди в келье своей, будь внимателен
к себе и к своему рукоделию, ибо, выходя из кельи, ты не получишь столько
пользы, сколько пребывая в ней. Брат, выслушав наставление, огорчился и
так изменился в своем лице, что это не могло укрыться от старца. Посему авва Серапион
сказал ему: вот сейчас ты говорил: я грешник, - обвинял себя, как
недостойного жизни, а теперь так рассердился, когда я с любовью напомнил
тебе о долге! Если хочешь быть истинно смиренным, то учись твердо
переносить сказанное тебе от другого и не говори праздных слов. Брат,
выслушав сие, раскаялся пред старцем и удалился от него, получив большую
пользу.
- Областной
правитель, слышав об авве Моисее, пришел однажды в скит, чтобы видеть его.
Об этом сказали
старцу; он встал и побежал к болоту. Правитель, встретившись с ним,
говорит ему: скажи нам, старец, где келья аввы Моисея? Авва отвечал: чего
вы хотите от него? Он человек глупый и грешный. Правитель,
когда пришел в церковь, сказал клирикам: я слышал о делах аввы Моисея и
пошел посмотреть его; и вот встретился с нами старец на дороге в Египет.
Мы спросили у него: где келья аввы Моисея? А он отвечал нам: чего вы
хотите от него? Он человек глупый и грешный. Выслушав это,
клирики опечалились и спросили: какой по виду этот старец, который так
поносил святого? Им отвечали: старец был высокий и черный, в ветхой
одежде. Тогда
клирики сказали: это сам авва Моисей, он сказал это на самого себя, потому
что не желал встретиться с вами. Правитель возвратился, получив большую
пользу.
- Брат
спросил авву Матоя: если я уйду жить в какое-либо место, то как
присоветуешь мне жить там? Старец отвечает ему: в каком бы месте ни жил
ты, не старайся выказывать свое имя тем, что не ходишь в собрание или не
ешь на вечери любви. Это приобретет тебе пустую славу, а впоследствии
будет беспокоить тебя, ибо мирские люди, где слышат об этом, туда и бегут.
- Авва
Нестерой Великий ходил однажды по пустыне с одним братом. Увидев дракона,
они побежали. Брат говорит ему: и ты, отец, боишься? Старец отвечал: нет,
сын, я не боюсь; но мне нужно было убежать, иначе я не убежал бы от духа
тщеславия.
- Некогда
правитель страны пожелал видеть авву Пимена, но старец не позволил увидеть
себя. Правитель после того взял сына сестры его, будто бы за какое-то
преступление, и посадил в тюрьму, сказав: если хочет старец, пусть просит
за него, я отпущу его. Сестра Пимена со слезами
пришла к дверям кельи его, но старец ничего не отвечал ей. Она начала
поносить его и взывала: медное сердце! Сжалься надо мною, у меня один
только сын и есть! Старец послал сказать ей: Пимен не родил детей. Сестра
так и ушла от него. Правитель, узнав об
этом, сказал: хотя бы он только словесно приказал мне - и я бы отпустил
его. Но старец отзывался так: исследуй по законам: если он достоин смерти,
пусть умрет; а если нет, то делай что хочешь.
- Авва
Пимен сказал: усильно домогающийся любви человеческой, лишает себя любви
Божией. Нехорошо всем нравиться, ибо сказано: горе, егда добре рекут
вам вси человеци (Лк. 6: 26).
- Еще
сказал: приучай сердце твое соблюдать то, чему учит язык твой.
- Еще
сказал: люди совершенны только на словах, а делают очень мало.
- Некогда
авва Аделфий, епископ Нилопольский, с братиями пришел к авве Сисою в гору
святого Антония. Это было постом. Старец убедил их вкусить пищи утром. Когда они начали есть, вот некоторые
стучатся в дверь. Старец Сисой сказал ученику своему: дай им немного
кашицы: они устали. Нет, - сказал ему епископ, - оставь это, чтобы не
сказали, что авва Сисой с утра ест. Старец, выслушав его, сказал ученику:
пойди, дай им, о чем я говорил тебе. Те же, увидев кашицу,
говорили: у вас есть странники, и старец не ест ли вместе с вами? Да, -
отвечал им брат. Они стали скорбеть и говорили так: да простит вам Бог,
что вы заставили старца в этот час вкусить пищи! Или вы не знаете, что за
эту малую пищу он будет изнурять себя в продолжение многих дней? Услышав
это епископ поклонился старцу, и говорит: прости мне, авва, я помыслил
человеческое, а ты сделал, как угодно Богу. Авва Сисой отвечает ему: если
Бог не прославит человека, то слава человеческая ничего не значит.
- Авва
Амун Раифский говорил авве Сисою: когда я читаю Писание, то помысл внушает
мне искать изящного слова, дабы я мог что-либо сказать пред людьми. Нет
нужды стараться об этом, - сказал ему старец, - но лучше в чистоте ума
приобретай себе то, о чем надобно помышлять и говорить.
- Некогда
областной начальник пришел видеть авву Симона. Авва, услышав об этом,
опоясался и влез на финиковое дерево, чтобы очистить его. Пришедшие
кричали ему: старец, где здесь отшельник? Здесь нет отшельника, - отвечал
авва. Получив такой ответ, они удалились.
