Ближайшие важные православные даты
4 декабря – введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
4 декабря – Введение во храм Пресвятой Богородицы
5 декабря – Авенир (Синицын), инок, прмч
<Декабрь 2024> | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | ||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 |
Православная пропедевтика предварительных знаний
117 Почитание Божией Матери в России
Изначально в писании святых отцов встречаем мы указания только на два удела Богоматери: Иверию и святую гору Афон. Однако уже очень скоро после принятия Православия на Руси положение
изменилось.
С великим благоговением и трепетом позволили себе наши предки дерзновенно отнести к числу уделов Пресвятой Богородицы и третий – Русскую землю, нашу Россию, свет веры Христовой в которую проник еще в I веке вместе с апостолом Андреем Первозванным, водрузившим Крест на Киевских горах.
С тех пор как святой апостол основал первую христианскую общину и основал храм в Херсонесе, Россия прошла многовековой путь от раздробленных языческих племен до православного государства со столицей Москвой – третьим Римом.
Принимая в святом Крещении Православие, русский народ получил и всю полноту проявления своей исторической личности во Христе.
На протяжении веков наш народ являл собой и являет поныне единую Церковь Христову, тело Христово. Приснодева Мария, будучи Матерью Пречистого Тела Господа Иисуса Христа, является и Матерью Церкви как Тела Христова.
А это значит, что Церкви Христовой неизбежно сообщаются черты и свойства Богоматери, в образе Ее служения Своему Сыну Христу.
Русским народом это было удивительно точно восчувствовано и воспринято. В его духовном облике появился ярко выраженный «богородичный характер», который был отмечен многими исследователями русской святости.
Богородичный дух и характер русской души формировались прежде всего под влиянием монашества, которое началось и развилось с возникновением знаменитого Киево-Печерского монастыря, основанного в начале XI века преподобным Антонием Печерским и ставшего образцом для всех будущих монастырей России.
При Феодосии Печерском, стараниями которого был получен и введен в Лавре студийский монашеский устав (устав преподобного Феодора Студита, написан для Студийского монастыря, подробно описывает обязанности по монастырским должностям и послушаниям – прим. ред.).
Не случайно было появление в Киеве преподобного Антония Печерского. Долгое время подвижник пребывал на святой горе Афон, пока игумену обители не было указано от Бога, чтобы он отпустил Антония в Россию.
И вот, как повествует Киево-Печерский патерик, «Антоний… придя в Киев… и взыде на холм и возлюби место то, помолился Богу со слезами, глаголя: “Господи, да будет на месте сем благословение святыя Афонския горы”… и валися тамо, руками же своими прилежно копаша пещеру большу… Тогда прииде к преподобному Антонию в пещеру и преподобный Феодосий… и другие».