- В
другое время пришел иной начальник посмотреть на Симона. Клирики
предварили авву и сказали: авва, приготовься! Один начальник, услышав о
тебе, идет принять от тебя благословение. Хорошо, я приготовлюсь, - сказал
Симон. Надев на
себя кентон [ 2 ] и взяв в
руки хлеба с сыром, авва вышел к воротам, сел и начал есть. Начальник
пришел со своей свитой и, увидев старца, посмотрел на него с презрением и
говорил: это ли отшельник, о котором слышали? И отвернувшись, они тотчас
удалились.
- Святая
Синклитикия сказала: как открытое сокровище оскудевает, так и добродетель
узнаваемая и разглашаемая помрачается; как тает воск от огня, так и душа
от похвал рассеивается и теряет свою силу.
- Еще
сказала: невозможно в одно и то же время быть траве и семени; так точно
невозможно при окружающей нас мирской славе сотворить плод небесный.
- Некогда
во время праздника в Келлиях братия вкушали трапезу в церкви. Там был
брат, не евший вареной пищи. Прислужнику сказали: один из братий говорит:
я не ем вареного, но соль. Прислужник
подозвал другого брата и сказал пред всем собранием: такой-то брат не ест
вареного, принеси ему соли. Тогда встал один из старцев и сказал брату:
лучше бы тебе сегодня есть в своей келье мясо, нежели услышать такое слово
пред всем собранием.
- Один
брат подвижник, не евший хлеба, пришел к одному великому старцу. Там
случились и другие странники. Старец
приготовил им немного вареной пищи. Когда они сели, чтобы вкусить, брат-подвижник
положил для себя только размоченной чечевицы, и они ели. Когда встали,
старец отвел его и наедине сказал: брат, если ты придешь к кому, не
открывай образа жизни своей, и если хочешь сохранить оный, сиди в своей
келье и никуда не выходи. Убежденный словом старца, он
стал снисходительным при встрече с братиями.
- Сказывали
о скитских подвижниках: если кто видел их дела, то они считали их уже не
добродетелью, но грехом.
- Старец
сказал: человекоугодие истребляет всю сочность человека и делает его
сухим.
- Еще
сказал: открывающий и разглашающий добрые дела свои подобен сеющему на
поверхности земли: прилетают птицы небесные и съедают семя. А скрывающий
житие свое подобен сеющему на браздах пашни: он пожнет обильный плод.
- Старец
сказал: или беги, удаляясь от людей; или шути с людьми и миром, делая из
себя юродивого.
- Рассказывал
один из отцев: в Палестине при реке, близ села, где пребывал блаженный
Силуан, жил один брат, принявший на себя юродство. Если встречался с ним
брат, он тотчас начинал смеяться, так что впоследствии все чуждались его и
удалялись. Случилось трем отцам прийти к авве Силуану. По совершении молитвы они просят
его послать с ними кого-либо, дабы посмотреть на братий в келиях их. Они
говорили старцу: окажи любовь, прикажи брату сводить нас ко всем братиям.
Старец при них сказал брату: своди их ко всем отцам, а наедине сказал ему:
смотри, не води их к юродивому брату, дабы не соблазнились. Проходя по келиям
братий, отцы говорили провожавшему: окажи любовь - своди нас ко всем
братиям. Хорошо, - говорил он им. Но, по слову старца, не водил их в келью
юродивого. Когда они возвратились к старцу, он спросил их: видели братий?
Да, - отвечали они, - благодарим! Только мы скорбим о том, что не ко всем
ходили. Старец говорит
провожавшему их: не говорил ли я тебе - ко всем своди их? Я так и сделал,
-отвечал брат. Уходя, отцы опять сказали старцу: искренно благодарим тебя,
что видели братий, но только о том скорбим, что не всех видели. Тогда
наедине брат говорит старцу: я не водил их к юродивому брату. Как скоро ушли отцы, старец
рассуждая сам с собою о случившемся, уходит к этому брату, принявшему на
себя юродство, и, не постучавшись, но тихонько отворивши дверь, внезапно
входит к нему и находит его сидящим на скамейке, и при нем две корзины:
одна с правой стороны, а другая - с левой. Как скоро он увидал старца, то
по обычаю начал смеяться. Старец говорит
ему: оставь это теперь и объясни мне, что значит сидение твое? Он опять
засмеялся. Авва Силуан говорит ему: ты знаешь, что я кроме субботы и
воскресения не выхожу из кельи, но ныне вышел я среди седмицы, ибо Бог мой
послал меня к тебе. Устрашенный сим, брат повергся
пред старцем и говорит ему: прости мне, отец, я каждое утро сажусь, имея
пред собою сии камешки, и если родится во мне добрый помысл, кладу камешек
в эту корзину, а если злой - кладу в левую корзину; вечером считаю
камешки. И если найду
их более в правой корзине, то вкушаю пищу, а если в левой, то не вкушаю. И
если утром опять придет ко мне злой помысл, то говорю себе самому: смотри,
что ты делаешь, ты опять не должен есть! Услышав это, авва Силуан
подивился и сказал: поистине приходившие отцы были святые ангелы, желавшие
объявить добродетель брата, ибо в пришествие их произошла во мне великая
радость и веселие духовное.
[1] Т.е. по церковному уставу.
[2] Кентон - одежда, сшитая из многих разноцветных лоскутков, каковую носили люди бедные, рабы и т.п.